Слайд 1
Медико-психологическое консультирование до и после теста на ВИЧ-инфекцию
Н.В.Филкова – заведующая отделением
профилактики Республиканского Центра СПИД
Слайд 2 Консультирование – это конфиденциальный диалог между клиентом и
консультантом с целью помочь клиенту справиться со стрессом и принять
личные решения, связанные с ВИЧ/СПИДом
Слайд 3Преимущества консультирования
Медработники помогают клиентам самостоятельно принимать и выполнять решения
Качественное консультирование
способствует повышению уровня удовлетворенности клиента
Качественное консультирование способствует последовательному и правильному
выполнению медицинских предписаний и рекомендаций
У клиентов формируется более критическое отношение к слухам и прочей некорректной информации
Способствует преодолению стресса
Слайд 4 Принципы консультирования
Каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения
Каждая
личность в состоянии быть ответственной за себя
Каждая личность имеет право
выбирать ценности и цели
Слайд 5Добровольное консультирование и тестирование
процесс, в ходе которого человек получает консультацию
и принимает добровольно информированное решение в отношении тестирования на ВИЧ
Слайд 6ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Взаимопонимание между пациентом и консультантом
Восприимчивость к проблемам
пациента
Наличие атмосферы взаимного доверия
Принятие системы личных взглядов пациента.
Доброжелательность к
обратившимся независимо от их образа жизни, выбора половых партнеров, этнических или религиозных особенностей
Предоставление пациенту возможности самостоятельного поиска решений
Конфиденциальность
Достаточное время
Последовательность и доступность любой информации
Слайд 7Барьеры консультирования
Дача советов
Оценка и критика
Морализирование и проповедь
Утешение
Слайд 8 Навыки консультирования
Активное слушание
Поощрение
Уважение
Сопереживание
Мотивирование
Уточнение, перефразирование
Составление плана действий
Подведение итогов
Слайд 9Консультирование по вопросу ВИЧ
Термин «консультирование» по отношению к ВИЧ -
подразумевает диалог и создание таких отношений между консультантом и пациентом,
которые позволяют предотвратить распространение ВИЧ-инфекции и оказать поддержку тем, кто затронут этой проблемой.
Задачи консультирования:
информирование
оказание поддержки
мотивирование для изменения поведения
Слайд 10
Психологическая поддержка
Признание человека как личности, независимо от его принадлежности
к группе риска (ПИН, РС, МСМ)
Создание атмосферы взаимной заинтересованности, доверия,
сочувствия и понимания во время беседы
Слайд 11 Психологическая
поддержка
Дает возможность человеку преодолеть
тревогу и страх
Повышает степень самоуважения человека
Позволяет влиять на самооценку людей,
их представление о самих себе
Слайд 12Консультирование и Тестирование
При обращении клиента (пациента) за помощью, касающейся профилактики
заражения ВИЧ (добровольно)
При наличии медицинских показаний
Для профилактики передачи ВИЧ от
матери ребенку
Слайд 13
Согласно правилам проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ от
30.10.1995
№ 295
Обязательное медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ должно проводиться
с предварительным и последующим консультированием. (п.9)
Слайд 14Правовые аспекты тестирования на ВИЧ
Закон №38-Ф3 РФ от 30.03.1995
любой гражданин
РФ может обследоваться по поводу наличия у него антител к ВИЧ-инфекции:
добровольно (п.3 ст.7);
бесплатно
в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения (п.7 ст.7);
анонимно по желанию (п.2 ст.8);
с предварительным и последующим консультированием по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции (п.6 ст.7).
Слайд 15 Кто проводит
консультирование?
Специалисты различного профиля:
работники здравоохранения, социального обеспечения, равные консультанты, владеющие базовой информацией по
консультированию при ВИЧ/СПИДе и практическими навыками консультанта
Слайд 16В каких учреждениях должно проводиться консультирование?
Медицинские организации
Женские консультации
Наркологические, дерматовенерологические, противотуберкулезные
диспансеры
Слайд 17 Минимальные стандарты консультирования и тестирования
Добровольность
Конфиденциальность – неразглашение информации третьему
лицу
Доброжелательность
Доступность – консультация в любое время на постоянной основе
Последовательность и
четкость – любая информация должна быть последовательна и изложена простым, понятным языком
Слайд 18Минимальные стандарты консультирования и тестирования
Информированное согласие клиента (пациента)
Полная информация о
процедуре тестирования, возможностях лечения ВИЧ-инфекции и доступности различных видов социальной
поддержки
Достаточность времени для установления контакта и взаимопонимания между консультантом и клиентом
Слайд 19 Последовательность консультирования и тестирования
Дотестовое консультирование
Тестирование на ВИЧ
Послетестовое консультирование
Слайд 20 Результат консультирования
На основе полной информации самостоятельное принятие
решения о прохождении теста на ВИЧ
Слайд 21 Индивидуальное дотестовое
консультирование
Должно предоставляться в
любом медицинском учреждении, куда обратился пациент (клиент) по вопросам ВИЧ/СПИДа
и тестирования
Слайд 22 Консультирование до теста
на ВИЧ
Приветствие, знакомство
Заверение клиента
в сохранении конфиденциальности
Тактичное выяснение у клиента факторов рискованного поведения, степени
риска
Выявление уровня знаний клиента и информация о ВИЧ/СПИДе
Слайд 23 Консультирование до теста
на ВИЧ
Информация о тесте
на ВИЧ, обсуждение возможности «периода окна»
Информация о значении «положительного» и
«отрицательного» результата теста
Информация о процедуре проведения теста
Слайд 24 Консультирование до
теста на ВИЧ
На основе полной информации
получите согласие (отказ) от клиента на прохождение теста
Направьте клиента на
обследование
Оставьте «открытую дверь»
Слайд 25 В результате дотестового
консультирования человек:
Получает информацию о ВИЧ
– инфекции, тесте на антитела к ВИЧ, мерах профилактики ВИЧ
– инфекции, возможных последствиях тестирования.
Получает объективную оценку наличия в его жизни риска заразиться ВИЧ – инфекцией.
Слайд 26Принимает осознанное решение о прохождении обследования на антитела к ВИЧ.
Обдумывает
возможности для изменения своего поведения, рискованного в отношении ВИЧ-инфекции
Слайд 27Общие принципы
послетестового консультирования
Начните с приветствия
Спросите о самочувствии после сдачи
крови на анализ
Спросите, есть ли какие-нибудь вопросы до сообщения результата
Ясно
и коротко сообщите результат
Убедитесь, что пациент правильно понимает значение результата
Слайд 28После - тестовое консультирование
При
отрицательном результате
Пациент
с низким риском относительно инфекции
ВИЧ.
Напомните основную информацию, предоставленную до тестирования (можно попросить пациента самого
“вспомнить” услышанное).
Обсудите вопросы наименее опасного поведения в отношении ВИЧ-инфекции.
Слайд 29 После - тестовое консультирование
при отрицательном результате
Пациент
с
высоким риском относительно инфекции ВИЧ.
Повторите основную информацию, предоставленную до тестирования
Напомните
пациенту о наличии периода “окна”
Рекомендуйте повторное тестирование через 3-6 месяцев
Вернитесь к вопросу наименее опасного поведения в отношении ВИЧ-инфекции
Слайд 30 После - тестовое консультирование
при сомнительном результате
Обсудите значение полученного
результата
Объясните, при каких ситуациях бывает неопределенный результат
Объясните, что нельзя четко
определить результат, пока тест не будет повторен
Рекомендуйте придерживаться менее опасного поведения
Направьте пациента в центр по профилактике и борьбе со СПИДом для дальнейшего наблюдения
Слайд 31Консультирование после теста при положительном результате
Результат теста
сообщает специалист центра СПИД или штатный консультант (психолог, эпидемиолог, )
Слайд 32Сообщение положительного результата теста на ВИЧ
Прежде, чем объявить результат,
спросите у пациента, нет ли у него вопросов
По поведению пациента
найдите удобный момент для объявления результата
Объявите результат прямо, коротко, в нейтральном тоне: «У Вас положительный результат»
Слайд 33
Избегает рассуждений о перспективах пациента. (более подробно этот вопрос будет
обсуждаться после обследования);
Объясняет в простых словах, что такое ВИЧ, как
он влияет на иммунную систему, разницу между ВИЧ инфекцией и СПИДом;
Объясняет, что диагноз ВИЧ – инфекции, стадия заболевания будут окончательно определены в центре профилактики и борьбы со СПИДом врачом – инфекционистом на основании клинических, эпидемиологических и лабораторных данных.
Слайд 34Обращает внимание на важность соблюдения наименее опасного поведения в отношении
ВИЧ – инфекции, ИППП;
Рекомендует использовать презервативы при сексуальных контактах,
при употреблении наркотиков пользоваться одноразовыми инструментами;
Объясняет ответственность за изменение поведения чтобы избежать передачи возбудителя другим или повторного заражения;
В случае необходимости повторно беседует с пациентом.
Слайд 35Консультирование людей, принимающих наркотики
Цель – изменение рискованного поведения
Слайд 36 Для успешного консультирования ПИН консультант должен быть информирован
о понятии «наркозависимость» (зависимость – это привыкание)
Слайд 37Условия консультирования ПИН
Не рассчитывайте на длительную беседу, эффективно используйте
время консультации
Не опекайте клиента
Воздерживайтесь от оценочных суждений
Слайд 38Условия консультирования ПИН
Не обсуждайте поведение конкретного клиента, не проявляйте
интереса, откуда он берет средства для покупки наркотиков
Учитывайте возможную неискренность
клиента
В случае необходимости умейте сказать «нет»
Слайд 39ПИН – особая категория пациентов
Стигматизация в обществе
Дискриминация в медучреждениях
Проблемы
с Законом
Страх полиции, тюрьмы
Хаотичный образ жизни
Бедность
Неготовность системы здравоохранения работать с
данной группой
Слайд 40Особые потребности ПИН
Информирование, обучение правилам безопасного поведения
Психологическая помощь, поддержка
Наркологическая помощь
Социальная
помощь
Специфика заболеваний, бактериальные инфекции
Слайд 41Преимущества консультирования ПИН
Доступ к группе ПИН
Подготовка консультантов из числа аутрич-работников
Обмен
шприцев для снижения передачи ВИЧ
Слайд 42 Консультирование на ВИЧ-инфекцию при беременности
Слайд 43
Согласно ПРИКАЗА Минздрава № 606
«Об утверждении инструкции по профилактике
передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку и образца информированного согласия на
проведение АРВ профилактики ВИЧ»от 19 декабря 2003г.
приказа МЗ РТ №818 от 07.07.2016г «Об увеличении охвата тестированием населения РТ на ВИЧ-инфекцию» п.2
(изменения в СП 3.1.5.2826-10 )
Всем беременным женщинам должно быть предложено тестирование на ВИЧ.
Тестирование сопровождается консультированием, которое состоит из до- и послетестовых частей
Слайд 44Ситуация
В мире ежегодно беременеют 280 млн женщин, из них –
2,5 млн ВИЧ-инфицированных
Более 90% случаев ВИЧ-инфекции у детей являются следствием
передачи ВИЧ от матери ребенку (ПМР)
Ежегодно вследствие ПМР инфицируются более 600 000 детей, ежедневно – более 1600
Слайд 45
В Республике Тыва
За период развития эпидемии у 27 ВИЧ-инфицированных
женщин наступала беременность, из них беременность завершилась родами
- 20 (74%).
Случаев рождения ВИЧ-инфицированных детей не зарегистрировано!
Слайд 46Восприимчивость женщин к ВИЧ-инфекции
Женщины в два раза
более восприимчивы к ВИЧ-инфицированию, чем мужчины вследствие биологических особенностей организма.
Наличие ИППП, воспаления и язвенные поражения способствуют проникновению ВИЧ
Слайд 47Восприимчивость женщин к ВИЧ-инфекции
Социокультурные факторы повышенной
восприимчивости:
Гендерное неравенство
Бедность, поиск средств к существованию
Традиции и обычаи
Дискриминация в обществе
Слайд 48Вопросы, обсуждаемые с беременной ВИЧ-инфицированной женщиной
при консультировании:
Риск передачи ВИЧ
ребенку в период беременности, родов и при грудном вскармливании;
Возможность проведения
профилактики передачи ВИЧ ребенку;
Возможные исходы беременности;
Слайд 49Риск передачи ВИЧ ребенку в период беременности, родов и при
грудном вскармливании;
Возможность проведения профилактики передачи ВИЧ ребенку;
Возможные исходы беременности;
Слайд 50Завершение консультирования
Консультант повторяет конкретные договоренности, к которым пришли во время
разговора
Пациент принимает решение
Слайд 51
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!
Контактная информация: г.Кызыл, ул Оюна Курседи 159А,
телефон 6-25-61, сайт:aids.tuva.ru