Слайд 1Механизмы формирования образовательной среды школы, обеспечивающей реализацию технологий, методов и
приемов работы с текстом в разных предметных областях
Н.Г.Горох,
заместитель
директора по УВР МБОУ «СОШ с.Ключи Лысогорского муниципального района Саратовской области»
Слайд 2Концепция
Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации,
трудности вызывает неумение работать с ней. С одной стороны, расширилось
образовательное пространство, в связи с чем появились возможности, например, активно заниматься исследовательской или проектной деятельностью, используя при этом мультимедийные технологии.
С другой — ученик не может рационально и грамотно выполнить работу, не владея системно необходимыми навыками и умениями.
Слайд 3Пути решения проблемы
Возможное решение этой проблемы - в разработке методических
приёмов по развитию у учащихся общеучебных навыков, необходимых для преобразования
текстовой информации, так как работа с текстом составляет основу изучения и освоения любого предмета. При этом понятие “текст” используется в самом широком его значении.
Слайд 4Почему ученики не любят учиться?
Слайд 6Работа с текстом – это предметный результат или метапредметный?
Слайд 7ФГОС: метапредметные результаты школьного обучения
«освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные
учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)», а также способность применять их
на практике.
Из 12 названных во ФГОС результатов 3 имеют непосредственное отношение к работе с текстом:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение
Слайд 8
Что лежит в основе работы с текстом?
Вы не научили их
читать!
Слайд 9Метапредметное обучение русскому языку учителями-словесниками:
использование на уроках русского языка текстов
из разных предметных областей,
разработка и проведение факультативных курсов лингвистической направленности
о языке СМИ, Интернета, семейного общения и т.д.,
осуществление внеклассной работы лингвистической направленности, охватывающей разные сферы жизни (проектно-исследовательская деятельность, классные часы, лицейские дни, тематические недели и т.д.)
Слайд 10Из Примерных программ по математике:
(из личностных результатов) умение ясно, точно,
грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
(из метапредметных результатов) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решения в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
(из предметных результатов) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики.
Слайд 11Из Примерных программ по химии:
(из метапредметных результатов) формулирование гипотез, анализ
и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
(из
предметных результатов) умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный язык (русский, родной) и язык химии.
Слайд 12Из Примерных программ по истории:
(из метапредметных результатов) владение умениями работать
с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять
простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
(из предметных результатов) работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках…;
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
Слайд 13Из Примерных программ по физике:
(из метапредметных результатов) формирование умений воспринимать,
перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символических формах, анализировать
и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
(из предметных результатов) коммуникативные навыки докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Слайд 16Как сделать учебные тексты (а особенно – встречающиеся в них
термины) полностью понятными школьникам?
Как привлечь внимание, вызвать интерес к
языку того или иного предмета – главному инструменту изучения предметного содержания?
Как выработать единый речевой режим?
Вывод: для решения общих проблем необходима методика комплексной работы с языком обучения в масштабе всего образовательного учреждения
Слайд 17Единый речевой режим -
это комплекс мер, направленных на формирование универсальных умений,
обеспечивающих речевые, языковые и социокультурные компетенции и способствующих созданию единой образовательной
среды.
Слайд 18Зеленые звезды упали с небес-
Стоял за рекой заколдованный лес.
Там в
черной избушке колдунья жила –
Творила свои колдовские дела.
А рядом, в
селении, Вовочка жил,
Колдуньею он заколдованный был:
Он бился, как пойманный в сети фазан,
Он гордо молчал, как в плену партизан.
И в жизни никто никогда не слыхал,
Чтоб он на уроке хоть слово сказал.
- Колдунья, колдунья, а ну поскорей
Над Вовочкой страшные чары развей,
Чтоб стала на место его голова,
Скажи-ка свои колдовские слова!
Вздохнула старушка:
- Да что говорить?..
Уроки как следует надо учить!
Ю.Макаров