Слайд 2Тема 1.2 Понятия «менеджмент» и «управление». Виды управления. Научные и
методологические основы менеджмента
Слайд 3«Нет ничего практичнее хорошей теории»
В.И. Ленин
1870 –1924
Слайд 4Сущность управления и менеджмента
В Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется
как:
способ, манера обращения с людьми; власть и искусство у правления;
особого
рода умения и административные навыки;
орган управления, административная единица.
В российском "Словаре иностранных слов" менеджмент переводится как:
управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышенияэффективности производства и его прибыльности.
Слайд 5Менеджмент - это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики,
цели которых, как правило, являются экономическими.
Слайд 6 Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на
формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся
ресурсов.
Первоначально менеджмент начал развиваться как теория управления производством, а затем трансформировался в теорию управления деятельностным поведением людей.
Слайд 7Различают понятия:
«управление»; «менеджмент»;
«руководство».
В общем виде управление можно рассматривать как процесс
целенаправленного воздействия субъекта управления на объект для достижения определенных результатов.
Руководство
— постановка цели организации и управление.
Слайд 8Наиболее часто менеджмент рассматривается как:
интеграционный процесс;
умение добиваться поставленных целей;
специфический орган
управления современных организаций;
наука;
искусство управления.
Слайд 9УПРАВЛЕНИЕ
В общем виде управление можно рассматривать как процесс целенаправленного воздействия
субъекта управления на объект для достижения определенных результатов.
Управление с
позиций общей теории предполагает наличие объекта управления (управляемой системы), субъекта управления (управляющей системы) и цели управления.
Слайд 10Субъект и объект управления
Под субъектом управления понимается физическое или юридическое
лицо, от которого исходит властное воздействие.
Объектами управление, т.е. тем, на
что направлено властное воздействие субъекта управления, могут быть могут быть физические или юридические лица, а также социально- экономические системы и процессы.
Слайд 11Процесс управления можно представить как
взаимодействие управляющей и управляемой подсистем.
Слайд 12
В качестве объекта управления выступают различные организационные системы, среди которых
можно выделить производственную, энергетическую, информационную, транспортную, финансовую системы.
Слайд 13Управляющая система должна решать следующие задачи,
обеспечивающие достижение цели управляемой системой:
исследование
соотношения внешних и внутренних условий для
управляемой системы и цели функционирования
управляемой системы;
анализ влияния внешних и внутренних условий для управляемой системы на цели ее функционирования;
планирование управляющих воздействий субъекта управления на объект управления;
организация управляющих воздействий субъекта управления на объект управления;
регулирование хода реализации управляющих воздействий на объект управления;
контроль результатов реализации управляющих воздействий на объект управления с точки зрения приближения к поставленной цели;
корректировка управляющих воздействий
Слайд 14Процесс управления характеризуется рядом особенностей:
Непрерывность;
Целенаправленность;
Результативность;
Устойчивость;
Гибкость.
Слайд 16Новая парадигма управления
______________________________________________
Парадигма управления — это одновременно сама теория управления
со своими понятиями и концептуальная схема постановки проблем и их
решения, господствующая в науке управления. Также — это модель, в соответствии с которой осуществляется управление различными субъектами. Парадигма управления определяется социально-экономическим развитием общества и изменяется по мере этого развития.
Человечество вступает в эру, когда его будущее зависит от того, насколько широко и результативно используются знания. Сегодня стоимость возникает не столько из физических ресурсов, сколько из знаний, которые проявляются в новых продуктах, в новых технологиях, в новых навыках, в новыхотношениях с потребителями. В XXI в. знание становится доминирующим средством достижения социально-экономических результатов.
Слайд 17Новая парадигма управления
______________________________________________
Слайд 18Менеджмент 1.0
______________________________________________
Менеджмент 1.0 = Иерархия
Некоторые называют Менеджмент 1.0 научными методами
управления, другие — оперативным управлением.
Суть: организация строится и управляется
по иерархической модели, власть сосредоточена в руках небольшого количества людей. На самом верху самые высокие зарплаты, самое раздутое эго и самые дорогие кресла. Чем ниже уровень, тем меньше денег, мало ответственности, никакой мотивации делать свою работу хорошо.
Мотивация сведена к распределению бонусов среди сотрудников.
Менеджмент 1.0, хоть и является самой распространённой в мире системой менеджмента, обладает рядом серьёзных недостатков. Он старый, несовременный и нуждается в обновлении.
Слайд 19Менеджмент 2.0
______________________________________________
Менеджмент 2.0 = «Фишки» =
Менеджмент 1.0 + набор
методов (система сбалансированных показателей, шесть сигм и пр.).
Менеджмент 2.0
— надстройка Менеджмент 1.0.
Организация управляется сверху, а Менеджмент 2.0 помогает руководителям лучше спроектировать свою организацию. Чаще данный подход работает, иногда — нет.
Все добавочные сервисы сосредоточены или на улучшении профессиональных навыков, или на искусстве управления.
Структура иерархии становится более гибкой,
иногда сотрудники вовлечены в оптимизацию процесса (например, лучшие практики и пр.).
Слайд 22Менеджмент 2.0
______________________________________________
Сбалансированная система показателей[1] (ССП, англ. balanced scorecard, BSC) –
инструмент стратегического управления результативностью, частично стандартизированная форма отчётности, позволяющая менеджерам
отслеживать исполнение заданий сотрудниками, а также последствия исполнения или неисполнения. Система снабжена специальными методами проектирования и автоматизации.
Важнейшими характеристиками подхода являются[3]:
акцент на стратегической повестке организации;
отбор небольшого числа отслеживаемых данных;
сочетание финансовых и нефинансовых данных.
Слайд 23Менеджмент 2.0
______________________________________________
Шесть сигм (англ. six sigma) — концепция управления производством,
разработанная в корпорации Motorola в 1986 г. Суть концепции сводится
к необходимости улучшения качества выходов каждого из процессов, минимизации дефектов и статистических отклонений в операционной деятельности. Концепция использует методы управления качеством и статистические методы, требует использования измеримых целей и результатов. Основывается на следующих принципах:
для успешного ведения бизнеса необходимо постоянно стремиться к установлению устойчивого и предсказуемого протекания процессов;
показатели (KPI), характеризующие протекание бизнес-процессов, должны быть измеряемыми, контролируемыми и улучшаемыми, и отражать изменения в протекании процессов;
для достижения постоянного улучшения качества необходимо вовлечение персонала организации на всех уровнях, особенно высшего руководства.
Слайд 24Менеджмент 3.0
______________________________________________
Менеджмент 3.0 = «Запутанность»
Теория запутанности родилась и начала
развиваться несколько десятилетий назад. Вначале её больше применяли в математике
и биологии, затем — экономике и социологии. Стивен Хокинг считал назвал 21 век “веком запутанности”.
1-е открытие — все компании представляют собой сети. Люди даже могут изображать компанию как иерархическую структуру, и это не отменяет того, что на самом деле компания — сеть.
2-е открытие, социальная запутанность говорит о том, что менеджмент в первую очередь затрагивает людей и отношения, а уж потом департаменты и прибыль.
Слайд 25Менеджмент 3.0
______________________________________________
Менеджмент 3.0 предполагает сделать людей вовлечёнными, улучшения непрерывными, а
клиентов — удовлетворёнными и счастливыми.
Роль руководителя сводится к созданию
условий при которых команда сама справлялась с задачами. А у руководителя освободилось время для себя, работы с ещё большим количеством людей, для стратегического планирования и покорения новых вершин.
Менеджмент 3.0 о людях и их отношениях в организациях. Свою концепцию Юрген Аппело представил в виде шестиглазого монстрика Марти, каждый из глаз которого наблюлает за определённой областью отношений: вовлечением, наделением властью и полномочиями, соблюдением границ, непрерывных улучшений, компетенциями, структурой.
Слайд 26Менеджмент 3.0
______________________________________________
Слайд 27Литература
Список литературы
Егоршин А. П. Эффективный менеджмент организации Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003323
Иванова
Т. Ю. Теория менеджмента. Синергетический менеджмент Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/teoriya-menedzhmenta-sinergeticheskiy