Разделы презентаций


МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИЙ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ для студентов специальности 080502

Содержание

Сущность понятий «инновация» и «менеджмент инноваций».Государственное стимулирование инновационной активности в России и за рубежом.Теоретические аспекты управления инновационными процессами в организации.Менеджмент инноваций в нефтегазовой отрасли на примере «Программы инновационного развития ОАО «Газпром»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИЙ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ для студентов специальности 080502 – Экономика и управление

на предприятии
к. т. н., доцент Слободян Михаил Степанович
кафедра «Экономики природных

ресурсов»
Институт природных ресурсов
Национальный исследовательский Томский политехнический университет

МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИЙ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ для студентов специальности 080502 – Экономика и управление на предприятиик. т. н.,

Слайд 2Сущность понятий «инновация» и «менеджмент инноваций».
Государственное стимулирование инновационной активности в

России и за рубежом.
Теоретические аспекты управления инновационными процессами в организации.
Менеджмент

инноваций в нефтегазовой отрасли на примере «Программы инновационного развития ОАО «Газпром» до 2020 года».

СТРУКТУРА КУРСА

Сущность понятий «инновация» и «менеджмент инноваций».Государственное стимулирование инновационной активности в России и за рубежом.Теоретические аспекты управления инновационными

Слайд 3Афанасьев В. Я., Линник Ю. Н., Уколов В. Ф. Инновационный

менеджмент в нефтегазовом комплексе: учебник для вузов. – М: ГУУ,

2008. – 277 с.
Гольдштейн Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент: учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 267 с.
Фатхутдинов P. А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 448 с.
Мухамедьяров А. М. Инновационный менеджмент. – М.: Инфра-М, 2008. – 176 с.
Ильенкова С. Д., Ягудин С. Ю., Гужов В. В. Управление инновационным проектом: учебно-методический комплекс / Под ред. С. Ю. Ягудина. – М. : Изд. центр ЕАОИ, 2009. – 182 с.

ЛИТЕРАТУРА

Афанасьев В. Я., Линник Ю. Н., Уколов В. Ф. Инновационный менеджмент в нефтегазовом комплексе: учебник для вузов.

Слайд 4Спасенных М.Ю. Инновационный бизнес: корпоративное управление НИОКР: учеб. пособие. –

М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010. – 148 с.
Профессиональный стандарт

по профессии «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах». Утвержден постановлением Минтруда России 5 марта 2004 г. № 34.
Гришин А. В. Государственное регулирование инновационно ориентированной деятельности российских компаний (теория, методология, практика): Автореф. дис. докт. экон. наук: – СПб: ФИНЭК, 2009. – 32 с.
http://www.economy.gov.ru
http://www.gazprom.ru/

ЛИТЕРАТУРА

Спасенных М.Ю. Инновационный бизнес: корпоративное управление НИОКР: учеб. пособие. – М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010. – 148

Слайд 5СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИЯ» И «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИЯ» И «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

Слайд 6Инновации, нововведения – новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или

услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного

характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок.

Инновация является конечным результатом основанной на использовании достижений науки и передового опыта деятельности по реализации нового или усовершенствования реализуемого на рынке продукта, технологического процесса и организационно-технических мероприятий, используемых в практической деятельности.
Непременным свойством инновации является научно-техническая новизна.

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИЯ»

Инновации, нововведения – новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного,

Слайд 7Не являются инновациями:
несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (изменения

цвета, формы и т. д.);
незначительные технические или внешние изменения продукта, а

также входящих в него компонентов;
расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке.

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИЯ»

Не являются инновациями:несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (изменения цвета, формы и т. д.);незначительные технические или

Слайд 8по видам работ – научные, технические (конструкторские и технологические), опытно‑экспериментальные

и производственные инновации;
по конкретным результатам процесса нововведений (инноваций) – патенты,

изобретения, новые или модифицированные изделия, прогрессивные технологические процессы, услуги, стандарты, новые методы управления и организации производства;
по степени новизны – принципиально новые, новые, модификационные (модифицирующие) и псевдоинновации (изменения в упаковке, формах рекламы и других внешних атрибутах пр.) ;

КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ

по видам работ – научные, технические (конструкторские и технологические), опытно‑экспериментальные и производственные инновации;по конкретным результатам процесса нововведений

Слайд 9по предметному (вещественному) содержанию – продуктовые, технологические, социально‑экономические, экологические, информационные,

организационные и управленческие инновации;
по виду эффекта – научно‑технические, экономические, социальные,

экологические, информационные и политические инновации;
по охвату основных сфер деятельности – производственно‑технологические, организационно‑управленческие, социально‑политические и финансово‑экономические инновации.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ

по предметному (вещественному) содержанию – продуктовые, технологические, социально‑экономические, экологические, информационные, организационные и управленческие инновации;по виду эффекта –

Слайд 10Инновационный процесс – последовательное проведение работ по преобразованию новшества в

продукцию и введение ее на рынок для коммерческого применения. В

общем виде состоит из следующих стадий:
исследования и разработки;
освоение в производстве;
изготовление;
содействие в реализации, применении, обслуживании;
утилизацию после использования.
Инновационный процесс включает в себя также деятельность, обеспечивающую создание инноваций, научно-технические услуги, маркетинговые исследования, разработку бизнес-плана проекта, оценку экономической эффективности инновации, подготовку и переподготовку кадров, организационную и финансовую деятельность.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

Инновационный процесс – последовательное проведение работ по преобразованию новшества в продукцию и введение ее на рынок для

Слайд 11Инновационный проект – проект, содержанием которого является проведение прикладных научных

исследований и/или разработок, их практическое использование в производстве и реализации

(например, комплексный план действий, нацеленный на создание или изменение конкретной системы посредством превращения новшества в нововведение и предусматривающий для его реализации определенные условия (сроки, финансы, оборудование, методы организации и т. д.)).

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Инновационный проект – проект, содержанием которого является проведение прикладных научных исследований и/или разработок, их практическое использование в

Слайд 12Инновационный потенциал – готовность и восприимчивость общества, народного хозяйства, отрасли,

региона (республики), научно-производственного комплекса, предприятия к нововведениям (инновациям) с учетом

научно-технических, производственных, трудовых, материально-ресурсных и иных возможностей.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Инновационный потенциал – готовность и восприимчивость общества, народного хозяйства, отрасли, региона (республики), научно-производственного комплекса, предприятия к нововведениям

Слайд 13Менеджмент – как наука – система упорядоченных знаний в виде

концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.
Менеджмент – как

искусство – способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.
Менеджмент – как функция – целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.
Менеджмент – как процесс – совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию на «выходе».
Менеджмент – как аппарат – совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.

МЕНЕДЖМЕНТ

Менеджмент – как наука – система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.

Слайд 14Инновационный менеджмент – совокупность процедур и общих технологических функций и

задач, определяемая уровнем инновационной системы управления, включающей в себя различные

направления управленческой деятельности. В свою очередь, каждое из направлений состоит из отдельных этапов, выполняемых в определенной последовательности. Состав функций и задач этапа определяется условиями функционирования инновационной системы.
Инновационный менеджмент – это также совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационно ориентированной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Инновационный менеджмент – совокупность процедур и общих технологических функций и задач, определяемая уровнем инновационной системы управления, включающей

Слайд 15Содержание понятия «инновационный менеджмент» рассматривается в трех основных аспектах:
как наука

и искусство управления инновациями;
как специфический вид управленческой деятельности;
как аппарат управления

инновациями.

Как наука и искусство управления инновационный менеджмент базируется на положениях общего менеджмента.

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Содержание понятия «инновационный менеджмент» рассматривается в трех основных аспектах:как наука и искусство управления инновациями;как специфический вид управленческой

Слайд 16Как вид управленческой деятельности инновационный менеджмент представляет собой совокупность процедур,

организованных в общую технологическую схему управления инновациями и инновационно ориентированной

деятельностью и состоящую из отдельных направлений, часто называемых функциями менеджмента.
Состав функций и задач инновационного менеджмента варьируется в зависимости от уровня инновационной системы (экономика в целом, регион, отрасль, отдельная компания или проект) и условий ее функционирования.

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Как вид управленческой деятельности инновационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, организованных в общую технологическую схему управления инновациями

Слайд 17Основная цель инновационного менеджмента – обеспечение долговременного функционирования компании на

основе эффективной организации инновационных процессов и обеспечение высокой конкурентоспособности инновационной

продукции.
Критериями эффективности организации инновационных процессов выступают экономические показатели, позволяющие соизмерять затраты на инновационную деятельность и доходы от реализации инновационной продукции. При этом прибыльность выступает не целью, а важнейшим условием и результатом инновационной деятельности.

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Основная цель инновационного менеджмента – обеспечение долговременного функционирования компании на основе эффективной организации инновационных процессов и обеспечение

Слайд 18Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями предполагает структурное оформление инновационной

сферы. Поскольку инновационная деятельность осуществляется определенными сообществами, сознательно координирующими свои

действия для достижения определенных целей, инновационный менеджмент как система управления включает в себя:
иерархическую структуру, состоящую из специализированных органов управления;
институт менеджеров – руководителей различных уровней, выступающих субъектами управления, наделенных ограниченными полномочиями и обладающих определенной ответственностью.

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями предполагает структурное оформление инновационной сферы. Поскольку инновационная деятельность осуществляется определенными сообществами,

Слайд 19Для эффективной организации процесса управления инновациями необходимо решение следующих задач:
привести

в соответствие цель управления инновациями с целью функционирования компании в

целом (например, разработка качественно нового товара для захвата целевого сегмента рынка);
выявить конкурентные преимущества и недостатки компании (например, квалифицированный опытно-конструкторский персонал, но слабая инвестиционная база);
определить методы управления инновациями: аналитические, опытно-экспериментальные, прогнозирование, экономические, административные, социально-психологические и т. д.

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Для эффективной организации процесса управления инновациями необходимо решение следующих задач:привести в соответствие цель управления инновациями с целью

Слайд 20ОБОБЩЕННЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

ОБОБЩЕННЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

Слайд 21Жизненный цикл инноваций – период времени от зарождения новой идеи,

ее практического воплощения в новых изделиях до морального старения этих

изделий и снятия их с производства. Состоит из следующих этапов:
фундаментальные исследования;
прикладные исследования;
конструкторские разработки;
технологическое освоение;
экономическое освоение;
производство;
потребление.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИЙ

Жизненный цикл инноваций – период времени от зарождения новой идеи, ее практического воплощения в новых изделиях до

Слайд 22ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИЙ

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИЙ

Слайд 23«Чистые» фундаментальные исследования – исследования, главной целью которых является раскрытие

и познание неизвестных законов и закономерностей природы и общества, причин

возникновения явлений и раскрытие связей между ними, а также увеличение объема научных знаний. В «чистых» исследованиях имеет место свобода выбора области исследования и методов научной работы.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

«Чистые» фундаментальные исследования – исследования, главной целью которых является раскрытие и познание неизвестных законов и закономерностей природы

Слайд 24Целевые фундаментальные исследования направлены на разрешение определенных проблем при помощи

строго научных методов на основе имеющихся данных. Они ограничиваются определенной

областью науки, и их цель заключается не только в познании законов природы и общества, но и в объяснении явлений и процессов, в более полном понимании изучаемого объекта, расширении человеческих знаний.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целевые фундаментальные исследования направлены на разрешение определенных проблем при помощи строго научных методов на основе имеющихся данных.

Слайд 25Практическое использование полученных результатов целевых фундаментальных исследований не ставится в

качестве непосредственной задачи, хотя они ориентированы на цель. Для них

сохраняется свобода выбора методов работы, но при этом отсутствует свобода выбора объектов исследования, ориентировочно задаются область и цель исследования (например, разработка управляемой термоядерной реакции).

Результаты фундаментальных исследований – теории, открытия, новые принципы действия. Вероятность их использования – 5 .. 10%.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Практическое использование полученных результатов целевых фундаментальных исследований не ставится в качестве непосредственной задачи, хотя они ориентированы на

Слайд 26Поисковые исследования охватывают работы, направленные на изучение путей и способов

практического приложения теоретических выводов фундаментальных исследований. Их проведение предполагает возможность

вариантных разработок проблемы и выбор наиболее перспективного направления. Они опираются на известные фундаментальные исследования, хотя в результате поиска основные их положения могут быть пересмотрены.
Основная цель поисковых исследований – использование результатов фундаментальных исследований для практического применения в различных отраслях в ближайшем будущем (например, поиск и выявление возможностей применения лазера в практике).

Вероятность практического ~30%.

ПОИСКОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Поисковые исследования охватывают работы, направленные на изучение путей и способов практического приложения теоретических выводов фундаментальных исследований. Их

Слайд 27Прикладные исследования осуществляют с целью практического использования достигнутых результатов фундаментальных

и поисковых работ применительно к конкретным задачам.
Конкретная цель прикладных исследований

– создание новых и совершенствование используемых технологических процессов, выявление возможностей создания конструкций машин и приборов, основанных на новых принципах, создание новых видов сырья и материалов, изыскание конкретных путей и методов совершенствования организации производства и управления. Результаты прикладных исследований – патентоспособные схемы, научные рекомендации, доказывающие техническую возможность создания новшеств.
Вероятность практического использования – 75 .. 85 %.

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Прикладные исследования осуществляют с целью практического использования достигнутых результатов фундаментальных и поисковых работ применительно к конкретным задачам.Конкретная

Слайд 28Технические разработки (опытно‑конструкторские, проектно‑технологические и проектные) являются продолжением научно‑исследовательских работ

прикладного характера. Их цель – непосредственное практическое использование результатов прикладных

исследований.
На этой стадии разрабатывают новые технологические процессы, создают и осваивают образцы новых машин, изделий. В основном технические разработки осуществляют проектные и конструкторские организации.
Вещественный результат этой стадии – чертежи, проекты, стандарты, инструкции, опытные образцы.

Вероятность практического использования – 90 .. 95%.

ТЕХНИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Технические разработки (опытно‑конструкторские, проектно‑технологические и проектные) являются продолжением научно‑исследовательских работ прикладного характера. Их цель – непосредственное практическое

Слайд 29На этапе технологического освоения осуществляют изготовление, испытание и доводку опытного

образца (партии), отрабатывают отдельные технологические операции, проверяют их соотносительность и

возможность приспособления к реальным условиям производства.
В целом на этом этапе уточняется возможность технического осуществления заложенных в проекте (конструкции новшества, технологическом регламенте, рецептурах) идей и достигается уровень проектных технико‑технологических и эксплуатационных параметров новшества.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ

На этапе технологического освоения осуществляют изготовление, испытание и доводку опытного образца (партии), отрабатывают отдельные технологические операции, проверяют

Слайд 30Экономическое освоение заключается в достижении основных экономических и социальных показателей

(себестоимости, производительности, улучшения условий и повышения безопасности труда), заложенных в

проекте новшеств.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ

Экономическое освоение заключается в достижении основных экономических и социальных показателей (себестоимости, производительности, улучшения условий и повышения безопасности

Слайд 31Стадия производства начинается с серийного (массового) выпуска новшеств (продукции) или

широкого использования технологических новшеств, а завершается снятием продукции‑новшества с производства

или прекращением использования технологий‑новшеств. Функциональное назначение этой стадии – выпуск (тиражирование) новшеств для удовлетворения общественных потребностей (производственных и личных).

ПРОИЗВОДСТВО

Стадия производства начинается с серийного (массового) выпуска новшеств (продукции) или широкого использования технологических новшеств, а завершается снятием

Слайд 32Потребление состоит из двух стадий: распространение (реализация) новшеств и их

использование. Включение звена «потребление» в состав инновационного цикла ориентирует управление

инновационным процессом на удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения.

Стадия распространения (реализации) новшеств начинается с момента поступления изделия потребителям для эксплуатационного освоения и завершается полным удовлетворением общественных потребностей.

ПОТРЕБЛЕНИЕ

Потребление состоит из двух стадий: распространение (реализация) новшеств и их использование. Включение звена «потребление» в состав инновационного

Слайд 33Началом стадии использования инноваций следует считать момент, когда потребители приступают

к эксплуатации продуктовых новшеств (машин, приборов, установок), вошедших в первую

промышленную серию, и к применению новшеств личного потребления (продуктов питания, одежды, предметов гигиены и т. д.) или внедрению технологических и организационно‑управленческих новшеств. Окончание этой стадии установить сложно, ведь потребителей много и сроки использования разные. Целесообразно его увязывать со сроком морального износа и отчасти со сроком физического износа, а практически – с появлением новых, более эффективных моделей изделий.

ПОТРЕБЛЕНИЕ

Началом стадии использования инноваций следует считать момент, когда потребители приступают к эксплуатации продуктовых новшеств (машин, приборов, установок),

Слайд 34Важнейшей особенностью новшеств является их неопределенность, степень риска и вероятность

положительного исхода. Часто на отдельных этапах трудно предсказать, что будет

получено в ходе инновационных исследований. Нередко существует возможность несоответствия характера получаемой научно‑технической информации экономическим условиям ее производственного использования. Высокая степень неопределенности сохраняется даже в том случае, когда ведется целенаправленный поиск и исследователи ждут конкретного результата. При этом степень неопределенности бывает неодинакова для всех видов исследований.
Вероятность получения положительных результатов в зависимости от вида и характера инновационных исследований составляет от 5 до 95 %.

ОСОБЕННОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Важнейшей особенностью новшеств является их неопределенность, степень риска и вероятность положительного исхода. Часто на отдельных этапах трудно

Слайд 35Также им присущи уникальность и неповторимость, неопределенность сроков получения результатов

и уровня затрат, множество путей и методов достижения одних и

тех же целей, а также необходимость значительного количества специальных дорогостоящих экспериментальных установок, аппаратуры, приборов и материалов.

ОСОБЕННОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Также им присущи уникальность и неповторимость, неопределенность сроков получения результатов и уровня затрат, множество путей и методов

Слайд 36К особенностям инноваций следует отнести возможность многократного использования результатов одного

исследования в различных отраслях народного хозяйства, а также общедоступность результатов

инновационных разработок.

Особенностью научных исследований является сложность их проведения, требующая наличия высококвалифицированных кадров. Кроме того, для инновационных работ характерны такие особенности, как перспективность, динамичность и комплексность.

ОСОБЕННОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К особенностям инноваций следует отнести возможность многократного использования результатов одного исследования в различных отраслях народного хозяйства, а

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика