Слайд 1АРГУМЕНТАЦИЯ
Ирина Викторовна Салосина,
к.п.н., доц., доцент кафедры славянской филологии и межкультурной
коммуникации
Томский государственный педагогический университет
Слайд 2Языковой паспорт говорящего
Томский государственный педагогический университет
Языковой паспорт человека –
это
та информация, которую человек «автоматически», бессознательно передает о себе, когда
он говорит.
Слайд 3Языковой паспорт говорящего
Томский государственный педагогический университет
Языковая личность –
личность, выраженная в
языке (текстах) и через язык, личность, реконструированная в основных своих
чертах
на базе языковых средств.
Языковая картина мира представляет собой результат взаимодействия системы ценностей человека с его жизненными целями, мотивами поведения, установками и проявляется в текстах.
Источник: Стилистический энциклопедический словарь русского языка https://stylistics.academic.ru/273/%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
Слайд 4Языковой паспорт говорящего
Томский государственный педагогический университет
Коммуникативная грамотность - это совокупность
коммуникативных знаний, умений и навыков человека, позволяющих ему эффективно общаться
в стандартных коммуникативных ситуациях в письменной и устной форме.
Коммуникативная грамотность включает два уровня:
1. знание и применение норм устного и письменного общения, принятых в обществе для стандартных коммуникативных ситуаций;
2. знание и применение правил и приемов эффективной коммуникации в стандартных коммуникативных ситуациях.
Слайд 5Речевое воздействие
Томский государственный педагогический университет
Общение - осознанный, рационально оформленный, целенаправленный
информационный обмен между людьми, сопровождающийся индивидуализацией собеседников, установлением эмоционального контакта
между ними и обратной связью.
Речевое воздействие - воздействие человека на другого человека или группу лиц при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной говорящим цели.
Слайд 6Речевое воздействие
Томский государственный педагогический университет
Факторы речевого воздействия – это типы
коммуникативных сигналов или приемов, используемых в речевом воздействии.
Факторы:
фактор говорящего
(все, что относится к физической стороне деятельности говорящего, включая внешность и невербальное поведение);
фактор адресата (все то, что относится к учету того, на кого ориентировано сообщение);
фактор сообщения (то, что относится к наполнению содержанием, построению и формам языкового выражения сообщения, условиям его передачи)
Раздел подготовлен с использованием материалов:
Стернин И.А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить. – Воронеж: «Истоки», 2011. – 169 с.
Слайд 7Речевое воздействие
Томский государственный педагогический университет
ДОКАЗЫВАНИЕ
УБЕЖДЕНИЕ
УГОВАРИВАНИЕ
ВНУШЕНИЕ
ПРИНУЖДЕНИЕ
Слайд 8Речевое воздействие
Томский государственный педагогический университет
Слайд 9Речевое воздействие
Томский государственный педагогический университет
Слайд 10Речевое воздействие
Томский государственный педагогический университет
Слайд 11Речевое воздействие
Томский государственный педагогический университет
Слайд 12АРГУМЕНТАЦИЯ
Томский государственный педагогический университет
Доказательство – это логическое обоснование истинности какого-либо
суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.
Аргументация
- процесс приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседником.
Тезис - это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, это главное утверждение оратора, которое он старается обосновать, доказать.
Аргументы - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, словом, все, что может подтвердить тезис.
Слайд 13АРГУМЕНТАЦИЯ
Томский государственный педагогический университет
Способы аргументации:
нисходящая и восходящая;
односторонняя и двусторонняя;
опровергающая и поддерживающая;
дедуктивная - от вывода к аргументам и индуктивная
- от аргументов к вывод.
Аргументы нужно приводить в системе
Слайд 14АРГУМЕНТАЦИЯ
Томский государственный педагогический университет
Виды аргументов
Логические аргументы:
теоретические и эмпирические обобщения и
выводы;
ранее доказанные законы науки;
аксиомы и постулаты;
определения основных понятий;
утверждения о фактах.
Слайд 15АРГУМЕНТАЦИЯ
Томский государственный педагогический университет
Логические аргументы. Способы доказывания.
Индукция:
полная индукция;
аналогия;
умозаключение о причинной
зависимости.
Дедукция.
Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. 2002. – 448с.
Слайд 16АРГУМЕНТАЦИЯ
Томский государственный педагогический университет
Индукция – умозаключение от частного к общему.
Полная
индукция состоит в исследовании каждого случая, входящего в класс явлений.
Проверка обобщения:
Правилен ли пример?
Имеет ли пример отношение к заключению?
Достаточно ли примеров?
Типичны ли примеры?
Имеются ли отрицательные примеры?
Слайд 17АРГУМЕНТАЦИЯ
Томский государственный педагогический университет
Аналогия - заключение от частного к частному.
Проверка аналогии:
Действительно ли уместно сравнение явлений?
Нет ли существенного различия между
ними?
Слайд 18АРГУМЕНТАЦИЯ
Томский государственный педагогический университет
Умозаключение о причинной зависимости –
вывод, что
при данном положении вещей результатом будет то или иное
(от
причины к следствию),
или что данное положение вещей вызвано известными условиями (от следствия к причине).
Проверка:
Возникает ли предполагаемое следствие, когда отсутствует причина?
Отсутствует ли предполагаемое следствие, когда предполагаемая причина налицо?
Не представляет ли единственная связь между следствием и причиной только случайное возникновение одного либо другого?
Нет ли других возможных причин/последствий?
Слайд 19АРГУМЕНТАЦИЯ
Томский государственный педагогический университет
Дедукция – умозаключение из общего положения.
Дедукция состоит
из трех суждений:
общее положение (большая посылка);
связанное с ним суждение (малая
посылка);
заключение.
Слайд 20АРГУМЕНТАЦИЯ
Томский государственный педагогический университет
Дедукция – умозаключение из общего положения.
Дедукция состоит
из трех суждений:
общее положение (большая посылка);
связанное с ним суждение (малая
посылка);
заключение.
Например:
Продукты, содержащие витамин С, необходимы для поддержания здоровья (Большая посылка).
…
….
Слайд 21АРГУМЕНТАЦИЯ
Томский государственный педагогический университет
Доказательства следует не считать, а взвешивать.
Марк
Туллий Цицерон
Сильные аргументы:
научные аксиомы
положения законов и официальных документов
законы природы
выводы, подтвержденные экспериментально
заключения экспертов ссылки на признанные авторитеты
цитаты из авторитетных источников
показания очевидцев
статистические данные
Слайд 22АРГУМЕНТАЦИЯ
Томский государственный педагогический университет
Психологические аргументы:
аргумент к силе;
аргумент к невежеству;
аргумент к
выгоде;
аргумент к состраданию;
аргумент к верности и др.
Слайд 23ПИРАМИДА МАСЛОУ
Томский государственный педагогический университет
Слайд 24Томский государственный педагогический университет
Правила аргументации
Определите тему своего выступления и сформулируйте
ее.
Сформулируйте основной тезис своего выступления.
Подберите аргументы в поддержку своего
тезиса.
Приведите аргументы в систему - расположите их в определенном порядке: во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д.
Разработайте систему поддержки своих аргументов.
Подберите примеры.
Если необходимо, опровергните противоположный тезис, приведя аргументы против него.
Сделайте вывод
Слайд 25Томский государственный педагогический университет
Схема аргументации
Слайд 26Томский государственный педагогический университет
Правила эффективной аргументации
Будьте лаконичны
Используйте опережающее обсуждение возражений
Ссылайтесь на авторитеты
Используйте наглядные примеры
Используйте цифры
Опирайтесь на наглядность
Используйте юмор
Раздел
подготовлен с использованием материалов:
Стернин И.А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить. – Воронеж: «Истоки», 2011. – 169 с.
Слайд 27Томский государственный педагогический университет
Правила эффективной аргументации
Будьте эмоциональны
Не злоупотребляйте логическим давлением
Обращайтесь к жизненно важным для слушателей фактам
Персонифицируйте свои идеи
Отвлекайтесь в
изложении
Используйте парадоксальные аргументы
Раздел подготовлен с использованием материалов:
Стернин И.А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить. – Воронеж: «Истоки», 2011. – 169 с.
Слайд 28Томский государственный педагогический университет
Правила эффективной аргументации
ИСПОЛЬЗУЙТЕ НАГЛЯДНЫЕ ПРИМЕРЫ
Заострите внимание на
примере до его приведения.
Не навязывайте аудитории смысл примера (то
есть не говорите – «Таким образом, данный пример показывает нам, что...» - аудитория сделает этот вывод сама).
Пример должен быть предварительно обработан - сокращен и включен в контекст вашего выступления. Он должен быть кратким и наглядным.
Раздел подготовлен с использованием материалов:
Стернин И.А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить. – Воронеж: «Истоки», 2011. – 169 с.
Слайд 29Томский государственный педагогический университет
Правила эффективной аргументации
ОПИРАЙТЕСЬ НА НАГЛЯДНОСТЬ
Если наглядный материал
не является существенно необходимым для пояснения или возбуждения интереса к
речи в целом, то применение его бессмысленно.
Заранее ничего не выставлять, делать это только в нужный момент.
Не включать в таблицы и графики слова, которые не будут всем видны.
Не говорить аудитории: «Тут, правда, плохо видно...» - лучше в таком случае вообще не вешать таблицу.
Каждая таблица должна иметь крупно написанное название, все надписи должны быть выполнены горизонтально.
Раздел подготовлен с использованием материалов:
Стернин И.А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить. – Воронеж: «Истоки», 2011. – 169 с.
Слайд 30Томский государственный педагогический университет
Правила эффективной аргументации
ОПИРАЙТЕСЬ НА НАГЛЯДНОСТЬ
Статистическим таблицам придавать
вид диаграмм, отражающих размеры, тенденции. Самые эффектные графики, как показывают
исследования - в форме разноцветных прямоугольников разной высоты.
Обязательно словесно увязывать ваши суждения с изображением на таблицах и графиках.
Если вы демонстрируете слушателям какой-либо предмет, держа его в руке, держите его на уровне плеч либо на 5 см выше.
Раздел подготовлен с использованием материалов:
Стернин И.А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить. – Воронеж: «Истоки», 2011. – 169 с.
Слайд 31Томский государственный педагогический университет
Правила эффективной аргументации
ОПИРАЙТЕСЬ НА НАГЛЯДНОСТЬ
Если слушатели разглядывают
изображение или схему, которые вы повесили, сделайте паузу, дайте им
закончить.
Не раздавать слушателям никаких пособий и изображений - это отвлекает аудиторию, снижает уровень внимания. Все пособия держите при себе.
Пособия убрать, таблицы снять, с доски стереть, как только это стало ненужным, чтобы в дальнейшем это не отвлекало слушателей.
Раздел подготовлен с использованием материалов:
Стернин И.А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить. – Воронеж: «Истоки», 2011. – 169 с.
Слайд 32Томский государственный педагогический университет
Лексические средства аргументации:
Вследствие (чего)
В результате (чего)
В силу
(чего)
В связи (с чем)