Слайд 1Менеджмент социально-культурной деятельности
Основы государственной культурной политики Российской Федерации
Востряков Лев Евгеньевич,
д.полит.н.
lev-vostriakov@yandex.ru
11
сентября 2019 г.
Слайд 2Марк Порций Катон Старший
(лат. Marcus Porcius Cato; 234–149 до н.э.)
«De
Agri Cultura» (160 г. до н.э.) –
самое раннее из
известных в настоящее время прозаических произведений на латинском языке
«De Agri» – поля
«Cultura» – возделывать
Слайд 3Формируют новую ценностно ориентированную модель государственной культурной политики
«Основы государственной культурной
политики» (утв. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014
г. № 808 )
[Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. – Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208
«Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года» (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 г. №326-р)
[Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/45830.html
Слайд 4Формируют новую ценностно ориентированную модель государственной культурной политики
– Стратегия национальной
безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 31
декабря 2015 г. №683).
– Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы (утв. Указом Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 г. № 203)
– Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 30 ноября 2016 г.)
Слайд 5О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года: утв. Указом Президента России от 7
мая 2018 г. №204 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018. – № 20. – ст. 2817.
Паспорт национального проекта Культура на 2019–2024 гг.: – Режим доступа: URL: http://static.government.ru/media/files/KwygvgPq1PWAajAmsABFTSPUvVtEjHrO.pdf
Информационные материалы о Национальном проекте Культура на 2019–2024 гг.: – Режим доступа: URL: http://static.government.ru/media/files/N8WylNgkBs1xAmm8jG2t6P20zaxDu4uT.pdf
Слайд 6Формируют новую ценностно ориентированную модель государственной культурной политики
Постановление Правительства России
от 10 июля 2017 г. № 817 «О Правительственной комиссии по
вопросам государственной культурной политики»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 г. № 1585-р
План мероприятий по реализации в 2019–2021 годах Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 11 июня 2019 г. № 1259-р)
Слайд 7Объективная необходимость новой доктрины государственной культурной политики:
–в исторически короткий период
Россия должна выйти на путь развития, обеспечивающий готовность государства и
общества отвечать на современные вызовы
– обеспечить системное преодоление гуманитарного кризиса
→можно решить лишь путём планомерных и последовательных инвестиций в человека
Слайд 8Признаки гуманитарного кризиса:
девальвация традиционных ценностей,
искажение ценностных ориентиров,
снижение интеллектуального и культурного уровня общества и др.
Достижение стратегических задач
развития социума тесно связано с духовно-нравственным потенциалом личности и всего общества
Слайд 9Методологические основания преодоления гуманитарного кризиса:
– приоритетное развитие сферы культуры,
– поддержка
целостности единого культурного пространства как базы национальной идентичности, согласия и
преемственности поколений,
– сохранение культурного наследия и ценностных основ общественного бытия с учетом сочетания традиций и новаций;
– поддержка развития искусства как фактора духовно-нравственного обновления социума
Слайд 10Новая ценностно ориентированная модель государственной культурной политики РФ направлена на
–
формирование гармонично развитой творческой личности,
– укрепление общенационального единства посредством
приоритетного культурного и гуманитарного развития,
– сохранение и трансляция традиционных ценностей,
– противостояние глобальному наступлению псевдокультуры
Слайд 11Новая ценностно ориентированная модель государственной культурной политики РФ должна обеспечивать
–
повышение гражданского самосознания, готовности и способности людей к активному участию
в процессах общественного развития,
доступность культурных благ, модернизацию инфраструктуры культурной сферы и повышение качества услуг учреждений культуры
Слайд 12Учебная дисциплина «Основы государственной культурной политики Российской Федерации»
включена
в основные образовательные программы высших учебных заведений системы Минкультуры летом
2016 г.
уточним основные концептуальные положения теории культурной политики
обсудим стратегии и модели культурной политики
обсудим вопросы социокультурной инфраструктуры и механизмов управления в данной сфере
рассмотрим основные направления государственной культурной политики современной России,
познакомимся с содержанием и приоритетами международной культурной политики Российской Федерации, а также особенностями региональной культурной политики нашей страны
Слайд 13Основы государственной культурной политики Российской Федерации
БРС (приказ ректора СПбГИК от
8 февраля 2016 г. №163-о):
– посещаемость,
– доклады на практических занятиях (полнота
ответа, наличие презентации, указание на источники, использованные при подготовке доклада, ответы на вопросы),
– тестовые задания
– выполнение заданий в малых группах
Посещаемость – до 30 баллов
Работа на семинарах – до 40 баллов
Аттестация – до 30 баллов
60–72 балла – «удовлетворительно»
73–85 – «хорошо»
от 86 – «отлично»
Слайд 14Основы государственной культурной политики Российской Федерации
Основная литература
Основы государственной культурной
политики Российской Федерации: учеб.пособие / А.С. Тургаев, Л.Е. Востряков, В.В.
Брежнева и др.; под ред. А.С. Тургаева. – СПб: СПбГИК, 2017. – 336 с.
http://elibrary.spbguki.ru/189016957/view
2. Востряков Л.Е. Государственная культурная политика: понятия и модели. – СПБ.: Изд-во СЗИ РАНХиГС, 2011. – 168 с. (библиотека СПбГИК – 10 экз.)
3. Коленько С.Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 370 с. (библиотека СПбГИК – 10 экз.)
4. Современная культурная политика как креативная деятельность [электронное издание]: управление и инновация: коллективная монография / под ред О.Н. Астафьевой. – СПб.: Эйдос, 2014. – 639 с. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=24402745
Слайд 15Дополнительная литература
1. Ивлиев Г.П. Культурная политика и развитие законодательства о
культуре в Российской Федерации: статьи и выступления. – М.: Норма,
2012. – 208 с.
2. Игнатьева Е.Л. Экономика культуры. – М.: ГИТИС, 2015. – 384 с.
3. Карпова Г.Г. Социальное поле культурной политики. – М.: Вариант, 2011. – 267 с.
4. Каменец А.В. Основы культурной политики. 2 изд. – М.: Юрайт, 2017. – 180 с.
Слайд 16Основы государственной культурной политики Российской Федерации
Постановление Правительства РФ от 03
марта 2012 г. № 186 (ред. от 30.12.2016) «О федеральной
целевой программе «Культура России (2012–2018 гг.)» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_127422
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №317 (ред. от 17.08.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 гг.» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140136
Слайд 17Базовые составляющие ценностно ориентированной модели государственной культурной политики
План:
1. Цели и
задачи государственной культурной политики РФ
2. Принципы и приоритеты государственной культурной
политики РФ
3. Особенности ценностно ориентированной модели государственной культурной политики
Слайд 18
Особое внимание дисциплины:
мировоззренческая позиция
М.А. Ариарский (1928–2018):
менеджер СКД – «наиболее адекватный
специалист, органично отражающий сущность СКД, ее природу и остающийся в
рамках ее проблемного поля»
менеджер СКД призван осуществлять взаимодействие людей в создании, освоении, сохранении и распространении значимых ценностей культуры
Слайд 19Кафедра социально-культурной деятельности (культурно-просветительной работы)
открылась в сентябре 1957 г.
Создатель кафедры
– известный в Ленинграде партийный работник, военный корреспондент, главный редактор
политического вещания Ленинградского радио во время блокады Николай Дмитриевич Синцов (1903–1962)
Слайд 20Первый набор – 81 студент получали подготовку как организаторы-методисты для
ДК и клубов
За весь период существования кафедрой подготовлено более
15000 организаторов культурно-просветительной работы / менеджеров социально-культурной деятельности – специалистов, бакалавров, магистров, которые осуществляют свою профессиональную деятельность практически во всех регионах России, в целом ряде стран Европы и мира
Слайд 21
2001 г.: руководители региональных органов культуры – председатели комитетов, начальники
управлений
– каждый третий – получил профильное образование в
институте культуры,
– каждый шестой – закончил ЛГИК / СПбГУКИ,
– каждый одиннадцатый – выпускник нашей кафедры
Слайд 22Новая доктрина государственной культурной политики России принципиально меняет отношение к
культуре и искусству, пониманию их роли в жизни российского общества
Культура
–
важнейший фактор:
– социально-экономического развития Российской Федерации,
– роста качества жизни и гармонизации общественных отношений,
– гарант сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности страны
Слайд 23Цели и задачи государственной
культурной политики РФ
Культура – совокупность формальных и
неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию
и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т.д.)
Слайд 24Культурная политика
– действия, осуществляемые органами государственной власти Российской Федерации и
общественными институтами, направленные на поддержку, сохранение и развитие всех отраслей
культуры, всех видов творческой деятельности граждан России и формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей
Слайд 25Государственная культурная политика России
охватывает такие сферы государственной и общественной жизни,
как все виды культурной деятельности, гуманитарные науки, образование, межнациональные отношения,
поддержка русской культуры за рубежом, международное гуманитарное и культурное сотрудничество, а также воспитание и самовоспитание граждан, просвещение, развитие детского и молодежного движения, формирование информационного пространства страны
Слайд 26Межправительственная конференция ЮНЕСКО, Стокгольм, 1998 г.:
«в самом широком смысле
культурой можно назвать весь комплекс наиболее ярких духовных, материальных, интеллектуальных
и эмоциональных черт, характеризующих общество или социальную группу. Культура включает в себя не только искусство и литературу, но и образ жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции и мировоззрение»
Слайд 27Всеобщая декларация о культурном разнообразии (утв. Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО, 2001
г.):
«…Культура должна рассматриваться как совокупность присущих обществу или социальной
группе отличительных признаков – духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных… помимо искусства и литературы, она охватывает образ жизни, “умение жить вместе”, системы ценностей, традиции и верования…»
Слайд 28Культура – суть и основа
российской идентичности
Идентичность, идентитет – (англ.: identity
= тождественность, принадлежность) – осознание принадлежности человека к некоему сообществу,
конкретной социальной группе – национальной, социальной, гендерной и др.
В.В. Путин: «Вообще нет ничего более важного в обществе, чем морально-нравственные принципы, на которых оно основано. Ничего. Все остальное вторично» (Санкт-Петербург, 9 июня 2012 г.)
Слайд 29Главная цель ценностно ориентированной модели:
формирование гармонично развитой личности и укрепление
единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития,
сохранение и
развитие культуры народов Российской Федерации путем передачи новым поколениям ее гуманитарного ценностного содержания, традиционного для российской цивилизации
Слайд 30Ценностно-смысловые доминаты российской цивилизации:
– приоритет духовного блага над материальным,
защита
человеческой жизни, прав и свобод человека,
семья,
созидательный труд,
служение Отечеству,
нормы морали и
нравственности,
гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь,
коллективизм,
историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины
Слайд 31Особо важные ценности российской культуры
патриотизм, сохранение территориальной целостности России
и единства российского многонационального и многоконфессионального общества;
приоритет духовного над материальным,
обусловливающий в том числе обостренное чувство справедливости;
традиционные семейные ценности
Слайд 32Стратегические цели государственной
культурной политики РФ
сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных
ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в
духе гражданственности;
сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны;
повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве
Слайд 33Стратегические задачи
а) укрепление гражданской идентичности путем воспроизводства, закрепления и общественной
легитимации механизмов преемства (наследования) российской культурно-цивилизационной идентичности, единых ценностей, образов
коллективной исторической памяти, а также основанных на них социальных норм и механизмов социального контроля;
б) создание условий для воспитания граждан в соответствии с ценностями российской цивилизации;
в) сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;
Слайд 34Стратегические задачи
г) обеспечение преемственности в формировании типа личности, характерной для
российской цивилизации, передачи от поколения к поколению традиционных для российской
цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;
д) создание условий для реализации каждым гражданином России его творческого потенциала;
е) обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурному и природному наследию, образам искусства, исторической памяти, содержащим ценности российской цивилизации, а также обеспечение возможности для граждан полноценно овладеть русским языком
Слайд 35Важнейшие результаты воплощения государственной культурной политики
повышение интеллектуального потенциала российского общества;
рост
общественной ценности и повышение статуса семьи, осознание семейных ценностей как
основы личного и общественного благополучия;
увеличение числа граждан, прежде всего молодежи, стремящихся жить и работать на родине, считающих Россию наиболее благоприятным местом проживания, раскрытия творческих, созидательных способностей;
владение русским литературным языком, знание истории России, способность понимать и ценить искусство и культуру – как необходимые условия личностной реализации и социальной востребованности;
гармонизация социально-экономического развития регионов России, особенно малых городов и сельских поселений, активизация культурного потенциала территорий;
качественный рост культурных и досуговых запросов граждан, в том числе в отношении медиапродукции
Слайд 36О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года: утв. Указом Президента России от 7
мая 2018 г. №204
Правительству России поручено при разработке национальной программы в сфере культуры обратить особое внимание на необходимость
а) укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации;
б) создания (реконструкции) культурно-образовательных и музейных комплексов, включающих в себя концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие творческие школы, а также выставочные пространства;
в) обеспечения детских музыкальных, художественных, хореографических школ, училищ и школ искусств необходимыми инструментами, оборудованием и материалами;
Слайд 37
О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 г.:
г) продвижения талантливой молодёжи в сфере музыкального
искусства, в том числе посредством создания национального молодёжного симфонического оркестра;
д) создания (реконструкции) культурно-досуговых организаций клубного типа на территориях сельских поселений, развития муниципальных библиотек;
е) создания виртуальных концертных залов не менее чем в 500 городах Российской Федерации;
ж) создания условий для показа национальных кинофильмов в кинозалах, расположенных в населённых пунктах с численностью населения до 500 тыс. человек;
з) подготовки кадров для организаций культуры;
и) модернизации региональных и муниципальных театров юного зрителя и кукольных театров путём их реконструкции и капитального ремонта;
к) поддержки добровольческих движений, в том числе в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации
Слайд 38Принципы и приоритеты государственной культурной политики РФ
Принцип – основное, базовое
исходное положение
Приоритет – то, чему отдается предпочтение, преимущество; то, что
является первоочередным
Слайд 39Принципы государственной культурной политики РФ
территориальное и социальное равенство граждан, в
том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья, в реализации права
на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;
открытость и взаимодействие с другими народами и культурами, представление об отечественной культуре как о неотъемлемой части мировой культуры;
соответствие экономических, технологических и структурных решений, принимаемых на государственном уровне, целям и задачам государственной культурной политики;
свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность;
делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам
Слайд 40Принципы государственной культурной политики РФ (связаны с реализацией Стратегии национальной
безопасности)
сохранение единого культурного пространства (включая языковое, образовательное и информационное);
разграничение полномочий
органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере государственной культурной политики;
государственная поддержка и защита культуры и языков народов Российской Федерации;
взаимодействие государственных и муниципальных органов власти с институтами гражданского общества при реализации государственной культурной политики
Слайд 41Основные приоритеты
государственной культурной политики РФ
– сохранение, охрана, изучение, использование,
актуализация и пропаганда материального и нематериального культурного наследия народов России;
сохранение музеев и развитие музейной деятельности;
сохранение архивов и развитие архивного дела;
сохранение библиотек и развитие библиотечного дела;
сохранение, актуализация, пропаганда классического литературного наследия и развитие литературы;
сохранение, актуализация, пропаганда классического кинематографического наследия и развитие киноискусства, поддержка кинопроизводства и кинопроката;
сохранение, актуализация, пропаганда классического театрального наследия и развитие театральной деятельности;
сохранение, актуализация, пропаганда классического музыкального наследия, развитие музыкального искусства и концертной деятельности;
Слайд 42Основные приоритеты
государственной культурной политики РФ
– сохранение цирковых традиций и развитие
циркового дела;
– сохранение традиций изобразительного искусства и развитие выставочной деятельности;
–
сохранение традиций архитектурного искусства и дизайна, развитие архитектуры и дизайна;
– развитие культурно-досуговой деятельности и любительского творчества, поддержка социокультурных проектов;
сохранение и развитие образовательных учреждений культуры;
сохранение и развитие научно-исследовательских учреждений культуры;
информатизация культурной деятельности;
сохранение, изучение, актуализация и пропаганда культурно-исторического наследия российской цивилизации за рубежом, распространение культуры народов Российской Федерации за рубежом, международная культурная деятельность;
развитие культурно-познавательного туризма
Слайд 43Абрахам Маслоу (Maslow, Abraham Harold;
1908–1970) «Пирамида Маслоу»
Слайд 44Эверетт Шостром (Shostrom, Everett L.; 1921—1992): Personal Orientation Inventory
Краткий индекс
самоактуализации
Элвин Джоунс (Jones, Alvin) и
Рик Крэндалл (Crandall, Rick):
Слайд 45Особенности самоактуализированных личностей
Более эффективное (правильное и беспристрастное) восприятие реальности, включая
других людей
Приятие себя, других и природы
Непосредственность, простота и естественность
Центрированность на проблеме
Независимость: потребность в уединении
Слайд 46«Основы государственной культурной политики» (утв. Указом Президента РФ от 24
декабря 2014 г. № 808 ):
Новая система управления процессами культурного развития
не отменяет, а встраивает в себя существующую систему управления сферой культуры.
Целесообразность создания новых институций продиктована невозможностью достижения целей государственной культурной политики в рамках имеющихся административных структур за счет изменения их полномочий, функций, форм деятельности и регламентов.
Масштаб и глубина необходимых преобразований требуют постепенного и целенаправленного включения профессионального сообщества и общественных организаций в процесс трансформации системы управления.
Слайд 47Предусматривается широкое межведомственное взаимодействие Минкультуры России с федеральными органами исполнительной
власти, осуществляющими деятельность в сферах:
Слайд 48Постановление Правительства России
от 10 июля 2017 г. № 817
Правительственная комиссия
по вопросам государственной культурной политики – специальный координационный орган, призванный
обеспечить согласованные действия органов исполнительной власти и организаций в целях выработки и корректировки стратегических подходов к реализации государственной культурной политики
Слайд 49Правительственная комиссия по вопросам государственной культурной политики:
разрабатывает проекты стратегии
культурной политики,
готовит предложения о корректировке действующих и принятии при
необходимости новых государственных программ,
формирует эффективные механизмы координации деятельности субъектов государственной культурной политики,
проводит мониторинг достижения целей,
вырабатывает критерии оценки деятельности федеральных ОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам реализации государственной культурной политики
Слайд 50Распоряжение правительства России
от 25 июля 2017 г. № 1585-р
утвержден персональный
состав правительственной комиссии
Председатель Комиссии –
О.Ю. Голодец (1962–)
Заместитель – В.Р. Мединский (1970–)
Минкультуры России ежегодно представляет в Правительство РФ Доклад о реализации Стратегии государственной культурной политики
Слайд 51«Основы государственной культурной политики» (утв. Указом Президента РФ от 24
декабря 2014 г. № 808 ):
– Для достижения целей государственной культурной
политики необходим систематический мониторинг культурного развития общества, базирующийся на специальной системе целевых показателей, преимущественно – качественных
– Работа по гармонизации ранее принятых отраслевых документов стратегического планирования
– Разработка Стратегического прогноза в сфере культуры
Слайд 52План мероприятий по реализации в 2019–2021 годах Стратегии государственной культурной
политики на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ
от 11 июня 2019 г. № 1259-р)
Сохранение единого культурного пространства
Активизация культурного потенциала территорий и сглаживание региональных диспропорций
Повышение роли институтов гражданского общества как субъектов культурной политики
Повышение социального статуса семьи как общегражданского института, обеспечивающего воспитание и передачу от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм
Слайд 53План мероприятий по реализации в 2019–2021 гг. Стратегии государственной культурной
политики
V. Содействие формированию гармонично развитой личности, способной к активному участию
в реализации государственной культурной политики
VI. Усиление и расширение влияния российской культуры в иностранных государствах
VII. Сохранение культурного наследия и создание условий для развития культуры
VIII. Формирование новой модели культурной политики
Слайд 54Ежегодный государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации
(Федеральный
закон от 22 апреля 2013 г. N 63-ФЗ):
оценка текущего состояния культуры
в РФ;
характеристика результативности государственного управления в сфере культуры по итогам прошедшего года;
уточненный список проблем и вызовов в сфере культуры и культурно-исторического наследия
в целом для РФ,
по субъектам РФ,
по элементам социокультурного пространства российской цивилизации за пределами РФ;
предложения о внесении корректив в стратегические документы государственной культурной политики
Слайд 55Национальный проект «Культура»
на 2019–2024 годы
«Паспорт национального проекта «Культура» утвержден 24
декабря 2018 г.:
Куратор проекта – О.Ю. Голодец
Руководитель проекта – В.Р.
Мединский
Администратор проекта – Ольга Сергеевна Ярилова (1970–)
Выделяется 113,5 млрд рублей (в т.ч.: в том числе: федеральный бюджет – 109,7 млрд рублей, бюджеты субъектов РФ – 3,8 млрд рублей
Более 15 целевых показателей
Предусмотрена реконструкция и переоснащение 3,5 тыс объектов культуры
Слайд 56Национальный проект «Культура»
на 2019–2024 годы
Три федеральных проекта:
«Культурная среда» (Обеспечение качественно
нового уровня развития инфраструктуры культуры),
«Творческие люди» (Создание условий для реализации
творческого потенциала нации),
«Цифровая культура» (Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры)
Слайд 57Федеральный проект «Культурная среда»
Выделяется 84 млрд руб:
создание 39 центров культурного
развития, оснащение 1,8 тыс. образовательных учреждений в сфере культуры, строительство
и капремонт 526 культурно- досуговых учреждений в сельской местности, приобретение 600 автоклубов (учреждений культуры на колесах) для обслуживания сельского населения, переоснащение 660 муниципальных библиотек, оснащение 1,2 тыс. кинозалов и ремонт 40 детских театров юного зрителя
Слайд 58Федеральный проект «Творческие люди»
До 2021 года будут созданы 15 центров
непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в
сфере культуры.
2019 год – первые семь:
ГИТИС, ВГИК, Российская академия музыки им.Гнесиных, Академия русского балета им. А.Я.Вагановой, Санкт-Петербургский институт культуры, Краснодарский институт культуры, Дальневосточный институт искусств
Слайд 59Федеральный проект «Цифровая культура»
– открыто 500 виртуальных концертных
залов, организовано 600 онлайн-трансляций
– НЭБ: 48 тысяч оцифрованных книжных памятников
–
созданы 450 цифровых гидов по лучшим выставочным проектам
Слайд 60Национальный проект «Культура»
на 2019–2024 годы
Основная идеология национального проекта:
Обеспечить максимальную доступность
к культурным благам, что позволит гражданам как воспринимать культурные ценности,
так и участвовать в их создании
Цель: увеличить на 15% число посещений организаций культуры и в 5 раз число обращений к цифровым ресурсам культуры
Слайд 61Российский фонд культурного развития:
обеспечение реализации проектов, имеющих межведомственный, междисциплинарный,
межрегиональный и иной характер и направленных на решение стратегических задач
государственной культурной политики;
организация методического и информационного обеспечения реализации государственной культурной политики;
обеспечение участия в реализации государственной культурной политики профессиональных и деловых сообществ, общественных организаций и общественных культурных институций
Слайд 62Важнейшие категории культурной политики
– субъект и объект культурной политики;
– стратегические
и тактические цели;
– механизмы достижения целей;
– инструменты культурной политики
Слайд 63Категории культурной политики
«Культурная политика» – действия, осуществляемые органами государственной власти
Российской Федерации и общественными институтами, направленные на поддержку, сохранение и
развитие всех отраслей культуры, всех видов творческой деятельности граждан России и формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.
«Субъекты государственной культурной политики» – органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления, образовательные, научные организации, организации культуры, общественные объединения и организации, иные организации, осуществляющие деятельность в области искусства, науки, образования, просвещения, воспитания, семейных отношений, работы с детьми и молодежью.
«Объекты государственной культурной политики» – материальное и нематериальное культурное наследие, все виды и результаты творческой деятельности, система образования, наука, русский язык и языки народов Российской Федерации, семья, системы межличностной и общественной коммуникации, медийное и информационное пространство, международные культурные и гуманитарные связи
Слайд 64Новая модель государственной культурной политики Российской Федерации
особое внимание
сохранение единого
культурного пространства страны,
культурный суверенитет как приоритет ценностей российской цивилизации по
отношению к ценностям других цивилизаций,
воспитание детей, молодежи и взрослых граждан в соответствии с традиционными нравственными ценностями
Слайд 65Особенности ценностно ориентированной модели государственной культурной политики
Уникальная особенность России –
единство в разнообразии
В основе этой уникальности – культурная общность, т.е.
общность на уровне системы ценностей
«На протяжении всей отечественной истории именно культура… обеспечивала единство многонационального народа России…»
Сохранение единого культурного пространства страны – условие сохранения территориальной целостности России
Слайд 66Особенности ценностно ориентированной модели государственной культурной политики
Культурный суверенитет –
право России самостоятельно определять и осуществлять культурную политику, необходимую для
воспроизводства общества; право и обязанность государства противодействовать враждебной культурной экспансии
Слайд 67Особенности ценностно ориентированной модели государственной культурной политики
В.В. Путин:
…многие евроатлантические страны
фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том
числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации.
Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность: национальная, культурная, религиозная или даже половая.
Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в Бога или веру в сатану.
… всерьез говорится о регистрации партий, ставящих своей целью пропаганду педофилии.
Люди во многих европейских странах стыдятся и боятся говорить о своей религиозной принадлежности.
… И эту модель пытаются агрессивно навязывать всем, всему миру.
Убежден, это прямой путь к деградации и примитивизации, глубокому демографическому и нравственному кризису
Слайд 68Особенности ценностно ориентированной модели государственной культурной политики
Задача воспитания современного
человека и общества в целом в соответствии с традиционными нравственными
ценностями
«Основы ГКП РФ» ставят задачу воспитания не только детей и молодежи, но также и взрослых граждан
Слайд 69Воспитание современного человека в соответствии с традиционными нравственными ценностями
Формирование у
аудитории, охваченной организованными процессами социально-культурной деятельности, целостной картины мира, основанной
на
–патриотизме,
–вере в свое Отечество,
что характеризуется стремлением развивать социально-культурную сферу, деятельно участвовать в развитии страны, делать все для нынешнего и будущего процветания России
Слайд 70Исследователи РосНИИ наследия им. Д.С. Лихачева:
Отказ от государственной поддержки культурных
проектов, навязывающих чуждые ценности
«Ключевой принцип здесь может быть сформулирован следующим
образом: никакие эксперименты с формой не могут оправдать содержания, противоречащего традиционным для нашего общества ценностям, либо отсутствия какого бы то ни было содержания вообще.
Те, чья деятельность противоречит культурным нормам, не имеют оснований претендовать на государственное финансирование – какими бы гениальными они себя ни считали»
Слайд 71Особенности ценностно ориентированной модели государственной культурной политики
В рамках советской модели
культурной политики единственным субъектом выступало государство
В современной России многообразие субъектов
культурной политики законодательно закреплено
Ключевым стратегическим инвестором социокультурных проектов и организаций культуры остается государство, принимающее решения на основе ценностно ориентированного подхода
Слайд 72Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г.:
Государство –
инвестор;
меценат;
соинвестор;
стратегический партнер;
соинвестор в рамках государственно-частного партнерства;
инвестор, делегирующий часть ответственности и
функций общественным институтам развития
Слайд 73Намерение государства-инвестора оценить и проконтролировать эффективность инвестиций
– с точки зрения
экономической целесообразности понесенных расходов, целевого характера расходования средств, возможной оптимизации
будущих расходов – адекватно
– нельзя рассматривать как вмешательство в творческую деятельность или формирование конкурентных условий для доступа к ресурсам
Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г.: Конкуренция творческих проектов – общая норма мировой практики
Слайд 74Особенности ценностно ориентированной модели государственной культурной политики
Недопустима утилитарная трактовка культуры
как сферы услуг, учитывая высокую общественную значимость культурной деятельности
2003–2005 гг.
введен общероссийский классификатор видов экономической деятельности: культура – раздел «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг»
Слайд 75Особенности ценностно ориентированной модели государственной культурной политики
Статистические данные формирует
Главный информационно-вычислительный центр Минкультуры России (http://www.givc.ru/), который собирает, обрабатывает и
анализирует более 40 наименований форм статистической отчетности, содержащих не менее семнадцати тысяч показателей
Слайд 76Особенности ценностно ориентированной модели государственной культурной политики
Распоряжение Правительства России
от 22 декабря 2017 г. № 2905-р: Министерству культуры России
поручено в трехмесячный срок разработать и утвердить методические рекомендации о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения
Введение нормативов обеспеченности населения учреждениями культуры способствует формированию в регионах единых подходов к расчету нормативной потребности в организациях культуры
Слайд 77Становление ценностно ориентированной модели государственной культурной политики современной России
должно повысить
готовность
государства и общества отвечать на многочисленные вызовы современности,
способность эффективно противостоять
негативным факторам, оказывающим влияние на обеспечение национальной безопасности в области культуры и искусства нашей страны