Слайд 1МЕНЕДЖМЕНТ
Тема 6. Организация деятельности
Вайсеро Константин Иванович – заведующий кафедрой социально-гуманитарных
дисциплин и истории права, доктор психологических наук, профессор
Тел: 905-720-77-44; е-mail:
VayseroKI@edu.mos.ru
Слайд 2МЕНЕДЖМЕНТ
Рекомендуемая литература
Семенов, А. К. Теория менеджмента [Текст] : учебник для
бакалавров. Гриф МО / А. К. Семенов, В. И. Набоков.
- М. : Дашков и К, 2015. - 492 с.
Гукова, О. Н. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса [Текст] : учебное пособие / О. Н. Гукова. - М. : ФОРУМ, 2012. - 159 с.
Милгром, П. , Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент [Текст]: В 2-х томах. Т.1 / П. Милгром; Пер. с англ., Ред. И.И. Елисеевой, В.Л. Тамбовцева. - СПб. : Экономическая школа, 2001. - 468 с.
Организация и планирование производства [Текст]: учебное пособие. Гриф УМО / ред.: А. Н. Ильченко, И. Д. Кузнецова. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 207 с.
Слайд 3МЕНЕДЖМЕНТ
Наука об организации – отрасль методологии, занимающейся изучением объективных закономерностей
и форм организованности различных систем, а также методов и способов
упорядочивания элементов этих систем и поведения организаций как объектов различного взаимодействия.
Существующие в науке виды упорядочивания систем:
конструкционные,
физиологические,
химические,
математические,
организационные и др.
Слайд 4МЕНЕДЖМЕНТ
Организационная деятельность (менеджмент) – особое упорядочивание взаимодействия элементов систем человеческой
деятельности в различных сферах.
Значения термина «организация» в менеджменте:
Упорядоченность элементов управленческой
(производственной) системы или процесса.
Вид деятельности людей по упорядочиванию каких-то объектов – «организовывание».
Какая-то общность, объект, система, орган, учреждение, предприятие, фирма и т.п.
Слайд 5МЕНЕДЖМЕНТ
Организационная структура (структура организации) – система распределения ответственности и полномочий внутри организации.
Отображается
в виде графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы
(подразделения, должностные позиции и т.п.).
Слайд 6МЕНЕДЖМЕНТ
Горизонтальное и вертикальное разделение труда
1. Горизонтальное разделение труда – качественная и
количественная дифференциация и специализация трудовой деятельности путем разделения общего производственного
процесса на частные обособленные виды деятельности (на специализации).
Виды специализаций:
функциональная (специализация работников – профессии);
товарно-отраслевая (специализация по определенным видам продукции);
квалификационная (специализация по сложности работ).
Слайд 7МЕНЕДЖМЕНТ
Горизонтальное и вертикальное разделение труда
2. Вертикальное разделение труда – дифференциация управленческой
деятельности в зависимости от занимаемого управленческого уровня.
Направления управленческой деятельности, в
которых существует вертикальное разделение труда:
общее руководство;
технологическое руководство (управление производством);
экономическое руководство;
оперативное руководство (составление и доведение исполнителей оперативных планов, их контроль);
управление персоналом.
Слайд 8МЕНЕДЖМЕНТ
Уровни управления при вертикальном разделении труда:
- высший – руководители, определяющие стратегию
развития организации и всю производственную политику;
- средний – руководители подразделений, обладающие большой
самостоятельностью при принятии решений, доводящие до низов и реализующие разработанную высшим руководством стратегию организации;
- низший – руководители, находящиеся в непосредственном контакте с неуправленческими работниками, доводящие до них задания и проверяющие их исполнение.
Слайд 9МЕНЕДЖМЕНТ
Содержание труда на различных уровнях управления зависит от следующих качеств
человека:
интеллектуальных – способность к правильному выбору при подготовке и принятия
управленческих решений;
волевых – решительность и упорство по преодолению трудностей при реализации управленческих решений.
Субординация – взаимоотношения между высшими и низшими звеньями управления (уровнями ответственности). Она проявляется в ходе передачи принятого высшим руководством решения на более низкий уровень для исполнения.
Высшее звено управления всегда несет большую ответственность при принятии и реализации управленческих решений.
Слайд 10МЕНЕДЖМЕНТ
Централизация и децентрализация – степень сосредоточения принятия решений в одних
руках.
Централизованные организации – такие организации, где процессы принятия решений и
их внедрения разделены. Высшие руководители принимают решения, управляющие среднего звена передают и согласовывают их, а работники – выполняют.
Децентрализованные организации – такие организации, где полномочия по принятию решений распределены по нижестоящим уровням управления.
Характеристики степени централизации:
количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления;
важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления;
количество контроля за работой подчиненных.
Слайд 11МЕНЕДЖМЕНТ
Преимущества централизации
1. Улучшается контроль и координация специализированных независимых функций.
2. Уменьшается
количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями.
2. Невозможны
ситуации, при которой одни отделы растут и развиваются за счет других или организации в целом.
3. Более экономное и легкое использование опыта и знаний управленческого и производственного персонала.
Слайд 12МЕНЕДЖМЕНТ
Преимущества децентрализации:
1. В крупных организациях упрощается процесс принятия решений.
2. Принимает
решения тот руководитель, который ближе всего стоит к возникшей проблеме
и лучше всех ее знает.
3. Стимулируется инициатива, работники сильнее отождествляют себя с организацией.
4. Руководитель организации лучше понимает работу подразделений, полностью контролирует его и ощущает себя частью подразделения.
Слайд 13МЕНЕДЖМЕНТ
Департаментализация – процесс организационного обособления подразделений в целях расширения самой
организации.
Способы департаментализации:
по численности (количество работников);
по времени (сменность, сезонность, вахты);
по территории (география производства и
распространения продукта);
по функциям (кадры, финансы, снабжение, разработка продукта, маркетинг, планирование, производство, сбыт);
по типу производства (штучное, мелкосерийное, крупносерийное, массовое, непрерывное);
по типу оборудования (обычное, роботы, конвейеры);
Слайд 14МЕНЕДЖМЕНТ
Способы департаментализации (продолжение):
по технологии производства (заготовка, обработка, сборка, настройка и т.д.);
по
продукту (какой продукт производится);
по потребителю (для армии, для детей, для дома и
т.д.);
по рынку (рабочей силы, потребителей, товаров, услуг);
матричная (строки – «продуктовые» подразделения, столбцы - функциональные подразделения);
комбинированная (сочетающая элементы перечисленных типов);
инновационная (количество, размеры и связи подразделений оперативно изменяются во времени под новые цели, задачи и факторы внешней среды);
бесструктурная (части организации могут обособляться и взаимодействовать между собой по принципу «каждая с каждой»).
Слайд 15МЕНЕДЖМЕНТ
Модель конфигурации Генри Минцберга
Основные структурные элементы организации:
операционное ядро –
те, кто производит продукцию (производственные подразделения);
стратегическая вершина – руководство, формирующее миссию,
стратегические цели и стратегии деятельности;
средняя линия – звено между руководством и операционным ядром;
техноструктура – аналитики и специалисты, организующие и поддерживающие информационные потоки, формально организующие взаимодействие подразделений и контроль за их деятельностью;
вспомогательный персонал – службы, обеспечивающие функционирование остальных элементов организации;
идеология – атмосфера организации, связанная с её традициями.
Слайд 16МЕНЕДЖМЕНТ
Модель конфигурации Генри Минцберга
6 типов сверхструктур:
простая структура – основной частью
выступает стратегическая вершина и организация стремится к централизации;
машинная бюрократия –
во главе управления стоит техноструктура с доминирующим стремлением к стандартизации;
профессиональная бюрократия – власть принадлежит операционному ядру, наиболее ценным качеством выступает профессионализм;
дивизиональная форма – главную роль играет средняя линия за счёт увеличения роли среднего звена;
адхократия – основной частью является вспомогательный персонал, стремящийся к сотрудничеству с внешними организациями;
миссионерская форма – ценности и идеология ставятся во главу управления организацией.
Слайд 17МЕНЕДЖМЕНТ
Типология организационных структур (в зависимости от способа распределения ответственности):
иерархическая;
линейная;
линейно-штабная;
функциональная;
упрощённая матричная;
сбалансированная матричная;
усиленная
матричная;
проектная;
процессная;
дивизиональная.
Организационная структура может также зависеть от типа и вида производства продуктов и услуг.
Слайд 18МЕНЕДЖМЕНТ
Организационное проектирование – определение структуры организации, ее систем управления, процедур выполнения
действий, административных, технологических взаимодействий между всеми элементами.
Является важнейшим начальным
этапом создания любой организации или подразделения.
Базируется на стратегических планах организации.
Норма управляемости – предельное число объектов, которыми можно эффективно руководить.
Слайд 19МЕНЕДЖМЕНТ
Принципы проектирование организационных структур управления :
адекватность содержанию деятельности управляемого объекта;
способность
к быстрым изменениям;
максимальная оптимизация всех уровней управления – ликвидация многоступенчатости
и лишних звеньев управления.
создание баланса прав и полномочий на всех уровнях и во всех звеньях управления;
распределение равномерной производственной нагрузки на все звенья управления;
обеспечение полной согласованности всех решений и деятельности всех, без исключения, структурных подразделений.
Слайд 20МЕНЕДЖМЕНТ
Основные параметры проектирования организационной структуры
1. Параметры индивидуальной деятельности
уровень специализации деятельности
уровень
формализации поведения
параметры обучения
параметры восприятия организационной культуры
2. Структурные параметры
параметры группировки ресурсов
по подразделениям
размеры подразделений
3. Параметры поперечных связей
параметры системы планирования и контроля
параметры механизмов связи
4. Параметры системы принятия решений
уровень вертикальной децентрализации
уровень горизонтальной децентрализации.
Слайд 21МЕНЕДЖМЕНТ
Организационно-правовые формы организаций
1. Коммерческие организации
Полное товарищество
Товарищество на вере (коммандитное)
Общество с
ограниченной ответственностью (ООО)
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО)
Акционерное общество (АО)
Производственные кооперативы
Государственные
и муниципальные унитарные предприятия
Слайд 22МЕНЕДЖМЕНТ
Организационно-правовые формы организаций
2. Некоммерческие организации
Общественные и религиозные объединения
Фонды
Некоммерческие партнерства
Учреждения
Автономная некоммерческая
организация
Ассоциация (союз)
Потребительский кооператив
Товарищества собственников жилья