Слайд 1Место кадровой службы в организационной структуре современных предприятий
Подготовила Чучалова Анна
студентка
2 курса группы УПб 2601-01-00
Слайд 2План
Понятие кадровой службы
Цель и суть службы управления персоналом
Основные свойства системы
кадровой службы
Содержание системы управления персоналом
Эффективность работы кадровой службы на предприятии
Варианты
роли размещения кадровых подразделений в организационных структурах
Виды организационных структур
Особенности построения системы управления персоналом в зависимости от организационно-правовой формы
Роль и организационный статус службы управления персоналом в структуре организации
Заключение
Слайд 3Понятие кадровой службы
Кадровая служба предприятия - это совокупность специализированных структурных
подразделений в сфере управления предприятием вместе с занятыми в них
должностными лицами (руководители, специалисты, исполнители), призванными управлять персоналом в рамках избранной кадровой политики.
Слайд 4Люди - важнейший ресурс любой организации. Они создают новые продукты,
контролируют качество, аккумулируют и используют финансовые ресурсы.
Люди способны к
постоянному совершенствованию и развитию. В то время как другие ресурсы ограничены, возможности и инициатива людей, человеческие ресурсы безграничны.
Слайд 5Цель и суть кадровой службы
Цель кадровой службы— управление работниками предприятия;
Суть
кадровой службы – работа с персоналом предприятия.
Слайд 6Управление персоналом является подсистемой в более глобальной системе управления бизнесом,
осуществляемого в рамках определенной организационной иерархической структуры.
Слайд 7Система кадровой службы обладает рядом свойств:
1. Является первым слоем управления
любой организации, так как именно люди, объединенные общими целями, эту
организацию и составляют;
2. Присутствует во всех функциональных сферах деятельности - производстве, маркетинге, финансовой сфере, эккаунтинге, инновационной сфере;
3. Ее главные цели совпадают с целями организации;
4. Она имеет общие черты, свойственные коллективам людей - потребность в общении, возможность возникновения конфликтов и т.д.
Слайд 8Содержание системы управления персоналом составляет:
1. Определение потребности в кадрах с
учетом стратегии развития предприятия, объема производства продукции, услуг;
2. Формирование численного
и качественного состава кадров (система комплектования, расстановка);
3. Кадровая политика (взаимосвязь с внешним и внутренним рынком труда, высвобождение, перераспределение и переподготовка кадров);
4. Система общей и профессиональной подготовки кадров;
5. Адаптация работников на предприятии;
6. Оплата и стимулирование труда, система материальной и моральной заинтересованности;
7. Оценка деятельности и аттестация кадров, ориентация ее на поощрение и продвижение работников по результатам труда и ценности работника для предприятия;
8. Система развития кадров (подготовка и переподготовка, повышение гибкости в использовании на производстве, обеспечение профессионально-квалификационного роста через планирование рабочей (трудовой) карьеры;
9. Межличностные отношения между работниками, между работниками, администрацией и общественными организациями;
10. Деятельность многофункциональной кадровой службы как органа, ответственного за обеспечение предприятия рабочей силой и за надежную социальную защиту работника.
Слайд 9Таким образом, система управления персоналом, содействует достижению наибольшей эффективности предприятия
включает:
1. Помощь фирме в достижении ее целей;
2. Эффективное использование потенциала
работника;
3. Обеспечение фирмы высококвалифицированными и заинтересованными работниками;
4. Развитие и поддержание на высоком уровне качества;
5. Жизни, которое делает желанной работу в этой фирме;
6. Связь службы управления персоналом со всеми работниками;
7. Создание благоприятного морального климата.
Слайд 10Функции, структура и задачи кадровой службы тесно связаны с характером
развития экономики, пониманием руководством предприятия (организации) роли персонала в выполнении
целей и задач, стоящих перед производством (организацией).
Слайд 11Функции отдела кадров на отечественных предприятиях сводились в основном к
найму и увольнению рабочей силы, ведению делопроизводства. Это снизило эффективность
отдеа кадров до второстепенного структурного подразделения, фактически выполняющего лишь указания руководства предприятия и заказы руководителей структурных подразделений в отношении набора рабочей силы со стороны.
Слайд 12Большая разобщенность всех этих узкоспециализированных структурных подразделений снижала эффективность работы
с кадрами, не позволяла комплексно решать задачи формирования и тем
более эффективного использования кадров. Кадровая служба не была наделена функциями планирования, организации, координирования, стимулирования, контроля, не участвовала в выработке кадровой политики, ограничиваясь текущей работой с кадрами.
Слайд 13С изменением задач и ориентиров в управлении персоналом изменились и
задачи кадровой службы, ее функции и структура.
Лишь в этом случае
возможно комплексное решение не только вопросов кадрового обеспечения производства, но и главной задачи кадровой службы в новых экономических условиях - соединить цели развития производства с потребностями работников, реализующих эти цели, сбалансировать стратегию развития предприятия и занятых на нем кадров.
Слайд 14Кадровая служба в современных условиях должна быть организатором и координатором
всей работы с кадрами на предприятии. Она призвана выполнять функцию
контроля за реализацией кадровой политики в структурных подразделениях, осуществлять надзор за оплатой труда, медицинским обслуживанием работников, социально-психологическим климатом в коллективе, социальной защитой работников.
Слайд 15Эффективность работы кадровой службы на предприятии зависит от:
1. Ее структуризации
и конкретизации функций каждой структурной единицы;
2. Взаимосвязанной работы структурных подразделений
внутри самой службы;
3. Органической связи работы кадровой службы с работой технической и экономической службой предприятия;
4. Кадрового обеспечения службы.
Слайд 16Итак, организационная структура системы управления персоналом варьируется в зависимости от
специфики ее деятельности.
Кроме того, структура службы УП зависит от
размеров организации, организационно-правовой формы, а также от уровня кадрового и методического потенциала в области управления персоналом, который определяет степень привлечения сторонних консультационных услуг.
Слайд 17На сегодняшний день преобразование отделов кадров в отделы управления персоналом
существенно не сказывается на эффективности работы с персоналом. Другие предприятия
идут значительно дальше и подчиняют управляющему по кадрам не только такие традиционные управленческие структуры, как отдел кадров, отдел подготовки кадров (или отдел технического обучения), но и социологические подразделения (если они имеются), отдел труда и заработной платы (предварительно передав планирование основных трудовых показателей в экономический отдел), и др.
Слайд 18Варианты роли службы управления персоналом
Первый вариант структурного положения кадровой службы
заключается в том, что служба управления персоналом подчинена руководителю по
администрированию, то есть выполнение задач службой персонала рассматривается в рамках штабного подразделения функциональной подсистемы (администрирование).
Основная идея- сосредоточение всех центральных координирующих служб в одной функциональной подсистеме.
Слайд 20Второй вариант структурного положения кадровой службы заключается в том, что
служба управления персоналом непосредственно подчинена руководителю организации. Преимуществом такого положения
кадровой службы является то, что при этом варианте исключена множественность подчинения кадровой службы, а также то, что все сферы кадровой политики контролируются руководителем организации.
Слайд 22Третий вариант структурного положения службы управления персоналом также связан с
непосредственным подчинением ее руководителю организации, но на втором уровне руководства.
Данный вариант наиболее приемлем на том этапе развития организации, когда руководитель пытается таким образом поднять статус службы, хотя иерархический уровень заместителей еще не готов к ее восприятию как подразделения второго уровня управления
Слайд 24Четвертый вариант структурного положения службу УП — служба УП организационно
включена в руководство организацией.
Этот вариант типичен для развитых компаний и
является наиболее распространенным в современной практике. При таком варианте подсистема управления персоналом приобретает равнозначный статус относительно других подсистем управления организацией.
Слайд 26Виды организационных структур:
Линейная организационная структура - образуется в результате построения
аппарата управления, только из взаимоподчиненных организаций в виде иерархической лестнице.
Функциональная
организационная структура - предусматривает создание подразделений для выполнения определенных функций на всех уровнях.
Слайд 28Линейно-функциональная организационная структура (самая распространенная) - включает линейное управление и
специальные подразделения при линейных руководителях. Эти подразделения не обладают правами
принятия решения и руководства нижестоящими подразделениями, а помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных управленческих функций силами штатов специалистов.
Слайд 29Дивизиональная организационная структура – арактеризуется тем, что руководители полностью несут
ответственность за результат деятельности возглавляемых ими дивизионов. В связи с
этим главное место в управлении организацией с дивизиональной системой управления занимают не руководители функциональных отделений, а руководители, возглавляющие производственно-хозяйственные подразделения.
Слайд 31Матричная организационная структура - предназначена для объединения в группу специалистов
компании.
Слайд 34Службы управления персоналам на сегодняшний день являются функциональными и не
участвуют напрямую в управлении основной деятельностью сотрудников организации, а помогают
руководителям всех уровней решать вопросы, связанные с наймом, перемещением, увольнением, обучением, социальным обеспечением персонала и ряд других вопросов.
Слайд 35Заключение
Таким образом, роль и организационное место службы управления персоналом в
современных западных и российских предприятиях во многом определяются уровнем организационного
и финансового состояния, возможностями развития организации, стадией жизненного цикла организации, ее размерами, направлениями деятельности, а также позицией ее руководства по отношению к кадровой службе.
Слайд 36Источники информации
1. Управление персоналом организации/Под ред. А.Я. Кибанова. — М.:
ИНФРА, 1997;
2 Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации.
— М.: «Дело», 1993;
3. Место кадровой службы в структуре организации// [Электронный ресурс]: https://vuzlit.ru/2004145/mesto_kadrovoy_sluzhby_strukture_organizatsii .