Слайд 1
Место PR в системе маркетинговых
коммуникаций компании
Вести бизнес без
PR - все равно что подмигивать девушкам в полной темноте.
В обоих случаях, о своих действиях знаете только Вы.
Стюарт Хендерсон Бритт
Слайд 21. Роль и место связей с общественностью в современном обществе?
2.
Место PR в коммуникационной политике организации?
3. Цели и задачи PR?
4.
Дифференциация связей с общественностью и виды PR?
5. Общие принципы и правила PR?
Слайд 5
PR – это управление восприятием с помощью сознательно организованных коммуникаций.
Слайд 6Говоря о специфике этого воздействия,
X. Берсон называл три возможных
варианта:
создать несуществующее мнение (установку),
усилить имеющееся мнение (установку),
изменить
некоторое мнение (установку).
Слайд 7PR – пропаганда:
пропаганда допускает искажение цифр и фактов в
чьих-либо интересах, в то время как PR основываются на правдивой
информации;
пропаганда имеет жесткую установку и стремится заставить людей принять (изменить) некоторую точку зрения, причем не интересуясь, хотят они этого или нет;
PR носят более мягкий характер и лишь предлагают людям воспользоваться некоторой информацией, а затем добровольно принять (отвергнуть) те или иные мнения и идеи;
наконец, пропаганда делает упор на одностороннее воздействие на индивида или группу; PR в обязательном порядке предполагают налаживание механизма двусторонней связи, получение и учет встречного сигнала со стороны аудитории.
Слайд 10
RACE – ROSIE – глобальный
подход к PR
Слайд 11Одним из комплексов является формализованная и признанная в мировой практике
система RACE, которая широко используется как для планирования, так и
для оценки PR-проектов.
R – это Research (исследование: анализ и постановка задачи),
А – Action (действие: разработка программы и сметы),
С – Communication (общение: осуществление программы информационно-коммуникативными средствами),
Е– Evaluation (оценка: определение результатов и внесение коррективов в программу).
Слайд 12В международной практике встречается и более развернутый вариант формулы RACE
– ROSIE, определяющий стратегию компаний на рынке по целям:
R (research)
– исследование,
О (junctions of objectives) – функции целей, S (strategies) – стратегия,
I (implementation) – применение,
E (evаlution) – оценка (для принятия решения о дальнейших действиях).
Слайд 13
Дополнения к системе RACE – ROSIE
в виде цикла качества
PR предложил в начале 2000-х годов С. Беленков, бывший в
то время руководителем
Российской ассоциации по связям с общественностью и Независимого института коммуникационного анализа.
Цикл качества
PR
Анализ и
совершенствование
Оценка результата
разработчиком /
Оценка результата
заказчиком
PR-результат
Реализация
Программа,
производственные
планы,
доклады
Исследование и
планирование
Предложение
Брифинг
Потребность
в PR
Слайд 15Инструменты продвижения структурируются по следующим группам:
Реклама, в данном случае понимаемая
как размещение позитивной информации о фирме (товаре) в СМИ и
на объектах наружного наблюдения;
Sales promotion (побуждение к совершению покупок); эта категория расчленяется на следующие позиции:
- мерчендайзинг (оформление места продажи);
- упаковка, этикетка, ярлык;
- покупка с подарком;
- покупка со скидкой по купонам;
- фирменные сувениры;
- соревнования, игры, розыгрыши, лотереи, конкурсы, викторины;
- демонстрация товара;
- дегустация товара;
- сэмплинг – предложение образцов товара;
Слайд 16Direct marketing (установление прямых коммуникаций между производителем и потребителем) в
виде:
- почтовой рассылки;
- каталожной рекламы;
- телефонного маркетинга (рекламы по телефону);
-
клубов по интересам.
Выставки и ярмарки, где существуют возможности углубленного ознакомления с товарами и/или их льготной, эксклюзивной или какой-то иной покупки.
Слайд 17В 2000-х годах для группировки инструментов продвижения использовалась и другая
методика.
Так в группу ATL (above the line – над чертой)
выделялись пять средств массовой коммуникации:
печатные СМИ, радио, телевидение, кино, наружная реклама;
в группу BTL (below the line – под чертой) – перечисленные выше формы стимулирования сбыта, направленные как на торговую, так и на потребительскую аудиторию и предназначенные для того, чтобы вызвать у этих аудиторий специфические измеряемые действия или реакции.
Слайд 18Такого рода разделение помогало лучше понимать и планировать
бюджет коммуникационной
кампании:
если часть ATL представляла собой по существу рекламный бюджет
(производство и размещение информационных материалов), то часть BTL – бюджет, выделяемый для организации прямых коммуникаций и креативных посланий.
Таким образом, PR попадали в часть BTL.
Слайд 20Установка – это внутренняя психологическая готовность человека к каким-либо действиям.
Обычно выделяют такие основные уровни психологического воздействия:
когнитивный (передача информации,
сообщения),
аффективный (формирование отношения),
суггестивный (внушение),
конативный (определение поведения).
Слайд 21Самой старой и самой известной формулой является AIDA
(attention –
interest – desire – action, т.е. внимание – интерес –
желание – действие).
Она предложена американским рекламистом Элмером Левисом еще в 1896 году.
Суть ее состоит в том, что идеальное обращение в первую очередь должно привлекать непроизвольное внимание.
Пути достижения этой цели разнообразны:
- использование контрастов;
- яркое, оригинальное цветовое оформление;
- броский рисунок;
- курьезные решения в расположении послания (например, помещение его текста «вверх ногами»);
- шокирование аудитории и т.п.
Слайд 22Несколько меньшее распространение получили модели АССА и DIBABA.
АССА как
формула PR- и рекламного воздействия характеризуется тем, что сводит результаты
воздействия к определению аудитории, прошедшей через один из четырех этапов потребительского поведения:
внимание (attention),
восприятие аргументов (comprehension),
убеждение (conviction),
действие (action).
Слайд 23Формула DIBABA, предложенная
Г. Гольдманом в 1953 году, является аббревиатурой
немецких определений шести фаз процесса продажи:
1) определение потребностей и желаний
потенциальных покупателей;
2) отождествление потребительских нужд с предложением;
3) «подталкивание» покупателя к необходимым выводам о покупке, которые ассоциируются с его потребностями;
4) учет предполагаемой реакции покупателя;
5) вызов у покупателя желания приобрести товар;
6) создание благоприятной для покупки обстановки.
Слайд 24Этапной в процессе развития подходов к формированию PR- и рекламных
обращений стала модель
DAGMAR (ДАГМАР),
изложенная американским рекламистом Расселом Колли
в 1961 году. Название формулы включает начальные буквы английского определения:
Defining advertising goals – measuring advertising results
(определение рекламных целей – измерение рекламных результатов).
Слайд 25Согласно модели акт покупки проходит четыре фазы:
1) узнавание марки товара;
2) ассимиляцию – осведомление адресата о качестве товара;
3) убеждение –
психологическое предрасположение к покупке;
4) действие – совершение покупки адресатом рекламы.
Эффект рекламы и PR определяется приростом числа покупателей на каждой из указанных фаз.
Слайд 26В большинстве случаев информационное воздействие осуществляется с целью влияния на
один уровень – побуждение целевых групп к совершению определенных действий.
Но действия представляют собой всего лишь «верхушечный уровень» некоторой пирамиды, и, чтобы такое побуждение имело реальный эффект, необходимо оказать влияние на «фундамент» и последующие уровни, а именно:
ценности, которые управляют
потребностями, которые влияют на
интересы, которые формируют
отношения, которые, наконец, находят выражение в
мнениях, которые, сталкиваются в
действиях.
Слайд 27ВЫВОД: чем дальше от финального звена цепочки («действия») начинается информационное
влияние, тем более значимый результат будет достигнут.
И наоборот: прямой
призыв к совершению немедленных действий приносит очень низкий эффект.
Слайд 28ЦЕЛИ PR:
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ PR-объекта;
ВОЗВЫШЕНИЕ имиджа (или «управление репутацией»);
АНТИРЕКЛАМА (или снижение имиджа,
«черный PR»);
ОТСТРОЙКА ОТ КОНКУРЕНТОВ;
КОНТРРЕКЛАМА (или «отмыв»).
Слайд 29Направления PR:
работа по связям с государственными учреждениями получила название «government
relations» (GR),
управление корпоративным имиджем – «corporate affairs»,
создание благоприятного образа личности
– «image making»,
построение отношений со СМИ – «media relations»,
закрепление кадров, создание хороших отношений с персоналом – «employee communications»,
работа с общественными организациями, стратегии вовлечения – «public involvement»,
взаимоотношения с инвесторами – «investor relations»,
отношения с потребителями товаров или услуг – «consumer relations»,
проведение мобилизационных (конкурсы, чемпионаты, лотереи) и презентационных мероприятий – «special events»,
управление кризисными ситуациями – «crisis management»,
управление процессом адекватного восприятия аудиторией сообщений – «message management» и т.д.
Слайд 30Связи с общественностью основываются на следующих принципах:
открытость социальной информации;
взаимная выгода субъекта управления и общественности;
опора на общественное мнение,
уважительное отношение к мнению простых людей.
Слайд 31Тема №2. Связи с общественностью в XX и XXI веках:
история и современность
Слайд 32Итак, изучать историю PR нужно для того, чтобы:
глубже понять функции
PR, их слабые и сильные стороны;
с помощью осознания исторических корней
увидеть место и назначение PR в современном обществе;
уяснить сущность исторического контекста, который чрезвычайно важен для дальнейшей профессионализации современной PR-практики;
найти в прошлом интересные примеры креативных ходов, которые могут быть использованы для современных маркетинговых коммуникаций.
Слайд 33I. «Манипуляция», «пропаганда», «паблисити» (характеристика этапов от пpoтoPR до PR
галантного века, а также тоталитарных и авторитарных государств наших дней).
Характерные
черты:
любые средства используются для привлечения внимания общественности, давления на нее;
потребитель-жертва;
правдивость и объективность информации – необязательные условия;
этические аспекты игнорируются;
главный проводник – СМИ.
Слайд 34II. «Информирование», «информирование общественности», «общественная осведомленность». (возникает одновременно с этапом
развития «государственной журналистики» и развивается по мере конкуренции в корпоративных
изданиях в период промышленного переворота XIX века).
Характерные черты:
регулярная работа со СМИ, цель – распространение информации;
информация точна и правдива, только позитивна (негативные факты и события замалчиваются);
исследование обратной связи не предполагается;
технология «journalists-in-residence» (журналист на фирме).
Слайд 35III. «Двусторонняя асимметричная коммуникация»
(возникает в начале XX века, связана
с именами
А. Ли, Э. Бернэйза, А. Цейджа).
Характерные черты:
использование
исследовательских методов (для определения, какая информация вызовет положительную реакцию общественности, поэтому – «двусторонность», диалог);
результат асимметричен – выигрывает только организация, а не общественность;
PR носят прагматический характер, организация преследует цель – получение выгоды.
Слайд 36IV. «Двусторонняя симметричная коммуникация» (появляется в ситуации регулируемого бизнеса).
Характерные черты:
полное
осознание субъектом PR-деятельности необходимости взаимопонимания и учета взаимовлияния среды и
организации;
PR-деятельность направлена на достижение взаимной пользы фирмы и общественности («симметричность»);
проведение переговоров, заключение договоров, разрешение конфликтов, что ведет к изменениям во взглядах, мнениях и поведении общественности и организации;
переход от журналистских и рекламных функций PR-специалистов к исследовательским и консультативным;
законченность, выражающаяся в прямом влиянии PR-технологий на экономические показатели и социальные аспекты («нематериальные активы»);
идеологичность (идеальная модель):
а) механизм взаимодействия организации и среды – партнерство;
б) клиент, потребитель, покупатель – партнеры по бизнесу.
Слайд 37Первые PR-акции в Америке носили ярко выраженный политический характер и
разрабатывались как технологии давления на правительство Великобритании.
Чтобы подтолкнуть общественность к
открытому выражению недовольства, использовались следующие PR-методы:
создание специальных общественных организаций для проведения агитации и организации событий («Сыны свободы» в Бостоне – 1766 г.; «Корреспондентские комитеты» в Бостоне – 1772 г.);
использование легкоопознающихся и эмоциональных символов (например, «Дерево свободы»);
Слайд 38 формирование имиджа «героев нации» Д. Вашингтону, Э. Аллену и
создание легенд;
использование лозунгов как запоминающихся слоганов (например, «Дайте мне
свободу или смерть», «Налогообложение без представительства – это тирания»);
организация специальных мероприятий для привлечения общественного внимания и формирования общественного мнения в поддержку идеи («Бостонское чаепитие» в 1773 г.);
доведение до сведения общественности специально интерпретированной информации как форма агитации (например, С. Адаме представил перестрелку между группой британских солдат и бандой портовых хулиганов как знаменитую «бостонскую резню», которая стала эмоциональным символом грубости Великобритании и угнетения ею колоний);
Слайд 39 использование газет для агитации (37 наименований):
а) радикальный характер материалов;
б)
манипулирование «эмоциональными» темами для большего воздействия на читателей (например, ужасающие
условия жизни негритянских и индийских колоний);
в) издание памфлетов (1500), использовавших сатиру, иронию, аллегорию, даже ругательства для эмоционального восприятия уже опубликованных рациональных аргументов;
г) листовки и воззвания (прообраз ньюс-релизов).
Слайд 40Фактическому распространению PR в международном пространстве в послевоенный период сопутствует
и ряд значимых формальных событий в сфере
связей с общественностью:
Р. Харлоу основывает Public Relation Journal (1945);
в результате слияния региональных PR-ассоциаций образуется Public Relations Society of America (PRSA; 1948);
Международная торговая палата учреждает Комиссию по PR (1953);
PRSA разрабатывает первый этический кодекс PR (1954);
в Лондоне создается Международная ассоциация PR (IPRA), официально принимается ее устав, избирается Совет IPRA (1955);
IPRA принимает Кодекс профессионального поведения и этики PR (1961).
Слайд 41
Происходит дальнейшая профессионализация и институционализация PR-деятельности.
К 1980 году высшие
учебные заведения США выпускали около 4 тысяч дипломированных PR-специалистов.
Слайд 42
PR в современной России: хронология
развития,
статистика,
тенденции
Слайд 43Как Вас ощущают
Внутренние аудитории
корпоративные ценности (миссия, цели, задачи, философия компании)
мотивационные
программы (премии, страховка, соцпакеты, учеба,
уровень удовлетворенности/ лояльности персонала
сбалансированность структуры
управления
компетентность менеджмента
Внешние аудитории
уровень известности
имиджевые характеристики:
харизма лидера
открытость
надежность
клиентоориентированность
забота о персонале
хорошие связи
инновационность
оперативность
консерватизм
Слайд 44Персонал
репутационный капитал
Государство
Журналисты
Аналитики
Клиенты
Поставщики
Конкуренты
Общественность
Инвесторы
Слайд 45Коммуникационные проблемы
закрытость компании
непубличность лидеров
некомпетентность/пассивность коммуникационных служб
недооценка влияния аудиторий
трансляция ложной
информации
Слайд 46Компания
Утечки
«Сливы»
конкурентов
в СМИ
Негативная
информация
Уход к
конкурентам
Негативные
оценки
экспертов
Индифферентность
общественности
Слухи
Равнодушие
государства
Слайд 47Кризис. Какие издержки сокращать в первую очередь?
не кредитовать контрагентов
без предоплаты
не входить в новые проекты
провести аудит договоров/освободиться от самых
ненадежных партнеров
уменьшить арендуемые площади/сдать часть своих площадей
сократить заработный фонд
уменьшить социальный пакет персоналу
провести сокращения персонала
Слайд 48Таким образом:
Реклама и маркетинг фокусируются исключительно на потребителях.
Public relations фокусируются
на всех группах общественности важных для успеха.
Слайд 49ЦЕЛИ PR:
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ PR-объекта;
ВОЗВЫШЕНИЕ имиджа (или «управление репутацией»);
АНТИРЕКЛАМА (или снижение имиджа,
«черный PR»);
ОТСТРОЙКА ОТ КОНКУРЕНТОВ;
КОНТРРЕКЛАМА (или «отмыв»).
Слайд 50
Поэтому PR-профессионалу приходится иметь дело не с альтернативой «иметь или
не иметь имидж», а с альтернативой «иметь стихийный или управляемый
имидж»...
Слайд 51Связи с общественностью представляют собой систему информационно-аналитических действий,
основным принципом
которых является обеспечение реализации целей субъекта управления на основе
честного
и уважительного отношения к общественности.
Поэтому несмотря на то, что в рамках подобной деятельности могут частично использоваться отдельные приемы, более характерные для агитации и пропаганды, в целом эти технологии ориентированы на принципиальный отказ от
обмана и фальсификации фактов реальной действительности
и предполагают наличие обратных связей общественности с органами управления.
Слайд 52Связи с общественностью основываются на следующих принципах:
открытость социальной информации;
взаимная выгода субъекта управления и общественности;
опора на общественное мнение,
уважительное отношение к мнению простых людей.
Слайд 53Несмотря на различия направлений связей с общественностью и их коммуникаций,
все они как части одной системы имеют общие приемы и
ориентиры деятельности:
наличие у участвующих в этих акциях граждан определенной идейной лояльности к пропагандируемым целям;
сопряжение информационных потоков с организационными изменениями;
минимизация нечестных приемов информирования;
ориентация на консенсусные технологии;
обязательная коммуникативная подготовка;
уточнение и корректировка действий;
исключение акций, травмирующих общественное мнение и др.
Слайд 54Задачи PR:
1. Укрепление авторитета менеджмента. Авторитет для менеджеров – это
значимость в глазах общественности, доверие и поддержка среди адресных групп,
успех в бизнесе, возможность реализовывать различные задачи;
2. Создание благоприятных условий для деятельности субъекта управления путем конструирования в массовом сознании его привлекательного образа;
3. Расширение числа сторонников той или иной социально-экономической программы, политического проекта;
4. Влияние на конкурентов, а также на противников в различных конфликтах (дополнительно…);
5. Оказание воздействия на лиц, принимающих социально-экономические и политические решения. Современные общества крайне дифференцированы, в них представлены различные социальные группы, стремящиеся к артикуляции и защите своих интересов;
6. Мобилизация групп общественности для поддержки тех или иных начинаний. Для решения конкретных задач субъектам управления нередко требуется демонстрация массовой поддержки, например сбор подписей, митинги, шествия и т.п. В демократическом обществе людей нельзя заставить выйти на улицы, но их можно убедить, побудить это сделать. Вот почему эта задача относится к сфере связей с общественностью.
Слайд 56Стратегия выживания.
Кого сокращать?
руководство
финансисты/бухгалтерия
стратеги
продавцы
менеджеры
------------------
юристы
кадровая служба
фронт-офис
маркетологи
PR-служба
рекламщики
Слайд 57Стратегический ресурс победителя
Только совместная работа всех направлений, связанных с коммуникациями,
-
PR, HR, IR, GR, маркетинга
и руководства может минимизировать
негативные последствия кризиса.
В условиях кризиса затраты на PR возрастают, в то время как расходы на рекламу вследствие снижения покупательной способности снижаются
Слайд 58Что должно быть у компании всегда наготове
PR: - коммуникационный
регламент, антикризисный регламент, пул дружественных СМИ, корпоративные СМИ, аудит информационных
рисков
GR: - мониторинг инициатив органов власти, законодательные инициативы, коммуникации с профильными представителями власти, встраивание в системные процессы федерального/местного уровня, социальные программы на территориях пребывания, мониторинг рисков
IR: – road-shows, распространение качественных аналитических продуктов, экспертиза рынка, пул дружественных экспертов, работа с аналитиками, анализ инвестиционных рисков
HR: - миссия, программы мотивации персонала, соцпрограммы, учеба, корпоративы, внедрение корпоративной философии, Белая книга, корпоративные медиа
Открытость, прозрачность
4R – конкурентное преимущество при кризисе
Слайд 59Компания, имеющая стратегическое видение
Управление
внешними коммуникациями
PR GR IR
Коммуникационная стратегия/
Программа действий
Комплекс
4R
Управление
внутренними коммуникациями
HR
Слайд 61Репутация = защита
Последние исследования "Thomas L. Harris/Impulse Research" показали, что
компании, входящие в число 200 наиболее уважаемых американских компаний (по
определению журнала “Fortune"), расходуют в два раза больше на PR, нежели компании-конкуренты с менее солидной репутацией.
Слайд 62Компания А
Журналисты
Органы власти
Персонал
Эксперты
Общественные
организации
Инвесторы
Др.
Компания В
Журналисты
Органы власти
Персонал
Эксперты
Общественные
организации
Инвесторы
Др.
Кто лучше защищен
от кризиса?
Слайд 64HR. Последствия нелояльности сотрудников
Взлом компьютерных систем
Ущерб в банковской сфере
Слайд 65Антикризисное реагирование
Работает
комплекс
4R
Bысокоэффективная работа
с первых часов любого кризиса
Не работает
комплекс
4R
Создается антикризисный
рабочий штаб
Нет
структуры
Кулуарные решения
руководства
Слайд 66Матрица изменений
Антикризисный штаб 4R во время кризиса собирается с
необходимой регулярностью и производит регулярный аналитической продукт:
синергированную матрицу изменений
выбор
антикризисной «говорящей головы»
SWOT-анализ
выработка публичных сообщений
выработка посланий персоналу
коррекция образа
рекомендации руководству
рекомендации к подготовке приказов/распоряжений
экспертиза (медиаполе, телефонные обращения, сигналы от ЦА)
Слайд 67В случае отсутствия 4R-подготовки
Наем внешнего консультанта штаба, который проводит:
медиа-аудит
медиа-тренинги, антикризисные
тренинги
Консалтинг
Подготовку пакета 4R-документации
включается в работу штаба на любом незакрытом участке
Слайд 68Эффект от обратного: собрать плоды кризиса
Методика 4R при глобальном
кризисе позволяет дать максимально полный отпор кризису, мобилизовав в своих
интересах СМИ, власти, экспертов и персонал, собрать на поле боя трофеи брошенных активов конкурентов.
При работе 4R компания выходит из кризиса с наименьшими потерями, и, наоборот, с наибольшими шансами получить репутационные и материальные дивиденды.
Слайд 69Роль коммуникатора
пользуется абсолютным доверием первого лица
обладает широкой сферой компетенций
мотивирован на
работу в компании
умеет анализировать и четко доносить информацию
никогда не искажает
информацию: ни в силу недостатка компетенций, ни в собственных интересах
Кризис – это время, когда
коммуникаторы выходят на передний план