Слайд 1Выполнила: студентка
Группы 14НПП-1
Попова Оксана
Проверил: Тарасов С.В.
Презентация на тему « Метод
активного обучения – мозговой штурм»
Слайд 2Мозговой штурм является одним из наиболее широко используемых и эффективных
методов создания разнообразных идей. Этот метод был разработан в 1939
-1941 годах сотрудником Нью-Йоркского рекламного агентства Алексом Осборном. В 1953 году он основные правила и процедуры метода были окончательно определены и изложены в его книге «Прикладное воображение».
Классический "мозговой штурм" представляет собой преимущественно вербальный метод решения проблем и генерации идей и проводится в небольших, специально организованных группах отличающихся друг от друга и равноправных участников (3-12 человек), предполагает наличие хорошо подготовленного лидера - фасилитатора, секретаря, четко определенной проблемы, двух отдельных этапов (генерации идей и оценки), продолжительность которого составляет примерно 1-1,5 часа.
Слайд 4Методологическими и теоретическими основаниями мозгового штурма являются следующие универсальные положения:
Понимание творчества
как процесса самоорганизации, как спонтанного возникновение порядка из кажущегося беспорядка.
Сознательное
принятие неопределенности ведет к достижению творческой свободы и новым возможностям, а направленное упорядочивание беспорядка приводит к спонтанной генерации способов решения проблем. В этом смысле ключевой метафорой мозгового штурма является процесс порождения и усмирение творческого хаоса.
Существует аналогия между творчеством и процессом эволюции в природе. В соответствии с этим подходом, творчество представляет собой дарвиновский процесс, "процесс слепых-вариаций и селективного сохранения" (Д. Кэмбелл, 1960). Именно богатство и разнообразие форм жизни являются основой изменений, развития и творческого появление новых форм.
Слайд 6Мозговой штурм основан на двух основополагающих принципах:
1. Количество порождает качество.
2.
Отсроченная оценка идей
и регулируется четырьмя основными правилами:
1. Запрещается всякая критика
2.
Приветствуются самые необычные и фантастические идеи
3. Количество идей важнее качества
4. Идеи комбинируются и улучшаются.
Слайд 7Основные функции мозгового штурма:
1. Мозговой штурм является мощным инструментом творческого
решения проблем. Данный метод помогает порождать новые продуктивные идеи и
создавать эффективные решения.
2. Мозговой штурм мотивирует и развивает командное взаимодействие, активизирует коллективную работу и дискуссии. Групповое взаимодействие создает широкий спектр альтернатив и разнообразие точек зрения.
Сила этого метода в создании синергетического эффекта, в высвобождении творческой энергии в рамках нового общего творческого пространства, в котором каждый усиливает и стимулирует другого, а новые идеи вырастают из других идей.
Слайд 8Сущностью метода мозгового штурма является дивергентное мышление, а именно порождение большого количества
различных идей и, следовательно, генерация разнообразия. Кроме того, большое количество
идей служит сырьем и почвой, на которой вырастают эффективные практические решения проблем. Более того, именно генерация необычных, диких и глупых идей часто приводит к наиболее полезным и сильным решениям.
Сущностными критерием эффективности мозгового штурма является количество генерируемых идей. Вот почему основной целью этого является преодоление внутренних и социальных барьеров, разрушение когнитивных шаблонов, привычек, стереотипов и инерции мышления.
Следовательно основной целью ведущего является создание творческой, дружеской атмосферы комфорта и доверия , особого творческое пространства, в котором участники свободно, спонтанно и с удовольствием выдвигают новые идеи.
Слайд 10Основные этапы мозгового штурма:
1. Ведущий формирует рабочие группы оптимального размера
и состава (в идеале 4-8 человек).
2. Ведущий проводит разминку сессии,
создавая творческую атмосферу и свободную от критики среду.
3. Ведущий четко определяет проблему и основные цели и записывает их на доске или флипборде, хорошо видимых всем участникам.
Он сообщает основные правила сессии и просит участников генерировать идеи (любой участник, в любое время может высказать идею или высказывать их по очереди, или же может сказать «пасс», если у него нет новых идей).
4. Все участники высказывают свои идеи, и фасилитатор или секретарь записывает их. Все идеи должны быть приняты и зарегистрированы.
5. Ведущий поощряет в группе творчество и энтузиазм.
6. Для обеспечения ясности, участники могут останавливаться и детально разрабатывать идеи.
7. Фасилитатор организует выдвинутые идеи, приближает их к главной цели и призывает участников к работе на идеями других людей, с тем чтобы улучшить их. Идеи, которые являются идентичными могут быть объединены, все остальные должны быть классифицированы и сохранены.
8. Сама группа, или специальная группа критиков, оценивают идеи и выбирают одну, как решение проблемы.
9. Ведущий уточняет решение и завершает сессию.
Слайд 12Сильные стороны и возможности мозгового штурма :
Правила мозгового штурма легко
понять, освоить и использовать;
Это недорогой, простой метод, который требует небольших
затрат ресурсов;
Множество идей может быть создано в короткое время. Каждая из идей может породить другие идеи в будущем, применительно к другим задачам;
Стимулирует творческое мышление и мышление "вне рамок", что дает всем участникам длительный творческий импульс;
Является демократическим, веселым, запоминающимся действом, сплачивающим коллектив;
Каждый из участников равноправен и имеет возможность сгенерировать идею, которая впоследствии может быть принята в разработку и внедрена;
Развивает творческие способности и творческое мышление каждого из членов группы;
Метод универсален и хорошо комбинируется с другими методами.
Слайд 13Недостатки мозгового штурма :
Качество результата очень чувствительно к квалификации и
навыкам ведущего (см ниже: фасилитация);
Может стать хаотическим, а трата времени -
безрезультатной;
Отсутствуют надежные критерии, которые определяют качество решений;
Критика и негативные оценки могут превалировать. При неправильном выборе ведущего (например, авторитарного руководителя) мозговой штурм может стать антидемократическим, снизить самооценку участников, создать напряжение в коллективе;