Слайд 1 Методическая разработка внеклассного урока
Антошкина О.В.учитель изобразительного искусства
ГОУ Специальная (коррекционная)-школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья
Агитационный плакат- идеологическое оружие
Великой
Отечественной Войны
Слайд 2Урок 1 тема « Создание плаката о Великой Отечественной войне.»
Урок
2
Тема: «Агитационный плакат- идеологическое оружие
Великой
Отечественной Войны»
Слайд 3Урок № 2
Цель урока: показать влияние плаката в годы Великой
Отечественной войны, на формирование активной позиции в противостоянии агрессору .
Слайд 4Задачи урока:
1. Дидактические:
Научить анализировать композиционное решение плаката, его исполнение в
цвете..
Научить детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений искусства
Научить грамотно и
ясно выражать свое мнение;
Слайд 52. Развивающие:
– формировать нравственно-эстетические качества личности гражданина России, патриота своей
Родины;
– развивать у учащихся эмоциональное и целенаправленное восприятие произведений
изобразительного искусства и адекватной реакции на события, воплощённые в них.
Слайд 63. Воспитательные:
– воспитывать патриотизм, любовь к Родине;
– воспитывать
чувство гордости за людей, отстоявших Родину в годы Великой Отечественной
войны;
– воспитание эстетического вкуса.
Слайд 7Коррекционные задачи
Развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека
в сознания своих внутренних переживаний, развития способности к сопереживанию.
-Формирование социально-
нравственного поведения детей,
, веры в успех.
-развитие личностных компонентов познавательной деятельности.(активность, самостоятельность..)
- Развитие умения воспринимать и использовать информацию из разных источников в целях успешного осуществления учебно- познавательной деятельности.
Слайд 8Планируемый результат
Предметные умения
*обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций
творческих задач данной темы, с точки зрения содержания
и средств его выражения.
* воспринимать, и эмоционально
оценивать ,представленные графические произведения
* обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах
Межпредметные УУД
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
-формировать эстетические чувства, художественно-творческое мышление, наблюдательность и фантазию
-формировать эстетические потребности — в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности
-Развить нравственные чувства, такие как: любовь к Родин, патриотизм..
-Формировать эмоционально ценностное отношение к окружающему миру, знаниям, познавательной деятельности, к самому себе.
Слайд 9Планируемый результат
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на
уроке;
- формулировать учебные задачи;;
- высказывать свое предположение на
основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;;
. -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ произведений искусства;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения
-стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Слайд 10Тип урока
Урок экскурсия
Комбинированный урок(Урок ознакомления с новым материалом и
урок закрепления изученного)
Технологии
Технологии развивающего обучения
Информационно коммуникационные технологии
Форма построения урока
Проверка
и усвоения материала на основе творческих заданий и анализа произведений искусства.
Методы работы
словесный в форме диалога
метод демонстрации (презентация)
самостоятельная творческая деятельность
Защита творческой работы
Слайд 11
Комбинированный урок(Урок ознакомления с новым материалом и урок закрепления
изученного)
Форма работы:Фронтально-коллективная
Структура занятия:
Организация класса.
Изучение нового материала .
Актуализация опорных знаний
по теме.
Подведение итогов и выводы.
Словарь терминов:, агитационный плакат, композиция. Цветовое решение.
Слайд 12Оборудование:
– мультимедийный комплекс;
– видео презентации о плакатах времен Великой
Отечественной войны;
– музыкальное сопровождение (песни военных лет: “Священная война”
В. Лебедев-Кумач, “День Победы» композитора Давида Тухманова и поэта Владимира Харитонова);
Графические работы детей в жанре плаката на тему «Великая Отечественная война»;
Зрительный ряд : Фотографии времен Великой Отечественной войны,слайды с репродукциями картин о Великой Отечественной войне: плакат “Родина-мать зовет!” И.М. Тоидзе, плакаты Кукрыниксов, Плакат В.Б. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!»
Литературный ряд: стихи о войне.
Слайд 13Ход урока:
Учитель: Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия
вероломно напала на Советский Союз. Смертельная опасность нависла над нашей
Родиной. Весь народ поднялся на борьбу с врагом. «Все для фронта, все для победы!» - эти слова стали девизом жизни и работы советских людей.
«Священная война» (фон).
Слайд 14Много горя принесла война
Трудными были долгие 1418 дней
войны, отмеченные боями и сражениями, потерями родных и близких.
Слайд 15
Учитель:В борьбе с врагом обычно применяется боевое оружие и
военная техника. Это понятно. Но может ли стать оружием, например,
такое вполне мирное понятие, как искусство?
Слайд 16Ученики: Боевой дух бойцов во время Великой Отечественной
Войны
укрепляли: музыка, песни, стихи, спектакли, кино, картины
Поражают стихотворные строки,
сочиненные одним из солдат:
Я буду мстить за русскую культуру,
За каждый на земле кровавый след,
За каждую разбитую скульптуру,
За Пушкина простреленный портрет
Слайд 17Советские художники не могли остаться на стороне. Их полотна полны
патриотизма, раскрывают стойкость и мужество народа, его страдания, муки, великую
силу духа и несгибаемое упорство в борьбе с врагом.
Слайд 18Учитель: Как вы думаете, какие виды искусства стали наиболее актуальными
и востребованными во время войны?
Ученики: наиболее актуальным и востребованным было
искусство агитационное: искусство массовых форм, обращенное к миллионам людей – политическая карикатура, плакат, рисунки для фронтовых газет.
Слайд 19 Учитель: молодцы ,ребята.
Плакат – наиболее массовый вид советского
изобразительного искусства. В чѐм его особенность и доходчивость?
Ученики: Плакат
должен быть предельно ясным и выразительным.
Учитель: В чем его задача?
Ученики: Задача его в том, чтобы простыми средствами производить большое впечатление на зрителя, убеждать его, призывать к чему – либо.
Учитель: Правильно. Все эти качества искусства плаката были особенно необходимы во время
Великой Отечественной войны.
Слайд 20Учитель: На следующий день после начала войны в Москве вышел
плакат, изображающий прорванный документ договора о ненападении, гнусное лицо и
руку Гитлера, просунувшиеся в дыру, и красноармейца, встречающего врага штыком.
Этот плакат обошел всю землю. Он обрушивал народную ненависть на вторгшегося противника, требовал возмездия, призывал к защите Родины. Главной была мысль об отпоре врагу, и она была выражена суровым, лаконичным изобразительным языком.
Его создали Кукрыниксы (известное творческое содружество трех художников: Куприянова Михаила Васильевича, Крылова Порфирия Никитича и Николая Александровича Соколова).
Слайд 2124 июня 1941 года в Союзе Художников было созвано собрание,
на котором был избран коллектив, ставший в дальнейшем коллективом “Окон
ТАСС”.
27 июля 1941 года в 4 часа дня в Москве на Кузнечном мосту были вывешены первые плакаты
“Окна ТАСС”-
один из грозных видов идеологического оружия.
Министр пропаганды Геббельс приговорил к смертной казни всех, кто принимал участие в выпуске “Окон ТАСС”,
Слайд 22С первых дней войны от Белорусского вокзала уходили на фронт
военные эшелоны. Их провожал в путь плакат Ираклия Тоидзе «Родина
– мать зовет!»
Седая женщина строго и требовательно смотрит вам в глаза. Одна рука вскинута вверх, другая держит листок с текстом присяги.
Учитель: проанализируйте композиционное решение плаката, его исполнение в цвете.
Ученики:ярким образом –символом этого плаката является женщина, олицетворяющая Родину-мать.она занимае центральное место в композиции, выделена красным цветом( он является контрастным к черному и белому), а еще красный цвет- символ мужества и победы.
Слайд 23: Плакат В.Б. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» получил поистине
всенародное признание и любовь. Написанный в 1942 году, он вызывал
чувство сердечной боли и глубокого возмущения. Вид женщины с ребенком на руках, на которую направлен окровавленный штык со свастикой, вызывал огромное желание ее спасти и разгромить врага. Воинам эта женщина с ребенком напоминала жену, детей, матерей, оставшихся за линией фронта.
Учитель: проанализируйте композиционное решение плаката, его исполнение в цвете, технику исполнения.
Ученики: этот плакат выполнен в технике фотомонтажа. Реализм изображения вызывает сильные эмоции у зрителя. Преобладание черного цвета, подчеркивает трагичность. В композиции центральное место занимают глаза женщины. Которые выражают не страх , а ненависть к врагу
Слайд 24
Учитель: Какой была тематика военных плакатов?
Ученики: Плакаты призывали к борьбе
с врагом
Слайд 26Ученики: Плакаты прославляли подвиги героев фронта
Слайд 28
УЧЕНИКИ: В ПЛАКАТАХ СРАВНИВАЛИ СОВРЕМЕННЫХ БОЙЦОВ С ИЗВЕСТНЫМИ УСПЕШНЫМИ РУССКИМИ
ПОЛКОВОДЦАМИ ПРОШЛОГО.
Слайд 29Ученики: плакаты прославляли героев тыла.
Учитель: правильно. Одним из наиболее распространенных
сюжетов был образ женщины, ребенка заменивших ушедших на фронт. Плакаты
с мужчиной у станка, за рулем трактора, за штурвалом комбайна изображениями тружеников тыла напоминали, что каждый час, каждая минута труда рабочих и колхозников – это тоже удар по врагу.
Слайд 31Ученики: плакат высмеивал врагов.
Слайд 32Учитель: Молодцы. Хочу вам рассказать, что Особое место в плакатном
искусстве эпохи Великой Отечественной войны занимает творческое объединение Ленинградских художников
“Боевой карандаш”.
Слайд 33Это были небольшие по размеру листы, в которых отдельные, но
связанные единым сюжетом яркие картинки сопровождались текстом, как правило, стихотворным.
“Боевой карандаш” был рассчитан не на спешный взгляд и быстрое прочтение, а на внимательное изучение всех деталей, на постепенное вникание в сюжет, в его подробности, в текст.
Слайд 34Учитель: Страшные годы войны закончились для нашего народа победой. Эта
победа досталась ценой неимоверных усилий, огромными потерями, колоссальным трудом.
Музыкальный фон:“День
Победы» композитора Давида Тухманова и поэта Владимира Харитонова)
Изображение победы нашло отражение в плакатах того времени?
Слайд 36Защита плаката.
.
На предыдущем уроке вы создавали свой плакат на тему
Великой Отечественной войны.
У нас с вами проходил конкурс
плакатов.
Просмотрим лучшие
работы.
а сейчас мы послушаем защиту плаката победителя.(вопросы на доске)
- Как назван плакат? (почему?)
- Каков символический смысл плаката?
- Случаен ли подбор цвета в плакате? Или ты придаѐшь ему
смысловую нагрузку?
Слайд 37Вопросы для обсуждения:
1.С какими художниками мы сегодня познакомились?
2.Назовите их произведения.
3.Какое
произведение произвело наибольшее впечатление?
4.Как называются жанры, в котором работали художники?
5.Какое
влияние оказывало творчество карикатуристов и графиков на народ?
Слайд 38Учитель: Вы правы. Плакат оказал огромное влияние в годы Великой
Отечественной войны, на формирование активной позиции в противостоянии агрессору .
Мы сегодня на уроке упомянули только о небольшой части огромного пласта искусства в годы Великой Отечественной войны. Но и на этом небольшом примере мы видим огромное значение искусства в деле патриотического воспитания, поддержания морального духа и веры в победу бойцов нашей армии и гражданского населения страны.
Слайд 39В 2015 году наша страна отмечает великую дату -70 лет
Великой Победы в Великой Отечественной войне.
Давно отгремели залпы салюта,
возвестившие победу народа в великой битве с фашизмом. Все дальше в историю уходят события минувшей войны,
но подвиг русского народа всегда будет жить в памяти человечества