Слайд 1МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Слайд 3Методические рекомендации разработаны в соответствии с:
Федеральным законом от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»
приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
приказом Минобрнауки России от 09 июня 2016 года № 698 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Российская электронная школа» на 2016-2018 годы»
Слайд 4Методические рекомендации разработаны в соответствии с:
приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 02 декабря 2019 года № 649 «Об утверждении Целевой модели
цифровой образовательной среды»
Указом Главы Республики Башкортостан от 18 марта 2020 года № УГ-111
«О введении режима «Повышенная готовность» на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)»
приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан
от 18 марта 2020 года № 339 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях»
Слайд 5Методические рекомендации по использованию электронных образовательных платформ, расписание вебинаров, проводимые
ГАУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан» и ответы на
часто задаваемые вопросы, в том числе по телефону «горячей линии», будут опубликованы в интернете по адресу:
distant.irorb.ru
и на портале информационного сопровождения системы дистанционного обучения Республики Башкортостан
edu02.ru
Слайд 6АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Слайд 7Администрация образовательной организации
разрабатывает и закрепляет в локальном акте особенности
организации дистанционного обучения
издает приказ о переходе на дистанционное обучение,
назначает ответственных за удаленное взаимодействие в условиях организации обучения с помощью дистанционных технологий
утверждает расписания занятий на каждый учебный день в соответствии с планом по каждой направленности дополнительного образования
осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения педагога
разрабатывает положение о промежуточной аттестации обучающихся
информирует обучающихся и их родителей (законных представителей) о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий
осуществляет учет обучающихся, осваивающих программу дополнительного образования
организует доставку учебных материалов и выполненных заданий
Слайд 8Педагог дополнительного образования
осуществляет учет обучающихся
осуществляет мониторинг необходимого технического
обеспечения обучающихся
осуществляет контроль взаимодействия всех обучающихся группы с педагогами
дополнительного образования
выражают свое отношение к работам обучающихся, в виде текстовых или аудио рецензий, модерации форумов, устных онлайн консультаций, др
объясняет родителям, что при переходе учреждения на дистанционную форму обучения возрастает роль участия родителей в процессе образования своих детей
Слайд 9Педагог дополнительного образования
определяет набор электронных ресурсов, приложений для организации
дистанционной формы обучения по направленности, планирует свою педагогическую деятельность
определяет
средства коммуникации; почта, чат, электронный журнал; формат проведения видеозанятий – вебинар, скайп, Zoom и т.д.
определяет учебный материал для своего предмета
проводит корректировку рабочих программ
определяет допустимый объём заданий на неделю-две в дистанционной форме обучения
определяет формат выполнения заданий в виде творческих и проектных работ, организует групповые работы обучающихся
Слайд 10Педагог дополнительного образования
определяет длительность занятия
определяет формат и регулярность
информирования родителей (законных представителей) о результатах обучения детей с применением
дистанционных образовательных технологий
предоставляет обучающимся время для выполнения заданий в соответствии с расписанием занятий
проверяет выполненные задания
независимо от используемых технологий и сервисов, в ходе обучения педагог для отчета должен собирать цифровой след (фиксацию фактов деятельности педагога и обучающегося) в различных форматах (скриншоты чатов; результаты тестирования, опроса, решения задач; эссе, рефераты и другие проекты)
Слайд 11Ответственный за дистанционное обучение в образовательной организации
проводит мониторинг обеспеченности
доступа педагогического состава к персональным компьютерам с выходом в сеть
Интернет
организует работу «горячей линии»
производит контроль размещения педагогами материала, методических рекомендаций, успешность выполнения обучающимися предлагаемых заданий
на регулярной основе производит контроль взаимодействия педагога с обучающимися и родителями с целью выявления и предотвращения трудностей в обучении, поддержке эмоционального контакта
Слайд 12Иные действия при переходе
на дистанционное обучение
Документальное подтверждение выбора
родителями (законными представителями) формы дистанционного обучения и представление его любым
доступным способом
Образовательной организации рекомендуется обеспечить внесение соответствующих корректировок в рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (лекция, онлайн консультация), технических средств обучения
В соответствии с техническими возможностями образовательная организация организовывает проведение занятий, консультаций, вебинаров на портале или иной платформе с использованием различных образовательных ресурсов
Предусмотреть возможность использования базы данных с готовым материалом, образовательных контентов, в том числе персональных сайтов педагогов или образовательных платформ., в том числе с использованием программ Skype, WhatsApp, Zoom
Слайд 13ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Слайд 14Действия педагога при переходе на дистанционное обучение
1. Выбрать способ проведения
занятий с учетом результатов мониторинга технической готовности к переходу на
дистанционное обучение
2. Сформировать учебный материал
3. Определить формат взаимодействия с обучающимися
4. Определить способ организации обратной связи и контроля
5. Проанализировать проблемы дистанционного обучения и выработать алгоритмы их преодоления
Слайд 15Выбор способа проведения занятий
В зависимости от технических возможностей различают 2
способа проведения дистанционных занятий:
1. Занятия с применением кейс-технологий (технологий передачи
материалов на бумажных и электронных носителях). Обучающийся должен быть обеспечен электронной почтой и собственным электронным адресом
2. Онлайн занятия в интернете, где коммуникации используются постоянно. Обучающийся должен иметь свободный доступ к интернету, иметь собственный электронный адрес.
Слайд 17Формирование учебного материала
В структуру материала должны входить следующие содержательные компоненты:
учебный
материал, включая необходимые иллюстрации
инструкции по его освоению
вопросы и тренировочные задания
контрольные
задания и пояснения к их выполнению
Слайд 18При подготовке к дистанционным занятиям педагогу рекомендуется ответить на вопросы:
какие результаты должны быть достигнуты обучающимся?
каким образом эти результаты должны
быть достигнуты?
как организовать педагогическое сопровождение усвоения материала?
какие методы контроля достижения результатов будут применены?
Слайд 19ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ – это наиболее действенный способ вовлечения обучающегося в
учебный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ позволяет определить
эмоциональное состояние обучающегося, степень его вовлеченности в процесс обучения, степень освоения изучаемого материала
Для обратной связи используются:
чаты
форумы
кейсы
творческие задания
проекты
другие интерактивные форматы
Слайд 20Определение формата взаимодействия с обучающимися
Занятия необходимо проводить по принципу «лицом
к лицу» хотя бы раз в два дня
При выборе форматов
дистанционного обучения необходимо учитывать требования СанПиНа по продолжительности нахождения обучающегося за экраном компьютера
Видеозанятия позволяет за короткие сроки передать максимальный объем информации. Обучающийся может просмотреть видеозанятие в любое время (офлайн режим)
Вебинар (интерактивный формат) позволяет отладить систему обратной связи (система опросов, чатов и форумов)
Разноформатный контент (текстовый материал, презентации, инфографика), который может использовать при проведении занятий
Слайд 21К основным сложностям дистанционного обучения относят:
1. Отсутствие живого контакта между
педагогом и обучаемым
Решение: организация онлайн общения с обучающимися и проведение
индивидуальных консультаций
2. Отсутствие живого общения между обучаемыми
Решение: онлайн общение, создание групповых чатов и групп в социальных сетях
3. Высокая трудозатратность на этапе формирования материала
Решение: использование уже созданных цифровых образовательных ресурсов, размещенных в свободном доступе, и интерактивных ресурсов и курсов
4. Обучаемые должны иметь доступ к техническим средствам обучения (компьютер и доступ в интернет)
Решение: применение кейс-технологий и проведение индивидуальных консультаций
5. Невозможность 100% контроля над знаниями обучающихся и процессом обучения
Решение: применение метода проектов и создание тестовых материалов с открытыми вопросами
Слайд 22План занятий при наличии условий проведения онлайн занятий (1-2 раза
в неделю)
Слайд 23План урока при отсутствии условий проведения
онлайн занятий
Слайд 24СИСТЕМЫ, ФОРМАТЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Слайд 25Инструменты и сервисы взаимодействия педагога и обучающегося в условиях дистанционного
обучения
- обмен информации представлен в различной форме (переписка, аудиообмен, видеообмен)
-
доступен на различных устройствах (в том числе при «плохом» интернете)
- дает возможность различных форм общения как индивидуально, так и в группе
- есть функционал демонстрации экрана компьютера
- дает возможность обмена файлами
- загрузка записи урока на компьютер и другие гаджеты
Слайд 26Системы дистанционного и электронного обучения позволяют
- создавать и управлять курсами
-
отслеживать доступ к курсам и элементам курса
- отслеживать прохождение курса
-
размещать контент различного формата
Слайд 27ОБЗОР ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК
Слайд 28Портал «Дополнительное образование»
Слайд 34Электронное образование Республики Башкортостан
Слайд 35Портал системы образования Республики Башкортостан