Слайд 1
Методические рекомендации
по составлению программы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного
возраста (раздел «Музыка»)
на основе русского народного фольклора
Григорьева Наталья Николаевна,
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад «Развитие»
Слайд 2
Музыкальный фольклор Воронежской области — яркий, полетный, звонкий, открытый. Песенная
и плясовая традиция обусловлена благоприятными природно-климатическими условиями (ширь полей и
лугов, мягкий климат), спецификой открытого пространства, особенностями художественной образности, яркими свойствами характера и темперамента местных жителей.
Это позволяет наиболее полно представить традиционные виды народного искусства и выявить их характерные особенности в следующей последовательности:
музыкальный фольклор (песенный, инструментальный, хореографический);
устное поэтическое творчество (сказки, были, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, игры);
календарно-земледельческие и семейно-бытовые праздники и обряды;
народный костюм.
Слайд 3 Разработка Программы регламентирована нормативно-правовой и документальной основой, куда входят:
Федеральный закон
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему;
Конституция РФ, ст. 43, 72;
Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Слайд 4 Создание программы дополнительного образования по Художественно-эстетическому развитию детей 2-7 лет
(по разделу «Музыка») «Светлица» представляется актуальной задачей, она направлена на
приобщение детей к родной народной культуре, духовно-нравственным ценностям, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь человека, от поколения к поколению.
Слайд 5Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе народной культуры и традиций родного
края.
Слайд 6формировать представление детей о культуре народов России (в частности, Воронежской
области);
взаимодействовать с педагогами и родителями по ознакомлению детей с народными
творческими коллективами Воронежской области;
развивать художественно-творческие способности детей, формировать творческую индивидуальность;
развивать стремление, расширять и совершенствовать свои знания и умения через музыкальный фольклор;
содействовать созданию атмосферы творческого сотрудничества, уважения к окружающим.
Слайд 7принцип осознанности – заинтересованное усвоение знаний и умений;
принцип дифференциации и
индивидуализации означает, что решение задач программы осуществляется исходя из интересов
и способностей каждого ребёнка;
принцип развивающей ориентации даёт установку на то, чтобы педагог больше внимания уделял развитию у детей творческой активности и самостоятельности;
принцип сотрудничества с родителями и социумом;
принцип толерантности означает проявление уважения к традициям и культуре других народов, проживающих в России (в Воронежской области).
Слайд 9слушание произведений музыкального фольклора в исполнении оркестра русских народных инструментов
Воронежской государственной Филармонии;
музыкально-дидактические игры, игры-забавы, потешки;
пение русских народных песен с
музыкальным сопровождением и a-caрella;
обучение игре на народных музыкальных инструментах (шумовых);
игры-хороводы, театрализованная деятельность.
праздники и развлечения:
концерты,
обрядовые праздники,
музыкальные встречи в «Светлице».
Слайд 10Развивающая предметно-пространственная среда
Организация развивающей предметно-пространственной среды основано на положениях
ФГОС ДО в условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Слайд 13«Элементы украшения русской избы»
(интерактивный музей)
Слайд 14 Образовательная деятельность – развитие навыком и умений выполнять элементы народного
танца, хоровода, формировать ладовые представления об особенностях народной песни
Слайд 15у детей формируется осознанное отношение к музыкальному фольклору Воронежской области,
к русским народным праздникам, традициям;
развивается интерес к национальной культуре, к
песенному народному фольклору;
развивается умение сочувствовать, сопереживать;
формируется интерес и любовь к русским народным песням, пляскам, хороводам;
реализация Программы, методических рекомендаций, консультаций для педагогов и родителей;
публикации в научно-методических журналах по данной теме;
участие в профессиональных конкурсах.
Слайд 16 Материально-техническое обеспечение Программы:
Соответствие СанПинН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Соответствие правилам пожарной безопасности;
Средства
обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
Оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
Учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.
ДОУ оснащено компьютерной техникой, которая используется для реализации Программы.