Слайд 1Методические требования к разработке инструментария оценки аккультурации
Есть шесть важных
требований к разработке инструментария оценки аккультурации:
1. Ясная и четкая
формулировка исследовательских целей (что является наиболее разумным для включения в инструментарий оценки аккультурации?) и выборов переменных, описывающих аккультурацию.
2. Выбор индикаторов аккультурации (например, знания, ценности, установки,
поведение) - что изучать?
3. Выбор исследовательской методологии (как изучать?).
4. Выбор теоретической модели и измерительного метода (как оценить аккультурацию?).
5. Выбор областей жизни и ситуаций, которые будут отражены в пунктах опросника (какие области и ситуации оценивать?).
6. Правила формулировки пунктов опросника.
Слайд 21) Ясность исследовательских целей и переменных аккультурации. Первый основной шаг
в проектировании инструмента оценки аккультурации заключается в ясной и четкой
формулировке исследовательских целей и ожиданий. К сожалению, это правило далеко не всегда соблюдается. Аккультурация часто изучается в исследованиях по проблеме иммиграции без каких-либо предварительных гипотез, которые кладутся в основу инструментария. После принятия решения, относительно того, какой инструментарий оценки аккультурации будет наиболее подходящим для исследования, следующий шаг заключается в определении того, к каким переменным, описывающим аккультурацию, необходимо обратиться в исследовании. Что есть аккультурация в изучаемом контексте – условие чего-либо, модератор/медиатор или результат? Если исследователь не ответит для себя на данные вопросы, то интерпретация полученных результатов будет затруднена.
Слайд 3Выбор индикаторов аккультурации В качестве индикаторов аккультурации наиболее часто используются
аккультурационные ориентации. Они затрагивают различные аспекты аккультурации, например, знания, ценности,
верования, установки, идентичность и особенности поведения. Этническая идентичность и аккультурационные установки часто используются взаимозаменяемые параметры в исследованиях аккультурации. Аккультурационные установки связаны с готовностью реализовывать те или иные паттерны поведения в новой культуре, а этническая идентичность связана с субъективным чувством принадлежности к этнической группе.
Слайд 4Методологии изучения аккультурации После выбора аспектов аккультурации, встает вопрос о
выборе способа исследования. При исследовании аккультурации используются различные исследовательские методологии,
например, наблюдение, изучение единичного случая, опросы, изучения рассказов, интервью, и анализ информации, полученной от экспертов. Наиболее широко используемая методология - (самоотчет) анкетный опрос. Поскольку самоотчеты имеют известные недостатки (например, социальная желательность), исследователи должны осуществлять оценку конвергентной и дивергентной валидности путем анализа других источников информации, полученных от респондентов, например, наблюдение, опрос, и т.д. Кроме того, включая в опросник большое количество различных индикаторов аккультурации – установки, ценности, знания и др. мы, значительно увеличиваем возможности (и точность) исследования.
Слайд 5Методы измерения Следующий шаг в разработке инструмента для изучения аккультурации,
заключается в принятии решения о том, как оценить различные стороны
аккультурации. У всех измерительных методов (один - два - или метода с четырьмя измерениями) есть свои собственные преимущества и недостатки. Метод с одним измерением имеет преимущество в том, что используется короткий инструмент и потому он позволяет дать 6 простую интерпретацию оценок аккультурации, таких как, например, дистанцированность от культуры принимающего общества. Однако, у этого метода есть значительные недостатки: если индивидуальные значения попадают на середину шкалы, то не будет никакого различия между теми, кто принимает обе культуры (интеграция) и не принимает ни одной (маргинализация).