Слайд 1Философия Древнего Востока, ч.1: ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
ФГБОУ ВО БГМУ
Министерства здравоохранения РФ
Кафедра философии
Автор: доцент кафедры философии
Зубаирова-Валеева А.С.
Слайд 3
Китайская философия сформировалась на рубеже VIII-V вв. до н.э..
Наиболее известные
философские учения – конфуцианство, даосизм, легизм, моизм.
В основе китайской
философии и мифологии центральное место занимают понятия: Ци, Инь/Ян, Тай-Цзы, Дао.
Слайд 4Особенности видения мира и окружающей действительности в Древнем Китае:
Восприятие своей
страны - Китая - как центра существующего мира;
Понимание отдельных событий
и истории в целом как циклического процесса;
Восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
Консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;
Коллективизм;
Распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), обожествление власти и личности императора, его власти;
Конформизм (согласие с мнением большинства) во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;
Предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений и др.);
Восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;
Уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов ("шэнов").
Слайд 5Энергия Ци
Ци – энергия, циркулирует повсюду (в природе, человеческом организме).
Она
имеет как материальную (физическую), так и духовную природу (энергия мысли).
Ци
лежит в основе мира. Это универсальная субстанция Вселенной, составляющая исходный Хаос (Великий Предел).
Именно из Ци выделяются две противоположные силы – Инь и Ян.
Слайд 6Тай-Цзы (Великий предел)
Тай-Цзы – единство энергий Инь и Ян, первоначало
мира.
Ян – мужское, активное начало;
Инь – женское, пассивное начало.
Великий предел,
наряду с
И-Цзин (Книгой Перемен) - замечательный пример древнекитайской диалектики:
Слайд 8Пять первоэлементов
(звезда У-Син)
Взаимодействие энергий Инь и Ян порождает пять
первоэлементов (первоначал):
(Дерево, Огонь, Воду, Металл, Землю).
Пять первоэлементов дают начало всему
многообразию этого мира.
Пяти первоэлементам присущи два вида взаимодействий: взаимопорождение (по внешнему кругу) и взаимопреодоление (стрелки внутри звезды):
Слайд 10Помимо философии, У-Син широко используется в традиционной китайской медицине, гадательной
практике, боевых искусствах, нумерологии, геомантике (Фен-Шуй), китайской астрологии.
Слайд 11Древнекитайская медицина:
Человек подобен Вселенной в миниатюре (Микрокосмос).
Для нормального функционирования организма
необходима правильная циркуляция жизненной энергии Ци по специальным каналам -
меридианам, равновесие энергий Инь и Ян, а также правильное соотношение пяти первоэлементов.
Работа всех органов тесно взаимосвязана (объясняется посредством модели звезды У-Син).
Слайд 15Конфуцианство
Конфуцианство (Жу Цзяо) – этико-философское учение, основателем которого считается Конфуций.
Слайд 17Конфуций (551-479 гг.до н.э.)
Конфуций (Кун-Цзы), основатель конфуцианства.
Своей главной задачей считал
выявление принципов гармонии в обществе, государстве и семье.
Автор
произведения «Лунь-Юй» - «Беседы и суждения».
Слайд 18Основные идеи конфуцианства:
Вся земля, весь мир устроены наподобие Неба.
Т.к
на Небе царствует абсолютная гармония, иерархия, то и на земле
всё должно быть устроено подобным образом. Мы видим эту иерархию, изучая устройство природы, общества, однако на земле она несовершенна.
Чтобы достигнуть гармонии в обществе, мы должны знать законы подчинения одних частей- другим.
Слайд 19Учение о «Ли»:
«Ли» - правила поведения, нормы социального поведения человека
и общества в целом.
Каждый должен точно знать и неукоснительно
выполнять свои социальные обязанности, следовать установленной иерархии.
«Государь должен быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын - сыном» (Конфуций).
Слайд 20Каждое «имя» (социальная роль, статус) – должно определять характер поведения
этого человека (Отец, Сын, Государь…).
Идеал совершенного человека в конфуцианстве –
«Благородный муж» (Цзюнь-Цзы) – им может стать любой человек, строго следующий нормам конфуцианской морали. Такой человек несет гармонию и процветание обществу.
Государство – одна патриархальная семья.
Слайд 21Пять типов взаимоотношений:
Между государем и подданными;
Между отцом и детьми;
Между старшими
и младшими братьями;
Между мужем и женой;
Между друзьями (единственное, предполагающее равенство).
Слайд 22На протяжении более 2000 лет (до свержения монархии в 1911
г. н.э. конфуцианство являлось официальной идеологией китайской империи.
Конфуцианство, наряду
с даосизмом и буддизмом, составляет триаду учений (сань цзяо), которые стали духовной основой культуры Китая.
Слайд 23Даосизм
Даосизм («Дао цзяо» - учение Пути) – национальная религия Китая,
одна из триады его учений. Возник в IV – III
вв. до н.э.
Имеет тесную связь с традиционными, архаическими верованиями и культами Китая (магией, медициной, гаданиями и т.п.).
Легендарный основатель даосизма – Лао-Цзы.
Слайд 24Лао-Цзы (VI – V вв. до н.э.)
Лао-Цзы (Ли Эр, Лао
Дань) – легендарный основатель даосизма («Престарелый Мудрец, Младенец»).
Изложил своё
учение в «Дао-Дэ-Цзин» - «Каноне Пути и Благодати».
Слайд 25Дао
Основное понятие даосизма. Дао – букв. «Путь» - единое первоначало
всего сущего, мировая закономерность, универсальный мировой закон.
Имеет два аспекта:
собственно Дао и Дэ – энергия, благодать, через которую проявляется Дао.
Слайд 26Каждая вещь, каждое существо проявляется из Дао, следует Дао и
возвращается в Дао.
Однако человек может сходить с этого пути естественности,
нарушая первозданную природу своей жизни и Вселенной.
Человеку необходимо вернуться к своей изначальной природе, встать на путь естественности, слияния с природой.
Это возможно путем «недеяния»:
Слайд 27Принцип недеяния (у-вэй):
Это отрицание деятельности, идущей вразрез с естественным порядком.
Он не означает бездействия, пассивности. Это отказ от нарушения собственной
природы и природы всего сущего; это отказ от эгоистической деятельности и какой-либо субъективности в целом (т.к. это нарушает естественную гармонию природы).
Слайд 28Даосское учение о бессмертии:
Даосский бессмертный (сянь, шэньсянь) – человек, до
конца реализовавший идеал единства со всем миром и с Дао.
Цель
даосизма – не просто достижение физического бессмертия, а радикальная трансформация, преображение всего тела и ума. Считается, что ум бессмертного становится един с Дао («вступает туда, где нет ни смерти, ни рождения»), а тело обретает сверхъестественные способности.
Путь к бессмертию – методы особой психофизической тренировки и, особенно, занятия внутренней алхимией.
Слайд 29Стадии выращивания зародыша бессмертного тела
Слайд 32Даосизм в настоящее время
Даосизм – живая религия Китая. В 1957
году – создание Всекитайской ассоциации даосизма.
Оказал сильное влияние на к-ру
Кореи, Японии, Въетнама…
Слайд 33Примеры тем для докладов:
Конфуций.
Лао-Цзы (даосизм).
Даосские методы обретения бессмертия
(см. Торчинов
Е.А. «Даосизм», «Даосские практики»).
Китайский буддизм (Чань или Дзен буддизм).