Слайд 1презентация методического сопровождения воспитательного процесса в МКОУ сош с. Зерновое
Слайд 2Процессы модернизации содержания образования, изменение концептуальных ориентиров, новые приоритеты в
воспитании побуждают нас к поиску новых подходов к методической деятельности,
мотивирующей развитие креативных способностей педагогов, их познавательных интересов и профессиональное развитие.
Режим поиска – норма жизни современного учителя – предметника и классного руководителя. Ему необходимо определить пути повышения качества воспитания, ведь воспитание стало приоритетным в образовательном процессе.
Воспитание – непрерывное движение вперед. И управлять этим движением так же необходимо, как и учебным.
Педагогам нужна не абстрактая теория, а реальная методическая помощь. Причем не в режиме воздействия на него, а во взаимодействии.
За последние годы работы у нас в школе сложилась гибкая система методической помощи, дающая возможность каждому учителю повысить свой профессиональный уровень. Об этом и пойдет речь…
Пролог…
Слайд 3 «Чем выше человек восходит в познаниях, тем пространнейшие открываются
ему виды»
А. Н. Радищев
Девиз методической службы
Слайд 4В режиме поиска, инноваций, размышления…
Проект организации методического сопровождения воспитательной работы
Слайд 5Структурная схема
методической службы
Стальмахович Ирина Петровна
Заместитель директора по
воспитательной работе с 2002 года
Категория - высшая
Аттестация – 2008 год, Иркутск
Методические функции:
Инструктивно – методическая деятельность
Подготовка и проведение педсоветов, консилиумов, методических недель и дней
Аналитическая деятельность, прогнозирование
Консультирование по вопросам воспитания
Участие в подготовке и проведении семинаров, практикумов, дней творчества и т. д.
Методическое сопровождение работы МО классных руководителей
Обобщение опыта работы классных руководителей, подготовка методических материалов для презентаций и выставок
Формирование банка данных для классных руководителей по воспитательной работе с помощью информационных технологий
Методическое сопровождение воспитательного процесса в режиме обучения
Методическая помощь объединениям дополнительного образования детей
Диагностика и руководство экспериментом
Тарасова Татьяна Ивановна
Руководитель МО классных руководителей
с 2006 года
Категория – первая, 13 разряд
Аттестация – 2007 год
Методические функции:
Организация коллективного планирования и анализ организации жизни классных коллективов
Организация взаимодействия классных руководителей в воспитательной работе
Помощь в определении принципов воспитания и критериев воспитанности учащихся в классах
Информирование и представление современных технологий воспитательной работы
Разработка способов использования технологий в творческом взаимодействии учеников и учителей
Оценка деятельности классных руководителей и поощрение лучших
Организация передачи опыта
Организация и проведение заседаний МО, Школы классного руководителя, Педагогической трибуны, Творческой лаборатории
Слайд 7Гоняев Александр Борисович
Психолог школы с 2006 года
Категория – вторая,
12 разряд
Методические функции:
Информирование об инновационных процессах в образовании, способствующих
воздействию на качество обучения и воспитания
Оказание психологической помощи в планировании и реализации профессиональной карьеры учителя
Просвещение учителей, учащихся, классных руководителей и родителей, направленное на формирование психологической компетентности
Диагностика, помощь классным руководителям в проведении и анализе диагностики психологических особенностей учеников, семей
Консультирование по вопросам самопознания, самооценки и саморегуляции всех участников образовательного процесса
Разработка и претворение в жизнь системы мер, способствующих развитию кадрового потенциала школы, повышению уровня профессионализма педагогов
Проведение психологической экспертизы форм и методов работы с детьми
Совместная с педагогами разработка и осуществление программ психо-коррекционной и развивающей работы
Слайд 8Ларионова Светлана
Викторовна
Старший педагог
дополнительного образования
Методические функции:
Разработка рекомендаций по
диагностике членов кружков и секций
Информирование о новых методах, инновационных технологиях
при работе с детьми в объединениях дополнительного образования
Способствование развитию творческих способностей детей через организацию методических дней и недель по профилю дополнительного образования
Методическая помощь при составлении Программ объединений, проведении занятий, творческих отчетов
Поиск и апробация новых путей для создания условий гармоничного воспитания ученика на занятиях объединений ДОД
Якубовская
Елена Викторовна
Социальный педагог
с 2006 года
Категория – вторая,
разряд 12
Аттестация – 2007 год
Методические функции:
Осуществление комплексных рекомендаций по воспитанию, образованию и социальной защите личности учеников
Изучение психолого –педагогических особенностей детей, микросред, условий жизни учащихся, консультирование по данному вопросу классных руководителей
Диагностическая деятельность
Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы
Организует и проводит семинары, практикумы, деловые и методические игры для классных руководителей по вопросам социализации и профориентации учеников
Сотрудничает с классными руководителями, учителями-предметниками, семьей в вопросах социально-педагогической поддержки учащихся
Информирует о новых подходах, методах и формах социального сопровождения воспитанников
Слайд 9Становление методической службы
Проблемы, которые предстояло решить на этапе становления:
Классные
руководители не были заинтересованы в повышении профессионального уровня, качестве компетентностей
Многие
классные мероприятия проводились без учета современных требований к ним, наблюдалась заформализованность в их подготовке и организации
Отсутствовала практически диагностическая и прогностическая деятельность
Не было связи в работе классных руководителей и психолога, взаимодействия учителей - предметников и классных руководителей
Не осуществлялось информирование классных руководителей об инновациях, воспитательных технологиях
Классные руководители не желали заниматься самообразованием
Методическая служба: воспитание
Слайд 10Методическая служба в переходный период
В течение 2002 – 2006 учебного
года методическая работа в школе в рамках общей темы «Формирование
и развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках и во внеурочное время»
За данные годы было сделано многое:
Создание методической службы, сопровождающей воспитательный процесс
Становление взаимодействия с методическим советом школы
Преобразование работы методического объединения классных руководителей (получает название «Алые паруса»)
Создание школьной Программы воспитания
Начало проведения ставших ныне традиционных методических мероприятий: семинаров, практикумов, методических дней, фестивалей…
Обновление методики работы с семьей
Налаживание взаимодействия с учителями – предметниками, психологом, выработка методических функций психолога
Слайд 11Период обновления
В конце 2006 года были подведены итоги работы по
теме школы и итоги работы методической службы в переходный период.
Был
обсужден проект организации методической службы в режиме развития:
Систематизация методической службы на основе деятельностного подхода, создание подструктуры МО классных руководителей: Педагогической трибуны (организация работы по обобщению и передаче опыта, изучению и освоению новых воспитательных технологий)
Распространение лучшего опыта через создание Школы классного руководителя (методические фестивали, представление творческих мастерских, конкурс «Самый классный классный» и т. п.)
Личностно – ориентированный подход к самообразованию классных руководителей (создание условий для личностного профессионального роста, работа над темами самообразования по воспитанию школьников)
Разработка проекта по переходу на новую Программу воспитания
Расширение тематики совещаний и форм работы МО классных руководителей на основе инновационных технологий и методик
Слайд 12Из методического дневника заместителя директора по воспитательной работе.
Несколько вопросов
по существу…
Вопрос первый: В чем наша миссия.
«Я – учитель. Это значит я верю в свою Судьбу,
Призвание, Творчество и Поиск».
(из устных сочинений – эссе учителей нашей школы)
Сегодня востребован не просто воспитатель или предметник – урокодатель, а педагог – исследователь, педагог – психолог, педагог – новатор, педагог – технолог. Мы в своей школе пришли к единому мнению: чтобы стать и быть современным педагогом, надо жить в режиме взаимодействия – с друг другом, детьми, родителями, обществом. Особая черта нашей миссии – взаимопроникновение, взаимотворчество. Нет школы без этого, не должно быть. Нет ученика без учителя, а учителя без ученика, как не существует село без школы. Стать способными к взаимодействию, дать своим воспитанникам твердо усвоить, что человек реализуется не только через раскрытие своего «я», но и через умение быть хорошим гражданином, семьянином, коллегой и т. д. – вот конечный ценностный продукт нашей деятельности.
Помочь педагогу, ученику, родителю не потерять стремления к новому, к развитию компетентностей, к взаимотворчеству есть прерогатива методической службы. Только вверх, только через тернии, только в сотрудничестве.
Слайд 13Вопрос второй: Для чего все?
Цель методической службы: превращение
воспитательной работы школы
в инновационный процесс,
активное методическое сопровождение воспитательной
деятельности, обеспечение системного
подхода к
организации воспитательного процесса
Цели методической службы на этот год:
Развитие условий для воспитания свободной, ответственной и творческой личности учащихся на основе гуманизации программ воспитания и использования инновационных технологий
Повышение профессионального уровня учителей и уровня воспитанности учащихся за счет сотрудничества школы с муниципальными методическими службами, систематического взаимодействия с другими школами района (сетевое сотрудничество), развитие проектной, исследовательской, экспериментальной и самообразовательной деятельности учителей и учеников, КТД
Слайд 14Вопрос третий: Что решаем?
Задачи методической работы
1. Повышение качества воспитательной
деятельности
2.
Повышение профессионального мастерства педагогов
3. Освоение передовых технологий воспитания
Слайд 15Вопрос четвертый: Как решаем?
Тема школы: Овладение научно – обоснованным анализом
деятельности учителя и результатов его труда
Методическая тема: Совершенствование методического мастерства
классного руководителя через овладение современными технологиями воспитательного процесса
Слайд 16Вопрос пятый: По какому пути идем?
Ведущие направления деятельности
Диагностика. Проблематизация. Анализ.
Прогнозирование. Целеполагание.
Консультирование и тренинги
Повышение уровня компетентности. Самообразование классных руководителей.
Методическая учеба:
передача опыта, информирование, работа методического объединения
Экспериментальная деятельность
Методическое сопровождение дополнительного образования
Связь с социальным педагогом
Психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса
Изучение и апробация новых технологий
Внешние связи
Сотрудничество с семьей
Работа с учащимися
Взаимодействие с учителями – предметниками
Пилотная площадка
Слайд 17Методический словарь
(из нашей жизни)
ОТ А ДО…
А. Аналитическая деятельность: анализ,
прогнозирование и планирование в деятельности всех участников воспитательного процесса
Психолого-педагогическое сопровождение
учащихся
Изучение семьи
Формирование подходов к здоровьесбережению школьника
Составление социальных паспортов школы и классов
Психолого социально – педагогические характеристики
Изучение деятельности классного руководителя
Планирование воспитательной работы в классах – помощь, коррекция, контроль
Анализ воспитательной работы в классах: срезы, мониторинг, посещение внеклассных
мероприятий, уроков
Мониторинг деятельности классных руководителей
Самоанализ работы классного руководителя
В. Взаимодействие : администрация, учителя –предметники, классные руководители, родители, ученики, сетевое взаимодействие
Педсовет
Педконсилиум
Совещание при заместителе директора по воспитательной работе
Другое
Д. Диагностика
Диагностические исследования
Опросы
Собеседование
Тестирование учителя
Мозговой штурм ученики
Анкетирование родители
Слайд 18К.Консультирование. Тренинговая деятельность
Консультации:
-
Слайд 19Д. Дополнительное образование. Направления методической помощи:
Помощь в составлении и коррекция
программ объединений
Диагностика результативности работы и уровня успешности руководителей и членов
ОДОД
Организация, проведение и анализ мероприятий, занятий, творческих отчетов
Обмен опытом
Обязательно: один раз в четверть– инструктивно – методическое совещание руководителей ОДОД
М. Методическое объединение классных руководителей «Алые паруса»
Работа над методической темой школы и методической темой воспитательного процесса
Подготовка и проведение творческих выступлений
Защита программ и проектов
Защита тем самообразования
Рекомендации классным руководителям к аттестации
Обобщение опыта …
Деятельность Школы классного руководителя. Функции:
Способствование формированию интереса и стремлений классного руководителя к активной инновационной творческой деятельности
Развитие умений и навыков работы с классным коллективом
Формирование потребности в качественном проведении любого внеклассного мероприятия
Вооружение знаниями о психологии и социальной адаптации учеников
Развитие коммуникативных умений…
Заседания Педагогической трибуны
Обобщение опыта
Передача опыта
Обмен опытом
Изучение опыта
Слайд 20
П. Психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса. Традиционные формы сотрудничества психолога и
классных руководителей:
Педконсилиум
Неделя психологии
Психологический тренинг
Семинар
Методический день
Р. Родительская общественность. Семья.
Формы
взаимодействия:
Собрания: общешкольные, классные, групповые
Консультации
Лекторий
Семейный клуб
Конференции
Дни открытых дверей
Дни родителей
С. Самообразование классных руководителей. Из тем по самообразованию:
«Роль чтения в духовном воспитании учащихся»
«Виды диагностики классного коллектива»
«Современные технологии воспитательного процесса»
«Формирование жизненного опыта у школьников»
Слайд 21С. Сотрудничество (в методическом плане)
Работники образования других учреждений
Работники культуры
Педагоги дошкольного
образования
Работники ЦВР
Работники ДЮФПК
Прекрасное далеко: планируем проведение ежегодных методических студий
Э. Эксперимент. Классные руководители двух девятых классов закончили эксперимент «Организация работы по изучению семьи как средство эффективного использования ее педагогического потенциала»
Слайд 22Нормативно- правовое обеспечение
методического сопровождения воспитательного процесса
Национальная доктрина образования в
Российской Федерации
Концепция модернизации российского образования за период до 2010 года
Методические
рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей
Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей в образовательных учреждениях
Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях.
Устав МОУ сош с.Зерновое.
Должностные обязанности заместителя директора школы по воспитательной работе.
Должностная инструкция классного руководителя.
Должностная инструкция социального педагога.
Должностная инструкция старшего вожатого.
Должностная инструкция педагога дополнительного образования.
Программа развития МОУ сош с.Зерновое.
Приложения к программе:
а) Программа обучения детей жизненным навыкам безопасного поведения;
б) Программа «Гражданское становление»;
в) Программа «Одаренные дети»;
г) Программа «Мой край родной»
Программа воспитания МОУ сош с.Зерновое на основе концепции трудового воспитания.
Воспитательный план школы по реализации Программы воспитания.
Положения:
Положение о методическом объединении классных руководителей «Алые паруса»
Положение о конкурсе «Семья года»
Положение о конкурсе «Самый классный классный»
Положение о конкурсе на лучшее предложение в план работы школы
Положение о конкурсе «Класс года»
Положение о конкурсе «Ученик года»
Положение об организации инновационно – экспериментальной деятельности
Слайд 23Методическая перекличка
Формы методической работы
методические сборники
методические буклеты и бюллетени
методический фестиваль
методический базар
методический
день
методическая неделя
теоретические семинары
семинары – практикумы
дискуссии
встречи за круглым столом
творческие мастерские
творческие отчеты
мастер
– классы
конкурсы
педсоветы
проекты
деловые и методические игры
конкурс «Самый классный классный»…
Слайд 24Методические традиции
Дни родителей: «Вместе трудимся – вместе отдыхаем», «Каково на
дому, таково и самому», «Корабль семейный, а кто капитан?»
Методические дни:
«Каждый ребенок талантлив» (работа по развитию одаренностей ребенка во внеурочное время), «Личностно-ориентированный подход в воспитании», «Правовое воспитание в семье и школе», «Новое время – новые дети» (стратегия и тактика воспитательной работы в современный период) и т. д
Издания методических буклетов: о работе МО классных руководителей, с творческих отчетов, методических дней…
Тематические педсоветы: «Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками», «Метод прогнозирования в работе классного руководителя», «Создание модели современной воспитательной системы»…
Педконсилиумы: «Причины дезаптации пятиклассников», «Хорошие родители. Какие они?», «Поиск путей формирования психологической устойчивости подростка в переходный период»..
Слайд 25Новые идеи и инновационные технологии
0рганизация исследовательской и проектной деятельности классных
руководителей
Формирование творческих и проблемных групп при подготовке методических дней и
недель
Лекции – дискуссии, лекции- консультации
Мониторинг качества воспитательной работы (в новом ракурсе, с использование новейших методик и диагностик)
Комплексно-системный подход к планированию и реализации методической работы
Кооперативная мотивация
Использование ИТ
Проведение внеклассных мероприятий и творческих отчетов в форме мастер - классов
Профессиональное самообучение классных руководителей
Использование методики саморегуляции в работе классного руководителя
Сетевое взаимодействие
Слайд 26Самооценка качества методической службы
Используемые методики диагностики:
Мониторинг качества воспитания: качество условий,
качество процесса, качество результата
Диагностика наличия и состояния воспитательной системы школы
Изучение
эффективности педагогического влияния на личностные изменения школьников
Мониторинговая карта деятельности классного руководителя
Мониторинг результативности воспитательной деятельности классного руководителя
Мониторинговая карта компетентностей классного руководителя
Самодиагностика классного руководителя
Слайд 27И вечный бой. Покой нам только снится…
(из перспектив)
Организация образовательного пространства,
повышающего компетентность классных руководителей в освоении и закреплении информационно-коммуникационных технологий
Дальнейшее
внедрение инновационных технологий в практику воспитательной работы
Улучшение качества мониторинговой службы воспитательного процесса
Развитие работы Творческой лаборатории классных руководителей. Цель: объединение творчески работающих классных руководителей для развития профессиональной культуры, творческих умений и инициативы
Реализация проекта и новой Программы воспитания «Коллективная творческая деятельность как эффективный фактор взаимодействия всех структур воспитания»
Слайд 28Эпилог …
В соответствии с Программой развития школы и Программой воспитания
в школе осуществляется систематическая и целенаправленная работа по организации положительной
деятельности всего коллектива. Все наши усилия направлены именно на позитивный результат.
Особенное внимание уделяется повышению образовательного потенциала классных руководителей, учителей-предметников и учащихся за счет сотрудничества с методической службой районного отдела образования, психологом и социальным педагогом школы, путем взаимодействия с другими школами, включения учащихся и классных руководителей в исследовательскую, проектную и экспериментальную деятельность, благодаря повышению самообразовательного уровня. Этому способствует методическое сопровождение воспитательного процесса.
Методическая работа осуществляется в течение всего учебного года и органично соединяется с практической деятельностью классных руководителей и учителей-предметников.
Главным принципом построения системы внутреннего обучения классных руководителей является вариативность, обеспечивающая личностно-ориентированный подход в организации программы повышения компетентности классного руководителя