Разделы презентаций


МЕТОДИКА КАК НАУКА

Содержание

План лекции и ответа на экзаменеОпределение понятия «Методика обучения иностранным языкам»Характеристики науки (объект и предмет исследования методики обучения ИЯ, закономерности)Факторы, влияющие на развитие науки «Методика обучения ИЯ»Связь Методики обучения ИЯ с

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МЕТОДИКА КАК НАУКА
Старкова Д.А. «Теория и методика преподавания иностранного языка»,

2017

МЕТОДИКА КАК НАУКАСтаркова Д.А. «Теория и методика преподавания иностранного языка», 2017

Слайд 2План лекции и ответа на экзамене
Определение понятия «Методика обучения иностранным

языкам»
Характеристики науки (объект и предмет исследования методики обучения ИЯ, закономерности)
Факторы,

влияющие на развитие науки «Методика обучения ИЯ»
Связь Методики обучения ИЯ с другими науками
Разновидности Методики обучения ИЯ
Методы исследования
Основные методические категории
План лекции и ответа на экзаменеОпределение понятия «Методика обучения иностранным языкам»Характеристики науки (объект и предмет исследования методики

Слайд 3Определение понятия «Методика обучения иностранным языкам»
Совокупность методов и приемов обучения

конкретному предмету
Педагогическая наука, область педагогики, занимающаяся частными закономерностями
Теоретический курс, обучающий

студентов вузов методам и приемам обучения конкретному предмету
Определение понятия «Методика обучения иностранным языкам» Совокупность методов и приемов обучения конкретному предметуПедагогическая наука, область педагогики, занимающаяся

Слайд 4 Характеристики науки (объект и предмет исследования методики обучения ИЯ, закономерности)
Теоретический

фундамент и экспериментальная база
Специфические объект и предмет исследования
Закономерности (смежных

наук, дидактики, специфические)
Характеристики науки (объект и предмет исследования методики обучения ИЯ, закономерности) Теоретический фундамент и экспериментальная базаСпецифические объект

Слайд 5Факторы, влияющие на развитие науки «Методика обучения ИЯ»

Социально-экономические
Социально-педагогические
Социально-культурные
Методические
Индивидуальные


Факторы, влияющие на развитие науки «Методика обучения ИЯ» Социально-экономическиеСоциально-педагогическиеСоциально-культурныеМетодическиеИндивидуальные

Слайд 6Связь Методики обучения ИЯ с другими науками
Базисные науки

Педагогика

Лингвистика Психология
Смежные науки
(история, литература, культурология, кибернетика, информатика,

…)
Новые науки
(лингводидактика, психолингвистика, социолингвистика, лингвострановедение…)
Связь Методики обучения ИЯ с другими науками Базисные науки Педагогика    Лингвистика  ПсихологияСмежные науки(история,

Слайд 7Разновидности Методики обучения ИЯ
ОБЩАЯ МЕТОДИКА
изучение закономерностей и особенностей предмета
определение содержания,

цели, задач, путей интенсификации учебного процесса в целом

ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА
- изучение

языковых явлений, специфичных для конкретного языка
Разновидности Методики обучения ИЯОБЩАЯ МЕТОДИКАизучение закономерностей и особенностей предметаопределение содержания, цели, задач, путей интенсификации учебного процесса в

Слайд 8Методы исследования
Анализ методической, психологической, педагогической, философской литературы
Синтез, сравнение, классификация, обобщение
Изучение

педагогического и методического опыта
Наблюдение
Пробное обучение
Эксперимент
Анкетирование
Тестирование

Методы исследованияАнализ методической, психологической, педагогической, философской литературыСинтез, сравнение, классификация, обобщениеИзучение педагогического и методического опытаНаблюдениеПробное обучениеЭкспериментАнкетированиеТестирование

Слайд 9Основные методические категории
Система

Метод

Прием

Подход

Языковая личность

Основные методические категории  Система        Метод

Слайд 10Подходы к обучению ИЯ
грамматико-переводной и тектстуально-переводной методы
натуральный метод, прямой и

неопрямой методы
аудиовизуальный метод
аудиолингвальный метод
рецептивный метод
сознательно-сопоставительный и сознательно-практический метод
суггестопедический и интенсивный

метод
коммуникативный метод и личностно-деятельностный






Подходы к обучению ИЯграмматико-переводной и тектстуально-переводной методынатуральный метод, прямой и неопрямой методыаудиовизуальный методаудиолингвальный методрецептивный методсознательно-сопоставительный и сознательно-практический

Слайд 11Лингвистические основы

Лингвистические основы

Слайд 12План лекции и ответа на экзамене
Языкознание как базисная наука Методики

обучения ИЯ
Дихотомия «язык – речь»
Модель предложения как единица обучения
Учение о

языковых контактах
Примеры в языке
План лекции и ответа на экзаменеЯзыкознание как базисная наука Методики обучения ИЯДихотомия «язык – речь»Модель предложения как

Слайд 13Языкознание как базисная наука Методики обучения ИЯ
Наука об общих закономерностях

строения и функционирования языка
Общий объект с лингвистикой: язык


Лингвистическое содержание обучения

ИЯ

Языкознание как базисная наука  Методики обучения ИЯНаука об общих закономерностях строения и функционирования языкаОбщий объект с

Слайд 14Дихотомия «язык – речь»
Чему мы учим? (Ф. де Соссюр)

Троякий аспект

изучения ИЯ (Л.В. Щерба)

Рациональное обучение ИЯ

Дихотомия «язык – речь» Чему мы учим? (Ф. де Соссюр)Троякий аспект изучения ИЯ (Л.В. Щерба)Рациональное обучение ИЯ

Слайд 15Модель предложения как единица обучения
Речевой образец

Языковые правила

Структурная лингвистика

Модель предложения как единица обученияРечевой образецЯзыковые правилаСтруктурная лингвистика

Слайд 16Учение о языковых контактах

взаимодействие между изучаемым и родным языком в

процессе изучения ИЯ
транспозиция и интерференция
учет родного языка как принцип методики

Учение о языковых контактах взаимодействие между изучаемым и родным языком в процессе изучения ИЯтранспозиция и интерференцияучет родного

Слайд 17Language as text and discourse
Language is a social construct and

a mental ability
Discourse organization
(cohesion, ellipses, conversational management, cooperative principle, genre)

Language as text and discourse Language is a social construct and a mental abilityDiscourse organization(cohesion, ellipses, conversational

Слайд 18Grammar

Grammar

Слайд 19Lexis
'Twas brillig, and the slithy toves Did gyre and gimble in

the wabe; All mimsy were the borogoves, And the mome raths outgrabe…
(Jabberwocky

by Lewis Carroll)

Lexis'Twas brillig, and the slithy toves Did gyre and gimble in the wabe; All mimsy were the

Слайд 20Pronunciation
Pitch
Intonation
Individual sounds
Sounds and spelling
Stress

Pronunciation PitchIntonationIndividual soundsSounds and spellingStress

Слайд 21ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУКИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИЯ, ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУКИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИЯ, ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Слайд 22 Психологические основы методики обучения ИЯ – план лекции и ответа

на экзамене
1. Взаимоотношение Психологии и Методики обучения ИЯ
а) педагогическая психология
б)

психолингвистика
в) психофизиология
и др.
2. Иноязычные способности
3. Мотивация к изучению ИЯ
Психологические основы методики обучения ИЯ – план лекции и ответа на экзамене1. Взаимоотношение Психологии и Методики

Слайд 23 Взаимоотношение Психологии и Методики обучения ИЯ а) педагогическая психология
ЗУН (формирование, интерференция

навыка, виды навыков и умений при обучении ИЯ)
Память (виды)
Восприятие (виды)

Взаимоотношение Психологии и Методики обучения ИЯ а) педагогическая психология ЗУН (формирование, интерференция навыка, виды навыков

Слайд 24 Взаимоотношение Психологии и Методики обучения ИЯ б) психолингвистика
«Наука об усвоении

и использовании структуры языка» (С. Эрвин-Трипп и Д. Слобин)
«Учение об

отношениях между нашими экспрессивными и коммуникативными потребностями и средствами, которые нам представляет язык» (П. Фресс)
Взаимоотношение Психологии и Методики обучения ИЯ  б) психолингвистика«Наука об усвоении и использовании структуры языка» (С.

Слайд 25Три предметные области
Производство речи
(в индивидуальном речевом акте)
Восприятие речи
(в индивидуальном речевом

акте)
Формирование речи
(в процессе становления личности ребенка)

Три предметные областиПроизводство речи(в индивидуальном речевом акте)Восприятие речи(в индивидуальном речевом акте)Формирование речи(в процессе становления личности ребенка)

Слайд 26 Взаимоотношение Психологии и Методики обучения ИЯ в) психофизиология

Взаимоотношение Психологии и Методики обучения ИЯ  в) психофизиология

Слайд 27Психофизиология

Активное и пассивное владение речью
Слухоартикуляционная база (говорение и аудирование), графемно-фонемная

база (чтение, письмо)

ПсихофизиологияАктивное и пассивное владение речьюСлухоартикуляционная база (говорение и аудирование), графемно-фонемная база (чтение, письмо)

Слайд 28Иноязычные способности
Cпособности – сплав исходных природных данных человека и результатов

его деятельности (С.Л. Рубинштейн)
Способности — это индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие легкость

и быстроту приобретения знаний, умений и навыков, но не сводящиеся к ним (Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн)

Иноязычные способностиCпособности – сплав исходных природных данных человека и результатов его деятельности (С.Л. Рубинштейн)Способности — это индивидуально-психологические

Слайд 29Задатки
Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют

природную основу развития способностей (Теплов Б.М.)
Способности к задаткам не сводятся,

задатки, это одна из посылок для формирования способностей
ЗадаткиЗадатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей (Теплов Б.М.)Способности к

Слайд 30Иноязычные способности
Способности к ИЯ – это совокупность индивидуально-психологических качеств интеллекта

и личности обучаемого, определяющих легкость усвоения учебного материала и его

использования в речевой деятельности на иностранном языке (М.Г. Каспарова)

Иноязычные способностиСпособности к ИЯ – это совокупность индивидуально-психологических качеств интеллекта и личности обучаемого, определяющих легкость усвоения учебного

Слайд 31Иноязычные способности
3 позиции:
выявление способностей к различным аспектам языка и речи,

к речевым процессам рецепции и продукции;
определение особенностей психических процессов восприятия,

памяти, мышления, являющихся главными в усвоении языкового материала;
влияние индивидуально-личностных особенностей человека (воля, эмоции, темперамент, экстраверсия, т.д.) на успешность овладения и владения ИЯ
Иноязычные способности3 позиции:выявление способностей к различным аспектам языка и речи, к речевым процессам рецепции и продукции;определение особенностей

Слайд 32Б. В. Беляев – представитель первого подхода

10 категорий иноязычных способностей:

4

категории связаны с аспектами языка;
4 категории – с речевыми процессами;
2

– общие, центральные (иноязычное мышление и чувство языка)
Б. В. Беляев – представитель первого подхода10 категорий иноязычных способностей:4 категории связаны с аспектами языка;4 категории –

Слайд 33И.А. Зимняя – представитель второго подхода
Показатели, влияющие на успешность овладения

иностранным языком:
(объем оперативной памяти, вероятностное прогнозирование, скорость языкового обобщения, слуховая

дифференциальная чувствительность)
Начальный этап обучения ИЯ – основная нагрузка на память!
И.А. Зимняя – представитель второго подходаПоказатели, влияющие на успешность овладения иностранным языком:(объем оперативной памяти, вероятностное прогнозирование, скорость

Слайд 34 П. Пимслер, Дж. Кэррол, Л. Якобовиц – представители второго подхода

4

вида языковых способностей:
грамматическая чувствительность
способность выведения грамматического правила
способность механического запоминания
способность фонетического

кодирования
П. Пимслер, Дж. Кэррол,  Л. Якобовиц – представители второго подхода4 вида языковых способностей:грамматическая чувствительностьспособность выведения

Слайд 35М.Г. Каспарова – представитель третьего подхода
Коммуникативные особенности обучающегося
Типы усвоения

языка (М.К. Кабардов):
Коммуникативный или интуитивно-чувственный
Некоммуникативный или рационально-логический


М.Г. Каспарова – представитель третьего подходаКоммуникативные особенности обучающегося Типы усвоения языка (М.К. Кабардов):Коммуникативный или интуитивно-чувственныйНекоммуникативный или рационально-логический

Слайд 36Представители третьего подхода
трёхкомпонентная структура иноязычных способностей (вслед за С.Л. Рубинштейном

– М.Г. Каспарова, А.Т. Алыбина, Т.К. Решетникова, Т.Н. Мазурик, Н.С.

Назаренко):
когнитивный компонент (слуховое речевосприятие, механическая и логическая память, вербальное мышление)
коммуникативные и эмоциональные качества, составляющие личностный компонент
языковая и речевая база
Представители третьего подходатрёхкомпонентная структура иноязычных способностей (вслед за С.Л. Рубинштейном – М.Г. Каспарова, А.Т. Алыбина, Т.К. Решетникова,

Слайд 37Иноязычные способности
Ведущий компонент – когнитивный, т.к. овладение учебным предметом реализуется

психическими познавательными процессами, составляющими "ядро" способностей (С.Л. Рубинштейн).
возрастной сензитивности к

усвоению ИЯ. - детский возраст (Б.В. Беляев, Е. Райт, С. Рамзей, А. Фатман и др.)
- пубертатный период (С. Крашен, М.С. Пятковский, Н. Хомский, Х. Синклер и др. )
Иноязычные способностиВедущий компонент – когнитивный, т.к. овладение учебным предметом реализуется психическими познавательными процессами, составляющими

Слайд 38Иноязычные способности студентов
в студенческом периоде
выявлены пики развития сенсорно-перцептивных, мнемических,

психомоторных и речемыслительных психических процессов (Б.Г. Ананьев, Л.Н. Грановская, М.

Н. Дворяшина, Я.И. Петров, Е.П. Степанова и др.) сохраняется определённая чувствительность к формирующим воздействиям /Л.С. Выготский/
вербальное мышление, логическая память, слуховое речевосприятие - ведущие и некомпенсируемые составляющие иноязычных способностей студентов (А.Т. Алыбина, Т.К. Решетникова, И.О. Назаренко)
Иноязычные способности студентовв студенческом периоде выявлены пики развития сенсорно-перцептивных, мнемических, психомоторных и речемыслительных психических процессов (Б.Г. Ананьев,

Слайд 39Иноязычные способности
«Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно

широкой компенсации одних свойств другими» (Б.М. Теплов)
«Нет ни одного сдвига

в психическом развитии под влиянием воспитания или собственной деятельности человека, который бы не был одновременно изменением мозгового субстрата вплоть до клеточного и молекулярного уровня» (Б.Г. Ананьев)
Иноязычные способности«Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими» (Б.М. Теплов)«Нет

Слайд 40Иноязычные способности
Иноязычные способности, функционально облегчая и ускоряя процесс овладения ИЯ,

при прочих равных условиях, вызывают положительное отношение студентов к ИЯ

как к учебной дисциплине и таким образом развитие иноязычных способностей становится источником нормирования адекватной мотивации и волевых качеств, стимулируя их развитие, что, в cвою очередь, интенсифицирует учебную деятельность по овладению ИЯ, в русле которой происходит дальнейшее совершенствование иноязычных способностей (дис. О.П. Кричевер)
Иноязычные способностиИноязычные способности, функционально облегчая и ускоряя процесс овладения ИЯ, при прочих равных условиях, вызывают положительное отношение

Слайд 41Мотивация к изучению ИЯ
Where there is a will there is

a way
Определение понятия:

Совокупность психологических факторов, с помощью которых можно объяснить

поведение человека (Р.С. Немов)

Мотивация к изучению ИЯWhere there is a will there is a wayОпределение понятия:Совокупность психологических факторов, с помощью

Слайд 42Definitions of Motivation
“Motivation – factors that determine a person’s desire

to do something” (Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics)
“Motivation

is some kind of internal drive which pushes someone to do things in order to achieve something” (Jeremy Harmer)

Definitions of Motivation“Motivation – factors that determine a person’s desire to do something” (Dictionary of Language Teaching

Слайд 43Terms connected with ‘motivation’
‘To motivate’ is to affect somebody in

order to make him/her act in a certain way by

awakening in him/her certain motives
‘a need’ is a state of person’s dissatisfaction in something that is necessary for normal life. A person feels the necessity to eliminate this feeling of dissatisfaction. That creates a motive for future actions
‘a motive’ is realization of a need and the necessity of answering it
Terms connected with ‘motivation’‘To motivate’ is to affect somebody in order to make him/her act in a

Слайд 44Classification of motives
cognitive and social motives

external and internal

motives to success achievement and to failure avoidance


Classification of motives cognitive and social motives external and internal motives to success achievement and to failure

Слайд 45Types of extrinsic motivation to language learning
instrumental and integrative

motivation


Types of extrinsic motivation to language learning instrumental and integrative motivation

Слайд 46Motivation
Group specific
attitudes
Learner’s motives
for
language learning
the target language
Affective

factors
Extrinsic and
intrinsic
motivation
Motivational
intensity
Favourable
versus
infavourable
attitudes to
the user of


the target
language

Interest for
foreign languages
2. Anomie
3. Need achievement
4. Ethnocentrism
Authoritarianism
Machiavellianism

Factors providing
intrinsic motivation:
1. Learner’s awareness
of needs and goals
2. Perceived
relevance of
the course
to achieve goals
3. Maintenance
of self-esteem
as a person through
Involvement
in decision making
4. Degree of
freedom to use
preferred
learning strategies
5. Membership
of a supportive
group leading
to increased
empathy and
reduced inhibitions
6. Trouble shooting
procedures

Extrinsic motivation
provided by:
Teacher/counsellor
Learner contracts
Records of work
Self-assessment/
peer-assessment
5. Reality testing
6. Summative assessment

Instrumental
motivation

Integrative
motivation

MotivationGroup specific attitudesLearner’s motives for language learning the target languageAffective factorsExtrinsic and intrinsic motivationMotivationalintensityFavourable versus infavourable attitudes

Слайд 47Factors providing intrinsic motivation
1. Learner’s awareness
of needs and goals
2.

Perceived
relevance of
the course
to achieve goals
3. Maintenance
of

self-esteem
as a person through
involvement
in decision making

4. Degree of
freedom to use
preferred
learning strategies
5. Membership
of a supportive
group leading
to increased
empathy and
reduced inhibitions
6. Trouble shooting
procedures

Factors providing  intrinsic motivation1. Learner’s awareness of needs and goals2. Perceived relevance of the course to

Слайд 48What motivation to learning may depend on? (J. Harmer)
the

society we live in
close people
the teacher
the method


?
What motivation to learning may depend on? (J. Harmer) the society we live in close people the

Слайд 49Sources of low motivation to language learning (Niederhouser)

drawbacks in

assessment procedures
prior negative learning experience
wrong grouping of learners

attitude to the target language and culture in the society
?
Sources of low motivation to language learning (Niederhouser) drawbacks in assessment procedures prior negative learning experience wrong

Слайд 50Motivating tasks (Penny Ur)
stimulate active reaction and involvement of students
possess

an element of puzzle-solving or game-playing

seem of practical relevance
success-oriented

give opportunity to an immediate feedback

Motivating tasks (Penny Ur)stimulate active reaction and involvement of students possess an element of puzzle-solving or game-playingseem

Слайд 53How to initiate and sustain motivation?
goals and goal setting

(desire to achieve goal, long term goals, short term goals)

learning environment (physical appearance of the classroom, atmosphere)
interesting classes (the subject, the activities, choice of materials and actions)
How to initiate and sustain motivation? goals and goal setting (desire to achieve goal, long term goals,

Слайд 54Motivation and stimulating techniques
questionnaire
asking/answering questions and discussions
quiz

problem solving
expanding
interview
Role-play and stimulations…
praising
reproaching
rewarding
punishment


Motivation and stimulating techniques questionnaire asking/answering questions and discussions quiz problem solving expanding interviewRole-play and stimulations… praising

Слайд 55 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУКИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИЯ, ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУКИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИЯ, ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Слайд 56 Дидактические основы методики обучения ИЯ, принципы обучения – план лекции

и ответа на экзамене

Дидактика и лингводидактика
Дидактические принципы обучения ИЯ
Методические принципы

обучения ИЯ
Дидактические основы методики обучения ИЯ, принципы обучения – план лекции и ответа на экзаменеДидактика и

Слайд 57Дидактика и лингводидактика
Дидактика и МОИЯ:
Общее и частное
Общий категориальный аппарат
Единые

методы исследования
Лингводидактика и МОИЯ:
Синонимы
Описание языка для целей обучения и

теория процесса обучения
Дидактика и лингводидактикаДидактика и МОИЯ: Общее и частноеОбщий категориальный аппаратЕдиные методы исследованияЛингводидактика и МОИЯ: СинонимыОписание языка для

Слайд 58 Дидактические принципы обучения ИЯ
воспитание и развитие личности
связь теории с практикой
сознательность

и творческая активность обучающихся
научность и доступность
коллективный характер и учет индивидуальных

особенностей
наглядности
прочности результатов обучения и развитие познавательных интересов обучающихся
положительный эмоциональный фон обучения
посильная трудность
Дидактические принципы обучения ИЯ воспитание и развитие личностисвязь теории с практикойсознательность и творческая активность обучающихсянаучность и

Слайд 59Методические принципы обучения ИЯ

Коммуникативной направленности
Дифференциации и интеграции
Опоры на родной язык

Методические принципы обучения ИЯКоммуникативной направленностиДифференциации и интеграцииОпоры на родной язык

Слайд 60 Методические принципы обучения ИЯ по Д. Брауну
Когнитивные (автоматизмы, сознательное обучение, предвкушение

награды, внутренняя мотивация, стратегический капитал)
Аффективные (языковая личность, уверенность в себе,

отсутствие боязни риска, связь языка и культуры)
Лингвистические (влияние родного языка, промежуточный язык, коммуникативная компетенция)
Методические принципы обучения ИЯ по Д. БраунуКогнитивные (автоматизмы, сознательное обучение, предвкушение награды, внутренняя мотивация, стратегический капитал)Аффективные

Слайд 61NOW THINK IT ALL OVER PLEASE

NOW THINK IT ALL OVER PLEASE

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика