Разделы презентаций


МЕТОДИКА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ И

Содержание

История вопроса Методики оценки нервно-психического развития в младенческом возрасте:Гезелл А. (1930), Gesell A., Amatruda C.S. (1941)Cattell P. (1947)Frankenburg W.K., Dodds J.B. (1967)Bayley N. (1969)Braselton T.B. (1973)Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. (1981)Пантюхина Г.В.,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МЕТОДИКА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ И ПРИНЦИПЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ

КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
М.Л. Дунайкин, И.Л. Брин
ФГБНУ «Научный центр здоровья детей»


Москва, 22 сентября 2015 г.

МЕТОДИКА  НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ И  ПРИНЦИПЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫМ.Л. Дунайкин, И.Л. Брин

Слайд 2История вопроса
Методики оценки нервно-психического развития в младенческом возрасте:
Гезелл А.

(1930), Gesell A., Amatruda C.S. (1941)
Cattell P. (1947)
Frankenburg W.K., Dodds

J.B. (1967)
Bayley N. (1969)
Braselton T.B. (1973)
Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. (1981)
Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. (1983)
Hellbrugge T.et al. (1985)
Баженова О.В. (1986)
Козловская Г.В., Горюнова А.В., Шикунова Н.В., Катковская Т.Г. (1997)
Цель методик – выяснить соответствие нормативным требованиям и степень нарушений нервно-психического развития ребенка

История вопроса 	Методики оценки нервно-психического развития в младенческом возрасте:Гезелл А. (1930), Gesell A., Amatruda C.S. (1941)Cattell P.

Слайд 3Значение изучения нейропсихологической структуры нарушений в младенчестве
Научный аспект:
исследование механизмов

церебрального обеспечения формирующейся психики и вариантов психического дизонтогенеза.
Клинико-психологический аспект:
определение

клинической картины нейропсихологических синдромов в зависимости от латерализации и уровня поражения мозга,
их возрастной динамики,
факторов компенсации и усугубления расстройств.
Психолого-педагогический (коррекционный) аспект:
разработка принципов дифференцированной коррекционной работы с учетом варианта нейропсихологических синдромов.
Значение изучения  нейропсихологической структуры нарушений в младенчествеНаучный аспект: 	исследование механизмов церебрального обеспечения формирующейся психики и вариантов

Слайд 4Материал исследования
204 ребенка (133 мальчика и 71 девочка)
в возрасте от

1 до 12 месяцев
с негрубым перинатальным поражением нервной системы

с исходами в клиническое выздоровление или минимальные мозговые дисфункции.

По клинико-неврологическим признакам определены группы детей с преимущественной дисфункцией одного из полушарий мозга:
правого (100 детей) и левого (104 ребенка).

Исследование проводилось на базе 18 ДПНБ г. Москвы (1990-2013 г.г.).
Материал исследования204 ребенка (133 мальчика и 71 девочка)	в возрасте от 1 до 12 месяцев 	с негрубым перинатальным

Слайд 5Методы исследования
Клинико-психологический:
Методика О.В. Баженовой (1986) для изучения состояния сфер

психического реагирования по качественно-количественной оценке развития двигательных, сенсорных, эмоциональных, голосовых

реакций, действий с предметами и способов взаимодействия со взрослым в контрольных возрастах (2; 3,5; 4,5; 6; 8; 10; 12 месяцев).
Из этой методики выделены пробы, выполнение которых различается у детей с преимущественной дисфункцией правого и левого полушарий мозга.

По особенностям реакций и нарушений дана качественная оценка состояния сфер психического реагирования в группах пациентов, описана клиника и возрастная динамика нейропсихологических синдромов, выделены их психофизиологические основания (М.Л. Дунайкин, 2003).

Методика Л.Т. Журбы-Е.М. Мастюковой (1981) с целью количественного определения степени тяжести нарушений развития и отбора детей в исследование.
Методы исследованияКлинико-психологический: Методика О.В. Баженовой (1986) для изучения состояния сфер психического реагирования по качественно-количественной оценке развития двигательных,

Слайд 6Методы исследования
Клинико-неврологический с целью верификации латерализации и уровня мозговых нарушений


(подкорково-диэнцефальный или стволово-каудальный)
по оценке тонусно-рефлекторных асимметрий позы и движений

(активных и пассивных), глазодвигательных, мимических и оральных рефлексов, сенсорных и вегетативных реакций.

Сравнительный анализ групп детей по критериям зрелости к моменту рождения, полу, влиянию условий развития.

Статистический: обработка данных проведена при помощи пакета статистических программ SPSS v 10.0.5 for Windows.
Методы исследованияКлинико-неврологический с целью верификации латерализации и уровня мозговых нарушений (подкорково-диэнцефальный или стволово-каудальный) по оценке тонусно-рефлекторных асимметрий

Слайд 7Методика нейропсихологической диагностики нарушений развития в младенчестве
Клинические проявления особенностей сфер

психического реагирования и адаптивных реакций у детей первого года жизни

с преимущественной дисфункцией одного из мозговых полушарий позволяют диагностировать вариант латерального нейропсихологического синдрома.
В случае сочетанных расстройств, отчетливом влиянии глубинных структур мозга на картину их проявлений диагностика может быть дополнена анализом проб из методики О.В. Баженовой по частоте симптомов, характерных для варианта нарушений.
Методика нейропсихологической диагностики нарушений развития в младенчествеКлинические проявления особенностей сфер психического реагирования и адаптивных реакций у детей

Слайд 8Двигательная сфера

Двигательная сфера

Слайд 9Сенсорная сфера

Сенсорная сфера

Слайд 10Эмоциональная сфера

Эмоциональная сфера

Слайд 11Эмоциональная сфера

Эмоциональная сфера

Слайд 12Голосовая активность

Голосовая активность

Слайд 13Голосовая активность

Голосовая активность

Слайд 14Действия с предметами

Действия с предметами

Слайд 15Взаимодействие со взрослым

Взаимодействие со взрослым

Слайд 16Адаптивное поведение и вегетативные проявления

Адаптивное поведение и вегетативные проявления

Слайд 17Адаптивное поведение и вегетативные проявления

Адаптивное поведение и вегетативные проявления

Слайд 18Частота нарушений выполнения экспериментальных заданий из методики О.В. Баженовой (1986)

у младенцев с латеральными нейропсихологическими синдромами в первом и втором

полугодиях жизни

В большинстве случаев (> 50%)

Часто (25 – 50%)

Редко (10 – 24%)

В единичных случаях (< 10%)
или не нарушено

преимущественно при «заинтересованности»
* каудальных отделов ствола мозга
** лимбико-диэнцефальных отделов мозга

Частота нарушений выполнения экспериментальных заданий  из методики О.В. Баженовой (1986) у младенцев  с латеральными нейропсихологическими

Слайд 25Принципы психолого-педагогической коррекционной работы у младенцев с латеральными нейропсихологическими синдромами

Принципы  психолого-педагогической коррекционной работы у младенцев  с латеральными  нейропсихологическими синдромами

Слайд 26Основа нейропсихологического синдрома – сочетание нарушений процессов общей нейродинамики, эмоционального

реагирования и ведущей деятельности
При правополушарной мозговой дисфункции ослаблены реактивность

и эмоционально-непосредственные формы взаимодействия на фоне опережающего развития сложных, опосредствованных способов общения и интереса к предметным действиям.

При левополушарной мозговой дисфункции повышена реактивность на стимуляцию с генерализацией активационных и слабостью регуляторных процессов,
задержкой формирования сложных способов общения и предметных действий
на фоне хорошего развития
эмоционально-непосредственного взаимодействия.

Основа нейропсихологического синдрома –  сочетание нарушений процессов  общей нейродинамики, эмоционального реагирования и ведущей деятельности При

Слайд 27Психофизиологические основания
нейропсихологических синдромов младенческого возраста
ослаблена





ослаблено



усилена








задержка
формирования
левополушарный
синдром
правополушарный
синдром
РЕАКТИВНОСТЬ
(общая

нейродинамика)
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


эмоционально-непосредственное
общение

предметные действия и
сложные опосредствованные
способы взаимодействия

Психофизиологические основания нейропсихологических синдромов младенческого возрастаослабленаослаблено усиленазадержка формированиялевополушарныйсиндромправополушарный синдромРЕАКТИВНОСТЬ (общая нейродинамика)ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬэмоционально-непосредственноеобщениепредметные действия и сложные опосредствованныеспособы взаимодействия

Слайд 28дисфункция лимбико-диэнцефальных отделов проявляется слабостью процессов общей активации и замедленностью

реагирования, что отрицательно сказывается на деятельности правого полушария;

дисфункция каудальных

отделов ствола мозга сопровождается усилением реактивности и повышенной отвлекаемостью, препятствующими формированию регуляторных процессов и развитию левого полушария.

Структурная организация мозговых дисфункций обусловливает вариант психического дизонтогенеза: при правополушарных нарушениях формируются черты дисгармонического развития, при левополушарных - симптомы задержанного развития.

Стволово-подкорковые образования мозга, специфика полушарных расстройств и варианты психического дизонтогенеза

дисфункция лимбико-диэнцефальных отделов проявляется слабостью процессов общей активации и замедленностью реагирования, что отрицательно сказывается на деятельности правого

Слайд 29Механизм формирования правополушарного синдрома
Ослабление реактивности
трудности взаимодействия с меняющимися,
живыми объектами
избегание


меняющихся объектов и эмоционально-непосредственного общения
облегчение
последовательного анализа
и серийных действий
Недоразвитие

эмоциональной сферы и
преждевременное формирование
предметных действий

ДИСГАРМОНИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ

Механизм формирования правополушарного синдромаОслабление реактивноститрудности взаимодействия с меняющимися, живыми объектамиизбегание меняющихся объектов и эмоционально-непосредственного общения облегчениепоследовательного анализаи

Слайд 30Механизм формирования левополушарного синдрома
Усиление реактивности
нарастание возбуждения в процессе деятельности
избегание длительных

манипуляций
удлинение периода
эмоционально-непосредственного общения
Доминирование эмоционально-непосредственных форм взаимодействия,
задержка

развития предметных действий
и сложных способов общения

ЗАДЕРЖАННОЕ
РАЗВИТИЕ

повышенная отвлекаемость

Механизм формирования левополушарного синдромаУсиление реактивностинарастание возбуждения в процессе деятельностиизбегание длительных манипуляций удлинение периода эмоционально-непосредственного общения Доминирование эмоционально-непосредственных

Слайд 31Коррекционно-развивающая работа
с детьми первого года жизни
с перинатальным поражением

нервной системы должна учитывать ведущий нейропсихологический синдром:
при правополушарном синдроме

показана стимуляция общей активности и эмоционально-непосредственных способов взаимодействия,
при левополушарном синдроме необходимо развивать устойчивость внимания и формировать сложные способы общения и предметных действий.

Коррекционно-развивающая работа с детьми первого года жизни с перинатальным поражением нервной системы должна учитывать ведущий нейропсихологический синдром:

Слайд 32Младенцам с правополушарным нейропсихологическим синдромом показана стимуляция общей активности и

эмоционально-непосредственных способов взаимодействия с увеличением продолжительности и разнообразия форм общения,

расширением круга впечатлений.
Необходимо участие взрослого в предметных действиях ребенка, сопровождение совместных с младенцем действий эмоционально выразительным оформлением.
Особое внимание следует уделять развитию зрительного восприятия младенцем эмоционально-мимических паттернов, сопровождающих взаимодействие.
Из-за высокой способности к обхождению трудностей и устойчивости нарушений важна своевременность в преодолении частных операциональных проблем (двигательных, артикуляционных и других затруднений).
Формы работы с ребенком должны учитывать склонность этих детей к стойкой фиксации отрицательных впечатлений, важны постепенность и дозированность стимуляций.
Младенцам с правополушарным нейропсихологическим синдромом показана стимуляция общей активности и эмоционально-непосредственных способов взаимодействия с увеличением продолжительности и

Слайд 33Младенцам с левополушарным нейропсихологическим синдромом для снижения отвлекаемости и развития

устойчивости внимания необходимо создание условий с ограничением избытка впечатлений.
Формирование

интереса к предметным действиям и сложным способам взаимодействия требует длительной специальной работы с постепенным их включением в эмоционально-непосредственное общение.


Условия воспитания младенца, а именно обилие или ограничение сенсорных стимуляций и эмоциональных контактов, играют роль в проявлении полушарных нарушений: особенности детей с левополушарной мозговой дисфункцией усиливаются при избытке впечатлений (в частности, во время пребывания в стационаре), а с правополушарными нарушениями - при их ограничении и стабильности (например, в домашних).


В использовании методов реабилитации и назначении медикаментозной терапии необходимо учитывать специфику реагирования и адаптивных реакций при разных вариантах нейропсихологических синдромов у младенцев с перинатальными поражениями нервной системы.
Младенцам с левополушарным нейропсихологическим синдромом для снижения отвлекаемости и развития устойчивости внимания необходимо создание условий с ограничением

Слайд 34Библиография
Баженова О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни.- М.:

МГУ, 1986.- 92 с.
Брин И.Л., Дунайкин М.Л./ Латеральные нейропсихологические синдромы

у детей и подростков: принципы режима приема и дозирования препаратов карнитина// Педиатрия 2014 (93); 2: 68-74.
Дунайкин М.Л. Нейропсихологический анализ нарушений психического развития детей первого года жизни с перинатальным поражением мозга. Автореферат диссертации … канд. психол. наук. – Москва, 2003. –27 с.
Дунайкин М.Л./ Нейропсихологические синдромы в младенчестве// Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2008; 108;1: 12-17.
Дунайкин М.Л./ Нейропсихологический анализ нарушений развития младенцев с перинатальным поражением мозга// Дефектология. – 2008; 2: 52-59.
Дунайкин М.Л., Брин И.Л./ Методические подходы к оценке нервно-психического развития детей первого года жизни// Дефектология. – 2002; 3: 78-83.
Дунайкин М.Л., Брин И.Л./ Методика нейропсихологической диагностики у детей первого года жизни// Дефектология 2014; 2: 52-59.
Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - М.: Медицина, 1981. - 272 с.
Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни.- М., 1983.- 85 с.



БиблиографияБаженова О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни.- М.: МГУ, 1986.- 92 с.Брин И.Л., Дунайкин М.Л./

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика