Слайд 1 Методика обучения учащихся решению задач по физике
Слайд 2 А. Обучение решению вычислительных задач с помощью графов.
Граф
– система объектов произвольной природы (вершин) и связок (ребер), соединяющих
некоторые пары этих объектов. Графы помогают
регистрировать ход рассуждений,
составить план ее арифметического решения или систему уравнений при алгебраическом способе решения. Рассуждения идут с «конца» - с вопроса задачи. В определенной схематической форме фиксируются связи между физическими величинами. При этом важно выявить и учесть все зависимости.
Слайд 3Пример
Найти внутреннее сопротивление и ЭДС источника тока,
если при силе
тока 30А мощность во внешней цепи равна 180 Вт,
а
при силе тока 10 А эта мощность равна 100 Вт.
Слайд 5 Б. Обучение учащихся решению задач с помощью алгоритмов.
Алгоритмическое
предписание задает на основе системы правил последовательность операций,
точное выполнение которых позволяет решать задачи определенного класса.
Слайд 6 Применение алгоритмов
это не механический процесс, не требующий мышления;
это выполнение
алгоритмических предписаний, указывающих что делать, а не как;
это подготовка к
решению более сложных и уже творческих задач;
это обучение всех;
это межпредметные связи;
это повышение самооценки обучающихся, особенно затрудняющихся в освоении трудного для них предмета как физика.
Слайд 7Алгоритм решения кинематической задачи
1. Внимательно прочесть и уяснить условие
задачи.
2. Выбор системы отсчета.
3. Схематическое представление процесса на рисунке:
4. Записать
условие с учетом выбора системы отсчета и системы единиц.
5. Записать основные уравнения равнопеременного движения сначала в векторном виде, затем в скалярном.
6. Дать решение в общем виде.
7. Проверить наименования.
8. Провести вычисления, соблюдая правила приближенных вычислений.
9. Представить графическую зависимость характеристик.
10. Проанализировать полученный результат. Оценить правдоподобность результата.
Слайд 8Пример
Ножной тормоз грузового автомобиля считается исправным, если при торможении автомобиля,
движущегося со скоростью 30 км/час по сухой ровной дороге, тормозной
путь не превышает 12,5 м. Найти соответствующее этой норме тормозное ускорение.
Слайд 9 В. Обучение учащихся решению задач поэлементно.
В процессе обучения
решению задач на усвоение одной закономерности можно выделить один общий
метод решения для большого количества задач. По каждому элементу (шагу) проходят сразу все задачи. Учащимся дается решить сразу 5-10 задач.
Слайд 10Задачи на закон сохранения импульса
Какие тела взаимодействуют?
Составляют ли взаимодействующие тела
замкнутую систему?
Записать импульсы движения до взаимодействия и после.
- Записать
закон сохранения импульса.
- Найти общую формулу для вычисления искомой величины.
- Проверить решения по размерностям.
- Вычислить значения искомых величин.
- Проверить на достоверность результата.
Слайд 11Задача 1
Из ружья массой =5 кг вылетает пуля массой =5*
кг., со скоростью =600м/сек. Найти скорость отдачи ружья .
Слайд 12Задача 2
Человек весом =60 кг, бегущий со скоростью =8 км/ч,
догоняет тележку весом =80 кг, движущуюся со скоростью 2,9 км/ч
и вскакивает на нее.
С какой скоростью станет двигаться тележка?
С какой скоростью станет двигаться тележка, если человек бежал ей навстречу?
Слайд 13Задача 3
Граната, летящая со скоростью 10 м/сек, разорвалась на два
осколка. Больший осколок, вес которого составлял 60% веса всей гранаты,
продолжал двигаться в прежнем направлении, но с увеличенной скоростью, равной 25 м/с. Найти скорость меньшего осколка.
Слайд 14 Г. Обучение обобщенному методу решения физических задач
1. Анализ
условия.
2. Составление плана.
3. Реализация решения.
4. Анализ решения.
Слайд 15Анализ условия
- выявляется объект, состояние которого рассматривается;
- устанавливаются характеристики начальных
состояний;
- выявляются воздействия и их результат;
- определяются условия, при которых
производится воздействие на объект;
- устанавливаются характеристики конечного состояния.
Слайд 16Составление плана решения
- сравнение характеристик начальных и конечных состояний и
выявление, в чем состоит изменение его состояния;
- выявление причины изменения
состояния;
- выражение причинно- следственной связи между изменением состояния и объекта и воздействием при данных условиях в виде уравнения;
- выражение каждого члена уравнения через физические величины, характеризующие состояния объекта и условия воздействия;
- выявление искомой физической величины;
- выражение ее через другие известные величины;
- проверка наименований.
Слайд 17Реализация решения
- перевести размерности в СИ;
- произвести вычисления.
Слайд 18Анализ решения
- проверка проводится аналогично другими способами.
Слайд 19Способы организации деятельности обучаемых при решении задач
Мотивационный.
Составление схемы ориентировочной основы
действий.
Материальный или материализованный этап.
Внешне – речевой, письменный этап.
Внешняя речь про
себя.
Внутренняя речь, умственный этап.
Этап контроля.
Слайд 20Обобщенный метод сводится к действиям
Типовая задача → система знаний
→ выделяются виды деятельности, адекватные знаниям → результат деятельности →
рефлексия.
Слайд 21Самостоятельно написать алгоритм организации обучения обобщенным методом
Электрон влетает в
плоский горизонтальный конденсатор параллельно его пластинкам со скоростью = м/с.
Напряженность поля в конденсаторе Е=100 В/см, длина конденсатора L=5 см. Найти величину и направление скорости электрона при вылете его из конденсатора.
Слайд 22Продумайте
В чем Вы видите секрет успеха таких учителей, как:
Михаил
Андреевич Алексеев – народный учитель СССР;
Виктор Федорович Шаталов –
учитель физики ?
(Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М., Педагогика, 1979.
Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. – М., Педагогика, 1980.
Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М., Педагогика, 1987.)