Слайд 1Методика организации исследовательской
деятельности
обучающихся
Слайд 2Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность - форма организации работы, которая связана
с решением исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.
Научно-исследовательская деятельность –
это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главная цель - образовательный результат, развитие у обучающихся исследовательского типа мышления. Развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке.
Слайд 3Положительные эффекты исследовательской деятельности:
умение решать проблемы
повышение мотивации в изучаемой дисциплине
получение
навыков самостоятельного приобретения знания и планирования своей деятельности
умение работать с
информацией, представленной в различном виде (таблицы, графики и др. )
овладение информационными технологиями и их использование при решении задач
развитие эстетической составляющей: культура оформления работы
Слайд 4Логика исследования
1-й этап
Определение проблемы – что надо изучать?
Тема – как
это назвать?
2-й этап
Обоснование актуальности - почему эту проблему нужно
изучать?
Выдвижение гипотезы - что не очевидно в объекте?
Постановка цели и конкретных задач исследования - какой результат предполагается получить и что нужно сделать?
Определение объекта и предмета исследования
Выбор методов проведения исследования
Слайд 5Логика исследования
3-й этап
Построение плана исследования
Подбор и изучение материалов по
теме
Описание процесса исследования
Проверка гипотезы в ходе исследования
Формулирование выводов и оценка
полученных результатов - краткие ответы на поставленные задачи
4-й этап
Оформление результатов исследования
Определение практической сферы применения найденного решения.
Слайд 6Проблема и актуальность
Исследовательская работа направлена на решение определенной проблемы -
необходимости, потребности в чем-то
Поиск проблемы– это определение комплекса вопросов, решение
которых представляет интерес для исследователя
Обосновать актуальность – объяснить необходимость изучения данной темы
Актуальность складывается из научной новизны и практической значимости работы.
Слайд 7Формулировка проблемных вопросов:
Каковы преимущества…………..?
Каковы опасности………….……...?
Каково влияние…………?
Что случится, если……..?
Возможно ли………….....?
Слайд 8Формулировка актуальности проблемы
В настоящее время особую актуальность приобретает...
Большим препятствием является...
поэтому...
При составлении... сталкиваемся с рядом трудностей, поэтому...
Одной из основных
проблем является...
Особое место занимает...
Все больше внимание уделяется...
Слайд 9Гипотеза
Гипотеза - предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство
Гипотеза должна:
быть
проверяемой
содержать предположение (“если..., то...”, “при условии что...”)
быть логически непротиворечивой
соответствовать
фактам
Слайд 10Цель
Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь
исследователь при завершении своей работы.
Направленность целей исследовательской работы:
определение характеристик
явлений, не изученных ранее
выявление взаимосвязи неких явлений
анализ развития явлений
описание нового явления
обобщение и выявление общих закономерностей
создание классификаций
Слайд 11Требование к постановке цели:
Чёткая формулировка
Достижимость
Проверяемость
Конкретность
Слайд 12Некорректные формулировки цели
Рассмотреть…
Углубить знания по теме…
Познакомиться с …
Изучить….
Слайд 13Как сформулировать цель?
Цель – это то, чего вы хотите достичь
в результате, она отражает тему, но не повторяет её.
Цель
всегда должна быть одна
Цель помогает ответить на вопросы: «Зачем мы хотим выполнить проект? » «Что хочет получить исследователь в результате своей работы?».
выяснить, определить, проанализировать, разработать, установить, проверить, обобщить сведения, описать, охарактеризовать, составить, доказать, обосновать, уточнить.
Слайд 14Примеры целей
«Установить исторические предпосылки названия улиц нашего села…»
«Определить причины формирования
ложбин ручьевого стока…»
«Проанализировать особенности использования диалектной лексики…»
«Провести параллели между историческими
событиями страны и творчеством моего прадедушки…»
Слайд 15Задачи работы
Задача исследования – это выбор путей и средств
для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.
Заголовки глав рождаются
именно из формулировок задач
Слайд 16Задачи
охарактеризовать своеобразие (специфику) использования…
выявить особенности употребления…
описать состояние изучения проблемы…
сопоставить разные
точки зрения на…проверить, провести анализ, охарактеризовать
обосновать точку зрения
(концепцию, теорию, идею)…
раскрыть (обобщить, расширить, уточнить) сущность понятия
Слайд 17Примеры глаголов для задач
восстановить
выявить
изучить
каталогизировать
классифицировать
определить
отсортировать
подготовить
проиллюстрировать
проследить
разработать
систематизировать
проанализировать
проверить
разработать рекомендации
Слайд 18Объект и предмет исследования
Объект исследования – это процесс или
явление, избранное для изучения.
Отвечает на вопросы: «Что будем исследовать»,
«Что рассматривается?»
Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск: отдельные стороны, свойства объекта.
Предмет исследования более узкое понятие, чем объект. Он является его частью, элементом. Именно предмет исследования определяет тему работы.
Отвечает на вопросы: «Когда?», «В связи с чем?», «В каких условиях?»
Слайд 19Основные методы исследования
Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской
работы.
Изучение литературы и источников - сбор информации по теме исследования
из книг, журналов, архивов, сети Интернет.
Беседа - проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения, но в свободной форме.
При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности.
Анкетирование (на бумажном носителе или онлайн) Готовясь к опросу, четко сформулируйте вопросы, на которые хотите получить ответы, и определите, кому будете их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм.
Слайд 20Методы
Наблюдение - целенаправленный познавательный процесс, опирающийся на восприятие какого-либо явления,
в процессе которого исследователь получает информацию. План: когда, где, сколько
по времени и за чем именно будете наблюдать
Эксперимент - создание специально созданных условий наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. Описываются условия, и ход эксперимента. Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм.
Сравнение - позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности.
Слайд 21Стиль написания работы
В научных работах принят безличный стиль. Например:
"Можно
заметить, что. . . "
"Таким образом, следует сделать вывод…»
"По
нашему мнению, этот процесс можно оценить как"
В научной работе слово «я», лучше заменить на «мы …»
Слайд 23Заключение
Подводятся итоги по всей работе, суммируются выводы, содержащие ясные
ответы на поставленные в цели исследования вопросы
Делаются собственные обобщения
Отмечается
то новое, что получено в результате работы над данной темой
Намечены дальнейшие перспективы работы и даны практические рекомендации
Слайд 24Требования к оформлению исследовательской работы
шрифт – Times New Roman, кегль
–14, межстрочный интервал – 1,5, все поля – 2 см;
Объем– от 5 до 10 страниц, объем приложений – не более 10 страниц. Титульный лист в объем не входит;
Страницы в исследовании считают с титульного листа, нумеруют со второго;
Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы;
Слайд 25Структура исследовательской работы
Титульный лист
Оглавление
Введение (проблематика; цель, задачи, актуальность; обзор
литературы, место и сроки проведения, методы)
Основная часть - результаты исследования
Заключение
Список
источников и литературы
Приложения
Слайд 26Оформление ссылок, цитат, сносок
Сноски бывают внутритекстовые, подстрочные и затекстовые.
Внутритекстовые сноски являются неразрывной частью основного текста. Например, «В известной
книге…» .
Подстрочные сноски располагают под чертой внизу страницы с указанием номера сноски или какого-либо значка
Затекстовые сноски вынесены за текст всего реферата либо его части, в этом случае их следует применять сквозную (через всю работу) нумерацию. Допускается сокращенный вариант сноски, например: [7, с. 15].
Слайд 27Оформление списка литературы
Вся литература располагается по алфавиту фамилий авторов и
заглавий изданий.
Источники (законодательные материалы, мемуары, дневники, переписка):
- опубликованные ( для
широкого распространения, большое число экземпляров)
- неопубликованные (для узкого круга, существуют в единственном экземпляре)
Литература: монографии, сборники, учебно-методическая литература, статьи из периодических изданий)
Ресурсы Интернет: сайты, порталы.
Слайд 28Книга :
Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для
системы образования. – М.: Интеллектцентр, 2001. – 296 с.
Статья из
газеты и журнала:
Михайлов Г. С. Психология принятия решений // Журнал прикладной психологии. – 2001. – №5. – С. 2–19.
Слайд 29Ссылки на интернет источники
1) Название материала и автор (если указан)
2)
Должен быть указан сетевой адрес (URL)
3) Дата обращения
Слайд 30Приложение
В приложение входят: рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии
Приложения размещаются после
списка литературы
Каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь
заголовок в правом верхнем углу
Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них
Картографический материал должен иметь условные обозначения, масштаб
Слайд 31Защита работы
Доклады не читаются, а рассказывают по заранее подготовленному плану
выступления (тезисы)
Выбираются основные факты и цифры, рассказывающие суть выполненной
работы
Диаграммы, графики, схемы, таблицы должны быть легко читаемыми и понятными без дополнительных объяснений: подписаны и имеют расшифровку условных обозначений.
При демонстрации следует использовать указку, авторучку, но не палец и повернуться к слушателям лицом, а не спиной.
Слайд 32Защита работы
Время защиты работы не более 7 минут
Доклад должен отвечать
на вопросы:
В чем актуальность работы?
Зачем проводилось исследование? (Цель и задачи
исследования)
Где и когда проводились исследования?
Какие методы сбора материала использовались и почему?
В каких условиях проводился сбор материала?
Какие выводы сделаны?