Разделы презентаций


Методика работы над культурой речи

Содержание

По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело, мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. Д.С.Лихачёв

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методика работы над культурой речи
Выполнила:
Студентка группы НО-11
Трегубенко Светлана

Методика работы над культурой речиВыполнила:Студентка группы НО-11Трегубенко Светлана

Слайд 2По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем

судить о том, с кем имеем дело, мы можем определить

степень интеллигентности человека,
степень его психологической уравновешенности.
Д.С.Лихачёв

По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело,

Слайд 3


Слова бывают разные:
хорошие, простые.
Слова бывают праздные,
ненужные, пустые.

А.Барто

Слова бывают разные:хорошие, простые.Слова бывают праздные,ненужные, пустые.

Слайд 4
Язык – это система знаков, код.
Речь – это  индивидуальное психофизическое явление,

это активное использование кода языка в соответствии с мыслью говорящего.


Единство языка и речи реализуется в речевой деятельности через языковую и речевую активность индивида.
Язык – это система знаков, код.Речь – это  индивидуальное психофизическое явление, это активное использование кода языка в соответствии

Слайд 5Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи ,т.е. умение

пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием,

правильно и выразительно.
Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи ,т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в

Слайд 6Что же такое культура речи?

Соблюдение

норм устного и письменного литературного языка


Умение использовать выразительные
средства

языка
Что же такое       культура речи?Соблюдение норм устного и письменного литературного языка

Слайд 7В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю

жизнь надобно учиться своему природному.

Вольтер

В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному.

Слайд 8Русский литературный язык – это высшая форма языка, обладающая целой

системой языковых норм. Их соблюдение обязательно для каждого говорящего по-русски.

Русский литературный язык – это высшая форма языка, обладающая целой системой языковых норм. Их соблюдение обязательно для

Слайд 9Языковые нормы:
Орфоэпические

2. Лексические

3. Грамматические (морфологические и синтаксические)

4. Орфографические и пунктуационные


Языковые нормы:Орфоэпические2. Лексические3. Грамматические (морфологические и синтаксические)4. Орфографические и пунктуационные

Слайд 10Обращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно,

неверно.

Л.Н.Толстой
Обращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

Слайд 12 Задачи учителя в развитии культуры речи учащихся:
а) обеспечить хорошую

речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг,

слушание радио и пр.

б) обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся.

Задачи учителя в развитии культуры речи учащихся:  а) обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для

Слайд 13Задачи учителя в развитии культуры речи учащихся:

в) обеспечить правильное

усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических

связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи
Задачи учителя в развитии культуры речи учащихся:  в) обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических

Слайд 14Задачи учителя в развитии культуры речи учащихся:
г) вести постоянную специальную

работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и

уровень связной речи, текста), связывая ее с уровнем грамматики, чтения, с изучаемым на них материалом

д) создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи

Задачи учителя в развитии культуры речи учащихся: г) вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный,

Слайд 15Речевые ошибки
Ошибка – это нарушение требований правильности речи, нарушение норм

литературного языка…

Недочет – это нарушение требований правильности речи, нарушение

рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи, т. е. богатой, точной и выразительной».

Т. А. Ладыженской





Речевые ошибкиОшибка – это нарушение требований правильности речи, нарушение норм литературного языка… Недочет – это нарушение требований

Слайд 16Речевые ошибки

лексико-стилистические



морфолого-стилистические



синтаксисо-стилистические.

Речевые ошибкилексико-стилистическиеморфолого-стилистические синтаксисо-стилистические.

Слайд 17Лексико-стилистические.
Повторение одних и тех же слов

Употребление слова в неточном или

несвойственном ему значении в результате непонимания его

Употребление просторечных и диалектных

слов и словосочетаний


Лексико-стилистические.Повторение одних и тех же словУпотребление слова в неточном или несвойственном ему значении в результате непонимания егоУпотребление

Слайд 18Морфолого –стилистические.
Образование просторечных или диалектных форм слов общелитературного языка.

2. В

начальных классах встречается детское словотворчество. Как правило, дети создают собственные

слова в соответствии со словообразовательной системой современного русского языка.

3. Пропуск морфем, чаще суффиксов.

Морфолого –стилистические. Образование просторечных или диалектных форм слов общелитературного языка.2. В начальных классах встречается детское словотворчество. Как

Слайд 19Синтаксисо-стилистические
Местоименное усвоение подлежащего

2. Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к

искажению или затемнению смысла

3. Неумение находить границы предложений. Встречается в

двух вариантах

4. Нарушение норм согласования и управления – нарушение управления, чаще всего предложного

Синтаксисо-стилистические Местоименное усвоение подлежащего2. Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению или затемнению смысла3. Неумение находить

Слайд 20Композиционные и логические ошибки
К числу логических ошибок относятся пропуск необходимых

слов, а иногда важных фактов, целых эпизодов.

2. Типичная композиционная ошибка

– несоответствие текста сочинения или изложения плану, то есть нарушение в последовательности событий.

3. От речевых и логических ошибок следует отличать искажения фактического материала.

Композиционные и логические ошибки К числу логических ошибок относятся пропуск необходимых слов, а иногда важных фактов, целых

Слайд 21 Пути исправления и предупреждения речевых ошибок.
Зная основные типы ошибок, умея

определять их основные причины, учитель может разработать методику их исправления

и предупреждения. Она складывается из следующих элементов:

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок.Зная основные типы ошибок, умея определять

Слайд 22исправление речевых ошибок в тетрадях учащихся;

классная работа над ошибками общими,

самыми типичными, на тематических 20-30-минутных фрагментах уроков после анализа проверенных

сочинений и изложений (цель такой работы – подготовка школьников к самостоятельному обнаружению ошибок определенного типа);

- индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными ошибками;
исправление речевых ошибок в тетрадях учащихся;классная работа над ошибками общими, самыми типичными, на тематических 20-30-минутных фрагментах уроков

Слайд 23система стилистических упражнений, языкового анализа текстов на уроках чтения и

грамматики;

языковые упражнения перед каждым сочинением или изложением с целью подготовки

школьников к использованию лексики предстоящего текста, его фразеологии, некоторых синтаксических конструкций;

стилистические замечания при изучении тем из курса грамматики;

- специальное обучение школьников самостоятельному редактированию собственного сочинения или изложения.
система стилистических упражнений, языкового анализа текстов на уроках чтения и грамматики;языковые упражнения перед каждым сочинением или изложением

Слайд 24Орфоэпия-
это исторически сложившиеся нормы русского литературного произношения отдельных звуков и

звукосочетаний в потоке устной речи.

Орфоэпия-это исторически сложившиеся нормы русского литературного произношения отдельных звуков и звукосочетаний в потоке устной речи.

Слайд 25Работа над культурой устной речи предполагает прежде всего проведение специальных

упражнений
обучение выразительному чтению

2. ознакомление с фонетическими закономерностями русского

языка как средством художественной выразительности речи
Работа над культурой устной речи предполагает прежде всего проведение специальных упражненийобучение выразительному чтению 2. ознакомление с фонетическими

Слайд 26Необходимо учить школьников правильному интонированию, использованию в речи пауз и

логического ударения, обращая внимание на то, что изменение интонации приводит

к изменению смысла предложения.



Необходимо учить школьников правильному интонированию, использованию в речи пауз и логического ударения, обращая внимание на то, что

Слайд 27Основными приемами обучения выразительному чтению являются:
1. показ образца чтения

преподавателем или мастером художественного слова записи;
2. хоровое или индивидуальное

чтение учащимися с последующим анализом;
3. чтение по ролям с предшествующим анализом содержания читаемого;
4. запись и прослушивание лучших сочинений или выступлений учащихся.
Основными приемами обучения выразительному чтению являются: 1. показ образца чтения преподавателем или мастером художественного слова записи; 2.

Слайд 28Использование всех этих приемов повышает интерес школьников к выразительному чтению,

а следовательно и к урокам русского языка, тем самым повышая

уровень культурной речи.
Использование всех этих приемов повышает интерес школьников к выразительному чтению, а следовательно и к урокам русского языка,

Слайд 29Направления по предупреждению речевых ошибок:
Работа над синонимами, антонимами, многозначными словами.

2.

Работа над пословицами

3. Работа по активизации словаря

4.Работа над словосочетанием

5.Работа над

предложением.

Направления по предупреждению речевых ошибок: Работа над синонимами, антонимами, многозначными словами.2. Работа над пословицами3. Работа по активизации

Слайд 30Только развитие всех сторон речи, в том числе и культуры

речи у младших школьников подготовит их к дальнейшему совершенствованию связной

речи как в плане отбора языковых средств, так и логики выстраивания связного высказывания.
 

Только развитие всех сторон речи, в том числе и культуры речи у младших школьников подготовит их к

Слайд 31Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие

чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием

– самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.
В.В.Виноградов
Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами,

Слайд 32Спасибо
за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика