Слайд 1Методика работы над культурой речи
Выполнила:
Студентка группы НО-11
Трегубенко Светлана
Слайд 2По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем
судить о том, с кем имеем дело, мы можем определить
степень интеллигентности человека,
степень его психологической уравновешенности.
Д.С.Лихачёв
Слайд 3
Слова бывают разные:
хорошие, простые.
Слова бывают праздные,
ненужные, пустые.
А.Барто
Слайд 4
Язык – это система знаков, код.
Речь – это индивидуальное психофизическое явление,
это активное использование кода языка в соответствии с мыслью говорящего.
Единство языка и речи реализуется в речевой деятельности через языковую и речевую активность индивида.
Слайд 5Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи ,т.е. умение
пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием,
правильно и выразительно.
Слайд 6Что же такое
культура речи?
Соблюдение
норм устного и письменного литературного языка
Умение использовать выразительные
средства
языка
Слайд 7В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю
жизнь надобно учиться своему природному.
Вольтер
Слайд 8Русский литературный язык – это высшая форма языка, обладающая целой
системой языковых норм. Их соблюдение обязательно для каждого говорящего по-русски.
Слайд 9Языковые нормы:
Орфоэпические
2. Лексические
3. Грамматические (морфологические и синтаксические)
4. Орфографические и пунктуационные
Слайд 10Обращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно,
неверно.
Л.Н.Толстой
Слайд 12
Задачи учителя в развитии культуры речи учащихся:
а) обеспечить хорошую
речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг,
слушание радио и пр.
б) обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся.
Слайд 13Задачи учителя в развитии культуры речи учащихся:
в) обеспечить правильное
усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических
связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи
Слайд 14Задачи учителя в развитии культуры речи учащихся:
г) вести постоянную специальную
работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и
уровень связной речи, текста), связывая ее с уровнем грамматики, чтения, с изучаемым на них материалом
д) создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи
Слайд 15Речевые ошибки
Ошибка – это нарушение требований правильности речи, нарушение норм
литературного языка…
Недочет – это нарушение требований правильности речи, нарушение
рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи, т. е. богатой, точной и выразительной».
Т. А. Ладыженской
Слайд 16Речевые ошибки
лексико-стилистические
морфолого-стилистические
синтаксисо-стилистические.
Слайд 17Лексико-стилистические.
Повторение одних и тех же слов
Употребление слова в неточном или
несвойственном ему значении в результате непонимания его
Употребление просторечных и диалектных
слов и словосочетаний
Слайд 18Морфолого –стилистические.
Образование просторечных или диалектных форм слов общелитературного языка.
2. В
начальных классах встречается детское словотворчество. Как правило, дети создают собственные
слова в соответствии со словообразовательной системой современного русского языка.
3. Пропуск морфем, чаще суффиксов.
Слайд 19Синтаксисо-стилистические
Местоименное усвоение подлежащего
2. Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к
искажению или затемнению смысла
3. Неумение находить границы предложений. Встречается в
двух вариантах
4. Нарушение норм согласования и управления – нарушение управления, чаще всего предложного
Слайд 20Композиционные и логические ошибки
К числу логических ошибок относятся пропуск необходимых
слов, а иногда важных фактов, целых эпизодов.
2. Типичная композиционная ошибка
– несоответствие текста сочинения или изложения плану, то есть нарушение в последовательности событий.
3. От речевых и логических ошибок следует отличать искажения фактического материала.
Слайд 21
Пути исправления и предупреждения речевых ошибок.
Зная основные типы ошибок, умея
определять их основные причины, учитель может разработать методику их исправления
и предупреждения. Она складывается из следующих элементов:
Слайд 22исправление речевых ошибок в тетрадях учащихся;
классная работа над ошибками общими,
самыми типичными, на тематических 20-30-минутных фрагментах уроков после анализа проверенных
сочинений и изложений (цель такой работы – подготовка школьников к самостоятельному обнаружению ошибок определенного типа);
- индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными ошибками;
Слайд 23система стилистических упражнений, языкового анализа текстов на уроках чтения и
грамматики;
языковые упражнения перед каждым сочинением или изложением с целью подготовки
школьников к использованию лексики предстоящего текста, его фразеологии, некоторых синтаксических конструкций;
стилистические замечания при изучении тем из курса грамматики;
- специальное обучение школьников самостоятельному редактированию собственного сочинения или изложения.
Слайд 24Орфоэпия-
это исторически сложившиеся нормы русского литературного произношения отдельных звуков и
звукосочетаний в потоке устной речи.
Слайд 25Работа над культурой устной речи предполагает прежде всего проведение специальных
упражнений
обучение выразительному чтению
2. ознакомление с фонетическими закономерностями русского
языка как средством художественной выразительности речи
Слайд 26Необходимо учить школьников правильному интонированию, использованию в речи пауз и
логического ударения, обращая внимание на то, что изменение интонации приводит
к изменению смысла предложения.
Слайд 27Основными приемами обучения выразительному чтению являются:
1. показ образца чтения
преподавателем или мастером художественного слова записи;
2. хоровое или индивидуальное
чтение учащимися с последующим анализом;
3. чтение по ролям с предшествующим анализом содержания читаемого;
4. запись и прослушивание лучших сочинений или выступлений учащихся.
Слайд 28Использование всех этих приемов повышает интерес школьников к выразительному чтению,
а следовательно и к урокам русского языка, тем самым повышая
уровень культурной речи.
Слайд 29Направления по предупреждению речевых ошибок:
Работа над синонимами, антонимами, многозначными словами.
2.
Работа над пословицами
3. Работа по активизации словаря
4.Работа над словосочетанием
5.Работа над
предложением.
Слайд 30Только развитие всех сторон речи, в том числе и культуры
речи у младших школьников подготовит их к дальнейшему совершенствованию связной
речи как в плане отбора языковых средств, так и логики выстраивания связного высказывания.
Слайд 31Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие
чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием
– самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.
В.В.Виноградов