Разделы презентаций


Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013)

Содержание

Изменения в КИМах 2O13 года

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013)
Андрей Георгиевич

Нарушевич,
ведущий сотрудник издательства «Легион»; автор пособий по русскому языку;


кандидат филологических наук,
заведующий кафедрой русского языка
ТГПИ им. А.П.Чехова
Методика работы  над сочинением-рассуждением  на лингвистическую тему (ГИА – 2013)Андрей Георгиевич Нарушевич, ведущий сотрудник издательства

Слайд 2 Изменения в КИМах 2O13 года

Изменения  в КИМах 2O13 года

Слайд 3В третьей части экзаменационной работы 2013 года представлено только одно

задание С2 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Альтернативного задания С2.2

нет
В третьей части экзаменационной работы 2013 года представлено только одно задание С2 –  сочинение-рассуждение на лингвистическую

Слайд 4С2. Сочинение-рассуждение

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания АВТОР «ЦИТАТА».
Аргументируя свой ответ,

приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера

нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами АВТОРА ЦИТАТЫ.
С2. Сочинение-рассуждениеНапишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания АВТОР «ЦИТАТА».Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.Приводя

Слайд 5 Изменена система оценивания С2

Изменена  система оценивания С2

Слайд 6С2. С1К2 Наличие примеров-аргументов

С2. С1К2 Наличие примеров-аргументов

Слайд 8 Методика работы над сочинением (задание С2)

Методика работы над сочинением  (задание С2)

Слайд 10С2 Сочинение-рассуждение
Задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
ВЫСКАЗЫВАНИЯ БУДУТ РАЗНЫЕ.
Аргументируя свой

ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте

номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

С2 Сочинение-рассуждениеЗадание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказыванияВЫСКАЗЫВАНИЯ БУДУТ РАЗНЫЕ.Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного

Слайд 11Тезис

Тезисом в сочинении С2 являются слова АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

Начать сочинение можно

словами АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

ТезисТезисом в сочинении С2 являются слова АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ.Начать сочинение можно словами АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

Слайд 12Алгоритм работы
над сочинением
(задание С2)

Алгоритм работы над сочинением (задание С2)

Слайд 14Модель 1 (от общего к частному)

Модель 1 (от общего к частному)

Слайд 15Модель 2 (от частного к общему)

Модель 2  (от частного к общему)

Слайд 161. Читаю высказывание

«Сходство между наклонением

условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают

не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» (А.А. Потебня)

1. Читаю высказывание     «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что

Слайд 172. Выделяю ключевые слова

«Сходство между

наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они…

выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» (А.А. Потебня)

2. Выделяю ключевые слова     «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том,

Слайд 18 3. Пишу вступление

Как известно, наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: глаголы

в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, а в повелительном и условном – возможные, желательные или необходимые.




3. Пишу вступление       Как известно, наклонение глагола выражает отношение действия

Слайд 194. Пишу основную часть
Эти

значения наклонения использованы автором текста. Например, действительность, окружающая героя, описана

с помощью глаголов в форме изъявительного наклонения: «шумел дождь», «скрипели половицы», «сидел у окна» (предложения 1-6) .
4. Пишу основную часть      Эти значения наклонения использованы автором текста. Например, действительность,

Слайд 204. Пишу основную часть

Скучной обыденности Г.Андреев противопоставляет мир мечты. Так, желания

героя показаны с помощью глаголов в форме условного наклонения: «Забросить бы всё эти бессмысленные бумаги и отправиться в путешествие» (предложение 18). Завершает текст предложение с глаголом в повелительном наклонении: «Помните о главном, о том, что ни в коем случае нельзя забывать!» (предложение 37). Этот призыв также ведет читателя в идеальный мир, где нет бессмысленной скуки.


4. Пишу основную часть         Скучной обыденности Г.Андреев противопоставляет мир

Слайд 21 5. Пишу заключение


Таким образом, с помощью различных форм наклонения

глагола автор противопоставляет окружающий мир внутреннему миру своего героя.
5. Пишу заключение          Таким образом, с помощью

Слайд 22Модель 2. Пример сочинения

Формы наклонения глагола передают различное отношение действия к действительности. В

этом можно убедиться, анализируя текст Г. Андреева. В начале текста автор использует глаголы в форме изъявительного наклонения, чтобы показать действия, которые происходят на самом деле: «прошелся по комнате», «открыл окно», «шумел дождь» и т.д.

Модель 2. Пример сочинения       Формы наклонения глагола передают различное отношение действия

Слайд 23Модель 2. Пример сочинения

В последнем абзаце появляются глаголы в условном (предложение 18) и

повелительном наклонении: «Помните о главном, о том, что ни в коем случае нельзя забывать!». Эти действия не совершены, но изображены автором как желательные и очень важные.
Таким образом, А.А.Потебня прав: повелительное и условное наклонения схожи в том, что выражают не действительные, а существующие только в мысли говорящего события.
Модель 2. Пример сочинения       В последнем абзаце появляются глаголы в условном

Слайд 24Аргументы
Подсказки при выборе языковых явлений для аргументации, прежде

всего лексических, могут содержаться в тестовых заданиях А2, А3 и

В1.
Аргументы  Подсказки при выборе языковых явлений для аргументации, прежде всего лексических, могут содержаться в тестовых заданиях

Слайд 25Задание А2

Задание А2

Слайд 26Задание А2

Задание А2

Слайд 27Задание А3

Задание А3

Слайд 28Задание А3

Задание А3

Слайд 29Задание А3

Задание А3

Слайд 30Задания В1
Замените разговорное слово «навалом»

в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом.
Замените просторечное слово

«брехня» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом.
Замените книжное слово «взываю» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом.



Задания В1Замените разговорное слово «навалом»       в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом.

Слайд 31Аргументы
Способы оформления


Указать номера предложений
ИЛИ
использовать цитирование.

Аргументы  Способы оформленияУказать номера предложенийИЛИиспользовать цитирование.

Слайд 32Речевые клише (синонимы)
Лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог.

Утверждал, считал, писал,

рассуждал.

Высказывание, афоризм, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова, изречение.
Справедливо, верно, неоспоримо,

бесспорно, понятно.

Речевые клише  (синонимы)Лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог.Утверждал, считал, писал, рассуждал.Высказывание, афоризм, мысль, утверждение, суждение, мнение,

Слайд 33Речевые клише для аргументации
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению

№ …
Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения ..
Пример

можно найти в предложении № …
Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…
Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

Речевые клише для аргументации Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № …Проиллюстрировать названное языковое явление можно на

Слайд 34Речевые клише для заключения
Таким образом, итак, в заключение, как видим…

Итак, можно увидеть, что…
В результате рассуждения мы пришли к выводу

о том, что…
Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…


Речевые клише для заключенияТаким образом, итак, в заключение, как видим… Итак, можно увидеть, что…В результате рассуждения мы

Слайд 35Тематика сочинений С2

Лексика и фразеология
Лексика и грамматика
Морфология
Синтаксис и пунктуация
Человек и

его язык (речь)
Язык и речь
Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности

Тематика сочинений С2Лексика и фразеологияЛексика и грамматикаМорфологияСинтаксис и пунктуацияЧеловек и его язык (речь)Язык и речьЯзык художественной литературы.

Слайд 36Лексика и фразеология
«Точность слова является не только требованием стиля, требованием

вкуса, но, прежде всего, требованием смысла» (К.А. Федин)
«Нет таких звуков, красок,

образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» (К. Г. Паустовский)

Лексика и фразеология«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла» (К.А. Федин)«Нет

Слайд 37Лексика и фразеология
«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв

обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и

открывается в его мыслях, чувствах» (И.Н. Горелов)
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства» (учебник русск. яз.)
Лексика и фразеология«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков

Слайд 38Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса
многозначность;
лексика с точки зрения стилистической

окраски;
слова одной тематической группы;
лексика с точки зрения активного и

пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.);
лексика с точки зрения происхождения;

Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса многозначность;лексика с точки зрения стилистической окраски; слова одной тематической группы;лексика с

Слайд 39Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса
лексика с точки зрения сферы

употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы);
синонимы, антонимы, омонимы;
фразеологизмы;
тропы (метафора, эпитет, олицетворение,

сравнение, гипербола и др.).

Языковые явления для теоретической интерпретации тезисалексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы);синонимы, антонимы, омонимы;фразеологизмы; тропы

Слайд 40Слова одной тематической группы
Почти каждый художник, к какому бы времени

и к какой бы школе он ни принадлежал, открывает нам

новые черты действительности.
Мне посчастливилось побывать несколько раз в Дрезденской галерее. Помимо «Сикстинской мадонны» Рафаэля, там есть много картин старых мастеров, перед которыми просто опасно останавливаться. Они не отпускают от себя. На них можно смотреть часами, может быть, сутками, и чем дольше смотришь, тем шире нарастает непонятное душевное волнение. Оно доходит до той черты, когда человек уже с трудом удерживает слезы.
В чём причина этих непроливающихся слез? В том, что в этих полотнах – совершенство духа и власть гения, заставляющего нас стремиться к чистоте, силе и благородству собственных помыслов. При созерцании прекрасного возникает тревога, которая предшествует нашему внутреннему очищению. (К.Паустовский)
Слова одной тематической группыПочти каждый художник, к какому бы времени и к какой бы школе он ни

Слайд 41Слова одной тематической группы
Почти каждый художник, к какому бы времени

и к какой бы школе он ни принадлежал, открывает нам

новые черты действительности.
Мне посчастливилось побывать несколько раз в Дрезденской галерее. Помимо «Сикстинской мадонны» Рафаэля, там есть много картин старых мастеров, перед которыми просто опасно останавливаться. Они не отпускают от себя. На них можно смотреть часами, может быть, сутками, и чем дольше смотришь, тем шире нарастает непонятное душевное волнение. Оно доходит до той черты, когда человек уже с трудом удерживает слезы.
В чём причина этих непроливающихся слез? В том, что в этих полотнах – совершенство духа и власть гения, заставляющего нас стремиться к чистоте, силе и благородству собственных помыслов. При созерцании прекрасного возникает тревога, которая предшествует нашему внутреннему очищению. (К.Паустовский)
Слова одной тематической группыПочти каждый художник, к какому бы времени и к какой бы школе он ни

Слайд 42
смотреть
не отпускают созерцание

художник
школа
мастер
гений
Рафаэль
совершенство духа
душевное волнение
чистота, благородство
внутреннее очищение
картины
полотна
прекрасное
«Сикстинская мадонна»

смотретьне отпускают созерцаниехудожникшколамастергенийРафаэльсовершенство духадушевное волнениечистота, благородствовнутреннее очищениекартиныполотнапрекрасное«Сикстинская мадонна»

Слайд 43Тематическая группа


Слова одной тематической группы (художник, мастер, галерея, картины, полотна)

погружают читателя в мир искусства, художественного творчества.
Тематическая группа          Слова одной тематической группы (художник, мастер,

Слайд 44Многозначность

Лексикой

называют, прежде всего, словарный состав языка. Слова могут иметь сразу

несколько значений. Такое явление называется многозначностью. Её пример можно наблюдать в предложении «Устал с дороги» (№23): слово «дорога» здесь выступает в одном из нескольких своих значений - «путешествие, путь».
Многозначность		         Лексикой называют, прежде всего, словарный состав языка. Слова

Слайд 45Разговорная и просторечная лексика

1. Средство речевой характеристики героя:
«Сымай одёжу-то –

сушить будем», - проворчал старик.

2. Средство выражения авторской оценки: Где-то

рядом верещала гармошка и нестройные голоса горланили песню.
Разговорная и просторечная лексика1. Средство речевой характеристики героя:«Сымай одёжу-то – сушить будем», - проворчал старик.2. Средство выражения

Слайд 46Функции синонимов

Помогают избежать неоправданных повторов.

Служат для связи предложений в тексте


Уточняют, конкретизируют содержание понятия



Функции синонимовПомогают избежать неоправданных повторов.Служат для связи предложений в тексте Уточняют, конкретизируют содержание понятия

Слайд 47Синонимы

Использование синонимов («поверхностный, примитивный, банальный подход») служит средством создания

градации и выражает отрицательное отношение автора

к людям, не умеющим ценить произведения искусства.
Синонимы Использование синонимов («поверхностный, примитивный, банальный подход») служит средством создания градации и выражает отрицательное отношение автора

Слайд 48Антонимы
Используя антонимы, автор показывает вмешательство человека в жизнь природы: тихому

шелесту травы противопоставлен оглушительный лязг машин, а живым деревьям –

мертвые пни.

С помощью антонимов А. Приставкин подчёркивает, что проблема, о которой он пишет, касается каждого из нас: «об этом должны помнить и дети, и взрослые».
АнтонимыИспользуя антонимы, автор показывает вмешательство человека в жизнь природы: тихому шелесту травы противопоставлен оглушительный лязг машин, а

Слайд 49Оценочная лексика


С помощью оценочной лексики («Иван ни в ком не

терпел лжи, лицемерия и фальши») автор характеризует героя как честного,

открытого человека.
Оценочная лексикаС помощью оценочной лексики («Иван ни в ком не терпел лжи, лицемерия и фальши») автор характеризует

Слайд 50Устаревшие слова
Для воссоздания колорита эпохи: Безвозвратно ушёл в прошлое XIX

век

с его каретами, двуколками и дилижансами.
Для придания речи оттенка торжественности, патетической взволнованности: На уважении к слову и зиждется здание русской словесности.
Для создания комического эффекта, иронии:
Сей отрок отнюдь не блистал талантами и часто огорчал родителей двойками.
Устаревшие словаДля воссоздания колорита эпохи: Безвозвратно ушёл в прошлое XIX век

Слайд 51Фразеологизмы
афористично, кратко и ёмко выражают мысль:
Творческий труд

никогда не укладывался в прокрустово ложе отчётов

и предписаний.
выражают авторскую оценку изображаемого:
Человек он из тех, о которых говорят «звёзд с неба не хватает» или «пороху не выдумает».

Фразеологизмы афористично, кратко и ёмко выражают мысль: 			Творческий труд никогда не укладывался в прокрустово ложе отчётов

Слайд 52Фразеологизм

Фразеологизмы, как и

слова, называют предметы, признаки, действия, помогая понять смысл высказывания. Н-р,

в предложении «Книги ждут собеседника, который придёт отделить плевелы от зёрен» используется фразеологизм, который обозначает «отделять вредное от полезного, плохое от хорошего».
Фразеологизм		       Фразеологизмы, как и слова, называют предметы, признаки, действия, помогая понять

Слайд 53Лексика и грамматика
«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика.

Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения»

(Л.В. Успенский)
«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение» (Л.В. Успенский)
Лексика и грамматика«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется,

Слайд 54Лексика и грамматика
«Я понял, что человек может знать великое множество

слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно

сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика» (М.В. Исаковский)
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» (Г.В. Степанов)
Лексика и грамматика«Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и

Слайд 55Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса

словосочетания с разными видами связи;
предложения

по цели высказывания;
предложения по эмоциональной окраске;
однородные члены предложения;
обособленные члены предложения;
вводные

слова и предложения;
обращения;


Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезисасловосочетания с разными видами связи;предложения по цели высказывания;предложения по эмоциональной окраске;однородные члены

Слайд 56Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса
разные типы сложных предложений (сложносочинённые,

сложноподчинённые и бессоюзные)
прямая речь
косвенная речь
диалог

Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезисаразные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные)прямая речькосвенная речьдиалог

Слайд 57Синтаксические средства выразительности
риторические вопросы
риторические восклицания
синтаксический параллелизм
анафора
инверсия
парцелляция
многосоюзие/бессоюзие
градация



Синтаксические средства выразительности риторические вопросыриторические восклицаниясинтаксический параллелизманафораинверсияпарцелляциямногосоюзие/бессоюзиеградация

Слайд 58Однородные члены предложения

Использованный автором ряд однородных членов (жизнь в окружении

автомобилей, компьютеров, самолётов, телевизоров, пейджеров) создаёт образ современного индустриального мира,

противопоставленного миру природы
Однородные члены предложенияИспользованный автором ряд однородных членов (жизнь в окружении автомобилей, компьютеров, самолётов, телевизоров, пейджеров) создаёт образ

Слайд 59Вводные конструкции
1. Показывают последовательность изложения мыслей: во-первых, во-вторых, наконец

и др.
2. Выражают оценку достоверности изображаемого: наверное, по-видимому, должно

быть, разумеется, конечно и др.
3. Выражают авторское отношение к изображаемому: к счастью, к несчастью, к сожалению и т.п.
Вводные конструкции 1. Показывают последовательность изложения мыслей: во-первых, во-вторых, наконец и др. 2. Выражают оценку достоверности изображаемого:

Слайд 60Вводные конструкции

Авторская оценка

выражена не только с помощью лексики. Например, в предложении 13

(К сожалению, человечество продолжает свою разрушительную деятельность) использована вводная конструкция, показывающая негативное отношение автора к вмешательству человека в жизнь природы.
Вводные конструкции      Авторская оценка выражена не только с помощью лексики. Например, в

Слайд 61Обращения
Средства речевого этикета (Уважаемый Иван Александрович!)

Средства речевой характеристики героя (Женщина!

Папаша! Эй ты, чучело! - Доченька! Мамочка! )

Риторические обращения усиливают

выразительность текста.
ОбращенияСредства речевого этикета (Уважаемый Иван Александрович!)Средства речевой характеристики героя (Женщина! Папаша! Эй ты, чучело! - Доченька! Мамочка!

Слайд 62Вопросительные предложения
1. Формулируют проблему, над которой размышляет автор: Как изменить

отношение человека к природе?
2. Образуют вопросно-ответные единства, позволяющие автору привлечь

читателя к совместному размышлению:
В чём высшее наслаждение жизнью? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству.
Вопросительные предложения1. Формулируют проблему, над которой размышляет автор: Как изменить отношение человека к природе?2. Образуют вопросно-ответные единства,

Слайд 63 Простые и сложные предложения
Простые предложения называют какие-либо факты, события,

явления, а сложные выражают отношения между этими событиями.
Сверкнул луч солнца.

Всё вокруг преобразилось.
Сверкнул луч солнца, и всё вокруг преобразилось.
Когда сверкнул луч солнца, всё вокруг преобразилось.


Простые и сложные предложенияПростые предложения называют какие-либо факты, события, явления, а сложные выражают отношения между этими

Слайд 64
Грамматика помогает человеку правильно

и ясно излагать собственные мысли. Примером может быть такое грамматическое

явление, как сложноподчинённое предложение, между частями которого устанавливаются отношения подчинения. Например, в предложении 22 придаточное изъяснительное объясняет, о чём разговаривали герои, а придаточное обстоятельственное времени говорит о том, когда они разговаривали.

Роль грамматических явлений (пример)

Грамматика помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли. Примером может

Слайд 65 Роль грамматических явлений (пример)


Грамматика учит нас правильно говорить и

писать. Она нужна не только для правильного построения слов в речи, но может служить ещё и способом передачи дополнительных смыслов в тексте. Н-р, в предложении «Вдруг справа из кустов что-то белое – прыг!» для обозначения действия вместо глагола прошедшего времени используется междометие «прыг». Это придаёт высказыванию экспрессивную окраску: создаётся эффект внезапности и скорости действия.
Роль грамматических явлений (пример)		           Грамматика учит

Слайд 66Морфология
«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что

оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть

представляемое существующим только в мысли говорящего» (А.А. Потебня)
«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений "обесценено"» (А.А. Реформатский)

Морфология«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а

Слайд 67Морфология


«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки

чувств и мыслей» (Л.Н. Толстой)

Морфология«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей» (Л.Н. Толстой)

Слайд 68Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса



Части речи, указанные в теме-цитате,


и их роль в тексте.

Языковые явления для теоретической интерпретации тезисаЧасти речи, указанные в теме-цитате, и их роль в тексте.

Слайд 69Существительные + глаголы (пример)

С помощью имен существительных и глаголов

автор показывает многообразие мира живой природы. Имена существительные называют разные виды птиц: зяблик, бекас, перепелка, соловей… Глаголы же позволяют нам услышать неповторимый голос каждой птицы: звенеть, свистеть, стонать, заливаться.
Существительные + глаголы (пример)           С помощью имен

Слайд 70Синтаксис и пунктуация
«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте;

поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И

синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются» (М. Е. Салтыков-Щедрин)
«Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете» (Л.В. Успенский)
Синтаксис и пунктуация«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для

Слайд 71Синтаксис и пунктуация
«Что же в языке позволяет ему выполнять его

главную роль – функцию общения? Это синтаксис» (А.А. Реформатский)

«Устная фраза, перенесённая

на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса» (Б.В. Шергин)
Синтаксис и пунктуация«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис»

Слайд 72Синтаксис и пунктуация

«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной

речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое

место в системе письма, имеет свой неповторимый "характер"» (С. И. Львова)

«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста» (Н.С. Валгина)
Синтаксис и пунктуация«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак

Слайд 73Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса

словосочетания с разными видами связи;
предложения

по цели высказывания;
предложения по эмоциональной окраске;
однородные члены предложения;
обособленные члены предложения;
вводные

слова и предложения;
обращения;


Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезисасловосочетания с разными видами связи;предложения по цели высказывания;предложения по эмоциональной окраске;однородные члены

Слайд 74Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса

разные типы сложных предложений (сложносочинённые,

сложноподчинённые и бессоюзные);

знаки препинания.

Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезисаразные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные); знаки препинания.

Слайд 75Функции абзаца

Отделение друг от друга на письме реплик диалога;
отделение друг

от друга на письме отрезков монологического текста с целью
а) логико-смыслового

выделения;
б) экспрессивно-эмоционального выделения.

Функции абзацаОтделение друг от друга на письме реплик диалога;отделение друг от друга на письме отрезков монологического текста

Слайд 76Человек и его язык (речь)
«Язык не есть только говор, речь:

язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и

нравственных» (И.А. Гончаров)
«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя» (Георг фон Габеленц)
Человек и его язык (речь)«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех

Слайд 77Человек и его язык (речь)
«Вернейший способ узнать человека – его

умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к

тому, как он говорит» (Д.С. Лихачёв)

«Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи» (Поль Рикёр)
Человек и его язык (речь)«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер

Слайд 78Язык и речь
«К оценке достоинств речи мы должны подходить с

вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для

выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» (Б.Н. Головин)
«Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет» (А.А. Мирошниченко)
Язык и речь«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка

Слайд 79Язык и речь
«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы:

звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает

своё место в системе, каждая выполняет свою работу» (М.В. Панов)
«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли»
(В.Г. Короленко)
Язык и речь«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая

Слайд 80Язык и речь


«Некоторые

учёные даже предлагают выделять два языка – устный и письменный,

настолько большие различия существуют между устной и письменной речью» (А.А. Мирошниченко)

Язык и речь       «Некоторые учёные даже предлагают выделять два языка –

Слайд 83Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности
«Заставляя

героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их

разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев» (литературная энциклопедия)
Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности    «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того

Слайд 84Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности
«Читатель проникает в мир образов

художественного произведения через его речевую ткань» (М.Н. Кожина)
«Автор идёт от мысли

к словам, а читатель – от слов к мысли» (Н. Шамфор)
«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано» (Е.В. Джанджакова)
Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань» (М.Н. Кожина)«Автор

Слайд 85Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности
«Художник мыслит образами, он рисует,

показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы»

(Г.Я. Солганик)
«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов» (А.А. Зеленецкий)
Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика

Слайд 86Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности

«Выразительность

– это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать

особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление» (А.И. Горшков)
Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности    «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей

Слайд 87Средства выразительности
тропы;
синонимы, антонимы, омонимы;
фразеологизмы;
риторические (стилистические) фигуры речи.

Средства выразительноститропы;синонимы, антонимы, омонимы; фразеологизмы;риторические (стилистические) фигуры речи.

Слайд 88Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую

ткань. (М.Кожина)


Путь жизни, длинный,

трудный, со многими печалями и страданиями, человек не проходит, а совершает, свершает. Это только кажется: вот дорога, вот судьба, и человек шагает себе по судьбе-дороге, выполняя ежедневные свои задачи и задачки.
Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань. (М.Кожина)

Слайд 89 Да нет же, всё не

так: путь жизни – это, конечно, и дорога, простирающаяся не

по полю, а во времени, но путь жизни – это и дом, и дело, и своего рода строительство, которое нам предстоит свершить к неизвестному сроку.
Представьте себе, пожалуйста, жизнь как строительство, и вы поймёте, что же именно строит каждый из нас, что нам предстоит совершить.

Да нет же, всё не так: путь жизни – это, конечно, и

Слайд 90 Да самого себя! Каждый из

нас строит самого себя, чтобы в самом себе жить. Я

каждый день строю дом, который всегда со мной. Дом, из которого не уйдёшь, даже если ты пошёл в гости или на дискотеку. Из него не вырвешься и на другой не обменяешь.
Этим люди и различаются: одни просто бредут по жизненному пути, а другие строят себя, стараясь выстроить жизнь-дом красивее и надёжнее. (С. Соловейчик)
Да самого себя! Каждый из нас строит самого себя, чтобы в самом

Слайд 91Текст с пропусками
Как отмечает

М. Кожина, ____________________________________________________________________________. Эту мысль можно подтвердить на примере текста

С.Соловейчика. Автор пишет очень эмоционально и выразительно. Размышляя о человеческой жизни, он использует синонимы (например,__________________), для того чтобы_________________________

Текст с пропусками      Как отмечает М. Кожина, ____________________________________________________________________________. Эту мысль можно подтвердить

Слайд 92Текст с пропусками
Особую роль в

тексте играет метафора: _____________________________________. С помощью этого тропа С. Соловейчик

хочет подчеркнуть, что_________________
_______________________________________.
Итак, использованные автором языковые средства создают художественные образы произведения и помогают читателю открыть их смысл.

Текст с пропусками     Особую роль в тексте играет метафора: _____________________________________. С помощью этого

Слайд 93Таблица- матрица сочинения

Таблица- матрица сочинения

Слайд 94Сочинение по тексту С.Соловейчика (Текст взят из книги ГИА-2012, с.102)
Напишите

сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Л.В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики

ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Сочинение по тексту С.Соловейчика (Текст взят из книги ГИА-2012, с.102)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Л.В. Успенского: «Один словарный

Слайд 95Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете

писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на

лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Успенского.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле,

Слайд 96 (21)Но мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы могут

быть мужественными, а могут потерять свой дух, впасть в уныние.

(22)Сейчас наша страна переживает трудное время, и мы видим много людей, которые только и знают что хныкать, ныть и причитать, вспоминая прежние, лучшие времена, которые, кстати сказать, вовсе не были лучшими. (23)Тому, кто бьёт на жалость, всегда кажется, что прежде было лучше, а теперь настала ужасная жизнь.
(21)Но мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы могут быть мужественными, а могут потерять свой дух,

Слайд 97Примеры-аргументы (иллюстрация лексического явления)
Словарь любого языка – это его лексика. Лексика

всегда выражает мысли, чувства и настроения говорящего (автора). Человек использует

в своей речи слова и фразеологические обороты различной стилистической окраски. Например, С.Соловейчик использует разговорные слова «хныкать, ныть и причитать» (предложение 22), которые дают яркую словесную характеристику тем людям, которые от трудностей впадают в уныние.
Примеры-аргументы (иллюстрация лексического явления)Словарь любого языка – это его лексика. Лексика всегда выражает мысли, чувства и настроения

Слайд 98Примеры-аргументы (иллюстрация грамматического явления)
Грамматика позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего,

ход его мыслей.
Так, однородные члены могут выражать различные отношения между

предметами, явлениями или событиями: отношения соединения их, противопоставления или исключения.
Примеры-аргументы (иллюстрация грамматического явления)Грамматика позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей.Так, однородные члены могут

Слайд 99Примеры-аргументы (иллюстрация грамматического явления)
Например, ряды однородных членов

в предложении 21 позволяют автору

путём перечисления выразить мысль о том, что мужественность может быть свойственна не только людям, но и целым народам, и противопоставить мужественность потере духа и унынию.

Примеры-аргументы (иллюстрация грамматического явления)Например, ряды однородных членов          в

Слайд 100
Успехов вам!

www.legionr.ru

anarushevich@yandex.ru

Успехов вам!www.legionr.ruanarushevich@yandex.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика