Слайд 1Методика работы по развитию диалогической речи
Слайд 2План
Понятие связной речи.
Задачи и содержание работы по обучению детей диалогической
речи.
Методика проведения беседы.
Задачи и содержание работы по обучению детей
монологической речи.
Типы монологов, виды занятий по обучению детей рассказыванию.
Приёмы обучения детей рассказыванию.
Слайд 3СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
– это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные
между собой и тематически объединённые, законченные отрезки (М.М. Алексеева)
Основная функция
связной речи – коммуникативная.
Слайд 4Формы связной речи :
Диалог – первичная форма языкового общения, классическая
форма речевого общения; разговор двух и больше лиц.
Монолог –
связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.
Слайд 5Содержание обучения диалогической речи
Группы диалогических умений:
Собственно речевые умения;
Умения
речевого этикета;
Умение общаться в паре;
Умение общаться для планирования
совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определённой темы;
Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.
Слайд 6Методика проведения беседы
Беседа – это целенаправленный, организованный, подготовленный разговор на
заранее выбранную тему. Содержание бесед: программный материал по ознакомлению детей
с окружающим жизнью.
Слайд 7Требования к содержанию бесед:
педагогически обосновано
должно способствовать решению задач всестороннего
и гармоничного развития личности ребёнка
доступно и интересно ребёнку
психологически близко дошкольнику
каждая
последующая беседа быть более широкая по содержанию, нежели предыдущая
каждая беседа должна содержать в себе элементы нового.
Слайд 8Тематика бесед:
определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными
особенностями, запасом знаний:
Явления общественной жизни «Праздники», «Школа»
Бытовые темы «О чистоте
и опрятности»
О природе «Времена года», «Лето», «Дикие животные»
Темы труда «Профессии наших родителей»
Об использовании техники в домашнем труде «Наши домашние помощники»
Морально-этические темы «О маме»
Слайд 9Виды бесед
в зависимости от дидактических целей (Е.А.Флёрина):
беседа вводная, организующая детей
на тот или иной вид деятельности
беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям
детей
беседа – заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей
в зависимости от материала – беседа по картине и беседа по книге (М.М.Конина)
в зависимости от содержания - беседы познавательного характера и морально- этического характера
Слайд 10Обобщающая беседа
как самостоятельное занятие (проводится в конце ср. группы и
в ст. дошк. возрасте)
Слайд 11Структурные части беседы:
Вызывание в сознании детей живого образа в начале
беседы на основе воспоминания о близких жизненному опыту явлениях
Анализ этих
явлений в ходе беседы, выделение наиболее существенных частностей, подводящих к выводам
Элементарное обобщение, уточняющее представления детей, способствующее выработке соответствующего отношения к явлениям, и стимулирующее детей на определённое поведение в дальнейшем (Е.И. Радина)
Слайд 12Построение обобщающей беседы как самостоятельного занятия:
Начало: образное, эмоциональное, восстанавливает в
памяти детей образы предметов, явлений, собирает внимание, вызывает желание участвовать
в беседе.
Приёмы: воспоминания, рассказ воспитателя, рассматривание игрушек, предметов, картин, использование загадок, стихотворений.
Слайд 13Основная часть:
раскрывается основное содержание беседы. Перед детьми последовательно ставятся репродуктивные
и поисковые, основные и вспомогательные вопросы, активизируется их мышление и
речевая деятельность.
В основной части может быть несколько логически законченных частей (В.И. Логинова). Каждая часть заканчивается обобщением педагога. Н – р: «Школа»: школьное здание и класс, учение и учителя, школьные принадлежности, 1 сентября в школу.
Приёмы: вопросы, чтение художественных произведений, инсценировки, рассматривание картин, моделей, пояснение, обобщения, подсказывающие вопросы, указания, речевые логические задачи, рассказы-загадки, дидактические игры и упражнения и т.д.
Слайд 14Окончание беседы:
характеризуется определённой завершённостью (обобщающие выводы по всей беседе).
Приёмы:
загадки, чтение стихотворений, пословиц, слушание магнитофонной записи, постановка чётких задач
для последующего наблюдения