Слайд 1Методист ИМЦ Кронштадтского района СПб
Саянина А.Н.
Санкт-Петербург
2015
Развивающая предметно-пространственная среда
дошкольного
образовательного учреждения
в условиях реализации ФГОС ДО
.
Слайд 2Требования к развивающей предметно-пространственной среде (РППС)
РППС должна обеспечивать:
-реализацию образовательной программы;
-учет
национально-культурных, климатических условий;
-учет возрастных особенностей детей;
-возможность общения, совместной деятельности
детей (в т.ч. разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможность для уединения;
-условия для коррекционного, инклюзивного образования (при наличии)
Слайд 3РППС должна быть:
Вариативная;
Трансформируемая;
Полифункциональная;
Доступная;
Безопасная;
Содержательно-насыщенная
Слайд 4ВАРИАТИВНОСТЬ СРЕДЫ
конкретная модель РППС – вариант среды, разрабатываемый педагогами –практиками
в конкретном учреждении, в зависимости от вида и программы
Слайд 6Примерный перечень зон для организации РППС:
– для сюжетно-ролевых и
режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий
и пр.);
– для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);
– для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);
– для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
– для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
– для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);
– для отдыха (уединение, общение и пр.).
Слайд 7ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ СРЕДЫ
возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в
том числе меняющихся интересов и возможностей детей
Трансформируемость РППС при её
формировании достигается тремя методическими подходами:
Использованием маркеров пространства , которые в зависимости от замысла ребёнка или взрослого могут менять своё назначение и переходить из одного качества в другое за счёт изменения их взаимного расположения.
Использованием мебели (трансформеры) или игрового оборудования, в которых заложены конструктивные возможности менять своё назначение и соответствующий внешний вид.
Использование компонентов РППС(игрушки ), в зависимости от образовательной ситуации или в соответствии с игровым замыслом ребенка.
Лучшим условием организации трансформируемой среды является наличие достаточного пустого пространства, которое ребенок сможет организовать самостоятельно исходя из своих потребностей и предоставляемых ему возможностей
Слайд 9ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ СРЕДЫ
РППС должна быть многофункциональной.
обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих
РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том
числе природных материалов) в разных видах детской активности
Слайд 11ДОСТУПНОСТЬ СРЕДЫ
обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все
основные виды детской активности
Слайд 13БЕЗОПАСНОСТЬ СРЕДЫ
все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности
и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
и правила пожарной безопасности
Слайд 14СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ:
включать средства обучения (в том числе технические), материалы
(в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование,
которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами
Слайд 16Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:
• Полифункциональностью.
Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка,
сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.;
• Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей ( в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.;
• Дидактическими свойствами. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки;
• Принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.
Слайд 17Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:
•
провоцируют ребенка на агрессивные действия;
• вызывают проявление жестокости по
отношению к персонажам игры - людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);
• вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);
• провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
• вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
Слайд 18Методист ИМЦ Кронштадтского района СПб
Саянина А.Н.
8 (981)7944380
E-mail: annakron@mail.ru