Слайд 1Методологические предпосылки научной революции и прогресс медицины в XVII -
XVIII вв.
Панова Евгения Львовна, к.ф.н, доцент
Кафедра гуманитарных наук
Курс истории медицины
Слайд 2План:
Научная революция XVII в. и ее влияние на развитие анатомии
и физиологии.
Медицинские теории XVIII в. (анимизм Шталя, учение Каллена-Брауна, месмеризм)
Становление
клинической медицины и формирование клинико-анатомического направления
Медицина России в XVII и XVIII вв.
Слайд 3Новое время
Термин «новая история» (или «новое время») впервые введен гуманистами
XVI в.
Эпоха самостоятельности разума, его освобождения от авторитетов прошлого.
Лозунг королевского общества в Лондоне (1660 г.): «Ничему не верить на слово»
Человек - «абсолютная ценность», центр и конечная цель научных изысканий.
Слайд 4Научная революция в XVII в.
Внедрение опытного метода в практику медицинских
исследований
Фрэнсис Бэкон
(1561-1626)
Ф. Бэкон
Обосновал индуктивный способ познания
природы (наблюдение, измерение, эксперимент)
Экспериментальное естествознание
«Великое восстановление наук» :
«О достоинстве и приумножении наук» (1623);
«Новый органон, или истинные указания для истолкования природы» (1620);
«Естественная история» (1627)
Слайд 5Научная революция в XVII в.
Р. Декарт
- Разработал дедуктивный теоретический метод
Математическое естествознание
Рене Декарт
(1596-1650)
Внедрение опытного метода в практику медицинских исследований.
«Рассуждение о методе» (1637)
Слайд 6
Влияние научной революции на становление медицины как науки
Начало эры
микроскопии:
Р. Гук, Э. Левенгук
Изучение системы кровообращения:
У. Гарвей: открытие теории кровообращения;
М.
Мальпиги: открытие капиллярного кровообращения.
Изучение анатомии лимфатической системы:
Ж. Пеке, О. Рудбек, Т. Бартолино: открытие системы лимфатических сосудов
Эмбриология:
У. Гарвей, Р. Де Граф: теория эпигенеза
Слайд 7Влияние научной революции на становление медицины как науки
Изучение процессов
пищеварения и всасывания:
С.Санторио – изучение обмена веществ ;
Г.Азелли –
обнаружил поджелудочную железу;
Р. Де Грааф – первая пищеварительная фистула, получил сок поджелудочной железы.
Изучение процессов дыхания :
Р.Бойль – существование давления воздуха;
Р.Гук – эксперименты по искусственной вентиляции легких;
Р.Лоуэр, Дж. Мейо – изучение изменение химического состава крови в процессе дыхания.
Слайд 8Ввел термин «клетка» (1665)
Описал растительные клетки на срезе пробки.
Доказал, что
для поддержания жизни необходима смена воздуха, а не движение легких
Научная
революция в медицине XVII в.
Начало эры микроскопии
Роберт Гук
(1635-1703)
Слайд 9
Ввел употребление микроскопов для зоологических исследований
Впервые увидел и зарисовал эритроциты,
сперматозоиды, бактерии, простейших (лат. animaculi «мелкие зверьки»).
Научная революция в медицине
XVII в.
Начало эры микроскопии
Антони ван Левенгук
(1632-1723)
Слайд 10Физиология: открытие теории кровообращения
Теория кровообращения:
кровь течет по артериям из
центра на периферию, а по венам от периферии к центру;
количество
крови в человеке больше того, что могла бы дать пища;
артерии не обладают пульсирующей силой, пульсация – следствие сокращения сердца.
Уильям Гарвей
(1578-1657)
«Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628)
Слайд 11Изучение проблемы дыхания
«Оксфордская научная группа»:
при дыхании и при горении расходуется
только часть воздуха (Роберт Бойль, (1627-1691);
для горения и жизни
необходим не сам воздух, а только определенный его компонент (Джон Мейоу (1643-1679);
не движение легких, а именно воздух - важнейшее условие дыхания (Роберт Гук (1635-1703);
кровь становится ярко-красной, когда подвергается воздействию воздуха, и темно-красной, когда искусственное дыхание прерывается (Ричард Лоуэр (1631-1691)
Роберт Бойль
(1627-1691)
Слайд 12Изучение проблемы дыхания
Р. Бойль - автор общей химической теории и
концепции химических элементов.
Пять основных проблем химии:
Действительно ли огонь «разлагает»
все тела?
Являются ли продукты сжигания простыми телами ?
Может ли число элементов быть ограничено тремя?
Действительно ли существуют элементы Парацельса?
Существуют ли вообще элементы, как неделимые компоненты материи?
Основоположник изучения физиологических процессов химическими методами.
Слайд 13Изучение проблемы дыхания
Сформулировал первую теорию научной химии - теорию флогистона
Флогистон (от греч. Φλογιστός – горючий, воспламеняемый) – гипотетическая «сверхтонкая
материя» («огненная субстанция»), якобы наполняющая все горючие вещества и высвобождающаяся из них при горении.
Георг Эрнст Шталь
(1659 -1734)
Георг-Эрнст Шталь и учение о флогистоне
Слайд 15Витализм
Георг-Эрнст Шталь - основатель анимизма.
Утверждал главенство души над
телом.
Анимизм - учение о душе, как некоем безличном жизненном начале,
лежащим в основе всех жизненных процессов.
Учение, утверждающее наличие в организмах нематериальной управляющей жизненными явлениями сверхъестественной силы — "жизненной силы" (лат. vis vitalis).
Слайд 16
Учение Каллена-Брауна: динамический принцип
Положение о нервном принципе, подчиняющем через нервную
системы все функции организма.
Болезнь - нарушение равновесия: (стения) возбуждение
или (атония) расслабление
Джон Браун
Brown John
(1735 -1788)
Уильям Каллен
William Cullen
(1710-1790)
Слайд 17Месмеризм
Животный магнетизм – флюид, универсальная сила, действующая на пациента благодаря
которой, возникает гипнотический эффект.
Болезнь – результат неравномерного распределения флюида
в организме
Лечение - гармоническое перераспределение флюида магнетизером
Франц Антон Месмер
(1734-1815)
Слайд 18Теория «физиологических свойств»
Альбрехт фон Галлер
(1708-1777)
Разработка нервно-мышечной физиологии:
Нервы – носители
чувствительности и проводники раздражения.
Теория «физиологических свойств»: ткани обладают свойством раздражимости,
которая зависит не от нервов, а является специфическим свойством самой мышцы.
Лечение – уменьшение или увеличение раздражимости.
Слайд 19Франсуа Жозеф Виктор БРУССЕ
(1772—1838)
Бруссеизм
Жизнь в организме человека поддерживается только
возбуждением. Слишком сильное или слишком слабое возбуждение ведет к болезни,
которая вначале проявляется лишь в одном органе, а затем "симпатически" передается другим органам. Чаще всего раздражается желудок и кишечник, и поэтому желудочно-кишечное воспаление является основой патологии
"Без предшествующего страдания какого-либо органа общих болезней не бывает"
Слайд 20Становление клинической медицины и формирование клинико-анатомического направления
Слайд 21Рождение патологической анатомии
Джованни Баттиста Морганьи (1682-1771)
«О местонахождении и причинах болезней»
(1761 г.)
Формулирует положения:
- любое заболевание есть поражение органа;
- окончательный диагноз
ставится только на вскрытии
Locus Morbi
Слайд 22
«О местонахождении и причинах болезней, выявленных анатомом»
Последовательное систематическое изучение
всех патологических изменений (700 вскрытий, описание по топографическому признаку: болезни
головы, груди, живота, хирургические болезни и общие заболевания «ab capite ad calcem».)
Цели:
Найти надежную основу для правильной диагностики и терапии;
Установить связь между нормой и патологией в анатомии и физиологии (отыскать материальный субстрат болезненного процесса - признаки причины болезни и последствия воздействия болезни на орган).
Учение о локализации болезни - связь морфологических изменений с клиническим проявлением болезни
Слайд 23Рождение паталогической анатомии
«Физиологические исследования о жизни и смерти» (1800);
«Приложения
общей анатомии к физиологии и медицине» (1801) .
Дал научную классификацию
тканей, которые, по его представлениям, объединяются в системы и формируют органы:
Ткани - это основные структурные и физиологические единицы живого.
Каждому типу ткани присуща своя специфическая функция: нервной ткани - чувствительность, мышечной - сократимость и т.д., а также свои морфологические, химические и биологические свойства.
Мари Франсуа Ксавье Биша
1771 —1802
Основоположник гистологии
Слайд 24Изобретение перкуссии
Перкуссия (от лат. percussio, буквально означает — нанесение ударов),
метод исследования сердца лёгких и других внутренних органов, основанный на
анализе различий, возникающих при выстукивании здоровых и пораженных тканей.
Изобретение не было принято врачебным сообществом
Леопольд Ауэнбругер
(1722-1809)
«Новый способ, как путем выстукивания грудной клетки человека обнаружить скрытые внутри груди болезни» ( 1761 )
Слайд 25Классификационная медицина
Причины заболеваний недоступны.
Предмет медицины – симптомы.
Систематизация нозологических форм
формируется по внешним параметрам
Результат: постоянный рост числа нозологических форм
(более 2400 у де Соважа)
Томас Сиденгам (1624 - 1689)
Слайд 26Изобретение вакцинации
Эдвард Дженнер – открыл метод вакцинации (лат. vaccinatio, от
vacca – корова).
Создал первую вакцину.
14 мая 1796 года он привил
коровью оспу восьмилетнему Джеймсу Фиппсу и через полтора месяца убедился, что он стал иммунным к возбудителю оспы.
У вакцинации было много противников, и оспопрививание было признано государством в качестве необходимого в 1808 году.
Эдвард Дженнер
(1749-1823)
«Исследование причин и действия коровьей оспы» (1798)
Слайд 27Становление профессиональной гигиены
«О болезнях ремесленников. Рассуждение» (1700)
Описал болезни, присущие
работникам около 70 профессий.
В качестве причин болезней отмечал:
вред от
обрабатываемого материала (ртуть, свинец);
вред от приёмов работы и рабочей позы (у портных, строителей);
вред внешней среды (у рыбаков) и др.
Дал рекомендации по предупреждению возникающих от этих вредностей болезней.
Бернардино Рамаццини
(1633 - 1714)
Слайд 28Становление клинического преподавания
Первые эпизоды преподавания у постели больного возникли в
конце XVI в. в Италии
На базе университетов (Лейден, Вена)
создавались клиники, лаборатории, ботан. сады
Вводился курс практической медицины
Вводилось практическое испытание выпускников университетов в городской больнице.
Кон. XVII в. – реформы преподавания в европейских университетах. Соединение теоретического и практического обучения. Создание новых учебных планов. Акушерство и хирургия становятся университетскими дисциплинами
Слайд 29Клиническая медицина
База – университеты:
обучение
лечение
научные исследования
В центре рассмотрения – болезнь (патология)
Слайд 30Лейденский университет (17 в.)
Сильвиус, Г. Бургаве:
- Систематические занятия в
клинике;
Обстоятельные разборы больных;
Динамическое наблюдение за ходом течения болезни;
Введение пробных записей по каждому клиническому случаю;
Вскрытия умерших пациентов.
Слайд 31Венский университет (вт. пол.18 в.)
Г. Ван-Свитен, А. де Гаен:
Введение клинического
преподавания в полном объеме (внут. медицина, хирургия и акушерство);
Преподавание патологической
анатомии;
Реорганизация учебного процесса – жесткая последовательность преподавания: клиническая подготовка – завершающий этап обучения.
Слайд 32Медицина в послереволюционной Франции
1. С 1775 по 1809 г. было
организовано 13 крупных больничных учреждений (Necker, Salpetriere, Hopital des Enfants
Malades (1802), новые корпуса в Hotel-Dieu и Charite
2. Была устранена практика помещать больных в огромные палаты. Больницы стали состоять из отделений или тематических палат.
3.Впервые были организованы специализированные клиники: кожная, детская, психиатрическая, венерологическая
Слайд 33Медицина России в XVII и XVIII вв.
Слайд 34Аптекарский приказ
Первый в России орган государственного здравоохранения
Был создан в
конце XVI в. - начале XVII вв.
Слайд 35Функции аптекарского приказа:
Охрана здоровья царя и его приближенных;
Поддержание царской аптеки;
Отслеживание
уровня квалификации приглашенных из-за границы врачей;
Подготовка отечественных медицинских кадров (1654
г. открывается первая лекарская школа);
Развитие военно-полевой медицины.
Слайд 36Реформы Петра I
Создание первых военных госпиталей и госпитальных школ;
Увеличение количества
аптек;
Открытие Академии наук и университета при нем (1724);
Создание нового органа
государственного управления медицинским делом – Медицинской канцелярии.
Слайд 38Создание академии наук в 1725 году
Слайд 39Создание Академии наук
Первый президент Л.Л.Блюментрост
В составе Академии входили многие выдающиеся
деятели мировой науки
При Академии были созданы: гимназия, академический университет (три
направления: математическое, физическое, гуманитарное), библиотека, Кунсткамера, астрономическая обсерватория, анатомический театр и ботанический сад.
Слайд 40Увеличение количества аптек
В 1706 году были открыты казенные аптеки в
Петербурге, Казани, Глухове
Создание вольных (частных) аптек
В 1718 году – открытие
«инструментальной избы» (завод по производству хирургических инструментов. Ныне – завод «Красногвардеец»)
Слайд 41Аптекарский остров
Один из островов, расположенных в северной части дельты реки
Невы, входящих в состав занимающего ряд островов Петроградского района Санкт-Петербурга
Указом
Петра I от 1714 года остров был отдан под нужды Медицинской канцелярии и Главной аптеки;
Аптекарский огород (Ботанический сад и Ботанический институт)
Инструментальная изба
Петр I разрешил селиться на острове только работникам Медицинской канцелярии
Слайд 44Создание Медицинской канцелярии (1721)
Функции Медицинской канцелярии: осуществлять высший надзор за
госпиталями и аптеками, госпитальными школами, способствовать увеличению количества госпиталей и
аптек, в т.ч. вольных, ведать всеми докторами, лекарями и аптекарями - определять их на службу, назначать жалование и награды и т.д.
Слайд 45Открытие постоянных госпиталей
Первый госпиталь был открыт 21 ноября 1707 года
в Москве
Позднее в Петербурге (1716), Кронштадте (1720), Ревеле (1720),
Киеве, Екатеринбурге.
При жизни Петра было построено 10 госпиталей и свыше 500 лазаретов
Слайд 46Становление медицинского образования
В подготовке врачебных кадров и развитии медицины
в России XVIII в. большую роль сыграли госпитальные школы (1707),
открытые на базе госпиталей, и медицинский факультет Московского университета (1758).
Госпитальная школа
в Москве (1707)
Слайд 47Создание госпитальных школ
Задачи госпиталей: лечение больных (военных) и преподавание медицины
Клинический характер обучения
Бесплатное обучение
Теоретические дисциплины: анатомия, физиология, оперативная хирургия,
фармакология, судебная медицина, неврология, зубоврачевание.
Широкое оснащение госпитальных школ: анатомический театр с музеем, библиотека, ботанические огороды.
Выпускники – военные лекари
Слайд 48Рост количества госпитальных школ
В 30-х годах 18 века были открыты
еще две госпитальные школы в Петербурге и одна в Кронштадте;
1758
год – открытие госпитальной школы в Барнауле;
1788 год – открытие госпитальной школы в Елизаветграде.
Слайд 49Преобразование госпитальных школ
1786 год – разделение госпиталей и госпитальных школ.
Создание медико-хирургических училищ.
Было образовано три медико-хирургических училища - Московское,
Петербургское и Кронштадтское
В 1798 были преобразованы в Медико-хирургические академии – Московское и Петербургское
Слайд 50Создание Московского университета
Проект подготовил М.В. Ломоносов. Первый куратор –
И.И.Шувалов.
25 января 1755 году императрица Елизавета подписала указ об основании
Московского университета
Факультеты: философский, юридический и медицинский.
Слайд 51Создание медицинского факультета
Открытие состоялось13 августа 1758 года
Первый профессор
факультета – Иоганн Христиан Керштенс
Кафедры: анатомии (с практической медициной), физической
и аптекарской химии и натуральной истории
Исключительно теоретический характер обучения. Не было ни лабораторий ни клиник.
Слайд 52Медицинские реформы Екатерины II
1775 – создание приказов общественного призрения;
Открытие психиатрических
отделений в больницах (Симбирск, Екатеринославль, 1772), специальных домов для умалишенных
(Новгород, 1776) и приютов для душевнобольных (Петербург, 1779).
Создание воспитательных домов
Учреждение должности уездных врачей, появление врачебных управ
Возникновение больших гражданских больниц: Павловская больница в Москве (1763), Обуховская (1784) в Петербурге.