Разделы презентаций


Методология и методы социологического исследования. Количественные методы

Содержание

План лекцииСовременная теория тестов Специальные методики и процедуры: одномерные шкалы Гутмана, Богардуса, ТерстоунаСемантический дифференциалРепертуарная решетка Келлиассоциативный эксперимент. Одномерные и многомерные шкалы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методология и методы социологического исследования. Количественные методы Мацкевич М.Г., к.с.н. mmatskevich@yandex.ru
Лекция

2
Современная теория тестов. Специальные методики и процедуры

Методология и методы социологического исследования.  Количественные методы   Мацкевич М.Г., к.с.н. mmatskevich@yandex.ruЛекция 2Современная теория тестов.

Слайд 2План лекции
Современная теория тестов
Специальные методики и процедуры: одномерные

шкалы Гутмана, Богардуса, Терстоуна
Семантический дифференциал
Репертуарная решетка Келли
ассоциативный эксперимент.
Одномерные и

многомерные шкалы
План лекцииСовременная теория тестов Специальные методики и процедуры: 	 одномерные шкалы Гутмана, Богардуса, ТерстоунаСемантический дифференциалРепертуарная решетка Келлиассоциативный

Слайд 3Современная теория тестов (Item Response Theory)
Используется для проектирования, анализа и

оценки тестов, опросников и др. измерительных инструментов, отношений или других

переменных
Для тестирования данных используются мат.модели
Современная теория тестов (Item Response Theory)Используется для проектирования, анализа и оценки тестов, опросников и др. измерительных инструментов,

Слайд 4История
Классическая теория тестов (н.ХХ в.). Classical Test Theory. Проблемы: гомогенность,

надежность и валидность тестов - ? Использовались линейные модели (гипотеза

нормального распределения) Бинарные переменные - ?
Главное предположение классической теории тестов - тестовые результаты подчиняются интервальному принципу. Нет исследований, подтверждаю­щих это предположение
Зарождение современной теории тестов – к. 60-х гг. ХХ в. (Ф.Лорд, М.Новик). Новые стат.методы. Процедуры, позволяющие преобразовать переменные с распределением, отличающимся от нормального, в нормальное распределение. Анализ дихотомических переменных (напр., участие/неучастие) – напр., логистическая регрессия
Нелинейные (item response) модели

ИсторияКлассическая теория тестов (н.ХХ в.). Classical Test Theory. Проблемы: гомогенность, надежность и валидность тестов - ? Использовались

Слайд 5Основные допущения IRT
Существуют латентные параметры (напр., уровень подготовки тестируемого и

уровень сложности задания)
Существуют наблюдаемые параметры, связанные с латентными
Латентный параметр должен

быть одномерным (шкала измеряет одну переменную)
Основные допущения IRTСуществуют латентные параметры (напр., уровень подготовки тестируемого и уровень сложности задания)Существуют наблюдаемые параметры, связанные с

Слайд 6 IRT как теория анализа ответов в заданиях теста
IRT ориентирован на

анализ не теста в целом, а отдельных заданий
В рамках IRT

используют несколько моделей возможных ответов респондентов. Наиболее часто встречающаяся – модель Раша (однопараметрическая модель – вероятность успеха испытуемого как функция одного параметра, напр., уровень подготовленности)

IRT как теория анализа ответов в заданиях теста IRT ориентирован на анализ не теста в целом,

Слайд 7Современная теория тестов IRT
Модели IRT ориентированы на анализ оцениваемых характеристик.

Характеристики личности и характеристи­ки заданий оцениваются с помощью шкал (порядковых

или интервальных). Возможно сопоставление пока­зателей выполнения разных тестов, направленных на изу­чение сходных характеристик. 
Цель –построение шкалы для измерения латентной переменной. Пример: баллы ЕГЭ как шкала оценки знаний. Возможность сравнения различных групп. Выявление основных дифференцирующих признаков

Современная теория тестов IRTМодели IRT ориентированы на анализ оцениваемых характеристик. Характеристики личности и характеристи­ки заданий оцениваются с

Слайд 8Специальные методики и процедуры. Шкалы

Специальные методики и процедуры. Шкалы

Слайд 9Основные типы шкал
Шкала в социологии – специально сконструированная линейка для

измерения отдельных свойств объекта, т.е. присвоение им числовых значений –

меток.




Шкала – правило, определяющее, каким образом в процессе измерения каждому изучаемому объекту ставится в соответствие некоторое число или другой математический конструкт. (Ю.Толстова)

Готовые
(напр., минуты, рубли)

Специальные
(напр., соц. статус)

Измерение

Основные типы шкалШкала в социологии – специально сконструированная линейка для измерения отдельных свойств объекта, т.е. присвоение им

Слайд 10Основные правила шкалирования
Хорхе Луис Борхес в рассказе Аналитический язык Джона

Уилкинса ссылается на якобы перевод древнего китайского текста: «Животные делятся

на..
а) принадлежащих Императору
б) набальзамированных,
в) прирученных,
г) молочных поросят,
д) сирен,
е) сказочных,
ж) бродячих собак,
з) включённых в эту классификацию,
и) бегающих как сумасшедшие,
к) бесчисленных,
л) нарисованных тончайшей кистью из верблюжьей шерсти,
м) прочих,
н) разбивших цветочную вазу,
о) похожих издали на мух.»

Единое основание для классификации
Полнота охвата шкалы предложенными значениями
Принятие одного значения шкалы должно исключать другого

Основные правила шкалированияХорхе Луис Борхес в рассказе Аналитический язык Джона Уилкинса ссылается на якобы перевод древнего китайского

Слайд 11Основные правила шкалирования
Каждый признак (каждая переменная) измеряется с помощью той

или иной шкалы.
Шкала состоит из меток, чаще всего, чисел.
Поскольку «измерение»

есть «приписывание чисел вещам», то «шкала» - это более или менее сложные правила подобного «приписывания».
Тип использованной шкалы определяет возможности обработки полученных данных. Выбор шкалы ограничивает набор видов анализа данных.
Каждый вопрос, включенный в анкету, представляется в виде «переменных» (параметров, атрибутов).
Как правило, одноальтернативный закрытый вопрос представляется в виде одной переменной.
Закрытый многоальтернативный вопрос представляется в виде нескольких переменных.
Открытый вопрос кодируется уже после сбора данных, для него выбирается шкала и набор переменных
Основные правила шкалированияКаждый признак (каждая переменная) измеряется с помощью той или иной шкалы.Шкала состоит из меток, чаще

Слайд 12Типы шкал измерения
Шкала наименований (номинальная) – только описывает объект, количественные

показатели не используются.
Оцениваемому объекту приписывается значение, отражающей его принадлежность

к группе.
Шкала порядка (ранговая) – размечает объекты по степени выраженности у них того или иного признака.
Позволяет упорядочить любую пару объектов относительно друг друга на шкале.
Интервальная шкала не только упорядочивает объекты, но и количественно описывает их отличия.
Результаты, представленные в интервальной шкале, позволяют указывать «на сколько» степень выраженности признака у одного объекта больше, чем у другого.
Шкала отношений это интервальная шкала с «нулевой точкой».
Значения, измеренные в шкале отношений, позволяют указать «во сколько раз» различаются показатели.
Типы шкал измеренияШкала наименований (номинальная) – только описывает объект, количественные показатели не используются. Оцениваемому объекту приписывается значение,

Слайд 13Типы шкал измерения
Номера бегунов (номер на майке) - номинальная шкала.


Используется только для различения спортсменов и не для чего больше.


Очередность прихода к финишу - порядковая шкала.
Порядок мест победителей на пьедестале почета.
Рейтинг спортсмена - интервальная шкала.
Рейтинг спортсмена по 10-балльной шкале (от 1 до 10).

Время прохождения дистанции в секундах - шкала отношений.
Можно говорить о том, «на сколько» и «во сколько» раз быстрее прошел дистанцию каждый из бегунов.

Типы шкал измеренияНомера бегунов (номер на майке) - номинальная шкала. Используется только для различения спортсменов и не

Слайд 14Свойства шкал измерения
«Простые» шкалы. Минимальное количество «разрешенных» методов обработки
«Хорошие» шкалы.

Допускают применение разнообразных статистических методов обработки
«Пол» - признак, представленный в

номинальной шкале.
«Доля женщин» - признак, представленный в шкале отношений.
Свойства шкал измерения«Простые» шкалы. Минимальное количество «разрешенных» методов обработки«Хорошие» шкалы. Допускают применение разнообразных статистических методов обработки«Пол» -

Слайд 15Свойства шкал измерения
Чем более «грубой» является шкала, тем меньше методов

можно использовать при обработке данных, но тем ниже вероятность ошибиться

при измерениях.

«Простые» шкалы. Минимальная вероятность допустить ошибку при измерении

То, что можно сделать просто – должно быть сделано просто.

Свойства шкал измеренияЧем более «грубой» является шкала, тем меньше методов можно использовать при обработке данных, но тем

Слайд 16Примеры шкал измерения
В каких шкалах представлены приведенные ниже вопросы?
Шкала отношений
Интервальная

шкала
Ранговая шкала
Номинальная шкала
Шкала отношений
Ранговая шкала

Примеры шкал измеренияВ каких шкалах представлены приведенные ниже вопросы?Шкала отношенийИнтервальная шкалаРанговая шкалаНоминальная шкалаШкала отношенийРанговая шкала

Слайд 17Построение сложных признаков
Нередко исследователь на основе собранных данных по

отдельным признакам формирует комбинацию последних, сложные признаки. Соответственно со своими

шкалами.

Распределение значений признака «Допускаете ли Вы то, что можете не принять участие в голосовании?»

Метки шкалы признака «Допускаете ли Вы то, что можете не принять участие в голосовании?»

Метки шкалы признака «Намерены ли Вы принять участие в голосовании?»

Распределение значений признака «Намерены ли Вы принять участие в голосовании?»

Метки составного признака

Построение сложных признаков Нередко исследователь на основе собранных данных по отдельным признакам формирует комбинацию последних, сложные признаки.

Слайд 18Шкалы сумматорного типа
Шкалы, получающиеся в результате агрегирования и свертки (чаще

всего, суммирования) значений шкал первичных признаков, т.е. тех, по которым

происходило непосредственное измерение. Используются для измерения латентных признаков.
Все шкалы сумматорного типа пришли из психологии и потому направлены на максимально точное измерение изучаемых свойств отдельного индивида, а не на возможность сбора данных у больших социальных групп.
Шкалы сумматорного типаШкалы, получающиеся в результате агрегирования и свертки (чаще всего, суммирования) значений шкал первичных признаков, т.е.

Слайд 19Шкала Лайкерта
Серия суждений, выражающих разное отношение к измеряемому объекту (желательно

стремиться к балансу позитивных и негативных высказываний)
Все суждению имеют порядковую

шкалу (чаще всего, шкалу согласия)
Респондент оценивает свое отношение к каждому суждению
Полученные ответы кодируются для однонаправленного измерения (для всех суждений одинаково)
Все коды суммируются и нумеруются – каждый респондент получает индекс отношения к измеряемому объекту
Шкала ЛайкертаСерия суждений, выражающих разное отношение к измеряемому объекту (желательно стремиться к балансу позитивных и негативных высказываний)Все

Слайд 20Шкала Лайкерта
Пример
Оцените по каждому из суждений степень своего согласия или

несогласия (таблица «кафетерий»)
Максимум 6*5=30
Нормированный индекс = (23-6)/(30-6)=71%

Шкала ЛайкертаПримерОцените по каждому из суждений степень своего согласия или несогласия (таблица «кафетерий»)Максимум 6*5=30Нормированный индекс = (23-6)/(30-6)=71%

Слайд 21Шкала Терстоуна
Серия суждений, выражающих разное отношение к измеряемому объекту (желательно

в высказываниях предложить большое число оттенков отношения)
Экспертам предлагается оценить, насколько

каждое из суждения выражает установку (разложить карточки с суждениями от 1 до 11, есть варианты – от 1 до 9, в общем случае – нечетное число групп суждений)
Определить вес каждого суждения (медиана)
Выбрать наиболее согласованные суждения (минимальный квартильный размах), равномерно охватывающий весь спектр установки.
Респондент оценивает свое согласие или несогласие с каждым суждением (в дихотомии «да/нет»).
Веса суждений, с которыми респондент согласился, суммируются (с учетом веса суждений). Каждый респондент получает индекс отношения к измеряемому объекту.
Шкала ТерстоунаСерия суждений, выражающих разное отношение к измеряемому объекту (желательно в высказываниях предложить большое число оттенков отношения)Экспертам

Слайд 22Шкала Терстоуна
Серия суждений, выражающих разное отношение к измеряемому объекту (желательно

в высказываниях предложить большое число оттенков отношения)
Экспертам предлагается оценить, насколько

каждое из суждения выражает установку (разложить карточки с суждениями в группы от 1 до 11)


Определить вес каждого суждения (медиана)
Выбрать наиболее согласованные суждения (минимальный квартильный размах), равномерно охватывающий весь спектр установки.

Вес суждения - 9,0 баллов

Квартильный размах – 9,8 – 8,2 = 1,6

Шкала ТерстоунаСерия суждений, выражающих разное отношение к измеряемому объекту (желательно в высказываниях предложить большое число оттенков отношения)Экспертам

Слайд 23Шкала Терстоуна
Респондент оценивает свое согласие или несогласие с каждым суждением

(в дихотомии «да/нет»).
Веса суждений, с которыми респондент согласился, суммируются (с

учетом веса суждений). Каждый респондент получает индекс отношения к измеряемому объекту.










Максимум = 11*2 = 22
Индекс (среднее) 9,4/22 = 43%
Шкала ТерстоунаРеспондент оценивает свое согласие или несогласие с каждым суждением (в дихотомии «да/нет»).Веса суждений, с которыми респондент

Слайд 24Шкала Богардуса
Респонденту предлагается 7 кумулятивных суждений, относящихся к определенной социальной

группе.
Респонденты выбирают максимально возможный приемлемый уровень согласия. Считается, чем выше

балл, тем дальше дистанция.
Пример. Проранжируйте представителей указанной национальности, отмечая степень приемлемости их для себя лично только по одному из семи предложенных здесь критериев. Отвечайте по принципу: для меня лично возможно и желательно в отношении людей данной национальности (номер ответа – это величина балла)
Принятие как близких родственников посредством брака.
Принятие как личных друзей
Принятие как соседей, проживающих на одной улице
Принятие как коллег по работе, имеющих ту же профессию, что и я.
Принятие как граждан моей страны.
Принятие только как туристов в моей стране.
Предпочел бы не видеть в моей стране.
Шкала БогардусаРеспонденту предлагается 7 кумулятивных суждений, относящихся к определенной социальной группе.Респонденты выбирают максимально возможный приемлемый уровень согласия.

Слайд 25Шкала Богардуса
Эмори Богардус применил данную шкалу для измерения социальной дистанции

в отношении к различным этническим группам. Исследование было проведено в

США впервые в 1926 году и повторено в 1966 г. Указавшие тот или иной уровень приемлемости получали соответствующий балл, описывающий приемлемую для них дистанцию следующим образом:
7 баллов (максимум) - ксенофобия
5-6 баллов - национальная изолированность
4-5 баллов – национальная обособленность
Менее 4 баллов – открытость, толерантность
Шкала БогардусаЭмори Богардус применил данную шкалу для измерения социальной дистанции в отношении к различным этническим группам. Исследование

Слайд 26Шкала Богардуса
В реальных исследованиях шкала Богардуса используется редко в связи

с ее очень узкой направленностью на измерение социальной дистанции к

большим социальным группам.
По этой причине Гуттман расширил в 1940 году возможности данной шкалы на больший круг исследовательских задач.
Шкала БогардусаВ реальных исследованиях шкала Богардуса используется редко в связи с ее очень узкой направленностью на измерение

Слайд 27Шкала Гуттмана
Собственно расчет значения данной шкалы полностью идентичен шкале Богардуса.


Отличие лишь в том, что если шкала Богардуса упорядочена с

самого начала, то Гуттман разработал и обосновал метод упорядочения широкого круга суждений для формирования такой шкалы.
Задача шкалирования по Гуттману состоит в построении кумулятивной – одномерной, монотонно возрастающей шкалы, отражающей нарастание выраженности отношения к какому-либо социальному объекту или явлению. Гуттман называл это принципом «лестницы»

Серия суждений отражают нарастание установки – более сложные действия включают в себя более простые

Шкала ГуттманаСобственно расчет значения данной шкалы полностью идентичен шкале Богардуса. Отличие лишь в том, что если шкала

Слайд 28Шкала Гуттмана
Респондентам предъявляется набор суждений и он выражает свое согласие

или не согласие с каждым из них.
Ответы кодируются «+», если

респондент согласился с суждением и «-», если не согласился (выбрал противоположную альтернативу).
В результате сформировалась матрица ответов респондентов, т.е. мы имеем собственно согласие или несогласие респондентов с суждениями. Нам осталось лишь придать вес каждому из этих суждений.

Подсчитываются количество суждений, с которыми респонденты выразили согласие. А затем респонденты ранжируются в зависимости от числа суждений, с которыми они согласились.

Шкала ГуттманаРеспондентам предъявляется набор суждений и он выражает свое согласие или не согласие с каждым из них.Ответы

Слайд 29Шкала Гуттмана
В сформированной таким образом матрице исследователь меняет расположение «столбцов»

(суждений) с тем, чтобы получить наиболее четкую границу между «+»

и «-».
В заключение суждениям, относительно которых получено наибольшее число положительных ответов («+»), придаются наибольшие значения, а тем, с которыми согласилось меньшинство, - наименьшее.
Результат усредняется по всей выборке, как и в случае шкалы Терстоуна.

Шкала ГуттманаВ сформированной таким образом матрице исследователь меняет расположение «столбцов» (суждений) с тем, чтобы получить наиболее четкую

Слайд 30Коэффициент репродуктивности шкалограммы Гуттмана
Коэффициент репродуктивности шкалограммы - интервал допустимой ошибки.

Показывает количество ошибок и означает процент реакций на признак, который

воспроизводится правильно:
R = 1− n/KN,
где R – коэффициент репродуктивности; K – число суждений (в нашем случае K = 6), по которым нужно дать ответ; N – число респондентов (в нашем случае N = 9); n – число ошибочных ответов, которые располагаются справа или слева от идеальной вертикали
Желательно получить не более 10 % ошибочных ответов. Тогда коэффициент репродуктивности должен выражаться числом 0,90. Это означает, что данный набор суждений образует одномерную шкалу.
 Коэффициент репродуктивности нашей шкалы равен 0,94
R = 1−3/6х9= 0,94
Число допустимых ошибок n= (1- R)x (K x N)= 3,24.
В нашем примере – 3, что допустимо.
Можно повысить коэффициент, убрав суждения, которые вызывают наибольшие отклонения от идеальной шкалограммы.

Коэффициент репродуктивности шкалограммы ГуттманаКоэффициент репродуктивности шкалограммы - интервал допустимой ошибки. Показывает количество ошибок и означает процент реакций

Слайд 31Семантический дифференциал
Психосемантический метод – семантический дифференциал Ч.Осгуда. Позволяет измерять аффективные

компоненты значений – личное, субъективное. Коннотативное в отличие от денотативного.
Применяется

для построения субъективного семантического пространства
Используется при изучении эмоционального отношения, стереотипов, ценностной нагруженности
Семантический дифференциалПсихосемантический метод – семантический дифференциал Ч.Осгуда. Позволяет измерять аффективные компоненты значений – личное, субъективное. Коннотативное в

Слайд 32Семантический дифференциал
Методом факторного анализа устанавливается минимальное количество осей
Место объекта на

операциональном уровне можно представить в виде точки в семантическом пространстве.

Может быть охарактеризована двумя параметрами: направлением и удалённостью от точки отсчёта (качеством и интенсивностью)
Изучаемое понятие оценивается тестируемым по 7-балльным биполярным шкалам
Семантический дифференциалМетодом факторного анализа устанавливается минимальное количество осейМесто объекта на операциональном уровне можно представить в виде точки

Слайд 33СД Осгуда

СД Осгуда

Слайд 34Возможное применение метода СД Осгуда в маркетинге

Возможное применение метода СД Осгуда в маркетинге

Слайд 35Ассоциативный эксперимент
Психосемантический метод
Цель – понимание ассоциаций респондента
Слово-стимул – слово-реакция (не

задумываясь)
Ассоциации
По звучанию
По значению: контраст, сходство, подчинение, соподчинение, обобщение, ассонанс, часть-целое,

дополнение (Дж.Миллер)

Ассоциативный экспериментПсихосемантический методЦель – понимание ассоциаций респондентаСлово-стимул – слово-реакция (не задумываясь)АссоциацииПо звучаниюПо значению: контраст, сходство, подчинение, соподчинение,

Слайд 36Возможное применение в социологическом исследовании: ФОМ, 2001 г. Тестировалось понятия

«власть», «государство» и др. N=810
«респонденты подходят к трактовке понятия "государство"

с разных позиций. Основные их подходы можно определить как
геополитический (акцентирующий внимание на единой территории),
институциональный (ориентированный на политический строй: Президент, правительство, полит.система, управленческий орган, система законов и др.),
этнокультурный (акцент – на народе, с его укладом и традициями: культура, народ и его традиции, национальная община и др.),
личностный (сближающий представление о государстве с такими ценностно окрашенными понятиями, как Родина, Отчизна, Держава)»
https://bd.fom.ru/report/map/pa0013

Возможное применение в социологическом исследовании: ФОМ, 2001 г. Тестировалось понятия «власть», «государство» и др. N=810«респонденты подходят к

Слайд 37Репертуарная решетка Келли
Первый этап – выявление конструктов, с помощью которых

оценивается объект. Триады или диады (иногда этап опускается, конструкты задаются

исследователем)
Второй этап – оценка объектов согласно конструктам
Репертуарная решетка КеллиПервый этап – выявление конструктов, с помощью которых оценивается объект. Триады или диады (иногда этап

Слайд 38Репертуарная решетка Келли
Элементы задаются в виде репертуара ролей, на место

которых респондент подставляет конкретных людей, предметы и т.д.
Из набора элементов

выделяются тройки, предлагается выделить качество, по которому двое из них схожи и отличны от третьего. Названия полюсов записываются
Выявленный конструкт представляется в виде шкалы от -3 (полюс различия) до +3 (полюс сходства)
Если между конструктами есть корреляция, возможно существование латентного фактора
Можно проводить корреляционный, кластерный, факторный анализ. Анализ взаимоотношений между объектами в восприятии индивида, информация о сходстве и различии между ними, можно выделить классы
Репертуарная решетка КеллиЭлементы задаются в виде репертуара ролей, на место которых респондент подставляет конкретных людей, предметы и

Слайд 39Репертуарная решетка Келли (пример)

Репертуарная решетка Келли (пример)

Слайд 40Репертуарная решетка Келли. Пример визуализации результатов применения (проекция элементов и

конструктов в факторное пространство)

Репертуарная решетка Келли. Пример визуализации результатов применения (проекция элементов и конструктов в факторное пространство)

Слайд 41Одномерные и многомерные шкалы
Одномерные шкалы (one-dimensional scales) – iкала измерений свойства

объекта, которая характеризуется одним параметром и результаты измерений, в которой

выражаются одним числом или знаком (обозначением).
Применяются, когда свойства объекта/процесса достаточно полно могут быть выражены в одномерном пространстве признаков. При этом одномерная шкала может быть как дискретной, так и непрерывной.
Многомерные шкалы (multidimensional scales) - шкала измерений свойства объекта, которая характеризуется двумя или более параметрами и результаты измерений в которой выражаются двумя или более числами или знаками (обозначениями).
Применяются, если свойства объекта/процесса не могут быть адекватно выражены в одномерном пространстве признаков (например, когда одним термином описывается некое комплексное явление, характеризующееся большим разбросом несвязанных между собой параметров). Нередко используются так называемые номографические шкалы, для которых характерно выделение на шкале, построенной в некоторой системе координат, кривых или поверхностей, для которых выполняется некоторое условие (функциональная зависимость), связывающее параметры, отложенные по координатным осям.

Одномерные и многомерные шкалыОдномерные шкалы (one-dimensional scales) – iкала измерений свойства объекта, которая характеризуется одним параметром и результаты

Слайд 42Многомерные шкалы
Сложность социологических объектов часто не позволяет считать, что все

респонденты используют при оценивании одну характеристику и понимают ее однозначно


Учесть сложные отношения можно иногда только при использовании многомерной шкалы: например, нетранзитивность в методах парных сравнений (костюм В лучше А по фасону, В лучше А по материалу, С лучше сидит, чем А)
Пространство восприятия группы респондентов – пространство, осями которого служат одномерные характеристики (свойства) объектов, воспринимаемые этими респондентами и используемые при вынесении суждения об объектах (Клигер, Косолапов, Толстова. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации, 1978).
Многомерные шкалыСложность социологических объектов часто не позволяет считать, что все респонденты используют при оценивании одну характеристику и

Слайд 43Многомерные шкалы
Изучаемые объекты – точки в пространстве восприятия, проекции соответствующих

точек на оси – шкальные значения объектов по воспринимаемым характеристикам
Оси

группового пространства восприятия – субъективные характеристики восприятия отдельных респондентов (напр., привлекательность работы)
Конфигурация точек в пространстве может быть достаточно сложной
Многомерные шкалыИзучаемые объекты – точки в пространстве восприятия, проекции соответствующих точек на оси – шкальные значения объектов

Слайд 44Многомерные шкалы
Часто исследователь сам задает оси восприятия
Затем с помощью одномерного

шкалирование получает шкальные значения объектов по этим осям и таким

образом определяет расположение объектов в пространстве
Следующий этап – попытка установить зависимости между оценкой объектов по комплексному показателю и оценками по составляющим характеристикам
Но – восприятие объектов респондентов может отличаться от исследователя. Поэтому желательно выявить характеристик, по которым оценивают респонденты
Например, предлагать оценить сходство между объектами, не ограничивая в выборе характеристик
Многомерные шкалыЧасто исследователь сам задает оси восприятияЗатем с помощью одномерного шкалирование получает шкальные значения объектов по этим

Слайд 45Основные отличия многомерного шкалирования от одномерного
В многомерном ш. от респондента

не требуют оценки объектов по заранее заданным характеристикам, а используют

суждения о сходстве между объектами
Размерность пространства восприятия, как и шкальные значения объектов, определяется из исходных данных
Вводится функция несоответствия (критерий расхождения) – оценивается, насколько полученное пространственное представление сохраняет информацию, имеющуюся в исходных данных.
Задача – понижение размерности пространства
Основные отличия многомерного шкалирования от одномерногоВ многомерном ш. от респондента не требуют оценки объектов по заранее заданным

Слайд 46Пример многомерного шкалирования

Пример многомерного шкалирования

Слайд 47Основные выводы
Основные правила шкалирования
Единое основание для классификации
Полнота охвата шкалы предложенными

значениями
Принятие одного значения шкалы должно исключать другого

Виды шкал
Номинальная
Порядковая
Интервальная
Отношений (метрическая)

Основные выводыОсновные правила шкалированияЕдиное основание для классификацииПолнота охвата шкалы предложенными значениямиПринятие одного значения шкалы должно исключать другогоВиды

Слайд 48Литература
Little, T. D. ed. (2013). The Oxford handbook of quantitative

methods, volume 1: Foundations. Oxford University Press, с. 118-143.
Методы сбора информации

в социологических исследованиях. (1990) Отв. ред. В.Г.Андреенков, О.М.Маслова. М.: Наука.
Девятко, И.Ф. (2009) Методы социологического исследования: Учеб. пособие. М.: КДУ, 5-е изд.
Ядов, В. А. (1987) Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов; изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Наука.
Клигер С.А., Косолапов М.С., Толстова Ю.Н.(1978) Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. – М.: Наука.
Власова М. Л. (2006) Социологические методы в маркетинговых исследованиях: учеб. пособие для вузов / М.Л.Власова; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд-во ГУ ВШЭ.
Нэреш К. Малхотра (2002) Маркетинговые исследования. Практическое руководство. , 3-е изд., пер. с англ. - М.



ЛитератураLittle, T. D. ed. (2013). The Oxford handbook of quantitative methods, volume 1: Foundations. Oxford University Press,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика