Слайд 1Методология исследований в менеджменте
к.э.н., доцент Борисова В.В.
Государственный университет управления
Слайд 2Место дисциплины в системе подготовки магистров
Подготовка к эффективной профессиональной научно-исследовательской
и аналитической деятельности в области управления
Творческий подход к работе
Стремление
к поиску инновационных форм организации управленческой деятельности
Умение применять в управлении научно-исследовательский инструментарий
Слайд 3Введение в дисциплину
Исследовательская деятельность в управлении
Слайд 4Исследование -
подвергнуть научному изучению или осматривать для изучения чего-нибудь
процесс
научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его
закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества
процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности
Слайд 5Исследование -
это вид деятельности человека, состоящий в:
распознавании проблем
и ситуаций;
определении их происхождения;
выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения
и развития;
установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;
нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения
Коротков Э.М.
Слайд 6Агрегатная модель процесса исследования
Исследовательский процесс
УПРАВЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ:
Парадигма
Концепция
Методология
Мировой уровень исследований
План
ВХОДЫ:
Накопленные знания
и результаты
Проблемы для разрешения
Научная информация
ВЫХОДЫ:
Новые знания
Модели будущих разработок
Научные знания
МЕХАНИЗМЫ
ИСПОЛНЕНИЯ:
Люди Ресурсы
(материальные,
финансовые и
т.д.)
Слайд 7Основополагающие характеристики исследования
Направленность
Результаты
Качество
Слайд 8Исследование в системе управления
Цикл Шухарта-Деминга (цикл PDCA)
Целеполагание
Организация
Мотивация
Анализ
+
Современный
взгляд
Слайд 9Исследование в системе управления
Обновление системы управления
Переход к метауправлению
Исследовательская деятельность
Слайд 10Основные виды исследований
Теоретические
Эмпирические
Прагматические
Фундаментальные
Прикладные
Научный уровень
Содержание исследования
Слайд 11Виды исследований
Бюджетные
Хоздоговорные
Не финансируемые
Долгосрочные
Краткосрочные
Экспресс-исследования
Прорывные
Развивающие
Источник финансирования
Длительность исследования
Роль в науке
Слайд 12Категориальный аппарат исследования
Тема исследования
Актуальность исследования
Проблемы исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Исходные гипотезы
исследования
Цели исследования
Задачи исследования
Основание исследования
Правовой аспект
Теоретико-методический
Прагматический
Эмпирический
Слайд 13Тема и актуальность исследования
Область исследования
Соответствие интересуемой тематике реальному положению дел,
потребность и пригодность результатов исследования для решения насущных проблем
Слайд 14Проблема исследования -
Реальное противоречие, требующее своего разрешения
Между стратегией и
тактикой управления
Между возможностями фирмы и условиями рынка
Между квалификацией персонала
и потребностями в инновациях и т.д.
Слайд 15Объектом исследования является
Система управления конкретной организации, группы организаций, различных объединений,
представленная в виде управленческой ситуации
Слайд 16Особенности объекта управления
Относится к классу социально-экономических систем, где основополагающим элементом
является человек, чья деятельность определяет особенности всех процессов ее функционирования
и развития
Слайд 17Предметом исследования является
То, что необходимо изучать на примере выбранного
объекта
Управленческая ситуация, в результате анализа которой выявляется проблема
Узкое место предмета
составляет проблему исследования
Слайд 18Исходные гипотезы исследования
Научное предварительное недоказанное утверждение (предположение, предсказание) новых явлений
или событий
Форма перехода от неизученных фактов к законам и закономерностям
Слайд 19Виды гипотез для социально-экономических систем
Рабочая гипотеза - предварительное предположение, выдвигаемое
на начальном этапе исследования. Может иметь место несколько вариантов
Конкретная гипотеза
– уточненная гипотеза
Слайд 20Работа с гипотезой
Гипотеза требует либо доказательства, либо опровержения
Доказанная гипотеза может
стать теорией
Недоказанная и не опровергнутая гипотеза приобретает статус открытой проблемы
Слайд 21Основная функция гипотезы
«Существенная функция гипотезы состоит в том, что она
ведет к новым наблюдениям и исследованиям, благодаря чему наша догадка
подтверждается, опровергается или модифицируется – короче, опыт расширяется»
«Факты опыта какой-то ограниченной научной области вместе с осуществленными, строго доказанными гипотезами или связывающими, единственно возможными гипотезами, образуют теорию».
Наличие гипотезы позволяет перейти к выбору методологического подхода
Слайд 22Цели исследования
Цель исследования – поиск наиболее эффективных вариантов построения системы
управления, организации ее функционирования и развития
Цель – основа распознавания и
выбора проблем в исследовании
Опираясь на гипотезу, цель указывает направление исследования, формируя образ ожидаемого результата
Слайд 23Цели исследования
Возможные цели исследования:
Мониторинг качества управления
Повышение квалификации персонала
Распознавание проблем,
которые в будущем могут осложнить работу
Формирование инновационной среды в системе
управления и т.д.
Слайд 24Виды целей исследования
Текущие и перспективные
Общие и локальные
Постоянные и эпизодические
Слайд 25Задачи исследования
Задачи определяют структуру исследования
Виды:
основные
вспомогательные
Слайд 26Основания исследования
Основание исследования
Правовой аспект
Теоретико-методический
Прагматический
Эмпирический
Слайд 27Теоретико-методический аспект основания исследования
Менеджмент
Наука
Слайд 28Введение в дисциплину
Методология исследования управленческих ситуаций: основные подходы и базовые
концепции исследований в менеджменте
Слайд 29Методология -
(methodos- путь познания, logos – учение)
Фундаментальное основание исследования
Совокупность принципов,
норм, методов познания и практической деятельности
Учения о принципах построения, формах
и способах научно-познавательной деятельности
Слайд 30Методология -
Совокупность целей, подходов, ориентиров, средств, методов и процедур логической
организации, используемых при изучении явлений и осуществления познавательной деятельности
Слайд 31Методологический подход
Подход — это ракурс исследования, исходная позиция, отправная точка
(с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно
цели).
Система знаний, методов, понятийно-методическая база исследований, характеризующаяся определённым аспектом рассмотрения проблем
Слайд 32Методологический подход
Характер объекта и предмета исследования определяет также разнообразие подходов
и приоритетов.
Слайд 33Связь методологии и теории
Теория – система основных идей в определенной
области знаний
Теория указывает путь от методологии к практике
Слайд 34Методологический подход
В рамках одного методологического подхода могут существовать ряд разных
теорий, взглядов, положений, имеющих одну и ту же концептуальную основу
исследования
Слайд 35Подходы к исследованию
Аспектный
Системный
Концептуальный
Слайд 36Аспектный подход
Выбор одной грани проблемы, учитывая ее актуальность или ресурсы,
выделенные на исследование
Пример: проблема развития персонала может иметь экономический аспект,
психологический аспект, образовательный аспект и т.д.
Слайд 37Системный подход
Более высокий уровень методологии, требующий максимально возможного учета всех
аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и
существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеритиками
Слайд 38Концептуальный подход
Предполагает предварительную разработку концепции исследования, т.е. комплекса ключевых положений,
определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования
Слайд 39Базовые методологические подходы к исследованию подсистем менеджмента
Диалектический подход
Процессный подход
Ситуационный подход
Функциональный
подход
Рефлексивный подход
Системный подход
Слайд 40Принцип объективности
Принцип всеобщей связи явлений
Учет непрерывного
изменения, развития
исследуемых элементов
Принцип восхождения
от абстрактного к конкретному и наоборот
Методологические подходы к исследованию
Диалектический
Учет фактов, условий развития, адекватность средств, позволяющих получить истинные знания об объекте
Сочетание истории объекта, его теории (структура, функции, связи) и перспектив его развития
Выделение основных факторов, решающих звеньев, определяющих результаты исследования
Слайд 41Методологические подходы к исследованию
Процессный
Слайд 42Виды технической реализации процессного подхода
Параллельный
Последовательный
Параллельно-последовательный
Преимущества
Непрерывность проведения исследовательских работ
Получение синергетического исследовательского
результата
Более полное выполнение требований к проведению исследований
Постоянное улучшение процессов
Методологические подходы
к исследованию
Процессный
Слайд 43Методологические подходы к исследованию
Ситуационный
Основа - ситуация
Случаи использования ситуационного подхода
Типовые
ситуации
Уникальные ситуации
Наличие информационной неопределенности
Наличие полной неопределенности
Слайд 44Методологические подходы к исследованию
Ситуационный
Объекты исследования
Методы и стиль управления
Стратегия развития
организации
Внутренняя и внешняя среда организации
Подсистема управления качеством и др.
Методы
Экономический и
логический анализ
Разработка управленческих решений
Интеллектуальная обработка информации и т.д.
Слайд 45Методологические подходы к исследованию
Функциональный
Модель «черного ящика»
Акцент на изменение состояния
«черного ящика»
Практическое использование при
Планировании
Прогнозировании
Оценке акционерного капитала
Оценки изменения цен и т.д.
Слайд 46Методологические подходы к исследованию
Рефлексивный
Рефлексивность
Рефлекторность
Изучение реакции системы на возмущения –
способности к адаптации
Изучение способности организации к самосохранению - способности к
устойчивости
Диагностика реакции системы
Слайд 47Методологические подходы к исследованию
Системный
Рассмотрение всей организации как некоторой целостности
Рассмотрение
организации как открытой многоцелевой системы
Всестороннее изучение не только отдельных свойств,
но и генерируемых синергетических свойств, обладающих новыми качествами
Изучение совокупности параметров и показателей функционирования системы в динамике
Слайд 48Методологические подходы к исследованию
Системный
Преимущества
Возможности познания объекта исследования (в том
числе и его синергетических свойств) шире
Декомпозиция с необходимой глубиной
Более
глубокая схема обоснования и выявления характера связей и отношений
Тесная связь с другими методологическими направлениями науки
Слайд 49Методологические подходы к исследованию
Системный
Состав наук и научных направлений, составляющих
основу системного подхода
Общая теория систем
Специализированные теории систем
Современная теория систем
Слайд 50Методологические подходы к исследованию
Что нового?
Классификация по степени познания окружающего
мира
Дисциплинарный подход
Междисциплинарный подход
Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход
Трансцисциплинарный системный подход
Слайд 51Классификация научного знания (по П.М. Гурееву)
наука
объект
наука
наука
объект
наука
наука
объект
наука
Картина мира
Слайд 52Введение в дисциплину
Методы исследования и их классификация
Слайд 53Метод исследования
От греч. methodos – путь, способ исследования, обучения, действия
Теория
предлагает научный метод решения проблем
Способ получения нового знания, непосредственный инструментарий
с помощью которого проводится исследование
Слайд 54Метод исследования
«Под методом я разумею достоверные и легкие правила,
строго соблюдая которые человек никогда не примет ничего ложного за
истинное, и шаг за шагом приумножая знание, придет к истинному познанию всего того, что он будет способен познать»
Р. Декарт
Слайд 56Состав методов исследования
Общие классификационные признаки
Отношение к науке и особенностям управления
Общенаучные
Специфические
Диверсифицированные
Слайд 57Классификация по способу и источнику получения информации об исследуемых объектах
Теоретические
Логико-интуитивные
Эмпирические
Комплексно-комбинированные
и
другие
Состав методов исследования
Слайд 58Выбор методов исследования (способы)
Интуитивно, руководствуясь опытом
Эвристически, используя приемы логики и
формальные методические правила
Консультативно, на основе рекомендаций
Слайд 59Выбор методов исследования (требования)
Цели исследовательских работ
Требования, предъявляемые к конечным результатам
исследований, их точности и достоверности
Ограничения по срокам, ресурсам, возможностям исследований
и используемым техническим средствам исследований
Имеющиеся данные об аналогичных исследованиях и фактических данных о СУ, производственной системе и внешней среде