Разделы презентаций


Методология исследований в менеджменте

Содержание

Место дисциплины в системе подготовки магистровПодготовка к эффективной профессиональной научно-исследовательской и аналитической деятельности в области управления Творческий подход к работеСтремление к поиску инновационных форм организации управленческой деятельностиУмение применять в управлении научно-исследовательский

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методология исследований в менеджменте
к.э.н., доцент Борисова В.В.
Государственный университет управления

Методология исследований в менеджментек.э.н., доцент Борисова В.В.Государственный университет управления

Слайд 2Место дисциплины в системе подготовки магистров
Подготовка к эффективной профессиональной научно-исследовательской

и аналитической деятельности в области управления
Творческий подход к работе
Стремление

к поиску инновационных форм организации управленческой деятельности
Умение применять в управлении научно-исследовательский инструментарий

Место дисциплины в системе подготовки магистровПодготовка к эффективной профессиональной научно-исследовательской и аналитической деятельности в области управления Творческий

Слайд 3Введение в дисциплину
Исследовательская деятельность в управлении

Введение в дисциплинуИсследовательская деятельность в управлении

Слайд 4Исследование -
подвергнуть научному изучению или осматривать для изучения чего-нибудь
процесс

научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его

закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества
процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности

Исследование - подвергнуть научному изучению или осматривать для изучения чего-нибудьпроцесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в

Слайд 5Исследование -
это вид деятельности человека, состоящий в:
распознавании проблем

и ситуаций;
определении их происхождения;
выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения

и развития;
установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;
нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения

Коротков Э.М.

Исследование - это вид деятельности человека, состоящий в: распознавании проблем и ситуаций; определении их происхождения; выявлении свойств,

Слайд 6Агрегатная модель процесса исследования
Исследовательский процесс
УПРАВЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ:
Парадигма
Концепция
Методология
Мировой уровень исследований
План
ВХОДЫ:
Накопленные знания

и результаты
Проблемы для разрешения
Научная информация
ВЫХОДЫ:

Новые знания

Модели будущих разработок

Научные знания
МЕХАНИЗМЫ

ИСПОЛНЕНИЯ:
Люди Ресурсы
(материальные,
финансовые и
т.д.)
Агрегатная модель процесса исследованияИсследовательский процессУПРАВЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ:ПарадигмаКонцепцияМетодология Мировой уровень исследованийПланВХОДЫ:Накопленные знания и результатыПроблемы для разрешенияНаучная информация ВЫХОДЫ:Новые знанияМодели

Слайд 7Основополагающие характеристики исследования
Направленность
Результаты
Качество

Основополагающие характеристики исследованияНаправленностьРезультаты Качество

Слайд 8Исследование в системе управления
Цикл Шухарта-Деминга (цикл PDCA)
Целеполагание
Организация
Мотивация
Анализ
+
Современный
взгляд

Исследование в системе управленияЦикл Шухарта-Деминга (цикл PDCA)ЦелеполаганиеОрганизация МотивацияАнализ+Современныйвзгляд

Слайд 9Исследование в системе управления
Обновление системы управления
Переход к метауправлению
Исследовательская деятельность

Исследование в системе управленияОбновление системы управленияПереход к метауправлению Исследовательская деятельность

Слайд 10Основные виды исследований
Теоретические
Эмпирические
Прагматические

Фундаментальные
Прикладные
Научный уровень
Содержание исследования

Основные виды исследованийТеоретическиеЭмпирическиеПрагматическиеФундаментальныеПрикладныеНаучный уровень Содержание исследования

Слайд 11Виды исследований
Бюджетные
Хоздоговорные
Не финансируемые

Долгосрочные
Краткосрочные
Экспресс-исследования

Прорывные
Развивающие
Источник финансирования
Длительность исследования
Роль в науке

Виды исследованийБюджетныеХоздоговорныеНе финансируемыеДолгосрочныеКраткосрочныеЭкспресс-исследованияПрорывные РазвивающиеИсточник финансированияДлительность исследованияРоль в науке

Слайд 12Категориальный аппарат исследования
Тема исследования
Актуальность исследования
Проблемы исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Исходные гипотезы

исследования
Цели исследования
Задачи исследования
Основание исследования
Правовой аспект
Теоретико-методический
Прагматический
Эмпирический



Категориальный аппарат исследованияТема исследования Актуальность исследованияПроблемы исследованияОбъект исследованияПредмет исследованияИсходные гипотезы исследованияЦели исследованияЗадачи исследованияОснование исследованияПравовой аспектТеоретико-методическийПрагматический Эмпирический

Слайд 13Тема и актуальность исследования
Область исследования
Соответствие интересуемой тематике реальному положению дел,

потребность и пригодность результатов исследования для решения насущных проблем


Тема и актуальность исследованияОбласть исследованияСоответствие интересуемой тематике реальному положению дел, потребность и пригодность результатов исследования для решения

Слайд 14Проблема исследования -
Реальное противоречие, требующее своего разрешения
Между стратегией и

тактикой управления
Между возможностями фирмы и условиями рынка
Между квалификацией персонала

и потребностями в инновациях и т.д.

Проблема исследования - Реальное противоречие, требующее своего разрешенияМежду стратегией и тактикой управленияМежду возможностями фирмы и условиями рынка

Слайд 15Объектом исследования является
Система управления конкретной организации, группы организаций, различных объединений,

представленная в виде управленческой ситуации

Объектом исследования являетсяСистема управления конкретной организации, группы организаций, различных объединений, представленная в виде управленческой ситуации

Слайд 16Особенности объекта управления
Относится к классу социально-экономических систем, где основополагающим элементом

является человек, чья деятельность определяет особенности всех процессов ее функционирования

и развития
Особенности объекта управленияОтносится к классу социально-экономических систем, где основополагающим элементом является человек, чья деятельность определяет особенности всех

Слайд 17Предметом исследования является
То, что необходимо изучать на примере выбранного

объекта
Управленческая ситуация, в результате анализа которой выявляется проблема
Узкое место предмета

составляет проблему исследования
Предметом исследования является То, что необходимо изучать на примере выбранного объектаУправленческая ситуация, в результате анализа которой выявляется

Слайд 18Исходные гипотезы исследования
Научное предварительное недоказанное утверждение (предположение, предсказание) новых явлений

или событий
Форма перехода от неизученных фактов к законам и закономерностям

Исходные гипотезы исследованияНаучное предварительное недоказанное утверждение (предположение, предсказание) новых явлений или событийФорма перехода от неизученных фактов к

Слайд 19Виды гипотез для социально-экономических систем
Рабочая гипотеза - предварительное предположение, выдвигаемое

на начальном этапе исследования. Может иметь место несколько вариантов
Конкретная гипотеза

– уточненная гипотеза
Виды гипотез для социально-экономических системРабочая гипотеза - предварительное предположение, выдвигаемое на начальном этапе исследования. Может иметь место

Слайд 20Работа с гипотезой
Гипотеза требует либо доказательства, либо опровержения
Доказанная гипотеза может

стать теорией
Недоказанная и не опровергнутая гипотеза приобретает статус открытой проблемы

Работа с гипотезойГипотеза требует либо доказательства, либо опроверженияДоказанная гипотеза может стать теориейНедоказанная и не опровергнутая гипотеза приобретает

Слайд 21Основная функция гипотезы
«Существенная функция гипотезы состоит в том, что она

ведет к новым наблюдениям и исследованиям, благодаря чему наша догадка

подтверждается, опровергается или модифицируется – короче, опыт расширяется»
«Факты опыта какой-то ограниченной научной области вместе с осуществленными, строго доказанными гипотезами или связывающими, единственно возможными гипотезами, образуют теорию».
Наличие гипотезы позволяет перейти к выбору методологического подхода
Основная функция гипотезы«Существенная функция гипотезы состоит в том, что она ведет к новым наблюдениям и исследованиям, благодаря

Слайд 22Цели исследования
Цель исследования – поиск наиболее эффективных вариантов построения системы

управления, организации ее функционирования и развития
Цель – основа распознавания и

выбора проблем в исследовании
Опираясь на гипотезу, цель указывает направление исследования, формируя образ ожидаемого результата
Цели исследованияЦель исследования – поиск наиболее эффективных вариантов построения системы управления, организации ее функционирования и развитияЦель –

Слайд 23Цели исследования
Возможные цели исследования:
Мониторинг качества управления
Повышение квалификации персонала
Распознавание проблем,

которые в будущем могут осложнить работу
Формирование инновационной среды в системе

управления и т.д.
Цели исследования Возможные цели исследования:Мониторинг качества управленияПовышение квалификации персоналаРаспознавание проблем, которые в будущем могут осложнить работуФормирование инновационной

Слайд 24Виды целей исследования
Текущие и перспективные
Общие и локальные
Постоянные и эпизодические

Виды целей исследованияТекущие и перспективныеОбщие и локальныеПостоянные и эпизодические

Слайд 25Задачи исследования
Задачи определяют структуру исследования
Виды:
основные
вспомогательные

Задачи исследования Задачи определяют структуру исследованияВиды:основныевспомогательные

Слайд 26Основания исследования
Основание исследования
Правовой аспект
Теоретико-методический
Прагматический
Эмпирический

Основания исследованияОснование исследованияПравовой аспектТеоретико-методическийПрагматический Эмпирический

Слайд 27Теоретико-методический аспект основания исследования
Менеджмент
Наука

Теоретико-методический аспект основания исследованияМенеджментНаука

Слайд 28Введение в дисциплину
Методология исследования управленческих ситуаций: основные подходы и базовые

концепции исследований в менеджменте

Введение в дисциплинуМетодология исследования управленческих ситуаций: основные подходы и базовые концепции исследований в менеджменте

Слайд 29Методология - (methodos- путь познания, logos – учение)
Фундаментальное основание исследования
Совокупность принципов,

норм, методов познания и практической деятельности
Учения о принципах построения, формах

и способах научно-познавательной деятельности

Методология - (methodos- путь познания, logos – учение)Фундаментальное основание исследованияСовокупность принципов, норм, методов познания и практической деятельностиУчения

Слайд 30Методология -
Совокупность целей, подходов, ориентиров, средств, методов и процедур логической

организации, используемых при изучении явлений и осуществления познавательной деятельности

Методология -Совокупность целей, подходов, ориентиров, средств, методов и процедур логической организации, используемых при изучении явлений и осуществления

Слайд 31Методологический подход
Подход — это ракурс исследования, исходная позиция, отправная точка

(с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно

цели).
Система знаний, методов, понятийно-методическая база исследований, характеризующаяся определённым аспектом рассмотрения проблем

Методологический подходПодход — это ракурс исследования, исходная позиция, отправная точка (с которой исследование начинается и которая определяет

Слайд 32Методологический подход
Характер объекта и предмета исследования определяет также разнообразие подходов

и приоритетов.

Методологический подходХарактер объекта и предмета исследования определяет также разнообразие подходов и приоритетов.

Слайд 33Связь методологии и теории
Теория – система основных идей в определенной

области знаний
Теория указывает путь от методологии к практике

Связь методологии и теорииТеория – система основных идей в определенной области знанийТеория указывает путь от методологии к

Слайд 34Методологический подход
В рамках одного методологического подхода могут существовать ряд разных

теорий, взглядов, положений, имеющих одну и ту же концептуальную основу

исследования
Методологический подходВ рамках одного методологического подхода могут существовать ряд разных теорий, взглядов, положений, имеющих одну и ту

Слайд 35Подходы к исследованию
Аспектный
Системный
Концептуальный

Подходы к исследованиюАспектный Системный Концептуальный

Слайд 36Аспектный подход
Выбор одной грани проблемы, учитывая ее актуальность или ресурсы,

выделенные на исследование
Пример: проблема развития персонала может иметь экономический аспект,

психологический аспект, образовательный аспект и т.д.
Аспектный подходВыбор одной грани проблемы, учитывая ее актуальность или ресурсы, выделенные на исследованиеПример: проблема развития персонала может

Слайд 37Системный подход
Более высокий уровень методологии, требующий максимально возможного учета всех

аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и

существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеритиками
Системный подходБолее высокий уровень методологии, требующий максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности,

Слайд 38Концептуальный подход
Предполагает предварительную разработку концепции исследования, т.е. комплекса ключевых положений,

определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования

Концептуальный подходПредполагает предварительную разработку концепции исследования, т.е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования

Слайд 39Базовые методологические подходы к исследованию подсистем менеджмента
Диалектический подход
Процессный подход
Ситуационный подход
Функциональный

подход
Рефлексивный подход
Системный подход

Базовые методологические подходы к исследованию подсистем менеджментаДиалектический подходПроцессный подходСитуационный подходФункциональный подходРефлексивный подходСистемный подход

Слайд 40Принцип объективности
Принцип всеобщей связи явлений
Учет непрерывного изменения, развития исследуемых элементов
Принцип восхождения

от абстрактного к конкретному и наоборот
Методологические подходы к исследованию Диалектический


Учет фактов, условий развития, адекватность средств, позволяющих получить истинные знания об объекте

Сочетание истории объекта, его теории (структура, функции, связи) и перспектив его развития

Выделение основных факторов, решающих звеньев, определяющих результаты исследования

Принцип объективностиПринцип всеобщей связи явленийУчет непрерывного  изменения, развития исследуемых элементовПринцип восхождения от абстрактного к конкретному и

Слайд 41Методологические подходы к исследованию Процессный

Методологические подходы к исследованию  Процессный

Слайд 42Виды технической реализации процессного подхода
Параллельный
Последовательный
Параллельно-последовательный
Преимущества
Непрерывность проведения исследовательских работ
Получение синергетического исследовательского

результата
Более полное выполнение требований к проведению исследований
Постоянное улучшение процессов

Методологические подходы

к исследованию Процессный
Виды технической реализации процессного подходаПараллельныйПоследовательныйПараллельно-последовательныйПреимуществаНепрерывность проведения исследовательских работПолучение синергетического исследовательского результатаБолее полное выполнение требований к проведению исследованийПостоянное

Слайд 43Методологические подходы к исследованию Ситуационный
Основа - ситуация
Случаи использования ситуационного подхода
Типовые

ситуации
Уникальные ситуации
Наличие информационной неопределенности
Наличие полной неопределенности

Методологические подходы к исследованию  СитуационныйОснова - ситуацияСлучаи использования ситуационного подходаТиповые ситуацииУникальные ситуацииНаличие информационной неопределенностиНаличие полной неопределенности

Слайд 44Методологические подходы к исследованию Ситуационный
Объекты исследования
Методы и стиль управления
Стратегия развития

организации
Внутренняя и внешняя среда организации
Подсистема управления качеством и др.
Методы
Экономический и

логический анализ
Разработка управленческих решений
Интеллектуальная обработка информации и т.д.

Методологические подходы к исследованию  СитуационныйОбъекты исследованияМетоды и стиль управленияСтратегия развития организацииВнутренняя и внешняя среда организацииПодсистема управления

Слайд 45Методологические подходы к исследованию Функциональный
Модель «черного ящика»
Акцент на изменение состояния

«черного ящика»
Практическое использование при
Планировании
Прогнозировании
Оценке акционерного капитала
Оценки изменения цен и т.д.


Методологические подходы к исследованию  ФункциональныйМодель «черного ящика»Акцент на изменение состояния «черного ящика»Практическое использование приПланированииПрогнозированииОценке акционерного капиталаОценки

Слайд 46Методологические подходы к исследованию Рефлексивный
Рефлексивность
Рефлекторность
Изучение реакции системы на возмущения –

способности к адаптации
Изучение способности организации к самосохранению - способности к

устойчивости
Диагностика реакции системы
Методологические подходы к исследованию  РефлексивныйРефлексивностьРефлекторностьИзучение реакции системы на возмущения – способности к адаптацииИзучение способности организации к

Слайд 47Методологические подходы к исследованию Системный
Рассмотрение всей организации как некоторой целостности
Рассмотрение

организации как открытой многоцелевой системы
Всестороннее изучение не только отдельных свойств,

но и генерируемых синергетических свойств, обладающих новыми качествами
Изучение совокупности параметров и показателей функционирования системы в динамике
Методологические подходы к исследованию  СистемныйРассмотрение всей организации как некоторой целостностиРассмотрение организации как открытой многоцелевой системыВсестороннее изучение

Слайд 48Методологические подходы к исследованию Системный
Преимущества
Возможности познания объекта исследования (в том

числе и его синергетических свойств) шире
Декомпозиция с необходимой глубиной
Более

глубокая схема обоснования и выявления характера связей и отношений
Тесная связь с другими методологическими направлениями науки
Методологические подходы к исследованию  СистемныйПреимуществаВозможности познания объекта исследования (в том числе и его синергетических свойств) шире

Слайд 49Методологические подходы к исследованию Системный
Состав наук и научных направлений, составляющих

основу системного подхода
Общая теория систем
Специализированные теории систем
Современная теория систем

Методологические подходы к исследованию  СистемныйСостав наук и научных направлений, составляющих основу системного подходаОбщая теория системСпециализированные теории

Слайд 50Методологические подходы к исследованию Что нового?
Классификация по степени познания окружающего

мира
Дисциплинарный подход
Междисциплинарный подход
Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход
Трансцисциплинарный системный подход

Методологические подходы к исследованию  Что нового?Классификация по степени познания окружающего мираДисциплинарный подходМеждисциплинарный подходМультидисциплинарный (полидисциплинарный) подходТрансцисциплинарный системный

Слайд 51Классификация научного знания (по П.М. Гурееву)
наука
объект
наука
наука
объект
наука
наука
объект
наука
Картина мира

Классификация научного знания (по П.М. Гурееву)наукаобъектнауканаукаобъектнауканаукаобъектнаукаКартина мира

Слайд 52Введение в дисциплину
Методы исследования и их классификация

Введение в дисциплинуМетоды исследования и их классификация

Слайд 53Метод исследования
От греч. methodos – путь, способ исследования, обучения, действия
Теория

предлагает научный метод решения проблем
Способ получения нового знания, непосредственный инструментарий

с помощью которого проводится исследование

Метод исследованияОт греч. methodos – путь, способ исследования, обучения, действияТеория предлагает научный метод решения проблемСпособ получения нового

Слайд 54Метод исследования
«Под методом я разумею достоверные и легкие правила,

строго соблюдая которые человек никогда не примет ничего ложного за

истинное, и шаг за шагом приумножая знание, придет к истинному познанию всего того, что он будет способен познать»
Р. Декарт
Метод исследования «Под методом я разумею достоверные и легкие правила, строго соблюдая которые человек никогда не примет

Слайд 55Метод исследования

Метод исследования

Слайд 56Состав методов исследования
Общие классификационные признаки
Отношение к науке и особенностям управления
Общенаучные
Специфические
Диверсифицированные

Состав методов исследованияОбщие классификационные признакиОтношение к науке и особенностям управленияОбщенаучныеСпецифическиеДиверсифицированные

Слайд 57Классификация по способу и источнику получения информации об исследуемых объектах
Теоретические
Логико-интуитивные
Эмпирические
Комплексно-комбинированные
и

другие
Состав методов исследования

Классификация по способу и источнику получения информации об исследуемых объектахТеоретическиеЛогико-интуитивныеЭмпирическиеКомплексно-комбинированныеи другиеСостав методов исследования

Слайд 58Выбор методов исследования (способы)
Интуитивно, руководствуясь опытом
Эвристически, используя приемы логики и

формальные методические правила
Консультативно, на основе рекомендаций


Выбор методов исследования (способы)Интуитивно, руководствуясь опытомЭвристически, используя приемы логики и формальные методические правила Консультативно, на основе рекомендаций

Слайд 59Выбор методов исследования (требования)
Цели исследовательских работ
Требования, предъявляемые к конечным результатам

исследований, их точности и достоверности
Ограничения по срокам, ресурсам, возможностям исследований

и используемым техническим средствам исследований
Имеющиеся данные об аналогичных исследованиях и фактических данных о СУ, производственной системе и внешней среде
Выбор методов исследования (требования)Цели исследовательских работТребования, предъявляемые к конечным результатам исследований, их точности и достоверностиОграничения по срокам,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика