Слайд 1МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кандидат экономических наук,
доктор педагогических наук, профессор,
зав.
кафедрой управления Смоленского государственного университета
Боровикова Тамара Васильевна
Слайд 2ЗАЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ (ПРОЕКТ)
ПРЕДСТАВИТЬ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ СОБСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Слайд 3Вопросы
Управление персоналом как наука.
Концепции и принципы управления.
Функции и методы управления
персоналом.
Слайд 4
Ведущие мировые эксперты называют 21-е столетие «золотым веком» управления персоналом.
Именно персонал и управление им становятся ключевым фактором процветания государства
и любой другой современной организации, успеха любой деятельности: административной, научной, информационно-аналитической, хозяйственной и т.д.
Слайд 5Отсутствие в современной России системной управленческой науки, и в том
числе науки управления персоналом, негативно влияет на теорию и практику
управления по следующим направлениям:
1. Фрагментация и дробление управленческой науки сдерживают исследования реальных управленческих проблем.
Слайд 6
2. Растаскивание управленческой проблематики по экономическим, социологическим, психологическим и т.п.
дисциплинам и порождает отрыв науки от жизни, снижает качество управленческих
решений.
Слайд 7 3.Сравнительная молодость, относительно слабая разработанность многих управленческих проблем, а
также нетрадиционность предмета и исследовательской парадигмы управления персоналом.
Слайд 8
Объектом изучения управления персоналом как науки является человек и его
поведение в организации.
Предмет управления персоналом как науки – разнообразные
характеристики человека, проявляющиеся в его деятельности и определяющие его поведение в организации.
Слайд 9Цикл управления персоналом
Отбор Аттестация Вознаграждение Развитие
Отбор – соответствие имеющихся в наличии человеческих ресурсов
рабочим местам.
Аттестация – управление показателями деятельности.
Слайд 10
Вознаграждение – поощрение краткосрочных и долгосрочных
достижений персонала.
Развитие – стремление к наличию высококвалифицированных кадров
(обновление кадров).
Слайд 11Управление – это направленная координация и организация объекта управления
Управление –
это вид деятельности, направленный на достижение цели организации
Слайд 121. Сущность управления
2. Концепция управления
3. Цели и критерии управления
4. Миссия
и философия
5. Закономерности управления
6. Принципы управления
7. Персонал управления
8. Информация управления
9.
Техника управления
10. Процесс (технология) управления
11. Функции управления
12. Решения управления
13. Структура управления
14. Методы управления
15. Регламенты управления
16. Организация труда в управлении
17. Эффективность управления
18. Развитие управления
Основные элементы системы управления
Слайд 13Основные положения концепций управления
Слайд 15Концепции управления
Научные модели менеджмента (идеи, школы, учения, парадигмы), используемые для
построения системы управления организацией.
Слайд 161. Научное управление трудом и классическая (административная) школа
Создана в 10-30-е
годы ХХ в Фредериком У. Тейлором, Анри Файолем, А.К. Гастевым
и др.
Предусматривала рационализацию трудовых операций, функциональное разделение труда, использование научных принципов управления, рассмотрение трудовых ресурсов как факторов производства.
Слайд 172. Школа человеческих отношений и поведенческих наук
Создана в 30-50-е гг.
ХХ в. Джорджем Мейо, Мэри Паркер Фоллет, Дугласом Макгрегором и
др.
Рассматривала коллектив как социальную группу, изучала поведение людей в организации и разработала теорию человеческих отношений.
Слайд 183. Теория принятия решений и количественный подход (эмпирическая школа)
Активно разрабатывалась
в 50-70-е гг. ХХ в.Питером Друкером, Василием Леонтьевым, Уильямом Плоуменом
и др.
В этой школе разработаны количественная теория принятия управленческих решений, экономико-математические методы и модели производственных процессов
Слайд 194. Системный и ситуационный подходы (школа социальных систем).
Разработаны в
50-70-е гг. ХХ в. Гербертом Саймоном, Честером Бернардом, Т. Парсонсом
и др.
Здесь раскрыт метод системного подхода и анализа социально-экономических систем, разработана теория организации и изучены законы ее функционирования, исследовано влияние внешней и внутренней среды на управление
Слайд 205. Теория стратегий, инноваций и лидерства
Разработана в 70-90-е гг. ХХ
в. Силами Майкла Портера, Райвета Акоффа, Абрахама Маслоу и др.
Разработка
стратегии организации в рыночной экономике рассматривается как фактор ее конкурентоспособности, исследована роль инновационного менеджмента разработаны теории мотивации и лидерства как важнейшие основы управления персоналом.
Слайд 216. Теория устойчивого развития и глобального «управления без границ»
Создана в
80-90-е годы ХХ в. Дж. Грейсоном, Т. Питерсом, Р. Уотерменом
Теория
исходит из необходимости обеспечения мирового баланса между социально-экономических развитием и сохранением окружающей среды. Разработаны модели оптимального функционирования экономики, глобализации и интернационализации менеджмента. Активно используется гибкий стратегический и инновационный менеджмент, ресурсосберегающие технологии и др.
Слайд 22В разработке перечисленных научных концепций менеджмента активную роль сыграли российские
ученые-академики Российской академии наук (РАН):
Л.И. Абалкин,А.Г. Аганбегян,
А.И. Берг, А.А. Богданов, В.М. Глушков, А.Г. Гранберг, Л.В. Канторович, Д.С. Львов, В.Л. Макаров, А.Д. Некипелов, В.С. Немчинов, Н.П.Федоренко, С.С. Шаталин, Н.П. Шмелев и др.
Слайд 23Принципы управления
(80-90-е гг.)
Адаптивность – своевременная реакция на изменения во
внешней среде, позволяющая гибко реагировать в управлении;
Деловое партнерство – умение
контактировать с поставщиками, покупателями, исполнителями и руководителями, клиентами и заказчиками;
Слайд 24Принципы управления
(80-90-е гг.)
Доброжелательность – доброжелательная атмосфера, сопутствующая раскрытию способностей
работающих;
Коммуникабельность – Эффективные коммуникации, принизывающие организацию сверху вниз и по
горизонтали;
Лояльность – лояльность к работающим со стороны менеджеров на основе теории человеческих отношений
Слайд 25Принципы управления
(80-90-е гг.)
Мотивация – методы работы с людьми, направленные
на создание удовлетворенности от работы;
Ответственность – ответственность каждого сотрудника организации
как обязательное условие успешного управления и корпоративной культуры;
Патернализм – отеческая забота руководителей об улучшении качества трудовой жизни и благосостояние сотрудников;
Слайд 26Принципы управления
(80-90-е гг.)
Перспективность – четкое представление о месте и
роли организации в будущем, работа в соответствии со стратегическим планом;
Саморазвитие
– качество личной работы и постоянное самосовершенствование личности;
Согласованность – непосредственное участие менеджеров в групповой работе как условие достижения согласованности и целостности;
Слайд 27Принципы управления
(80-90-е гг.)
Участие в прибыли – долевое участие каждого
работающего в общих результатах (премии, дивиденды, бонусы) как средство материальной
заинтересованности;
Честность – честное отношение и доверие к людям, соблюдение норм общественной морали;
Этичность – соблюдение деловой этики и внутренней философии организации
Слайд 28Принципы управления
(современное понимание)
Бюрократия – обеспечение разумного господства центрального звена
управления (администрации) над основной частью персонала для строгого выполнения нормативных
документов организации («разделяй и властвуй»)
Гибкость – означает приспособляемость системы управления персоналом к изменяющимся елям объекта управления и условиям его работы («правило змеи»)
Слайд 29Принципы управления
(современное понимание)
Децентрализация – в системе управления должна обеспечиваться
рациональная автономность структурных подразделений с передачей прав и ответственности на
нижние уровни
Дисциплинированность – все работники выполняют правила внутреннего трудового распорядка, а менеджеры применяют справедливые санкции к нарушителям дисциплины («дисциплина – мать порядка»)
Слайд 30Принципы управления
(современное понимание)
Единоначалие – концентрация власти в руках линейных
руководителей, работник получает распоряжение и отсчитывается перед одним непосредственным начальником
(«директор всегда прав»)
Управление человеческими ресурсами – развитие и продвижение работников осуществляется в соответствии с результатами их труда, квалификацией, способностями и потребностями организации
Слайд 31Принципы управления
(современное понимание)
Коллегиальность – менеджеры работают в тесном контакте
друг с другом и связаны узами сотрудничества и взаимозависимости, участвуя
в разработке наиболее важных решений («один ум хорошо, а два лучше»)
Кооперация – система управления персоналом должна обеспечивать максимальное разделение и специализацию процессов выработки, принятия и реализации решений человеком.
Слайд 32Принципы управления
(современное понимание)
Корпоративность – гармония интересов всех категорий персонала
в обеспечении единства интересов и усилий по достижению целей управления
(«в единении – сила»)
Оперативность – своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию системы управления персоналом, предупреждающих или оперативно устраняющих отклонения и конфликты («не ждать»)
Слайд 33Принципы управления
(современное понимание)
Ротация – временное выбытие отдельных работников не
должно прерывать осуществления какой-либо функции. Для этого каждый работник системы
управления персоналом должен уметь выполнять функции одного - двух работников своего уровня и планомерно перемещаться по различным должностям (« 5 лет на одном месте»)
Слайд 34Принципы управления
(современное понимание)
Справедливое вознаграждение – базируется на оплате по
результатам индивидуального и коллективного труда с возмещение стоимости рабочей силы
(«оплата по труду, а вознаграждение по результату»)
Эффективность – предполагает экономическую организацию системы управления персоналом на основе снижения доли затрат на управление в общих затратах на единицу выпускаемой продукции.
Слайд 36Функции управления
Существуют следующие подходы к функциям управления:
1. Анри
Файоль выделяет:
планирование;
организация;
командование;
координирование;
контроль.
Слайд 37Функции управления
2. Гарри Десслер приводит следующие функции:
планирование;
организация;
управление персоналом;
руководство;
контроль.
Слайд 38Функции управления
3. Г.Кунц и С. О,Доннел рассматривают такие функции:
планирование;
организация;
руководство и
лидерство;
контроль.
Слайд 39Функции управления
4. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури рассматривают следующие
функции:
планирование;
организация;
мотивация;
контроль.
Слайд 40Функции управления
5. Т.В. Боровикова выделяет следующие функции:
планирование;
организация;
кадровая функция (управление человеческими
ресурсами);
мотивация;
контроль.
Слайд 48ТРЕНИНГ ПЕРСОНАЛА
Самооценка личных профессиональных качеств управленца (менеджера).
Пробивная сила.
Активность. Организаторские способности.
Систематик. Аналитические способности управления
Коммуникативность
Умение работать в группе.
Корпоративность
Язык. Речевые умения
Впечатление. Как себя подает
Слайд 49Пробивная сила. Активность. Организаторские способности
Убеждать себя
Пробивать решения
Аргументировать
в нужное время
Убедить партнера
Твердость мнения и решения
Выдержка,
терпение, терпимость
Слайд 50Систематик. Аналитические способности управления
Выявить проблемы и пути решения
Отмежевание
выполнения решений
Как используется информация
Умеет ли целостно представлять
Как
принимает решения
Знает ли краткосрочные и длительные последствия
Слайд 51Коммуникативность
Умеет ли слушать. Монолог или диалог
Как воспринимает вклад в
общее дело
Обращение с партнерами
Дает ли что людям
Необидчивы
ли
Дифференцирует ли он высказывания других
Слайд 52Умение работать в группе. Корпоративность
Умеет ли сплотить группу в целом
Создает
ли непринужденную атмосферу
Активизирует ли других
Как воспринимается его речь в группе
Умеет
ли снижать конфликты
Признает ли вклад других в группу
Слайд 53Язык .Речевые умения
Как выражает мысль (ясно или нет). Четко и
понятно
Структура и логика речи
Говорит ли он для людей или для
письма
Живо или спотыкается
Может он просто болтун
Уверенна его речь
Слайд 54Впечатление. Как себя подает
Выступает ли первым
Слушают ли его
Убеждает ли он
малым количеством слов
Менторская ли подача
Уровень юмора
Имеется ли доверие к личности