Слайд 1Особенности мышления и восприятия лиц с нарушениями зрения.
Подготовила Сороковых А.
Группа
29П153.
Слайд 2Особенности мышления детей с нарушениями зрения
Слайд 3Общие недостатки мыслительной деятельности детей
Полное отсутствие или частичное нарушение
зрения резко ограничивает полноту, точность и дифференцированность чувственного отражения действительности,
что негативно влияет на процесс интеллектуального развития. Слепым приходится, одолевая фрагментарность и схематизм осязательных образов, осуществлять дополнительную работу, с помощью мышления возмещая в значительной мере недостатки чувственного опыта. Однако этот путь нередко приводит к так называемой фиктивной компенсации.
Слайд 4Общие недостатки мыслительной деятельности детей
Формирование мышления у слабовидящих и
слепых имеет ряд особенностей. Отмечаются трудности установления смысловых связей между
объектами, изображенными на картинке, затруднения при классификации предметов. У детей первых классов операции анализа, сравнения, обобщения сформированы в разной степени, свидетельствующей в большинстве случаев об отставании в развитии мышления. Для слепых и слабовидящих младших школьников характерно недостаточное развитие наглядно-образного и наглядно-действенного уровней мыслительной деятельности, что определяет своеобразие конкретно-понятийного мышления и трудности в решении математических задач. У некоторых слабовидящих и слепых нарушения предметных обобщений оказывают влияние на формирование речи, развитие высших корковых функций.
Слайд 5Наглядно-действенное мышление
Недостаточность сенсорно - перцептивных действий, из-за чего дети
хуже, чем нормально видящие, оценивают форму, пропорции, пространственные отношения.
Уровень умений
последовательного анализа постройки и графической конструкции у детей с нарушениями зрения ниже.
Монокулярный характер зрения затрудняет предметно-практические действия, связанные с наложением, совмещением конструктивных деталей.
Слайд 6Наглядно-образное мышление
Анализ решения задач школьниками с нарушенным зрением показывает,
что усвоение содержания задач, рассуждения и умозаключения у них не
отличаются от наблюдаемого у нормально видящих учащихся;
Развитие дедуктивного мышления опирается на индуктивные умозаключения, основывающиеся на многообразии конкретного наглядного опыта;
Различия в успешности решения наглядных задач между нормально видящими и слабовидящими нивелируются.
Слайд 7Логическое мышление
У детей с нарушениями зрения имеются некоторые нарушения
важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления: анализ, сравнение,
классификация.
Слайд 8Особенности восприятия детей с нарушениями зрения
Слайд 9Зрительное восприятие при снижении остроты зрения, нарушении светоощущения, сужении поля
зрения резко отличается от восприятия нормально видящих по степени полноты,
точности и скорости отображения.
Скорость и правильность зрительного восприятия невидящих и слабовидящих зависят в первую очередь от остроты зрения.
Нарушения зрения влияют не только на скорость, но и на качество восприятия - его точность, полноту, дифференцированность и другие свойства.
Снижение тонкости зрительных дифференцировок отчетливо проявляется у невидящих и слабовидящих в процессе зрительного узнавания объектов. невидящих и слабовидящне плохо узнают знакомые им предметы. Низкий уровень дифференцированности визуального восприятия при серьезных нарушениях зрительных функций проявляется в том, что невидящие и слабовидящие в той или иной мере (в зависимости от остроты зрения) недостаточно точно различают или не различают вовсе не только сходные, но и существенно различающиеся между собой объекты. Невозможность тонкой зрительной дифференнировки создает характерную для данного контингента особенность - неспецифичность узнавания.
Слайд 10Среди невидящих и слабовидящих довольно часто встречаются лица с абсолютной
слепотой на один глаз. Нарушение бинокулярного зрения затрудняет восприятие перспективы,
ухудшает восприятие глубины пространства.
Нарушения зрения приводят к тому, что в зрительном восприятии правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем возникающие образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности.
Слайд 11Процесс становления зрительного образа у слабовидящих, как и у нормально
видящих, проходит через ряд фаз от видения нерасчлененного пятна, сливающегося
с фоном, к вычленению контура из фона и затем к узнаванию объекта. Тот факт, что при низкой остроте остаточного зрении или неблагоприятных условиях восприятия (малый угол зрения, недостаточная освещенность, контрастность и т.п.) образы у людей с нарушениями зрения зачастую не достигают высших фаз своего развития.
Для полного, правильного и быстрого восприятия слабовидящими и невидящими объективной действительности во всем ее разнообразии необходимыми условиями являются, во-первых, взаимодействие зрения и осязания, что может осуществиться при условии целенаправленного воспитания культуры осязания в учебном процессе, и. во-вторых, разработка и использование специально приспособленных для невидящих наглядных пособий, которые могут восприниматься и осязательно, и визуально.