Слайд 1Методы и техники снижения негативных стереотипов и предубеждений.
Презентацию подготовила студентка
группы П/б-18-1-о Фуртай Светлана Сергеевна
Слайд 2Стереотипы: что это
В переводе с древнегреческого языка, слово стереотип –
это «объемный отпечаток», и такое определение о многом говорит. Некогда
так называлось печатное клише, применяемое в типографских машинах.
Слайд 3В настоящее время стереотипом называют устоявшееся представление о чем угодно,
шаблонное восприятие реальности. Стереотипы закладываются глубоко в подсознание, становясь автоматическими
суждениями, ведущими к автоматическим действиям.
Слайд 4Предубеждение - предвзятое мнение, к которому человек подтягивает все свои
последующие выводы. Предубеждение является верованием, которое препятствует адекватному восприятию реальности.
Впрочем, в жизни бывает всякое, и некоторые предубеждения когда-то оказываются позитивными, полезными.
Слайд 5Стойкость предубеждений
Предубеждения поддерживают сами себя. После того как человек мысленно
создаст логическое обоснование для своей идеи, он с большим трудом
расстается с ней. Предубеждения черезвычайно трудно изменить, используя обычные правила логики или рациональное мышление: человек не склонен замечать того, что противоречит его системе убеждений. Выводы способны жить своей собственной жизнью, даже если факты, на которых они основывались, уже были опровергнуты
Слайд 6Методы и техники снижения предубеждений
Обнаружение противоречия между ценностями и поведением.
В основе – идея о том, что ценности равноправия связаны
с низким уровнем предубеждений, а ценности иерархии–с высоким. Если люди ценят равенство, то демонстрация рассогласований между ценностями равенства и их собственными установками, поведением в отношении меньшинств приводит к изменению в их установках и поведении.
Слайд 7Снижение угрозы. Программы межкультурного диалога могут способствовать снижению чувства реальной
или воспринимаемой угрозы и предубеждений, снабжая участников более точной информацией
о групповых различиях.
Увеличение восприятия сходств между группами. Если мы изменяем убежденность в том, что другая группа может отличатьсяот нашей лишь в худшую сторону (что способствует повышению позитивности и ясности нашей собственной культурной идентичности), то это изменение должно приводить к уменьшению предубеждений. Рост восприятия сходств других с собой увеличивает симпатию к другим.
Слайд 8Создание групп более высокого порядка. Создание выраженной идентификации с социальными
категориями более высокой иерархии (школа, организация, община, нация, человечество). Идентфикация
с более общей группой превращает ингруппу и аутгруппу в единую группу с разделяемой всеми общей идентичностью.
Декатегоризация путем основания множественных перекрестных идентичностей. Людям напоминают о множественных социальных категориях, к которым они принадлежат и которые пересекаются между собой. Люди не только члены расовых или этнических групп, они одновременно мужчины и женщины, старые и молодые, христиане, мусульмане или иудеи, первые или последние дети в семье, врачи, учителя, спортсмены и т.п.
Слайд 9Подкрепление и моделирование позитивного подкрепления. Теория социального научения подчеркивает роль
подкрепления и моделирования в изменении установок и поведения. Люди, обнаруживающие,
что взаимодействие с членами аутгруппы вознаграждается, скорее изменят установки и поведение по отношению к ним.
Изменение связей между знаниями и эмоциями. Слишком часто люди научаются связывать социальные группы с негативными эмоциями посредством социализации, благодаря СМИ и прямому опыту. Как следствие, представителей некоторых этнических, расовых, религиозных групп не любят, боятся и избегают.
Слайд 10Использование когнитивного диссонанса для изменения установок. Когда люди поступают не
в согласии с их привычным мнением себе, они чувствуют себя
некомфортно в связи с этой несогласованностью. Этот диссонанс мотивирует людей изменить их предыдущие установки, чтобы поддержать согласованное мнение о себе.
Создание эмпатии. Сочувствие членам других групп приводит к уменьшению предубеждений. Реакция эмпатии может иметь две формы. Первая–когнитивная: люди испытывают когнитивную (рассудочную) эмпатию, когда входят в роль другого и смотрят на мир его глазами. Она достигается получением необходимых знаний об иноэтнической группе, включая этническую картину мира, нормы и ценности, особенности жизни ее представителей. Вторая реакция–эмоциональная эмпатия: это эмоции, связанные с чувством вины, которые вырастают из ощущения причастности к страданиям других.
Слайд 11Исправление неверных атрибуций. Тенденция давать неверные атрибуции (объяснения) причин поведения
членов другой группы–еще одна причина предубеждений. Мы чаще обвиняем в
негативном поведении членов другой группы, чем своей собственной, а более позитивное поведение чаще приписываем членам своей группы (т.е. совершаем фундаментальную ошибку атрибуции). Техника культурного ассимилятора создана для помощи людям правильно интерпретировать поведение людей из других культурных групп.
Слайд 12Список литературы:
https://yandex.ru/turbo/s/psylogik.ru/39-chto-takoe-stereotip.html
https://www.psychologos.ru/articles/view/predubezhdenie
С. А. Трифонова ЭТНОПСИХОЛОГИЯ И КОНФЛИКТОЛОГИЯ Учебное пособие Ярославль
ЯрГУ_2013http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20130505.pdf