Слайд 1Методы исследования
1. Классификация методов исследования
2. Теоретические методы исследования
Слайд 2Методы исследования
МЕТОД – это способ достижения определенной цели, совокупность приемов
или операций практического или теоретического освоения действительности.
Методы и методики
– это то, с помощью чего и как мы будем исследовать.
Слайд 3МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Всеобщие, философские методы
Общенаучные методы
Частные, или специальные методы
Методики решения частных
проблем
Классификация методов исследования
Слайд 5Принципы выбора методов исследования для решения конкретных задач
Принцип множества методов
исследования – означает, что для решения любой научной проблемы используется
не один, а несколько методов;
Принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и продукту который должен быть получен – методы должны быть согласованы с природой исследуемого явления или процесса.
Слайд 6Теоретические методы научного познания
Анализ и синтез
Индукция и дедукция
Классификация
Сравнение
Слайд 7Теоретические методы научного познания
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
(методы обобщения данных, полученных
практическими методами)
АНАЛИЗ
СИНТЕЗ
ИНДУКЦИЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ
ДЕДУКЦИЯ
СРАВНЕНИЕ
и другие …
Слайд 8процедура мысленного
(иногда и реального) расчленения
изучаемого
объекта на составные
части
(признаки, свойства, отношения)
с целью их
всестороннего изучения
АНАЛИЗ
Слайд 10СИНТЕЗ
процедура соединения
полученных в результате
анализа частей (сторон, признаков,
свойств
или отношений)
в единое взаимосвязанное целое
Слайд 13Взаимодействие анализа и синтеза
Процедуры анализа и синтеза являются необходимым элементом
всякого научного познания.
Анализ является обычно его первой стадией, когда
исследователь переходит от описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств и признаков.
Слайд 14Взаимодействие анализа и синтеза
В процессе научного познания синтез, как правило,
следует за анализом.
Синтез выступает не как метод конструирования целого,
а как метод представления целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа.
В синтезе происходит не
просто объединение,
а обобщение аналитически
выделенных и изученных
особенностей объекта.
Слайд 15Практическое задание
«Анализ и синтез в проектной деятельности»
Анализ понятий, определений
Изучите, используя
различную литературу и Интернет-ресурсы, подберите 5 определений разных авторов из
различных источников. Определение по заданию преподавателя.
Результат работы оформите в таблице.
Слайд 16Практическое задание
«Анализ и синтез понятия, определения»
Слайд 17Практическое задание
«Анализ и синтез понятия, определения»
Обобщая данные анализа определения,
составьте авторское определение для заданного понятия, максимально полно раскрывающее ее
сущность и отвечающее теме проекта «Электронная презентация как средство творческого самовыражения».
Слайд 18Практическое задание
«Анализ и синтез понятия, определения»
задания 2018
Ф – физическая культура;
Н
– художественно-эстетическое воспитание; патриотическое воспитание; экономическое воспитание;
Д – экологическое воспитание; семейное воспитание;
КМ – товарный знак; торговая марка;
ТП – культура питания; общественное питание;
ПК – здоровое питание; кулинарная обработка;
МШ – электронная презентация;
МС – патриотизм;
СВ – здоровый образ жизни;
ПР – источник творчества; творческая деятельность;
Слайд 19(от лат. Inductio
наведение, побуждение)
это форма мышления,
вырабатывающая общие суждения
о
единичных объектах;
это способ движения мысли
от частного к общему,
от знания индивидуального
к знанию более универсальному
(путь познания «снизу вверх»)
ИНДУКЦИЯ
Слайд 20ДЕДУКЦИЯ
(от лат. deductio - выведение)
есть получение частных
выводов на
основе
знания каких-то общих положений
или законов.
Другими словами,
это
есть движение нашего мышления
от общего к частному, единичному.
Слайд 22Примеры индукции и дедукции в экономике
Увеличение стоимости хлеба, мяса, круп
и других товаров заставляет нас сделать вывод о подъеме дороговизны
в нашей стране (индукция).
Извещение о повышении стоимости жизни дает повод думать, что увеличатся цены на газ, свет и другие коммунальные услуги, товары народного потребления (дедукция).
Слайд 23Примеры индукции и дедукции
Дедукция.
Все металлы пластичны. Висмут металл. Следовательно
висмут пластичен.
Все граждане России имеют право на образование. Петров гражданин
России. Следовательно Петров имеет право на образование.
Индукция. Планеты Марс и Земля во многом похожи. На Земле есть жизнь. Поскольку Марс похож на Землю, на Марсе также имеется жизнь.
Слайд 24Классификация
Классификация – разделение множества объектов на подмножества по сходству
или различию в соответствии с принятыми методами.
Слайд 26Иерархический метод классификации
Слайд 27Задание для самостоятельной работы
Составьте сравнительную таблицу методов классификации.
Подберите из имеющейся
литературы схемы классификации построенные с применением иерархического и фасетного метода.
Тематика схем профессиональная.
Зарисуйте схемы в тетрадь, подпишите и объясните принадлежность к определенному методу классификации.
Слайд 28Сравнение
Сравнение – это научный метод познания, в процессе которого
изучаемое явление, процесс, объект сопоставляются с уже известными, изученными ранее,
с целью определения общих черт либо различий между ними.
Слайд 29Сравнение
Сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам,
установление различий между ними или нахождение в них общего.
Слайд 30Сравнение
Приемы сравнения
Сравнительное описание – установление сходства и различия, изменений в
развитии явления по одним и тем же признакам; определение значимых
признаков объектов;
Сравнительное объяснение – установление причинных, причинно-следственных и генетических связей;
Сравнительная характеристика – установка закономерностей при комплексном сопоставлении.
Слайд 31Задание для самостоятельной работы
Сравните предложенные ниже понятия. Укажите сначала их
сходство, а затем их различия.
Ответы записывайте в таблице.
Сформируйте из
этих слов 4-5 групп по общим признакам. Оформите в виде схем, составленных фасетным методом.
Отметьте «лишние» понятия. Почему они не попали ни в одну группу.
Какие слова могут быть отнесены к нескольким группам и почему.
Слайд 33Задание для самостоятельной работы
Выпишите в тетрадь по три определения (с
указанием автора и источника) понятий:
НАБЛЮДЕНИЕ
СРАВНЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТ
ИЗМЕРЕНИЕ
Слайд 34Задание для самостоятельной работы
Что объединяет приведенные ниже процессы? Дайте максимально
точный ответ.
ИЗМЕРЕНИЕ
СРАВНЕНИЕ
НАБЛЮДЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТ
Слайд 35Домашнее задание
Классификация методов исследования, теоретические методы исследования.