Слайд 1Методы педагогической поддержки индивидуального познавательного развития ребенка
Слайд 2Педагогическая
поддержка - это
- деятельность педагога, направленная на развитие свободоспособности
ребенка.
- деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям
в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в развитии и, наконец, с жизненным самоопределением.
Педагогическая поддержка является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития ребенка.
Основные концептуальные положения о педагогической поддержке в России были разработаны О.С. Газманом.
Слайд 3 Предмет педагогической
поддержки
процесс совместного с ребёнком определения его
интересов, целей, возможностей и путей преодоления проблем, мешающих ему самостоятельно
достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, развитии.
Слайд 4 Цель педагогической поддержки
Оказание помощи ребенку в понимании
и принятии себя, в работе с самим собой, т.е. в
самоопределении и самореализации, "выращивание" субъектной позиции ребенка.
Слайд 5Задачи педагогической поддержки
выявление и понимание педагогом проблемы ребенка, осознания
ситуации его саморазвития;
помощь ребенку в осознании им ситуации и коррекции
собственного понимания;
совместная с ребенком рефлексия его проблемы, побуждение его к осознанию себя.
У педагогической поддержки есть целостная стратегическая задача - помочь ребёнку стать хозяином собственной жизни.
Слайд 6Составляющая педподдержки
деятельность направлена на развитие уникальности ребёнка,
на становление его
авторской позиции в жизни,
поддержку его самостоятельности и взросления.
Способы взаимодействия с
ребёнком.
Тактики взаимодействия.
«защита», «помощь», «содействие» и «взаимодействие».
Кредо тактики «защиты» - ребёнок не должен оставаться жертвой
обстоятельств.
Задача педагога обеспечить пространство для взаимодействия, без угроза достоинству, где отсутствуют обстоятельства, блокирующие свободное проявление его активности. Только при условии свободы в своих проявлениях и уверенности, что не будет осужден и наказан или его действия не будут тут же пресечены, можно обеспечивать педагогическую поддержку ребёнка.
Слайд 8 Кредо тактики «помощи» -
ребёнок многое может сделать сам и
быть успешным, при активности в реализации своих идей, ребенку необходимо помочь убедиться в этом. Суметь разблокировать собственную активность ребёнка, привыкшего ориентироваться на авторитет, потерявшего веру в себя и самоуважение, боящегося неудачи. Задача требует терпения и мастерства педагога. Взаимодействие в логике педподдержки состоится, если ребёнок сам предпринимает активные действия
для достижения своих целей.
Слайд 9 Кредо тактики «содействия»
-
ребёнок имеет объективную возможность выбирать
и может стать субъектом выбора.
Развитие способности совершать выбор,
содействие ребёнку в преодолении страха перед неизвестным,
раскрытие видения широкого диапазона возможностей таящегося в каждой ситуации - вот те задачи, которые ставит перед собой педагог, следуя этой тактике педподдержки.
Условием тактики
является стабильное
эмоциональное состояние ребенка, в тот момент, когда самооценка не занижена. Создаются условия вовлечения ребенка в процесс осмысления его намерений (мнение ребенка к отношениям к происходящему, расширение возможности выбора, предлагая новые варианты, не знакомые ребенку). В тактике содействия постоянно находишься с ребенком в диалоге, вместе размышляя над проблемой, добиваясь сути.
Эта тактика развивает критические и аналитические способности ребенка, который учится осознавать то, что проблема может
иметь как минимум несколько вариантов решения.
«взаимодействия» - договор - это испытание свободой и ответственностью. Ребёнок
может быть подготовлен к выстраиванию договорных отношений с другими людьми, он способен соблюдать договоренности, передоговариваться, нести ответственность за свои действия
в рамках договора.
Слайд 12 Методы педагогической поддержки используются тогда,
когда, с одной стороны, у ребенка возникают препятствия, проблемы, которые
он осознает, но не знает, пути их решения, с другой стороны, они действуют как меры, помогающие ребенку не создавать проблем или уметь их решать.
Смысл состоит не только в том, чтобы помочь ребенку устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь ему овладеть способом выявления и решения своих проблем.
Слайд 13Успешность такого взаимодействия педагога и ребенка возможна при соблюдении следующих
условий.
Согласие ребенка на помощь и поддержку.
Приоритет самого ребенка в решении
собственных проблем. «Ребенок – главное» - правило педагогической поддержки.
Совместность, сотрудничество, содействие.
Доброжелательность и безоценочность.
Слайд 14ПРИЕМЫ «СОДЕЙСТВИЯ»
позиция «слушающего» и «вопрошающего», намеренно избегая позиции «советчика» и
«эксперта»
Избегать сиюминутного решения, вовлекая ребенка в процесс осмысления того, что
он хочет и намеревается сделать.
постоянно интересоваться мнением и отношением ребенка к происходящему;
упрощать конструкцию его ответов, до главного смысла в нём содержащегося, вопрошая при этом: «Правильно ли я тебя понял, ты сказал следующее…»
расширять возможности выбора за счёт «приобретения» новых вариантов, которые были ребёнку неизвестны.
Слайд 15 Помощь - это действие (или деятельность), приносящее кому-нибудь
облегчение.
«Содействие - деятельное участие в чьих-нибудь делах с целью облегчить,
помочь, поддержка в какой-нибудь деятельности».
Итак, содействие - поддержка в какой-нибудь деятельности.
Слайд 16 Глагол содействовать значит «оказывать
содействие, способствовать». Например, способствовать успеху, решать конфликты, выбирать партнеров
по игре.
Педагогическая поддержка определяется
как гуманная приоритетная технология личностного развития ребенка.
Технология педагогической поддержки стимулирует активность ребенка,
ориентирована на проявление заботы к ребенку,
на становление его интересов,
потребностей, отношений
Слайд 17Позиция взрослого
в реализации технологии педагогической поддержки
состоит – в оказании своевременной индивидуальной помощи каждому ребенку с
учетом его личностной проблемы, типа темперамента, характера отношений в конфликтных ситуациях, уровня развития коммуникаций.
Поддерживать можно лишь то, что уже имеется, но на недостаточном уровне, т.е. по мнению
О. С. Газман поддерживается развитие самостоятельности ребенка.