Слайд 1 Методы затратного ценообразования
Слайд 2Методы затратного ценообразования
Затратные методы ценообразования предполагают расчет цены продажи продукции
путем прибавления к издержкам производства (себестоимости) определенной величины прибыли.
Слайд 3Методы затратного ценообразования
Методы затратного ценообразования:
- метод полных издержек;
- метод прямых
затрат;
- метод предельных издержек;
- метод на основе анализа безубыточности;
- метод
учета рентабельности инвестиций.
Слайд 4Метод полных издержек
Сущность метода полных издержек: суммирование совокупных издержек (переменные
прямые), постоянных (накладные) и прибыли, которую фирма рассчитывает получить.
где
P – продажная цена,
С – полные издержки на единицу продукции,
R – ожидаемая (нормативная) рентабельность.
Слайд 5
Достоинства и недостатки затратного метода на основе полных затрат
Достоинства:
-популярность и
удобство в использовании;
-снижение ценовой конкуренции;
- «справедливость» как по отношению к
покупателю, так и к продавцу
Недостатки:
-при установлении цены не принимаются во внимание спрос и конкуренция на рынке;
-распределение постоянных затрат условно
Слайд 6ABC-метод (activity based costing) анализа затрат(метод учета затрат
по функциям)
Алгоритм применения метода:
1. Бизнес фирмы делится на основные виды деятельности (функции или операции). Накладные расходы идентифицируются с выделенными видами деятельности;
2. Для каждого вида деятельности выбирается свой носитель затрат в соответствующих единицах измерения на основе соответствующих принципов;
3.Сумма накладных расходов по каждой операции делится на количественное значение соответствующего носителя затрат
Слайд 7ABC-метод анализа затрат
3. Сумма накладных расходов по каждой операции
делится на количественное значение соответствующего носителя затрат, и таким образом
оценивается стоимость единицы носителя затрат;
4.Стоимость единицы носителя затрат умножается на их количество по тем видам деятельности (функциям и операциям), выполнение которых необходимо для изготовления единицы продукции
Объект учета затрат ABC-метода – отдельный вид деятельности, объект калькулирования – вид продукции
Слайд 8Проблемы, связанные с применением метода АВС на практике
Анализ накладных расходов
организации с целью определения индивидуальных факторов затрат для каждого из
них трудоемок;
Метод требует существенных расходов;
По мнению противников метода, получаемая выгода от более точной калькуляции затрат не оправдывает издержки на проведение такого анализа.
Пример: выбрать индивидуальный фактор для отнесения общих затрат бухгалтерии непосредственно на продукты
Слайд 9Проблемы, связанные с применением метода АВС на практике
Возможные факторы распределения:
-
Время сотрудников бухгалтерии, прямо или косвенно
связанное с тем или
иным продуктом;
- Количество бухгалтерских проводок, относящихся к
продуктам.
Слайд 10Проблемы, связанные с применением метода АВС
Вывод: точное разделение всех затрат
по видам и определение индивидуальных факторов для каждого вида затрат
– задача технически сложная и дорогостоящая. Затраты могут быть распределены:
1) поровну между продуктами;
2) пропорционально выручке от продажи продукции;
3) пропорционально прямым затратам на производство продукции
Слайд 11Метод прямых затрат
Сущность метода прямых затрат: цена устанавливается на основе
добавления к переменным затратам определенной надбавки (прибыли). Постоянные расходы не
распределяются по отдельным товарам, а погашаются за счет маржинальной прибыли.
С уверенностью может быть использован при установлении цен только тогда, когда имеются неиспользованные резервы производственных мощностей и когда все постоянные расходы возмещаются в ценах, установленных из текущего объема производства
Слайд 12 Метод предельных издержек
Сущность предельного ценообразования: надбавка делается только к
предельно высокой себестоимости производства каждой последующей единицы уже освоенного товара
или услуги.
Данный метод оправдан только в том случае, если гарантированная продажа по несколько более высокой цене достаточна, чтобы покрыть накладные расходы.
Слайд 13 Метод на основе анализа безубыточности
где BSV – точка безубыточности
TFC – постоянные затраты
P – цена единицы продукции
VC – удельные переменные затраты на единицу продукции
T
Слайд 14Метод на основе анализа безубыточности
Формула безубыточности для широкой номенклатуры продукции:
где
Pi – цена i-того вида продукции;
VCi –
переменные затраты на выпуск i-того вида продукции;
di – доля выпуска i-того вида продукции в общем объеме производства.
Слайд 15Метод ценообразования на основе рентабельности инвестиций
При расчете цены (Ра) используется
следующая формула:
где ATC - средние общие издержки на единицу продукции,
Ra - коэффициент рентабельности, А – общая стоимость задействованных на предприятии активов, Q – объем выпускаемой продукции в натуральном выражении.
Слайд 16 Параметрические методы ценообразования
Слайд 17Параметрические методы ценообразования
Параметрические методы ценообразования применяются, когда основные потребительские параметры
аналогичной продукции поддаются четкому количественному определению и такая продукция может
быть описана параметрическим рядом.
Слайд 18 Параметрические методы ценообразования
Параметрический ряд – совокупность конструктивно и (или)
технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения одних и тех же
функций и отличающихся друг от друга значениями технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми производственными операциями.
Слайд 19Параметрические методы ценообразования
К группе параметрических методов ценообразования относят:
метод удельных
показателей
агрегатный метод
метод структурной аналогии
балловый метод
метод регрессионного анализа
Слайд 20 Метод удельных показателей
Метод удельных показателей используется для определения и
анализа цен небольших групп продукции, характеризующейся наличием одного основного параметра,
величина которого в значительной степени определяет общий уровень цены изделия.
Формула расчетной удельной цены базисного изделия Руд:
где Рb – цена базисного изделия, Nb – величина параметра базисного изделия.
Формула цены нового изделия Р:
где Nn – значение основного параметра нового изделия в соответствующих единицах измерения.
Слайд 21
Коэффициент торможения (поправки с учетом цен и качества
товаров-конкурентов)
выбирается с учетом факторов:
Степени остроты конкурентной борьбы;
Известности торговой
марки и завоеванной фирмой репутацией;
Перспективной продуктовой политики
Слайд 22Агрегатный метод
Агрегатный метод заключается в суммировании себестоимости (цен) отдельных конструктивных
частей параметрического ряда продукции с добавлением стоимости оригинальных узлов (деталей).
Слайд 23Метод структурной аналогии
Формула расчета ориентировочных затрат нового изделия:
где CH -
себестоимость нового изделия,
МЗН (ЗПН) - материальные затраты
(заработная плата) на единицу нового изделия,
УМЗ (УЗ/П) - удельный вес материальных затрат (заработной платы) в себестоимости по аналогичной группе изделий.
Слайд 24Балловый метод
Балловый метод использует экспертные оценки значимости параметров изделия для
потребителя.
Первый этап – тщательный отбор основных технико-экономических параметров;
Второй этап –
начисление баллов по каждому выбранному параметру экспертным путем по определенной процедуре;
Третий этап – определение интегральной оценки технико-экономического уровня изделия;
Четвертый этап – рассчитываются сами цены.
Слайд 25Балловый метод
Формула расчета средней оценки (цены) одного балла:
где P’ –цена
одного балла,
Pb – цена базового изделия-эталона,
– балловая оценка i-того параметра базового изделия,
Vi - весомость параметра.
Формула расчета цены нового изделия:
где - балловая оценка i-того параметра нового изделия.
Слайд 26Метод регрессионного анализа
Метод регрессионного анализа применяется для определения зависимости изменения
цены от изменения технико-экономических параметров продукции, относящейся к данному ряду,
построения и выравнивания ценностных соотношений:
где X 1 2…n - параметры изделия.
Уравнения регрессии:
линейное:
cтепенное:
параболическое: