Слайд 1Межпредметная интеграция
Курсов
физики, химии и биологии
«Все, что находится во взаимной
связи, должно преподаваться в такой же связи»
Я. А. Коменский
Слайд 2В истории педагогики накопилось ценное наследие по теории и практике
межпредметных связей:
с позиций психологии, педагогики и методики обучения обосновывается
объективная необходимость отражать в учебном познании реальные взаимосвязи объектов, явлений природы и общества;
подчеркивается мировоззренческая и развивающая функции межпредметных связей, их положительное влияние на формирование истинной системы научных знаний и общее умственное развитие ученика;
разрабатываются методики скоординированного обучения различным учебным предметам;
неоднократно предпринимались попытки готовить учителя к осуществлению межпредметных связей на практике.
Слайд 3Функции межпредметных связей
Образовательная - формирование у учащихся общей системы
знаний о мире, отражающем взаимосвязь различных форм движения материи.
Воспитательная -
формирование системы знаний и основ научного мировоззрения.
Развивающая – развитие всесторонне гармоничной развитой личности ученика.
Методологическая – это обобщенная форма отношения между элементами структуры учебных предметов, обеспечивающая реализацию их мировоззренческих функций.
Слайд 4Типы межпредметных связей
Содержательно-информационные связи различаются:
по составу научных знаний (фактологические, понятийные,
теоретические).
по знаниям о познании (философские, историко-научные, т.е. гностические, семиотические, логические).
по
знаниям о ценностных ориентациях (идеологические, т.е. диалектико-материалистические, идейно-политические, политико-экономические, этические, эстетические, правовые).
Слайд 5Операционно-деятельностные связи различаются:
по способам практической деятельности в применении теоретических знаний
– «практические», которые способствуют выработке у учащихся двигательных, трудовых, конструктивно-технических,
расчетно-измерительных, вычислительных, экспериментальных, изобразительных, речевых умений;
по способам учебно-познавательной деятельности в «добывании» новых знаний – «познавательные», которые формируют общеучебные обобщенные умения мыслительной, творческой, учебной, организационно-познавательной (планирование, организация и самоконтроль), самообразовательной деятельностей;
по способам ценностно-ориентационной деятельности – «ценностно-ориентационные», необходимые для выработки умений оценочной, коммуникативной, художественно-эстетической деятельности, что имеет большое значение в формировании мировоззрения школьника.
Типы межпредметных связей
Слайд 6Организационно-методические связи различаются:
по способам усвоения связей в различных видах знаний
(репродуктивные, поисковые, творческие);
по широте осуществления (межкурсовые, внутрицикловые, межцикловые);
по времени осуществления
(преемственные, сопутствующие, перспективные);
по способу взаимосвязи предметов (односторонние, двусторонние, многосторонние);
по постоянству реализации (эпизодические, постоянные, систематические);
по уровню организации учебно-воспитательного процесса (поурочные, тематические и др.);
по формам организации работы учащихся и учителей (индивидуальные, групповые, коллективные).
Типы межпредметных связей
Слайд 7Классификация межпредметных связей
Слайд 8Цели обучения
На первом уровне
выявление связей ранее изученного и
нового;
развитие и углубление ранее изученного;
осмысление фактов, явлений, понятий;
моделирование объектов, явлений,
процессов.
На втором уровне:
выделение главных идей, закономерностей;
формулирование принципов;
установление существенных связей, особенностей, моделирование связей в форме уравнений.
На третьем уровне:
изучение частных фактов, явлений, законов;
моделирование частных закономерностей;
изучение устройств, приборов, физических основ их работы;
формирование обобщенных умений и навыков.
Слайд 9Методы и формы организации
межпредметных уроков
Методы:
словесные;
практические;
обзорной беседы с
использованием аудиовизуальных средств;
проблемное обучение;
исследовательские методы обучения.
Формы:
лекция;
семинары;
конференции;
обобщающие уроки;
уроки-«путешествия»;
экскурсии;
решение комплексных
задач;
межпредметные лабораторные работы;
межпредметный практикум;
комплексные практические занятия.
Слайд 10Основными средствами реализации МПС являются:
приборы и наглядные пособия разных
предметов;
демонстрационный и фронтальный эксперимент;
специально подобранные тексты из учебников
по смежным предметам;
портреты, рисунки приборов и машин, макеты и модели;
межпредметные инструкции по определению фактов, понятий, законов, анализ определений, встречающихся в учебниках по смежным предметам;
упражнения межпредметного характера;
опорные обобщающие схемы;
задачи межпредметного содержания;
лабораторные работы межпредметного характера;
справочные таблицы по смежным предметам;
комплексные практические работы;
творческие задания межпредметного характера.
Слайд 11Требования к межпредметному уроку
четко сформулирована учебно-познавательная задача;
обеспечена высокая активность учащихся
по применению знаний из других предметов;
осуществление межпредметных связей должно быть
направлено на объяснение причинно-следственных связей, сущности изучаемых явлений;
межпредметный урок должен содержать выводы мировоззренческого, обобщенного характера, опирающиеся на связь знаний из разных предметов;
межпредметный урок должен вызывать положительное отношение учащихся, возбуждать у них интерес к познанию связей между знаниями из разных курсов;
межпредметный урок всегда должен быть нацелен на обобщение определенных разделов учебного материала смежных курсов.
Слайд 12Психологические основы межпредметных связей
(четыре уровня систематизации)
I уровень – простые
ассоциации;
II уровень – ограниченно-системные ассоциации (устанавливаются связи между фактами и
явлениями в пределах темы);
III уровень – внутрисистемные ассоциации (связь устанавливается в пределах учебного предмета);
IV уровень – межсистемные ассоциации (устанавливаются связи между знаниями, принадлежащими к различным наукам).
Слайд 13Преимущества межпредметных связей
повышается научный уровень знаний благодаря всестороннему и более
глубокому изучению явлений и свойств тел;
обеспечивается систематичность и системность знаний,
что ведет к их осознанности, прочности и обобщенности;
формируется мировоззрение учащихся благодаря раскрытию единства материального мира, взаимосвязи и взаимообусловленности явлений;
формируются более глубокие политехнические знания, поскольку в настоящее время целый ряд технологических процессов может быть понят лишь на основе знаний из нескольких наук;
осуществляется экологическое образование учащихся, поскольку решить эту задачу невозможно без привлечения в процессе обучения физике знаний по химии и биологии;
осуществляется гуманитаризация обучения физике;
формируются общеучебные умения;
развивается мышление и творческие способности учащихся, поскольку установление межсистемных ассоциаций в процессе реализации межпредметных связей ведет к изменениям в мыслительной деятельности учащихся, мышление становится более гибким, подвижным, обобщенным.
Слайд 14Дидактические принципы осуществления
связи физики и биологии
Биофизические сведения должны быть
органично связаны с программным материалом по физике.
Биофизический материал должен
отражать общепризнанные теории и положения, иметь общеобразовательное и воспитательное значение.
Факты, имеющие биофизическое содержание и сообщаемые учащимся, должны быть верны в одинаковой мере и с физической, и с биологической точек зрения.
Биофизический материал должен быть доступным для усвоения и не вызывать перегрузки учащихся.
Биофизический материал должен способствовать развитию естественнонаучного мышления и формированию научного мировоззрения учащихся.
Биофизический материал должен способствовать конкретизации и обобщению естественнонаучных понятий.
Слайд 15Дидактические принципы осуществления
связи физики и химии
Физико-химические сведения должны быть
органично связаны с программным материалом по физике.
Факты, имеющие физико-химическое содержание
и сообщаемые учащимся, должны быть верны в одинаковой мере и с физической, и с химической точек зрения.
Физико-химический материал должен быть доступным для усвоения и не вызывать перегрузки учащихся.
Физико-химический материал должен способствовать конкретизации и обобщению естественнонаучных понятий.