Слайд 1Урок математики в 5 классе
Тема урока:
«Умножение десятичных
дробей на натуральные числа»
Масленица
Слайд 3Ой да Масленица на двор въезжает,
Широкая на двор въезжает!
Ой да
Масленица, погости недельку,
Широкая, погости другую!
Слайд 4 Наша Масленица дорогая,
Немножечко постояла,
Мы думали, семь неделек,
А Масленица
- семь денечков,
семь денечков.
Слайд 5Масленица бывает в конце февраля — начале марта. Ее празднуют
в течение недели.
Слайд 6ПОНЕДЕЛЬНИК – ВСТРЕЧА.
Пришла - не минуешь,
Уйду - не увидишь.
Встречай бодрей, провожай веселей!
День - веселье,
В голове шумит,
а гляди козырем!
Ноги не ходят, а плясать надобно;
Рад не рад, а с ума сходить приходится!
Слайд 8К вам в гости с Таити приехал кот. Он привёз
вам подарок – примеры с десятичными дробями. Но по дороге
некоторые запятые в примерах растерял. Помогите ему восстановить их.
14 ,7 – 44 = 10 ,3
5 ,8 + 2 = 78
1 ,5 + 15 = 3
4,2 – 1 9 = 2,3
305 + 1 ,04 = 4,09
14 ,7 – 4 ,4 = 10 3
9, 8 + 2 = 11 8
1 ,5 + 4 ,5 = 6 0
9,4 – 1 ,4 = 80
7 ,05 + 3 ,95 = 1100
Слайд 9Зачем нам на Таити? Нас и здесь неплохо кормят!
Слайд 10Скоморох
Прочитать дроби:
1,015; 0,0024;
21,05;
81,3.
2. Сравните
десятичные дроби.
5,089 5,1
6,35 0,64
43,897 42,799
Слайд 11 Клоун
Округлить дробь
7357,38105
а) до сотых
б) до десятых
в) до целых
г) до десятков
д) до сотен
е) до тысячных
Лошкарь
Вычислите:
а) 0,2 × 8 =
в ) 1,4 × 2 =
в) 11 × 0,6 = г) 60 × 0,5 =
2. Вычислите удобным способом:
19,5 × 5 × 2 =
б) 0,11 × 125 × 8 =
в) 25 × 4,56 × 4 =
г) 2,5 × 1,47 × 4 =
д) 0,25 × 7,53 × 4 =
е) 0,2 × 3,87 × 5 =
Слайд 13ВТОРНИК – ЗАИГРЫШ.
А мы Масленицу дожидаем
Дожидаем душе , дожидаем
.
Сыр и масло в глаза увидаем
Увидаем душе, увидаем.
С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов.
Звали родных и знакомых:
«У нас де горы готовы и блины испечены — просим жаловать».
Слайд 15
Умножение десятичных дробей.
Вариант 1 .
1. Произведение чисел 3,8 и
15 равно:
а) 57;
в) 570;
б) 5,70; г) свой ответ.
2. Произведение чисел 0,735 и 1 равно:
а) 1; в) 0;
б) 0,735; г) свой ответ.
Если первый множитель 1,9, а второй множитель 2, то произведение равно:
а) 38; в) 3,6
б) 3,8; г) свой ответ.
Произведение чисел 2,5 и 4 равно:
а) 1; в) 10;
б) 0,1; г) свой ответ.
В уравнении х*36=7,2 неизвестен(но):
а) делимое; в) множитель;
б) слагаемое; г) свой ответ.
Корень уравнения х : 0,04=24 равен:
а) 2,44; в) 0,96;
б) 0,096; г) свой ответ.
Если длина комнаты 7 м, а ширина 5,4 м, то ее площадь равна:
а) 37,8 м2; в) 37,8 м
б) 378 м²; г) свой ответ.
Произведение чисел 0,53 и 0 равно:
а) 0,053; в) 53;
б) 5,3; г) свой ответ.
Если у=100, то значение выражения 25,417 * у равно:
а) 0,25417; в) 2541,7;
б) 125,417; г) свой ответ.
Слайд 16
Умножение десятичных дробей.
Вариант 2 .
2. Произведение чисел 3,5 и 18
равно:
а) 63;
в) 630;
б) 6,30; г) свой ответ.
3. Произведение чисел 0,375 и 1 равно:
а) 1; в) 0;
б) 0,375; г) свой ответ.
Если первый множитель 1,7, а второй множитель 23, то произведение равно:
а) 391; в) 39,1;
б) 3,91; г) свой ответ.
Произведение чисел 125 и 0,8 равно:
а) 10; в) 1;
б) 100; г) свой ответ.
В уравнении х * 75=3,9 неизвестен(но):
а) слагаемое; в) делимое;
б) множитель; г) свой ответ.
Корень уравнения х:0,03=24 равен:
а) 7,2; в) 0,72;
б) 0,072; г) свой ответ.
Если длина комнаты 8,6 м, а ширина 4 м, то ее площадь равна:
а) 34,4 м; в) 34,4 м²;
б) 25,8 м²; г) свой ответ.
Произведение чисел 0,68 и 10 равно:
а) 0,068; в) 68;
б) 6,8; г) свой ответ.
Если у=100, то значение выражения 16,375*у равно:
а) 0,16375; в) 1637,5;
б) 163,75; г) свой ответ.
Слайд 17СРЕДА – ЛАКОМКА.
Я блинчик хорошенький
Поверь мне, я вкусненький .
Отведай
меня, мой хороший дружок.
Я блинчик румяненький,
Как славное солнышко
,
Лежу на тарелочке желтый кружок.
В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Слайд 18Повторение
Давайте, ребята,
учиться считать,
Делить, умножать,
прибавлять, вычитать.
Запомните все, что
без точного счёта
Не сдвинется
с места
любая работа.
Слайд 19Повторим правила
1)Умножение десятичной дроби на натуральное число.
2) Умножение десятичной дроби
на 10, 100,100 и т.д.
Слайд 20
чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо её умножить
на это число, не обращая внимания на запятую.
В полученном
произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.
Слайд 21Пример №1( у доски)
Найдите периметр каждого квадрата?
1,23 дм
3,4 дм
Слайд 22
Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.,
надо в произведении запятую перенести вправо на столько цифр, сколько
нулей в множителе.
Слайд 23Пример №2( устно)
4,67 · 10;
5,781 · 100;
34,5 · 10;
56,7 · 100
45,812 · 1000
0,9876
·10000
– ШИРОКИЙ.
Четверг — разгул, самый веселый день.
Возят чучело
на колесе, катаются, песни поют,
начинают колядовать.
Честная Масленица!
Веселехонько тебя встречать, привечать,
Трудно - нудно со двора провожать!
Масленица - мокрохвостка!
Поезжай долой со двора,
Отошла твоя пора!
Слайд 25Физкультурная минутка
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише
Деревцо
все выше, выше
Слайд 26Минутка отдыха
Про100р
Ро100к
о3цание
г,3б
рона
Слайд 27Пятница — тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ,
угощали их блинами, начинали прощаться с Масленицей.
Прощай, честная Маслена!
Коль
быть живым, увидимся.
Хоть год прождать, да ведать - знать,
Что Маслена придет опять.
.
Слайд 28
С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался
всевозможным потехам: ледяные горы, балаганы, качели, катание на лошадях, карнавалы,
кулачные бои , шумные пирушки.
Слайд 30И вот пришла Масленница.
Решил дед побаловать свою старуху и пошел
на море.
В 1-й день старик
поймал 5 ,45 кг рыбы,
Во второй день -в 3 раза больше,
а в третий день – на 4,65 кг больше, чем во второй день. Сколько рыбы поймал
старик за 3 дня?
Слайд 31Решение:
5,45* 3 =16,35 кг. – 2 день
16,35 + 4,65 =
21 кг – 3 день
5,45 +16,35 + 21 = 43,8
кг - всего
Ответ: Всего поймал 43, 8 кг рыбы за три дня.
Слайд 32№2 (самостоятельно)
Сколько всего было продано муки высшего сорта в праздничную
неделю Масленицы, если
Слайд 33Решение:
520,65
+ 206,545
+ 652,065
= 1379,26 т.
Ответ:
1379,26 т муки было продано.
Слайд 34№3 ( у доски)
Любили в старину погулять ребятишки во
время Масленицы! Сколько времени они проводили на улице? Если:
Ответ : 240 мин
или
4 часа
Слайд 36№4
У Винни Пуха и Пятачка было 2
бочонка с медом общим
весом - 3,56 кг.
Они пошли в гости к Кролику
на Масленицу и решили подарить ему горшочек с медом.
Но по дороге ……
Случайно Пятачок съел 0,56 кг меда,
а - Винни Пух - в 5 раз больше.
Сколько меда достанется Кролику?
Слайд 37Решение
1) 0,56 * 5 = 2,8 кг
2) 0,56 + 2,8
= 3,36 кг – вместе
3) 3,56 – 3,36 = 0,2
кг – осталось
ОТВЕТ: 0,2кг или 200г.
Слайд 38
Суббота — золовкины посиделки. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки.
В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с
зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай. Ведут разговоры…
Слайд 39Историческая справка
Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья
Ал ь - К а ш и Д ж е
м ш и д И б н М а с у д , работавший в городе Самарканде в обсерватории Улугбека в начале XV века.
Записывал Аль-Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.
Запятая или точка для отделения целой части стали использоваться с XVII века. В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович М а г н и ц к и й в 1703 году в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная».
Слайд 40
Наряду с необходимостью считать предметы у людей с древних времён
появилась потребность измерять длину, площадь, объём, время и другие величины.
Исторически дроби возникли в процессе измерения.
Результат измерения не всегда удавалось выразить натуральным числом.
Например, измеряя длину участка шагами, человек встречался с таким явлением: в длине укладывалось десять шагов и оставался остаток меньше одного шага.
Слайд 41Пожелание
Дроби всякие нужны,
Дроби разные важны,
Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.
Если
будешь дроби знать
Точно смысл их понимать
Станет легкой даже трудная задача.
Слайд 42 Последний день Масленицы –
прощеное воскресенье или проводы.
Заканчивается
гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод
уничтожить. Прощения просят, милосердные дела творят.
Слайд 43В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы.
Провожают зиму до следующего года.
Все просят друг у друга
прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом.
Кланяются в ноги.
А в ответ слышат знакомое: «Бог простит».
Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели.
Весна вступает в свои права.
Слайд 44Дополнительно
Упростите выражение
4,16а – 1,37а +
а
и найдите его значение при а = 15.
Решите уравнение:
У : 38 – 7,2 = 9,85.
Угадайте корень уравнения:
3,7 ٠ Х = 37.
Слайд 45Мало иметь хороший ум,
главное – хорошо его применять.»
Р. Декарт.
Слайд 46Домашнее задание:
П. 34, № 1305
№ 1300
Слайд 47 Молодцы!
Успехов!
Спасибо за урок,дети!
Слайд 48Литература:
И.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд
Математика 5.- М.
Мнемозина, 2007.
Интернет-ресурсы:
http://www.livegif.ru/archive/whiter/140_2.html
http://www.livegif.ru/archive/chars/2_1.html
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D1%8B+%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5&stype=image
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D1%8B%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA&stype=image