Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АНТИПАЮТИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО
(ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Межпредметная интеграция
на уроках литературы как средство развития творческих
способностей учащихся.
(из опыта
работы)
Автор опыта: Сагачеева Э.Р.,
учитель русского
языка и литературы.
с. Антипаюта -2015
Слайд 2СЛОВО «ИНТЕГРАЦИЯ» ОБОЗНАЧАЕТ
ВОССТАНОВЛЕНИЕ,
ВОСПОЛНЕНИЕ,
ОРГАНИЗАЦИЮ
ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ В
ЦЕЛОЕ, КАЧЕСТВЕННО
НОВОЕ.
Слайд 3- ВО-ПЕРВЫХ, ВОЗМОЖНА ИНТЕГРАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ И ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУР. СРЕДСТВА ИСКУССТВА
ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ ПОМОГУТ АКТИВИЗИРОВАТЬ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ КАЖДОГО РЕБЕНКА, СОЕДИНИВ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ВОЛЕВУЮ И ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА.
- ВО-ВТОРЫХ, ИНТЕГРАЦИЯ ИЗУЧАЕМЫХ ДИСЦИПЛИН МОЖЕТ ПРОИСХОДИТЬ НА ОСНОВЕ РАЗРАБОТКИ УЧИТЕЛЯМИ ЕДИНЫХ «ВЕРТИКАЛЬНЫХ» ПРОГРАММ, КОТОРЫЕ ФОРМИРУЮТ ВЕДУЩИЕ ПОНЯТИЯ МЕЖПРЕДМЕТНОГО ХАРАКТЕРА.
- В-ТРЕТЬИХ, ИНТЕГРАЦИЯ МОЖЕТ БЫТЬ И «ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ»- В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА ШКОЛЬНИКАМ ПОТРЕБУЮТСЯ ЗНАНИЯ ИЗ МНОГИХ ОБЛАСТЕЙ.
Слайд 4ВСЕ, ЧТО НАХОДИТСЯ
ВО ВЗАИМНОЙ СВЯЗИ,
ДОЛЖНО ПРЕПОДАВАТЬСЯ
В ТАКОЙ
ЖЕ СВЯЗИ.
Я. А. Коменский
Слайд 6Обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия учащихся, на
различные органы чувств и на разные сферы сознания.
М. А. Рыбникова
Слайд 7 Таким образом, цель педагогической деятельности можно сформулировать
следующим образом: развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы посредством
использования технологии интегрированного обучения.
Для достижения указанной цели
необходимо решить ряд задач:
- Провести входную диагностику уровня
сформированности творческой активности учащихся.
Вызвать необходимость использования
межпредметных связей в целях
развития творческого мышления.
Модернизация макроструктуры урока при
использовании новых
подходов к изучению литературы.
- Провести итоговую диагностику уровня сформированности творческой активности учащихся.
Слайд 8 Новизна данного опыта продиктована следующими факторами:
-изменившиеся ценности
современного образования,
-активизация процесса обучения,
-ученик – главная фигура в классе,
-деятельность учителя
ориентирована
на развитие творческих способностей учащихся,
-максимальное включение опыта ребенка.
Считаю, что методика использования межпредметного обучения реализует следующие дидактические принципы:
■ целостность,
■ научность,
■ интеграция,
■ системность,
■ доступность,
■ продуктивность.
Слайд 9 Сущность опыта: учитель, организуя учебную деятельность учащихся,
реализует проблему перехода от парадигмы знаний, когда учебная деятельность приобретает
черты творческой деятельности и ученик, решая поставленные учителем задачи, активно ищет новые области реализации своих способностей, по-новому осмысливая и оценивая результаты своей деятельности.
Продуктивность опыта в том, что на интегрированных уроках литературы школьники могут не только успешно овладеть системой знаний, практическими умениями, предусмотренными школьной программой, но и увидеть, осознать социальную значимость учебного материала и его место в целостной картине мира.
Трудоемкость опыта заключается в вовлечении всех учащихся в совместную творческую работу, интегрированной проработке содержания учебного материала, выделении основополагающей идеи, обновлении педагогических воздействий. Для разработки интегрированного урока литературы требуется
материально-техническая база и время.
Адресная направленность - опыт может быть использован каждым учителем-предметником при освоении межпредметной интеграции на уроках литературы, при наличии желания, теоретической подготовки, достаточного количества дополнительной литературы и материально-
технической базы кабинета.
Слайд 10
Музыка
Изобразительное
искусство
История
Русский язык
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ
ИНТЕГРАЦИЯ
Слайд 11НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ:
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И
УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА;
- ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫМ ЖАНРАМ
УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ;
- УГЛУБЛЕННОЕ ЗНАКОМСТВО С ВЫРАЗИТЕЛЬНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ИХ ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ФУНКЦИЯМИ В ЛИТЕРАТУРНЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЯХ.
Литература и русский язык
Слайд 12Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит ;
Прозрачный лес
один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…
А. С. Пушкин
«Зимнее утро».
Художественный стиль
Партитура поэтического текста
- Пауза
- Длительная пауза
- Сравнение
М - Метафорический эпитет
- Повышение интонации
- Понижение интонации
Слайд 13
● Речевая разминка.
Прочитайте строки из стихотворения А. Н. Майкова про
себя
(на партах карточки с четверостишием поэта).
Зима! Зима! Мороз трещит;
Луна в
кольце на тверди синей;
Звездится снег; лазурный иней
На черных деревах блестит…
/А. Н. Майков/
- Подумайте, какие слова, выражения передают отношение поэта
к зимнему пейзажу? Постарайтесь определить, какое оно?
- Как вы понимаете выражение «звездится снег»?
- Понятно ли вам, почему у слова иней эпитет лазурный?
- Какая картина предстает перед вашим воображением, когда вы читаете эти строки? Попытайтесь нарисовать ее словами.
- Какие слова и выражения в четверостишии
помогают вам устно нарисовать картину?
- Прочитайте текст выразительно вслух, стараясь
передать отношение поэта к зимнему пейзажу.
Слайд 14ПРИЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ ЛИТЕРАТУРЫ С ИСТОРИЕЙ:
1. РАБОТА НАД «СЛОВАРЕМ
ЭПОХИ»: ЕГО СОСТАВЛЕНИЕ, УСВОЕНИЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ОБЗОРНЫХ И МОНОГРАФИЧЕСКИХ ТЕМ.
2. ВНИМАНИЕ К ИСТОРИЧЕСКИМ ДАТАМ И ИХ РОЛИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ.
3. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРЫ.
4. ПОДГОТОВКА ИСТОРИЧЕСКОГО КОММЕНТАРИЯ К ИЗУЧАЕМОМУ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ
ПРОИЗВЕДЕНИЮ.
5. ВОССОЗДАНИЕ КАРТИН ЭПОХИ ПУТЕМ СЛОВЕСНОГО РИСОВАНИЯ И ДРУГИЕ ПРИЕМЫ.
Литература и история
Слайд 16К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ РОМАНА А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Слайд 17Литература и музыка
На интегрированном уроке литературы, при изучении цикла «Времена
года» М. М. Пришвина, обращаемся к творчеству П. И. Чайковского:
ребята готовят сообщения о жизни и творчестве великого композитора, рассматривают портрет известного музыканта, прослушивают фрагменты из музыкального произведения «Времена года» П. И. Чайковского.
Слайд 18
ПРОСЛУШАВ ФРАГМЕНТЫ ИЗ МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА «ВРЕМЕНА ГОДА»
П. И.
ЧАЙКОВСКОГО, РЕБЯТА СОСТАВЛЯЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПЛАН-ИНСТРУКЦИЮ
ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОБСТВЕННОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЗАРИСОВКИ –
СОЧИНЕНИЯ-МИНИАТЮРЫ «А ЗА ОКНОМ ЗИМА…».
План-инструкция:
1. Подумайте, что вы хотите «нарисовать» словом.
2. Какова будет главная мысль вашей
пейзажной зарисовки.
3. Какие чувства вы хотите
вызвать ею у читателя?
4. Какие художественно-выразительные
средства языка вы используете
в своей работе?
Слайд 19Литература и изобразительное искусство
Константин Федорович Юон
(1875 - 1958)
«ФЕВРАЛЬ»
- Что изображено
на картине?
- Что такое пейзаж?
- Какое время года запечатлел художник?
Поясните свой ответ.
- Какое настроение, какие чувства вызывает у вас
это живописное полотно?
Как достигает художник такого восприятия?
Какими средствами
пользуется для передачи своих чувств, своего отношения
к такому явлению природы, как зима?
Слайд 20ГРАФИКА ОТРАЖАЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ СРЕДСТВАМИ РИСУНКА.
Слайд 21 Таким образом, итоги использования межпредметной интеграции на
уроках литературы таковы:
♦ повышение эффективности обучения (развитие творческих навыков
школьников и навыков самостоятельной работы);
♦ расширение объёма предъявляемой учебной информации;
♦ обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
♦ улучшение организации урока (совмещение
материала разных учебных дисциплин);
♦ повышение качества контроля знаний
учащихся и разнообразие его формы;
♦ включение учащихся в коллективную творческую деятельность в парах, в группах;
♦ повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.
Слайд 22ВОЗРОСЛО КОЛИЧЕСТВО УЧЕНИКОВ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ. В 5-М КЛАССЕ
– 30%, В 6-М КЛАССЕ – 50%. РЕБЯТА С ИНТЕРЕСОМ
СТАЛИ ПРЕДСТАВЛЯТЬ СВОИ ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ НА РАЗЛИЧНЫЕ ШКОЛЬНЫЕ И РАЙОННЫЕ КОНКУРСЫ.
Слайд 24БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
1. Авлова Т.Г. Тайны словесного искусства. С-П., «Университетская
книга», 1996.
2. Белова Н.А. Реализация интеграции при изучении русского
языка и
литературы в школе на текстовом материале. // «Русская
словесность», М., «Школа-Пресс», №8 2005.
3. Власенков А.И. Русская словесность. Интегрированное обучение
русскому языку и литературе: Программы, содержание работы по
классам. 5-8 классы. М., 1998.
4. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебное
пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных
учреждений. М, 1995. 5. Зверев И.Д. Теория и практика методов обучения в современных
условиях общеобразовательной школы. М.. «Педагогика», 1975.
6. Зепалова Т.С., Мещерякова Н.Я. Урок литературы. М.,
«Просвещение», 1983.
7. Интернет.
8. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955.
9. Келбакин В.Н. Межпредметная функция в подготовке будущих
учителей. Тбилиси, «Тбилис», 1994.
10. Ушинский К. Д. Сочинения. М., 1948.