Разделы презентаций


Межпредметная интеграция на уроках литературы как средство развития творческих способностей учащихся.

Содержание

СЛОВО «ИНТЕГРАЦИЯ» ОБОЗНАЧАЕТВОССТАНОВЛЕНИЕ,ВОСПОЛНЕНИЕ,ОРГАНИЗАЦИЮОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ВЦЕЛОЕ, КАЧЕСТВЕННОНОВОЕ.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АНТИПАЮТИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Межпредметная интеграция

на уроках литературы как средство развития творческих
способностей учащихся.
(из опыта

работы)
Автор опыта: Сагачеева Э.Р.,
учитель русского
языка и литературы.
с. Антипаюта -2015
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АНТИПАЮТИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО  (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯМежпредметная интеграция на уроках литературы как

Слайд 2СЛОВО «ИНТЕГРАЦИЯ» ОБОЗНАЧАЕТ
ВОССТАНОВЛЕНИЕ,
ВОСПОЛНЕНИЕ,
ОРГАНИЗАЦИЮ
ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ В
ЦЕЛОЕ, КАЧЕСТВЕННО
НОВОЕ.

СЛОВО «ИНТЕГРАЦИЯ» ОБОЗНАЧАЕТВОССТАНОВЛЕНИЕ,ВОСПОЛНЕНИЕ,ОРГАНИЗАЦИЮОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ВЦЕЛОЕ, КАЧЕСТВЕННОНОВОЕ.

Слайд 3- ВО-ПЕРВЫХ, ВОЗМОЖНА ИНТЕГРАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ И ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУР. СРЕДСТВА ИСКУССТВА

ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ ПОМОГУТ АКТИВИЗИРОВАТЬ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ КАЖДОГО РЕБЕНКА, СОЕДИНИВ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ВОЛЕВУЮ И ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА. - ВО-ВТОРЫХ, ИНТЕГРАЦИЯ ИЗУЧАЕМЫХ ДИСЦИПЛИН МОЖЕТ ПРОИСХОДИТЬ НА ОСНОВЕ РАЗРАБОТКИ УЧИТЕЛЯМИ ЕДИНЫХ «ВЕРТИКАЛЬНЫХ» ПРОГРАММ, КОТОРЫЕ ФОРМИРУЮТ ВЕДУЩИЕ ПОНЯТИЯ МЕЖПРЕДМЕТНОГО ХАРАКТЕРА. - В-ТРЕТЬИХ, ИНТЕГРАЦИЯ МОЖЕТ БЫТЬ И «ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ»- В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА ШКОЛЬНИКАМ ПОТРЕБУЮТСЯ ЗНАНИЯ ИЗ МНОГИХ ОБЛАСТЕЙ.
- ВО-ПЕРВЫХ, ВОЗМОЖНА ИНТЕГРАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ И ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУР. СРЕДСТВА ИСКУССТВА ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ ПОМОГУТ АКТИВИЗИРОВАТЬ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Слайд 4ВСЕ, ЧТО НАХОДИТСЯ
ВО ВЗАИМНОЙ СВЯЗИ,
ДОЛЖНО ПРЕПОДАВАТЬСЯ
В ТАКОЙ

ЖЕ СВЯЗИ.
Я. А. Коменский



ВСЕ, ЧТО НАХОДИТСЯ ВО ВЗАИМНОЙ СВЯЗИ, ДОЛЖНО ПРЕПОДАВАТЬСЯ В ТАКОЙ ЖЕ СВЯЗИ.    Я. А.

Слайд 6Обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия учащихся, на

различные органы чувств и на разные сферы сознания.
 

М. А. Рыбникова
 

Обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия учащихся, на различные органы чувств и на разные сферы

Слайд 7 Таким образом, цель педагогической деятельности можно сформулировать

следующим образом: развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы посредством

использования технологии интегрированного обучения.
Для достижения указанной цели
необходимо решить ряд задач:
- Провести входную диагностику уровня
сформированности творческой активности учащихся.
Вызвать необходимость использования
межпредметных связей в целях
развития творческого мышления.
Модернизация макроструктуры урока при
использовании новых
подходов к изучению литературы.
- Провести итоговую диагностику уровня сформированности творческой активности учащихся.

Таким образом, цель педагогической деятельности можно сформулировать следующим образом: развитие творческих способностей учащихся на

Слайд 8 Новизна данного опыта продиктована следующими факторами:
-изменившиеся ценности

современного образования,
-активизация процесса обучения,
-ученик – главная фигура в классе,
-деятельность учителя

ориентирована
на развитие творческих способностей учащихся,
-максимальное включение опыта ребенка.
Считаю, что методика использования межпредметного обучения реализует следующие дидактические принципы:
■ целостность,
■ научность,
■ интеграция,
■ системность,
■ доступность,
■ продуктивность.
Новизна данного опыта продиктована следующими факторами:-изменившиеся ценности современного образования,-активизация процесса обучения,-ученик – главная фигура

Слайд 9 Сущность опыта: учитель, организуя учебную деятельность учащихся,

реализует проблему перехода от парадигмы знаний, когда учебная деятельность приобретает

черты творческой деятельности и ученик, решая поставленные учителем задачи, активно ищет новые области реализации своих способностей, по-новому осмысливая и оценивая результаты своей деятельности. Продуктивность опыта в том, что на интегрированных уроках литературы школьники могут не только успешно овладеть системой знаний, практическими умениями, предусмотренными школьной программой, но и увидеть, осознать социальную значимость учебного материала и его место в целостной картине мира.
Трудоемкость опыта заключается в вовлечении всех учащихся в совместную творческую работу, интегрированной проработке содержания учебного материала, выделении основополагающей идеи, обновлении педагогических воздействий. Для разработки интегрированного урока литературы требуется
материально-техническая база и время.
Адресная направленность - опыт может быть использован каждым учителем-предметником при освоении межпредметной интеграции на уроках литературы, при наличии желания, теоретической подготовки, достаточного количества дополнительной литературы и материально-
технической базы кабинета.
Сущность опыта: учитель, организуя учебную деятельность учащихся, реализует проблему перехода от парадигмы знаний, когда

Слайд 10
Музыка

Изобразительное
искусство

История

Русский язык




МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

МузыкаИзобразительное искусствоИсторияРусский языкМЕЖПРЕДМЕТНАЯ  ИНТЕГРАЦИЯ

Слайд 11НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ: - ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И

УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА; - ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫМ ЖАНРАМ

УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ; - УГЛУБЛЕННОЕ ЗНАКОМСТВО С ВЫРАЗИТЕЛЬНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ИХ ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ФУНКЦИЯМИ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ.

Литература и русский язык

НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ:  - ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И    УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА

Слайд 12Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит ;
Прозрачный лес

один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…

А. С. Пушкин
«Зимнее утро».

Художественный стиль

Партитура поэтического текста

- Пауза
- Длительная пауза
- Сравнение
М - Метафорический эпитет
- Повышение интонации
- Понижение интонации










Под голубыми небесамиВеликолепными коврами,Блестя на солнце, снег лежит ;Прозрачный лес один чернеет,И ель сквозь иней зеленеет,И речка

Слайд 13
● Речевая разминка.
Прочитайте строки из стихотворения А. Н. Майкова про

себя
(на партах карточки с четверостишием поэта).
Зима! Зима! Мороз трещит;
Луна в

кольце на тверди синей;
Звездится снег; лазурный иней
На черных деревах блестит…
/А. Н. Майков/
- Подумайте, какие слова, выражения передают отношение поэта
к зимнему пейзажу? Постарайтесь определить, какое оно?
- Как вы понимаете выражение «звездится снег»?
- Понятно ли вам, почему у слова иней эпитет лазурный?
- Какая картина предстает перед вашим воображением, когда вы читаете эти строки? Попытайтесь нарисовать ее словами.
- Какие слова и выражения в четверостишии
помогают вам устно нарисовать картину?
- Прочитайте текст выразительно вслух, стараясь
передать отношение поэта к зимнему пейзажу.
● Речевая разминка.Прочитайте строки из стихотворения А. Н. Майкова про себя(на партах карточки с четверостишием поэта).Зима! Зима!

Слайд 14ПРИЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ ЛИТЕРАТУРЫ С ИСТОРИЕЙ: 1. РАБОТА НАД «СЛОВАРЕМ

ЭПОХИ»: ЕГО СОСТАВЛЕНИЕ, УСВОЕНИЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ

ОБЗОРНЫХ И МОНОГРАФИЧЕСКИХ ТЕМ. 2. ВНИМАНИЕ К ИСТОРИЧЕСКИМ ДАТАМ И ИХ РОЛИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ. 3. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. 4. ПОДГОТОВКА ИСТОРИЧЕСКОГО КОММЕНТАРИЯ К ИЗУЧАЕМОМУ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ. 5. ВОССОЗДАНИЕ КАРТИН ЭПОХИ ПУТЕМ СЛОВЕСНОГО РИСОВАНИЯ И ДРУГИЕ ПРИЕМЫ.

Литература и история

ПРИЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ ЛИТЕРАТУРЫ С ИСТОРИЕЙ:  1. РАБОТА НАД «СЛОВАРЕМ ЭПОХИ»: ЕГО СОСТАВЛЕНИЕ, УСВОЕНИЕ И

Слайд 16К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ РОМАНА А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ РОМАНА А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Слайд 17Литература и музыка
На интегрированном уроке литературы, при изучении цикла «Времена

года» М. М. Пришвина, обращаемся к творчеству П. И. Чайковского:

ребята готовят сообщения о жизни и творчестве великого композитора, рассматривают портрет известного музыканта, прослушивают фрагменты из музыкального произведения «Времена года» П. И. Чайковского.
Литература и музыкаНа интегрированном уроке литературы, при изучении цикла «Времена года» М. М. Пришвина, обращаемся к творчеству

Слайд 18

ПРОСЛУШАВ ФРАГМЕНТЫ ИЗ МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА «ВРЕМЕНА ГОДА» П. И.

ЧАЙКОВСКОГО, РЕБЯТА СОСТАВЛЯЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПЛАН-ИНСТРУКЦИЮ

ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОБСТВЕННОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЗАРИСОВКИ – СОЧИНЕНИЯ-МИНИАТЮРЫ «А ЗА ОКНОМ ЗИМА…».

План-инструкция:
1. Подумайте, что вы хотите «нарисовать» словом.
2. Какова будет главная мысль вашей
пейзажной зарисовки.
3. Какие чувства вы хотите
вызвать ею у читателя?
4. Какие художественно-выразительные
средства языка вы используете
в своей работе?

ПРОСЛУШАВ ФРАГМЕНТЫ ИЗ МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА «ВРЕМЕНА ГОДА»   П. И. ЧАЙКОВСКОГО, РЕБЯТА СОСТАВЛЯЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПЛАН-ИНСТРУКЦИЮ

Слайд 19Литература и изобразительное искусство
Константин Федорович Юон
(1875 - 1958)
«ФЕВРАЛЬ»
- Что изображено

на картине?
- Что такое пейзаж?
- Какое время года запечатлел художник?

Поясните свой ответ.
- Какое настроение, какие чувства вызывает у вас
это живописное полотно?
Как достигает художник такого восприятия?
Какими средствами
пользуется для передачи своих чувств, своего отношения
к такому явлению природы, как зима?
Литература и изобразительное искусствоКонстантин Федорович Юон(1875 - 1958)«ФЕВРАЛЬ»- Что изображено на картине?- Что такое пейзаж?- Какое время

Слайд 20ГРАФИКА ОТРАЖАЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ СРЕДСТВАМИ РИСУНКА.

ГРАФИКА ОТРАЖАЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ СРЕДСТВАМИ РИСУНКА.

Слайд 21 Таким образом, итоги использования межпредметной интеграции на

уроках литературы таковы:
♦ повышение эффективности обучения (развитие творческих навыков

школьников и навыков самостоятельной работы);
♦ расширение объёма предъявляемой учебной информации;
♦ обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
♦ улучшение организации урока (совмещение
материала разных учебных дисциплин);
♦ повышение качества контроля знаний
учащихся и разнообразие его формы;
♦ включение учащихся в коллективную творческую деятельность в парах, в группах;
♦ повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.

Таким образом, итоги использования межпредметной интеграции на уроках литературы таковы: ♦ повышение эффективности обучения

Слайд 22ВОЗРОСЛО КОЛИЧЕСТВО УЧЕНИКОВ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ. В 5-М КЛАССЕ

– 30%, В 6-М КЛАССЕ – 50%. РЕБЯТА С ИНТЕРЕСОМ

СТАЛИ ПРЕДСТАВЛЯТЬ СВОИ ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ НА РАЗЛИЧНЫЕ ШКОЛЬНЫЕ И РАЙОННЫЕ КОНКУРСЫ.
ВОЗРОСЛО КОЛИЧЕСТВО УЧЕНИКОВ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ. В 5-М КЛАССЕ – 30%, В 6-М КЛАССЕ – 50%.

Слайд 24БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

1. Авлова Т.Г. Тайны словесного искусства. С-П., «Университетская

книга», 1996.
2. Белова Н.А. Реализация интеграции при изучении русского

языка и
литературы в школе на текстовом материале. // «Русская
словесность», М., «Школа-Пресс», №8 2005.
3. Власенков А.И. Русская словесность. Интегрированное обучение
русскому языку и литературе: Программы, содержание работы по
классам. 5-8 классы. М., 1998.
4. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебное
пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных
учреждений. М, 1995. 5. Зверев И.Д. Теория и практика методов обучения в современных
условиях общеобразовательной школы. М.. «Педагогика», 1975.
6. Зепалова Т.С., Мещерякова Н.Я. Урок литературы. М.,
«Просвещение», 1983.
7. Интернет.
8. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955.
9. Келбакин В.Н. Межпредметная функция в подготовке будущих
учителей. Тбилиси, «Тбилис», 1994.
10. Ушинский К. Д. Сочинения. М., 1948.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.1. Авлова Т.Г. Тайны словесного искусства. С-П., «Университетская   книга», 1996.2. Белова Н.А. Реализация интеграции

Слайд 25Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика