Слайд 1проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
МГУ имени М.В.Ломоносова
Экономический факультет
Отделение «МЕНЕДЖМЕНТ»
Бакалавриат
Учебный курс
ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Лектор и составитель
д.э.н., проф. кафедры управления
ЭФ
МГУ им. М.В. Ломоносова
МАРШЕВ Вадим Иванович
vmarshev@mail.ru
Осень-2011
Слайд 3проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Темы курса
Тема 1. Организация: трактовки, атрибуты,
характеристики, виды, модели. Эволюция взглядов на организацию
Тема 2. Атрибуты организация-I:
Человек, Цели
Тема 3. Атрибуты организация-II: Структура (Роли, Оргструктура)
Тема 4. Среда жизнедеятельности организации
Тема 5. Внутриорганизационные процессы
Тема 6. Жизненный цикл организации
Тема 7. Образы организации
Тема 8. Организация, организационная деятельность, организационное развитие
Слайд 4проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Тема 6. Жизненный цикл организации/ команды/
ИК/инновационного продукта
Слайд 5
Учебные материалы (УМ)
Р. Дафт. Менеджмент. СПб., ПИТЕР, 2000
Б.З.Мильнер. Теории
Организации. М., 2003
Р. Дафт. Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2006
А.М.Смолкин. Менеджмент: Основы организации. М., 1999
Ли Дж.Болмэн, Теренс Е. Дилл. Рефрейминг организаций. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005
Э.Кемерон, М.Грин. Управление изменениями. М., Добрая книга. 2006
Г.Морган. Образы организации. М., МИ&Ф, 2008
Управление изменениями. Жизненный цикл организации. СПб., ВШМ, 2009, сс. 172-485
Теория организации. Хрестоматия. СПб, ВШМ, 2009
Электронные сайты
Слайд 6проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Базовая литература
по моделям ЖЦО
Penrose E. Biological analogies in the theory
of the firm. American Economic Review 1952, 42 (5): 804-819.
Torbert W. R. Pre-bureaucratic and post-bureaucratic stages of organization development. Interpersonal Development, 1974, 5(1): 1-25.
Kimberly J. R., Miles R. H. The Organizational Life Cycle. Jossey-Bass:SanFrancisco: CA, 1980
Грейнер Л. Е. Эволюция и революция в процессе роста организаций. Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент, 2002, №4: 76-92
Ицхак Адизес. Управление жизненным циклом корпорации. СПб, ПИТЕР, 2007
Г.В.Широкова. Жизненный цикл организации: эмпирические исследования и теоретические подходы/ РЖМ, 2007, 5( 3): 85-90
С.В. Хенкс и др. Уточнение структуры жизненного цикла. РЖМ, 2007, 5(3): 91-116.
Слайд 7проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Жизненные циклы организаций
Концепция ЖЦО основана на
биологической аналогии с жизненным циклом живого организма,
Концепция развивается на
протяжении последних нескольких десятилетий
Основное назначение концепции ЖЦО — это объяснение изменений, которые происходят в организации с течением времени.
Стадия ЖЦО - это «уникальная конфигурация переменных, связанных с организационным контекстом и структурой организации» (Хенкс и др.)
Слайд 8проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Модели ЖЦ организации
Модель Доусона
Модель Липпита-Шмидта
Модель Скотта
Модель
Грейнера
Модель Торбета
Модель Катца-Канна
Модель Кимберли-Майлса
Модель Адизеса
Модель Миллера-Фризена
Модель Фламхольца
Модель Хенкса-Уотсона-Янсена-Чандлера
Модель
Лестера-Парнелла-Каррагера
Слайд 9проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
1. Модель
Доусона (1967)
Одна из первых моделей ЖЦО
Посвящена жизненному циклу правительственной организации
ЖЦО
состоит из трех стадий: зарождение – зрелость - упадок
Слайд 10проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
2. Модель
Липпита-Шмидта
Одна из первых моделей ЖЦ коммерческих организаций
Три стадии развития:
Рождение
— создание операционной системы и достижение жизнеспособности;
Молодость — развитие стабильности и репутации
Зрелость — достижение уникальности и адаптивности наряду с расширением области деятельности.
Шесть задач:
На стадии Рождения задачи развития — создание системы и достижение порога выживания
На стадии Молодости — обеспечение стабильности и приобретение репутации
На стадии зрелости - достижение уникальности и способности отвечать на любые социальные вызовы и потребности
Слайд 11проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
3. Модель
Скотта
Три типа организационных форм
Основаны на историческом развитии
Предполагает, что организации движутся
от неформальной организации к формализованной бюрократии и затем к диверсифицированным конгломератам
Слайд 12проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
4. Модель
Грейнера
Одна из наиболее популярных моделей ЖЦО.
В модели предполагается, что
организация проходит шесть последовательных стадий, каждая из которых следует за «революцией», или переходной фазой, являющейся результатом основной проблемы или кризиса организации.
Только преодолевая этот кризис или решая проблему, свойственную каждой стадии развития, организация успешно движется к более зрелой стадии.
Слайд 13проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
проф. МАРШЕВ
В. И. (МГУ)
Стадия 1 Творчество
Стадия 2
Формализация
Стадия 3
Делегирование
Стадия 4
Координация
Стадия 5
Сотрудничество
Кризис лидерства
Кризис
автономии
Кризис контроля
Кризис формализации
Кризис
роста
Малая Размер организации Большая
Юная Стадии Зрелая
Стадии Жизненного Цикла Организации
МОДЕЛЬ ГРЕЙНЕРА
Кризис
Чего?
Стадия 6
M&A
Слайд 14проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
5. Модель Торбета
Модель развития организации, основанная
на индивидуальных менталитетах членов организации.
Организация развивается по мере того,
как ее члены становятся более опытными в осознании факторов, причин и движущих сил развития и вырабатывают навыки, необходимые для повышения личной и межличностной эффективности.
Модель описывает естественную последовательность стадий, через которые организация может проходить, и конкретизирует менталитеты, определяющие каждую из них.
Слайд 15проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
6. Модель Катца-Канна
В модели основной изменяющейся
характеристикой организации является ее структура. Авторы рассматривают организацию как открытую
систему, одним из представлений которой может быть цикл событий. По их мнению, структура — это динамическое взаимодействие событий.
ЖЦО состоит из трех стадий.
Первая — стадия примитивной системы, в которой элементарные принципы производственной системы основаны на совместных усилиях членов организации.
Вторая - стадия стабильной организации — главные усилия менеджмента направлены на координацию и контроль.
Третья - стадия совершенствование структуры
Слайд 16проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
7. Модель Кимберли-Майлса
Модель развития организации основана
на продолжительном исследовании создания и развития медицинского колледжа.
Первая стадия
включает упорядочение ресурсов и формирование идеологии организации
На второй стадии происходит выбор «первоначальной движущей силы», найм сотрудников и получение поддержки от стратегических клиентов.
Третья стадия включает формирование организационной идентичности, чувства общности и сопричастности
Четвертая стадия — институционализация организации, формализация структуры, в итоге организация становится более консервативной и предсказуемой
Слайд 17проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
8. Модель
Адизеса
10 этапов жизненного цикла организации делятся на две стадии: рост
и старение.
Рост начинается с Зарождения и завершается Расцветом,
Затем наступает Старение, идущее от Стабилизации к Смерти организации.
Согласно модели, развитие организаций происходит через определенные этапы, на которых изменяются приоритеты четырех видов деятельности:
Достижения результатов
Предпринимательской деятельности
Управления с помощью формальных правил и процедур
Интеграции индивидов в организации
Слайд 18проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Жизненный цикл компании по И.Адизесу
Слайд 199. Модель Миллера-Фризена
Фаза рождения (Birth phase)
Фаза роста (Growth phase)
Фаза зрелости
(Maturity phase)
Фаза возрождения (Revival phase)
Фаза упадка (Decline phase)
Слайд 20проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
10. Модель Фламхольца
7 стадий ЖЦО:
1. Новое
предприятие (New venture)
2. Экспансия (Expansion)
3. Профессионализация (Professionalization)
4. Консолидация (Consolidation)
5. Диверсификация
(Diversification)
6. Интеграция (Integration)
7. Упадок и обновление (Decline and revitalization)
Для каждой стадии определены критические проблемы
Основное внимание уделено болезням роста
Слайд 21
11. Модель Хенкса-Уотсона-Янсена-Чандлера
Стадия ЖЦО (life-cycle stage) – это уникальная конфигурация
переменных, связанных с организационным
контекстом и структурой организации
Использовали кластерный
анализ для построения таксономии конфигураций стадии роста в выборке из 126
высокотехнологичных организаций.
Кластерные переменные: Возраст, Размер и Текущий рост организации
Согласно полученной конфигурации, существует последовательность из 4 стадий роста.
(см. работу С.Хенкс и др., 2007)
Слайд 22
12. Модель Лестера-Парнелла-
Каррагер
Существование (Existence)
Выживание (Survival)
Успех (Success)
Возрождение (Renewal)
Упадок (Decline)
Таксоно́мия (гр. расположение
по порядку + закон) — иерархически выстроенная система целей и результатов
от простой к сложной системе.
Слайд 23Стадии ЖЦИК
I стадия. ФОРМИРОВАНИЕ ИК (Venture Creation)
II стадия. РОСТ ИК
(Venture Growth)
J.Engel, D.Charron, Opportunity Recognition
Слайд 24ЖЦИК
SEED
START-UP
T
EARLY STAGE
EXPANSION
Бинес-идея
Команда
Защита IP
Производство
Первые продажи
Увеличе-ние продаж Прибыль
Усиление позиций на рынке
Расширение продуктовойлинии
Стадии
и Этапы
MATURITY
EXIT
Развитие рынка
Динамиче-ский рост
Привлечение инвесторов IPO, M&A
1.1.
2.1.
1.3.
1.2.
2.2.
2.3.
VC CREATION
VC GROWTH
Слайд 251.1.Seed
1.2.Start up
2.1. Expansion
Этапы развития ИК
Денежный поток
(cash flow)
J.Engel, D.Charron, Opportunity
Recognition
Время
(Т)
2.2. Maturity
2.3. Exit
1.3. Early
stage
Слайд 26Этапы первой стадии ЖЦИК
«ФОРМИРОВАНИЕ ИК»
1.1. Посев–технологическая и бизнес-идея, (Seed)
1.2. Старт-ап - начальное финансирование и начало производственной деятельности, формализация
отношений в команде, первые продажи (Start-up)
1.3. Ранний этап - Увеличение продаж - Ранний рынок (Дж.Мур) - (Early stage)
Слайд 27Этапы второй стадии ЖЦИК
«РОСТ ИК»
2.1. Расширение –усиление позиций на
рынке, расширение продуктовой линии - Основной рынок (Дж.Мур) - (Expansion)
2.2. Зрелость - стабильное положение на рынках и развитие рынков (Maturity)
2.3. «Выход» - привлечение новых инвесторов, венчурный раунд (Exit)
Слайд 28Ситуационные переменные моделей ЖЦО
Возраст организации
Размер организации
Темпы роста
Цели
Стратегии
Проблемы перехода стадии
Проблемы
менеджмента
Критерии эффективности
Динамизм внешней среды
Слайд 29Структурные переменные моделей ЖЦО
Орг.структура управления
Формализация функций, и правил, процедур
Лидерские
качества
Уровни (глубина) управления
Стиль управления
ППР
Корпоративная культура
Слайд 30Примеры
Увеличение размера организации происходит наиболее интенсивно на стадиях роста и
возрождения (revival); медленно – на стадии зрелости; снижение – на
стадии упадка
ОСУ движется от простой к функциональной, затем – к дивизиональной, организация становится всё более формальной и специализированной
С ростом организации ППР становится менее централизованным
Слайд 31проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Выводы по моделям ЖЦО
Эмпирические исследования показали,
что, несмотря на то что стадии ЖЦО по контекстуальным характеристикам
очень отличаются друг от друга, они ни в коем случае не связаны друг с другом в детерминированной последовательности
Например, стадия зрелости может предшествовать упадку, возрождению или даже росту, и, напротив, за стадией роста может следовать упадок или даже смерть.
Критика концепции ЖЦО в работе Эдит Пенроуз
Слайд 32проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Вопросы (пока) без ответов
Хотя модели
ЖЦО предполагают весьма последовательную структуру организационного роста. Существует широкий разброс
количества стадий
Какое количество стадий наиболее точно отражает процесс роста организации?
Все ли организации эволюционируют по одинаковым схемам?
Существуют ли непредвиденные обстоятельства, влияющие на количество стадий
Критика концепции ЖЦО в работе Эдит Пенроуз
Слайд 33проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Жизненный Цикл Команды в Организации
(Питер Капецио)
Стадии:
1.
Детство
2. Отрочество
3. Юность
4. Зрелость
5. Расформирование
Слайд 34проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Жизненный цикл
принятия инновационного продукта
Дж.Мур. Преодоление пропасти. 2006
Слайд 35проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
2.5%
13.5%
34%
34%
16%
Размер сегментов
рынка
Жизненный цикл продукта (product life cycle)
и Размер сегментов рынка
(market shares)
Пропасть vs. Рост
БОЛЬШАЯ
ПРОПАСТЬ
Innovators
(Новаторы)
Early adopters
(Ранние Последователи)
Early majority
(Раннее Большинство)
Late majority
(Позднее Большинство)
Laggards
(Увальни)
ПРОПАСТЬ
ПРОПАСТЬ
ПРОПАСТЬ
Слайд 36проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
ДЗ-13
13.1. Определить стадию ЖЦО по модели
Адизеса
для любой организации (сайт www.adizes.com)
13.2. Разработать рекомендации для дальнейшего развития
этой организации
(индивидуально!!!)