Разделы презентаций


МГУ имени М.В.Ломоносова Экономический факультет Отделение МЕНЕДЖМЕНТ

Содержание

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
МГУ имени М.В.Ломоносова Экономический факультет

Отделение «МЕНЕДЖМЕНТ» Бакалавриат
Учебный курс

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Лектор и составитель д.э.н., проф. кафедры управления ЭФ

МГУ им. М.В. Ломоносова МАРШЕВ Вадим Иванович
vmarshev@mail.ru
Осень-2011
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)МГУ имени М.В.Ломоносова  Экономический факультет   Отделение «МЕНЕДЖМЕНТ» БакалавриатУчебный курсТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИЛектор

Слайд 2проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)

Слайд 3проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Темы курса

Тема 1. Организация: трактовки, атрибуты,

характеристики, виды, модели. Эволюция взглядов на организацию
Тема 2. Атрибуты организация-I:

Человек, Цели
Тема 3. Атрибуты организация-II: Структура (Роли, Оргструктура)
Тема 4. Среда жизнедеятельности организации
Тема 5. Внутриорганизационные процессы
Тема 6. Жизненный цикл организации
Тема 7. Образы организации
Тема 8. Организация, организационная деятельность, организационное развитие


проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)Темы курсаТема 1. Организация: трактовки, атрибуты, характеристики, виды, модели. Эволюция взглядов на организациюТема

Слайд 4проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)

Тема 6. Жизненный цикл организации/ команды/

ИК/инновационного продукта

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)Тема 6. Жизненный цикл организации/ команды/ ИК/инновационного продукта

Слайд 5 Учебные материалы (УМ)
Р. Дафт. Менеджмент. СПб., ПИТЕР, 2000
Б.З.Мильнер. Теории

Организации. М., 2003
Р. Дафт. Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2006


А.М.Смолкин. Менеджмент: Основы организации. М., 1999
Ли Дж.Болмэн, Теренс Е. Дилл. Рефрейминг организаций. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005
Э.Кемерон, М.Грин. Управление изменениями. М., Добрая книга. 2006
Г.Морган. Образы организации. М., МИ&Ф, 2008
Управление изменениями. Жизненный цикл организации. СПб., ВШМ, 2009, сс. 172-485
Теория организации. Хрестоматия. СПб, ВШМ, 2009
Электронные сайты

Учебные материалы (УМ) Р. Дафт. Менеджмент. СПб., ПИТЕР, 2000 Б.З.Мильнер. Теории Организации. М., 2003 Р. Дафт.

Слайд 6проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Базовая литература

по моделям ЖЦО
Penrose E. Biological analogies in the theory

of the firm. American Economic Review 1952, 42 (5): 804-819.
Torbert W. R. Pre-bureaucratic and post-bureaucratic stages of organization development. Interpersonal Development, 1974, 5(1): 1-25.
Kimberly J. R., Miles R. H. The Organizational Life Cycle. Jossey-Bass:SanFrancisco: CA, 1980
Грейнер Л. Е. Эволюция и революция в процессе роста организаций. Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент, 2002, №4: 76-92
Ицхак Адизес. Управление жизненным циклом корпорации. СПб, ПИТЕР, 2007
Г.В.Широкова. Жизненный цикл организации: эмпирические исследования и теоретические подходы/ РЖМ, 2007, 5( 3): 85-90
С.В. Хенкс и др. Уточнение структуры жизненного цикла. РЖМ, 2007, 5(3): 91-116.
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)Базовая литература по моделям ЖЦО Penrose E. Biological analogies

Слайд 7проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Жизненные циклы организаций
Концепция ЖЦО основана на

биологической аналогии с жизненным циклом живого организма,
Концепция развивается на

протяжении последних нескольких десятилетий
Основное назначение концепции ЖЦО — это объяснение изменений, которые происходят в организации с течением времени.
Стадия ЖЦО - это «уникальная конфигурация переменных, связанных с организационным контекстом и структурой организации» (Хенкс и др.)

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)Жизненные циклы организацийКонцепция ЖЦО основана на биологической аналогии с жизненным циклом живого организма,

Слайд 8проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Модели ЖЦ организации
Модель Доусона
Модель Липпита-Шмидта
Модель Скотта
Модель

Грейнера
Модель Торбета
Модель Катца-Канна
Модель Кимберли-Майлса
Модель Адизеса
Модель Миллера-Фризена
Модель Фламхольца
Модель Хенкса-Уотсона-Янсена-Чандлера
Модель

Лестера-Парнелла-Каррагера
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)Модели ЖЦ организацииМодель ДоусонаМодель Липпита-ШмидтаМодель СкоттаМодель ГрейнераМодель Торбета Модель Катца-Канна Модель Кимберли-МайлсаМодель АдизесаМодель

Слайд 9проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
1. Модель

Доусона (1967)
Одна из первых моделей ЖЦО
Посвящена жизненному циклу правительственной организации
ЖЦО

состоит из трех стадий: зарождение – зрелость - упадок
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)1. Модель Доусона (1967)Одна из первых моделей ЖЦОПосвящена жизненному

Слайд 10проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
2. Модель

Липпита-Шмидта
Одна из первых моделей ЖЦ коммерческих организаций
Три стадии развития:
Рождение

— создание операционной системы и достижение жизнеспособности;
Молодость — развитие стабильности и репутации
Зрелость — достижение уникальности и адаптивности наряду с расширением области деятельности.

Шесть задач:
На стадии Рождения задачи развития — создание системы и достижение порога выживания
На стадии Молодости — обеспечение стабильности и приобретение репутации
На стадии зрелости - достижение уникальности и способности отвечать на любые социальные вызовы и потребности
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)2. Модель Липпита-ШмидтаОдна из первых моделей ЖЦ коммерческих организаций

Слайд 11проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
3. Модель

Скотта
Три типа организационных форм
Основаны на историческом развитии
Предполагает, что организации движутся

от неформальной организации к формализованной бюрократии и затем к диверсифицированным конгломератам
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)3. Модель Скотта Три типа организационных формОснованы на историческом

Слайд 12проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
4. Модель

Грейнера
Одна из наиболее популярных моделей ЖЦО.
В модели предполагается, что

организация проходит шесть последовательных стадий, каждая из которых следует за «революцией», или переходной фазой, являющейся результатом основной проблемы или кризиса организации.
Только преодолевая этот кризис или решая проблему, свойственную каждой стадии развития, организация успешно движется к более зрелой стадии.
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)4. Модель ГрейнераОдна из наиболее популярных моделей ЖЦО. В

Слайд 13проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
проф. МАРШЕВ

В. И. (МГУ)
Стадия 1 Творчество
Стадия 2
Формализация
Стадия 3
Делегирование
Стадия 4
Координация
Стадия 5
Сотрудничество
Кризис лидерства
Кризис

автономии

Кризис контроля

Кризис формализации

Кризис
роста

Малая Размер организации Большая

Юная Стадии Зрелая

Стадии Жизненного Цикла Организации
МОДЕЛЬ ГРЕЙНЕРА

Кризис
Чего?

Стадия 6
M&A

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)Стадия 1 ТворчествоСтадия 2ФормализацияСтадия 3ДелегированиеСтадия

Слайд 14проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
5. Модель Торбета
Модель развития организации, основанная

на индивидуальных менталитетах членов организации.
Организация развивается по мере того,

как ее члены становятся более опытными в осознании факторов, причин и движущих сил развития и вырабатывают навыки, необходимые для повышения личной и межличностной эффективности.
Модель описывает естественную последовательность стадий, через которые организация может проходить, и конкретизирует менталитеты, определяющие каждую из них.
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)5. Модель ТорбетаМодель развития организации, основанная на индивидуальных менталитетах членов организации. Организация развивается

Слайд 15проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
6. Модель Катца-Канна
В модели основной изменяющейся

характеристикой организации является ее структура. Авторы рассматривают организацию как открытую

систему, одним из представлений которой может быть цикл событий. По их мнению, структура — это динамическое взаимодействие событий.
ЖЦО состоит из трех стадий.
Первая — стадия примитивной системы, в которой элементарные принципы производственной системы основаны на совместных усилиях членов организации.
Вторая - стадия стабильной организации — главные усилия менеджмента направлены на координацию и контроль.
Третья - стадия совершенствование структуры
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)6. Модель Катца-КаннаВ модели основной изменяющейся характеристикой организации является ее структура. Авторы рассматривают

Слайд 16проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
7. Модель Кимберли-Майлса
Модель развития организации основана

на продолжительном исследовании создания и развития медицинского колледжа.
Первая стадия

включает упорядочение ресурсов и формирование идеологии организации
На второй стадии происходит выбор «первоначальной движущей силы», найм сотрудников и получение поддержки от стратегических клиентов.
Третья стадия включает формирование организационной идентичности, чувства общности и сопричастности
Четвертая стадия — институционализация организации, формализация структуры, в итоге организация становится более консервативной и предсказуемой
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)7. Модель Кимберли-МайлсаМодель развития организации основана на продолжительном исследовании создания и развития медицинского

Слайд 17проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
8. Модель

Адизеса
10 этапов жизненного цикла организации делятся на две стадии: рост

и старение.
Рост начинается с Зарождения и завершается Расцветом,
Затем наступает Старение, идущее от Стабилизации к Смерти организации.
Согласно модели, развитие организаций происходит через определенные этапы, на которых изменяются приоритеты четырех видов деятельности:
Достижения результатов
Предпринимательской деятельности
Управления с помощью формальных правил и процедур
Интеграции индивидов в организации
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)8. Модель Адизеса10 этапов жизненного цикла организации делятся на

Слайд 18проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Жизненный цикл компании по И.Адизесу

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)Жизненный цикл компании по И.Адизесу

Слайд 199. Модель Миллера-Фризена
Фаза рождения (Birth phase)
Фаза роста (Growth phase)
Фаза зрелости

(Maturity phase)
Фаза возрождения (Revival phase)
Фаза упадка (Decline phase)

9. Модель Миллера-ФризенаФаза рождения (Birth phase)Фаза роста (Growth phase)Фаза зрелости (Maturity phase)Фаза возрождения (Revival phase)Фаза упадка (Decline

Слайд 20проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
10. Модель Фламхольца
7 стадий ЖЦО:
1. Новое

предприятие (New venture)
2. Экспансия (Expansion)
3. Профессионализация (Professionalization)
4. Консолидация (Consolidation)
5. Диверсификация

(Diversification)
6. Интеграция (Integration)
7. Упадок и обновление (Decline and revitalization)

Для каждой стадии определены критические проблемы
Основное внимание уделено болезням роста
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)10. Модель Фламхольца7 стадий ЖЦО:1. Новое предприятие (New venture)2. Экспансия (Expansion)3. Профессионализация (Professionalization)4.

Слайд 21 11. Модель Хенкса-Уотсона-Янсена-Чандлера
Стадия ЖЦО (life-cycle stage) – это уникальная конфигурация

переменных, связанных с организационным
контекстом и структурой организации
Использовали кластерный

анализ для построения таксономии конфигураций стадии роста в выборке из 126
высокотехнологичных организаций.
Кластерные переменные: Возраст, Размер и Текущий рост организации
Согласно полученной конфигурации, существует последовательность из 4 стадий роста.
(см. работу С.Хенкс и др., 2007)


11. Модель Хенкса-Уотсона-Янсена-Чандлера Стадия ЖЦО (life-cycle stage) – это уникальная конфигурация переменных, связанных с организационным контекстом

Слайд 22 12. Модель Лестера-Парнелла- Каррагер
Существование (Existence)
Выживание (Survival)
Успех (Success)
Возрождение (Renewal)
Упадок (Decline)

Таксоно́мия (гр. расположение

по порядку + закон) — иерархически выстроенная система целей и результатов

от простой к сложной системе.

12. Модель Лестера-Парнелла- Каррагер Существование (Existence)Выживание (Survival)Успех (Success)Возрождение (Renewal)Упадок (Decline)	Таксоно́мия (гр. расположение по порядку + закон) —

Слайд 23Стадии ЖЦИК
I стадия. ФОРМИРОВАНИЕ ИК (Venture Creation)

II стадия. РОСТ ИК

(Venture Growth)

J.Engel, D.Charron, Opportunity Recognition

Стадии ЖЦИКI стадия. ФОРМИРОВАНИЕ ИК (Venture Creation)II стадия. РОСТ ИК (Venture Growth)J.Engel, D.Charron, Opportunity Recognition

Слайд 24ЖЦИК
SEED
START-UP
T
EARLY STAGE
EXPANSION
Бинес-идея
Команда
Защита IP
Производство
Первые продажи
Увеличе-ние продаж Прибыль
Усиление позиций на рынке
Расширение продуктовойлинии

Стадии

и Этапы
MATURITY
EXIT
Развитие рынка

Динамиче-ский рост

Привлечение инвесторов IPO, M&A
1.1.
2.1.
1.3.
1.2.
2.2.
2.3.
VC CREATION
VC GROWTH

ЖЦИКSEEDSTART-UPTEARLY STAGEEXPANSIONБинес-идеяКомандаЗащита IPПроизводствоПервые продажиУвеличе-ние продаж ПрибыльУсиление позиций на рынкеРасширение продуктовойлинииСтадии и ЭтапыMATURITYEXITРазвитие рынкаДинамиче-ский ростПривлечение инвесторов IPO, M&A1.1.2.1.1.3.1.2.2.2.2.3.

Слайд 251.1.Seed
1.2.Start up
2.1. Expansion
Этапы развития ИК
Денежный поток
(cash flow)
J.Engel, D.Charron, Opportunity

Recognition
Время
(Т)
2.2. Maturity
2.3. Exit
1.3. Early
stage

1.1.Seed1.2.Start up2.1. ExpansionЭтапы развития ИК Денежный поток(cash flow)J.Engel, D.Charron, Opportunity RecognitionВремя(Т)2.2. Maturity2.3. Exit1.3. Early   stage

Слайд 26Этапы первой стадии ЖЦИК
«ФОРМИРОВАНИЕ ИК»
1.1. Посев–технологическая и бизнес-идея, (Seed)


1.2. Старт-ап - начальное финансирование и начало производственной деятельности, формализация

отношений в команде, первые продажи (Start-up)
1.3. Ранний этап - Увеличение продаж - Ранний рынок (Дж.Мур) - (Early stage)
Этапы первой стадии ЖЦИК «ФОРМИРОВАНИЕ ИК»1.1. Посев–технологическая и бизнес-идея, (Seed) 1.2. Старт-ап - начальное финансирование и начало

Слайд 27Этапы второй стадии ЖЦИК
«РОСТ ИК»
2.1. Расширение –усиление позиций на

рынке, расширение продуктовой линии - Основной рынок (Дж.Мур) - (Expansion)


2.2. Зрелость - стабильное положение на рынках и развитие рынков (Maturity)
2.3. «Выход» - привлечение новых инвесторов, венчурный раунд (Exit)
Этапы второй стадии ЖЦИК «РОСТ ИК»2.1. Расширение –усиление позиций на рынке, расширение продуктовой линии - Основной рынок

Слайд 28Ситуационные переменные моделей ЖЦО
Возраст организации
Размер организации
Темпы роста
Цели
Стратегии
Проблемы перехода стадии
Проблемы

менеджмента
Критерии эффективности
Динамизм внешней среды

Ситуационные переменные моделей ЖЦОВозраст организацииРазмер организацииТемпы ростаЦели СтратегииПроблемы перехода стадииПроблемы менеджментаКритерии эффективностиДинамизм внешней среды

Слайд 29Структурные переменные моделей ЖЦО
Орг.структура управления
Формализация функций, и правил, процедур
Лидерские

качества
Уровни (глубина) управления
Стиль управления
ППР
Корпоративная культура

Структурные переменные моделей ЖЦО Орг.структура управленияФормализация функций, и правил, процедурЛидерские качестваУровни (глубина) управленияСтиль управленияППРКорпоративная культура

Слайд 30Примеры
Увеличение размера организации происходит наиболее интенсивно на стадиях роста и

возрождения (revival); медленно – на стадии зрелости; снижение – на

стадии упадка
ОСУ движется от простой к функциональной, затем – к дивизиональной, организация становится всё более формальной и специализированной
С ростом организации ППР становится менее централизованным
ПримерыУвеличение размера организации происходит наиболее интенсивно на стадиях роста и возрождения (revival); медленно – на стадии зрелости;

Слайд 31проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Выводы по моделям ЖЦО
Эмпирические исследования показали,

что, несмотря на то что стадии ЖЦО по контекстуальным характеристикам

очень отличаются друг от друга, они ни в коем случае не связаны друг с другом в детерминированной последовательности
Например, стадия зрелости может предшествовать упадку, возрождению или даже росту, и, напротив, за стадией роста может следовать упадок или даже смерть.
Критика концепции ЖЦО в работе Эдит Пенроуз
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)Выводы по моделям ЖЦОЭмпирические исследования показали, что, несмотря на то что стадии ЖЦО

Слайд 32проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Вопросы (пока) без ответов
Хотя модели

ЖЦО предполагают весьма последовательную структуру организационного роста. Существует широкий разброс

количества стадий
Какое количество стадий наиболее точно отражает процесс роста организации?
Все ли организации эволюционируют по одинаковым схемам?
Существуют ли непредвиденные обстоятельства, влияющие на количество стадий

Критика концепции ЖЦО в работе Эдит Пенроуз
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)Вопросы (пока) без ответов Хотя модели ЖЦО предполагают весьма последовательную структуру организационного роста.

Слайд 33проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Жизненный Цикл Команды в Организации (Питер Капецио)
Стадии:
1.

Детство
2. Отрочество
3. Юность
4. Зрелость
5. Расформирование

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)Жизненный Цикл Команды в Организации (Питер Капецио)Стадии:1. Детство2. Отрочество 3. Юность4. Зрелость5. Расформирование

Слайд 34проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Жизненный цикл

принятия инновационного продукта
Дж.Мур. Преодоление пропасти. 2006

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)Жизненный цикл  принятия инновационного продуктаДж.Мур. Преодоление пропасти. 2006

Слайд 35проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
2.5%
13.5%
34%
34%
16%
Размер сегментов

рынка
Жизненный цикл продукта (product life cycle)
и Размер сегментов рынка

(market shares)
Пропасть vs. Рост

БОЛЬШАЯ
ПРОПАСТЬ

Innovators
(Новаторы)

Early adopters
(Ранние Последователи)

Early majority
(Раннее Большинство)

Late majority
(Позднее Большинство)

Laggards
(Увальни)

ПРОПАСТЬ

ПРОПАСТЬ

ПРОПАСТЬ

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)2.5%13.5%34%34%16%Размер сегментов рынкаЖизненный цикл продукта (product life cycle) и

Слайд 36проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
ДЗ-13
13.1. Определить стадию ЖЦО по модели
Адизеса

для любой организации (сайт www.adizes.com)
13.2. Разработать рекомендации для дальнейшего развития

этой организации

(индивидуально!!!)

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)ДЗ-1313.1. Определить стадию ЖЦО по моделиАдизеса для любой организации (сайт www.adizes.com)13.2. Разработать рекомендации

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика