Разделы презентаций


Михаил Афанасьевич Булгаков Мастер и Маргарита

Содержание

Вот это я тебе, взамен могильных роз,Взамен кадильного куренья;Ты так сурово жил и до конца донесВеликолепное презренье.Ты пил вино, ты как никто шутилИ в душных стенах задыхался,И гостью страшную ты сам

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Михаил Афанасьевич Булгаков
«Мастер и Маргарита»

Михаил Афанасьевич Булгаков«Мастер и Маргарита»

Слайд 2Вот это я тебе, взамен могильных роз,
Взамен кадильного куренья;
Ты так

сурово жил и до конца донес
Великолепное презренье.
Ты пил вино, ты

как никто шутил
И в душных стенах задыхался,
И гостью страшную ты сам к себе впустил
И с ней наедине остался.
И нет тебя, и все вокруг молчит
О скорбной и высокой жизни,
Лишь голос мой, как флейта, прозвучит
И на твоей безмолвной тризне.
О, кто поверить смел, что полоумной мне,
Мне, плакальщице дней не бывших,
Мне, тлеющей на медленном огне,
Всех потерявшей, всех забывшей, -
Придется поминать того, кто, полный сил,
И светлых замыслов, и воли,
Как будто бы вчера со мною говорил,
Скрывая дрожь смертельной боли.

А. Ахматова. «Памяти М. А. Булгакова»
Вот это я тебе, взамен могильных роз,Взамен кадильного куренья;Ты так сурово жил и до конца донесВеликолепное презренье.Ты

Слайд 3Творческая история романа «Мастер и Маргарита»
Первая редакция

Время начала работы над

«Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928,

то 1929 годом.
Варианты названий: «Чёрный маг», «Копыто инженера», «Жонглёр с копытом», «Сын В.», «Гастроль».
Первая редакция была уничтожена автором 18 марта 1930 года после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош».


Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 году. К роману были сделаны черновые наброски, причём здесь уже фигурировали Маргарита и её тогда безымянный спутник — будущий Мастер, а Воланд обзавёлся своей буйной свитой.

Творческая история романа «Мастер и Маргарита»Первая редакцияВремя начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях

Слайд 5Вторая редакция

Создавалась до 1936 года.
Имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты

названий: «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Черный маг», «Копыто

инженера».


Третья редакция

Начата во второй половине 1936 года.
Первоначально называлась «Князь тьмы», но уже в 1937 году появилось заглавие «Мастер и Маргарита».
25 июня 1938 года полный текст впервые был перепечатан (печатала его О. С. Бокшанская, сестра Е. С. Булгаковой).
Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя, Булгаков прекратил её на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»
Вторая редакцияСоздавалась до 1936 года.Имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий: «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я»,

Слайд 6История публикации романа
При жизни автор читал у себя дома отдельные

места близким друзьям.
В 1961 году, филолог А. З. Вулис

писал работу по советским сатирикам и вспомнил подзабытого сатирика, автора «Зойкиной квартиры» и «Багрового острова». Вулис узнал, что жива вдова писателя, и установил с ней контакт. После первоначального периода недоверия, Елена Сергеевна дала почитать рукопись «Мастера». Потрясённый Вулис рассказал многим, после чего по литературной Москве пошли слухи о великом романе. Это привело к первой публикации в журнале «Москва» в 1966 году.
Полный текст романа по ходатайству К. Cимонова вышел уже после смерти Е. С. Булгаковой в издании 1973 года.
В 1987 году доступ к фонду Булгакова в Отделе рукописей Библиотеки имени Ленина впервые после смерти вдовы писателя был открыт для текстологов, готовивших двухтомник, изданный в 1989 году, а окончательный текст был опубликован в 5-м томе собрания сочинений, вышедшем в 1990 году.
История публикации романаПри жизни автор читал у себя дома отдельные места близким друзьям. В 1961 году, филолог

Слайд 7Крылатые фразы
Нет документа, нет и человека.
Что же это у вас,

чего не хватишься, ничего нет.
Квартирный вопрос только испортил их.
Не шалю,

никого не трогаю, починяю примус.
Осетрина второй свежести.
Подумаешь, бином Ньютона!
Денежки я приберу…нечего им тут валяться.
Брал, но брал нашими, советскими!
Покайся, Иваныч! Тебе скидка выйдет!
Мне ли бриллиантов не знать?
Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня?
Крылатые фразыНет документа, нет и человека.Что же это у вас, чего не хватишься, ничего нет.Квартирный вопрос только

Слайд 8Проблематика
В основе романа – осмысление устоев общества тридцатых годов двадцатого

века, попытка разобраться в противоречивом времени.

ПроблематикаВ основе романа – осмысление устоев общества тридцатых годов двадцатого века, попытка разобраться в противоречивом времени.

Слайд 9Жанр
Жанр определен М. Булгаковым как фантастический роман.
Но!

ЖанрЖанр определен М. Булгаковым как фантастический роман.Но!

Слайд 10Система образов
Определяется сюжетными линиями романа.

Система образовОпределяется сюжетными линиями романа.

Слайд 11Композиция
Роман в романе
Роман М. Булгакова
Роман Мастера
Переплетение двух пластов времени
Библейский. 1

в. н. э.
Современность Булгакова.
30-е гг. XX в.

КомпозицияРоман в романеРоман М. БулгаковаРоман МастераПереплетение двух пластов времениБиблейский. 1 в. н. э.Современность Булгакова. 30-е гг. XX

Слайд 12Чтобы знали..! Чтобы знали!

Чтобы знали..! Чтобы знали!

Слайд 13Герметическое толкование
Одна из основных идей — злое начало (сатана) неотделимо

от нашего мира так же, как нельзя представить свет без

тени. Сатана (а равно и светлое начало — Иешуа Га-Ноцри) живут прежде всего в людях.
Иешуа не сумел определить предательства Иуды (несмотря на намёки Понтия Пилата) в том числе потому, что видел в людях только светлую составляющую. И не смог защитить себя потому, что не знал, от чего и как.
Кроме того, в указанной трактовке имеется утверждение, что М. А. Булгаков по-своему истолковал идеи Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием, введя в роман именно такой образ Иешуа.
Герметическое толкованиеОдна из основных идей — злое начало (сатана) неотделимо от нашего мира так же, как нельзя

Слайд 14Философская трактовка
В данной трактовке романа выделяется основная идея — неотвратимости

наказания за деяния.
Не случайно сторонники этой трактовки указывают, что

одно из центральных мест в романе занимают деяния свиты Воланда до бала, когда наказаниям подвергаются мздоимцы, распутники и прочие негативные персонажи, и сам суд Воланда, когда каждому воздается по вере его.
Философская трактовкаВ данной трактовке романа выделяется основная идея — неотвратимости наказания за деяния. Не случайно сторонники этой

Слайд 15Мастер
Историк, сделавшийся писателем. Мастер - во многом автобиографический герой. Его возраст

в момент действия романа ("человек примерно лет тридцати восьми" предстает

в лечебнице перед Иваном Бездомным) - это в точности возраст Булгакова в мае 1929 г. (38 лет ему исполнилось 15-го числа, через 10 дней после того, как Мастер и его возлюбленная покинули Москву). Писатель передал персонажу и любовь к третьей жене, Е. С. Булгаковой, прототипу Маргариты. После запрета "Бега" в 1929 г. Булгаков оказался в таком же безысходном положении, как и Мастер, когда все пьесы были запрещены, а прозаические произведения не принимались в печать. В романе он заставил автобиографического героя искать убежища в психиатрической лечебнице, сам же в жизни нашел выход в письме к И. В. Сталину. Последний приют Мастера создан не божьей, а дьявольской рукою, хотя Воланд и действует по поручению Иешуа Га-Ноцри. Мастер в своем произведении истину, по его собственным словам, "угадал", а не познал.
МастерИсторик, сделавшийся писателем. Мастер - во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа (

Слайд 16Маргарита
Возлюбленная Мастера . Главным прототипом Маргариты послужила третья жена писателя

Е. С. Булгакова. С образом Маргариты в романе связан мотив милосердия.

Она просит после Великого бала Сатаны за несчастную Фриду. Булгаковская Маргарита тоже своей вечной любовью помогает Мастеру - новому Фаусту обрести то, что он заслужил. Но награда героя здесь - не свет, а покой, и в царстве покоя, в последнем приюте у Воланда или даже, точнее, на границе двух миров - света и тьмы, Маргарита становится поводырем и хранителем своего возлюбленного: "Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я". Так говорила Маргарита, идя с Мастером по направлению к вечному их дому, и Мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память Мастера, беспокойная, исколотая иглами память, стала потухать". Эти строки Е. С. Булгакова записывала под диктовку смертельно больного автора "Мастера и Маргариты".

Мастер и Маргарита - Ведьма.avi

Мастер и Маргарита - Бал Сатаны.avi

МаргаритаВозлюбленная Мастера .  Главным прототипом Маргариты послужила третья жена писателя Е. С. Булгакова. С образом Маргариты

Слайд 17Воланд
Это дьявол, сатана, "князь тьмы", "дух зла и повелитель теней"

(все эти определения встречаются в тексте романа). Воланд во многом ориентирован

на Мефистофеля "Фауста" (1808-1832) Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832) Булгаков истинное лицо Воланда скрывает лишь в самом начале романа, дабы читателей заинтриговать, а потом уже прямо заявляет устами Мастера и самого Воланда, что на Патриаршие точно прибыл сатана (дьявол). Нетрадиционность Воланда проявляется в том, что он, будучи дьяволом, наделен некоторыми явными атрибутами Бога.
ВоландЭто дьявол, сатана,

Слайд 18Коровьев-Фагот
Старший из подчиненных Воланду демонов, черт и рыцарь, представляющийся

москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшим регентом церковного хора. А

вот портрет Коровьева-Фагота: "...прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный... пиджачок... гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая"; "...усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные, а брюки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки". Интонацию плутовской почтительности Коровьев-Фагот сохраняет и в разговоре с Никанором Босым, и в обращении к дамам на сеансе черной магии в Театре Варьете. Коровьевское "Маэстро! Урежьте марш!" явно восходит к "Музыканты! польку!". В сцене же с дядей Берлиоза Поплавским Коровьев-Фагот "жалостливо" и "в отборных словах-с" ломает комедию скорби.
Коровьев-Фагот Старший из подчиненных Воланду демонов, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшим регентом

Слайд 19Кот Бегемот
Кот-оборотень и любимый шут Воланда. У Булгакова Бегемот

стал громадных размеров котом-оборотнем, а в ранней редакции Бегемот имел

сходство со слоном: "На зов из черной пасти камина вылез черный кот на толстых, словно дутых лапах..." Булгаков учел также, что у слоноподобного демона Бегемота были руки "человеческого фасона", поэтому его Бегемот, даже оставаясь котом, очень ловко протягивает кондукторше монетку, чтобы взять билет. В финале Бегемот, как и другие члены свиты Воланда, исчезает перед восходом солнца в горном провале в пустынной местности перед садом, где уготован вечный приют "праведным и избранным" – Мастеру и Маргарите.

Бегемот в демонологической традиции - это демон желаний желудка. Отсюда необычайное обжорство Бегемота в Торгсине (магазине Торгового синдиката), когда он без разбора заглатывает все съестное. Булгаков иронизирует над посетителями валютного магазина, в том числе над самим собой. На валюту, полученную от зарубежных постановщиков булгаковских пьес, драматург с женой иногда делали покупки в Торгсине. Людей будто обуял демон Бегемот, и они спешат накупить деликатесов, тогда как за пределами столиц население живет впроголодь. Когда представители власти пытаются арестовать Бегемота в «Нехорошей квартире», тот объявляет, что кот - "древнее и неприкосновенное животное", устраивая шутовскую перестрелку... Бегемот не желает стать живой мишенью и полагает себя существом неприкосновенным.

Воланд. Сеанс черной магии-2..avi

Кот Бегемот Кот-оборотень и любимый шут Воланда.  У Булгакова Бегемот стал громадных размеров котом-оборотнем, а в

Слайд 20Азазелло
Член свиты Воланда , "демон безводной пустыни, демон-убийца". Булгакова

привлекло сочетание в одном персонаже способности к обольщению и убийству.

Именно за коварного обольстителя принимает Азазелло Маргарита во время их первой встречи в Александровском саду. Но главная функция Азазелло в романе связана с насилием. Он выбрасывает Степана Лиходеева из Москвы в Ялту, изгоняет из Нехорошей квартиры дядю Берлиоза Поплавского, убивает из револьвера барона Майгеля. Азазелло также изобрел крем, который он дарит Маргарите. Крем этот так и называется "крем Азазелло". Волшебный крем не только делает героиню невидимой и способной летать, но и одаривает ее новой, ведьминой красотой. А в Нехорошей квартире Азазелло появляется через зеркало, т.е. тоже с помощью своего собственного нововведения.
АзазеллоЧлен свиты Воланда ,

Слайд 21Понтий Пилат
Римский прокуратор (наместник) Иудеи в конце 20-х -

начале 30-х гг. н. э., при котором был казнен Иисус

Христос. Понтий Пилат - один из главных героев романа «Мастер и Маргарита».
На первый взгляд, Понтий Пилат у Булгакова - человек без биографии, но на самом деле вся она в скрытом виде присутствует в тексте. Ключом здесь является упоминание битвы при Идиставизо, где будущий прокуратор Иудеи командовал кавалерийской турмой и спас от гибели окруженного германцами великана Марка Крысобоя. Идиставизо - это долина при р. Везер в Германии, где в 16 г. римский полководец Германик разбил войско Арминия предводителя германского племени херусков.
Иисус арестован по доносу Иуды, "синедрион, сановники... все требовали мщенья". А Понтий Пилат "трусости своей не может победить, Прокуратор до конца пытается спасти Иисуса, но напрасно...
У Булгакова Понтий Пилат, видит несостоятель-ность обвинения в "оскорблении величества", которое инкриминируется Иешуа, и пытается убедить иудеев отпустить его, а не Вар-равана. А после оглашения приговора надвигается туча, и Понтий Пилат чувствует приближающуюся грозу.
Понтий Пилат Римский прокуратор (наместник) Иудеи в конце 20-х - начале 30-х гг. н. э., при котором

Слайд 22Иешуа Га-Ноцри
Булгаков узнал, что упоминаемое в Талмуде одно из

имен Христа - Га-Ноцри означает Назарянин. Автор "Мастера и Маргариты"

счел ранние свидетельства о внешности Христа достоверными, и сделал своего И. Г.-Н, худым и невзрачным со следами физического насилия на лице: представший перед Понтием Пилатом человек "был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта - ссадина с запекшийся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора". Булгаков всячески подчеркивает, что Иешуа - человек, а не Бог, поэтому он и наделен самой неблагообразной, не запоминающейся внешностью.
Внешнее неблагообразие И. Г.-Н. контрастирует с красотой его души и чистотой его идеи о торжестве правды и добрых людей (а злых людей, по его убеждению, нет на свете).

Мастер и Маргарита (Иешуа и Понтий Пилат ).avi

Иешуа Га-Ноцри Булгаков узнал, что упоминаемое в Талмуде одно из имен Христа - Га-Ноцри означает Назарянин. Автор

Слайд 23Заключение
Когда Булгаков писал свой роман, у него возникали большие трудности

с острой политической сатирой, которую писатель хотел скрыть от глаз

цензуры и которая, безусловно, была понятна людям. Вероятно, Булгаков не исключал, что политические намеки, содержащиеся в «Мастере и Маргарите» принесут ему неприятности. Некоторые наиболее политически прозрачные места романа писатель уничтожил еще на ранних стадиях работы. Но, как сказал Воланд, «рукописи не горят». Булгаков, уничтоживший первую редакцию «Мастера и Маргариты», убедился, что раз написанное уже невозможно изгнать из памяти, и в результате оставил после смерти в наследство потомкам рукопись великого произведения.
ЗаключениеКогда Булгаков писал свой роман, у него возникали большие трудности с острой политической сатирой, которую писатель хотел

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика