Слайд 1Михаил Булгаков и его Маргарита
Биография писателя и творческая история романа
«Мастер и Маргарита»
Слайд 2Содержание
Биографическая справка
Последняя любовь
Последний роман
Жанр романа
Композиция романа
Сюжет романа
Москва
Маргарита
Вспомни и ответь!
Вперёд,
читатель!
Слайд 3Биографическая справка
Писательская известность Булгакова начинается в 1924-1925 гг., когда были
напечатаны сатирическая повесть «Роковые яйца» и первые части романа «Белая
гвардия». С этого же момента начинаются гонения на Булгакова, запреты на печатание его произведений. Причина недопущения Булгакова в литературу – в его мировоззрении. Булгаков ни одним словом не вписывался в «классовую парадигму». «Писательское уничтожение» приняло абсолютный характер в 1929 году и продолжилось до его смерти.
Слайд 4Последняя любовь
Булгакову помогла сказать последним романом всё основное в его
жизни жена Елена Сергеевна, известная всему миру как Маргарита. Она
стала ангелом-хранителем мужа, ни разу не усомнилась в нём, безусловной верой поддержала его талант. Она вспоминала: «Михаил Афанасьевич мне сказал однажды: «Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоём, и мне ничего не страшно».
Слайд 5Последний роман
«Мастер и Маргарита» - последний роман Булгакова, который он
задумал и начал писать ещё зимой 1928/29 года. Последние вставки
в роман он диктовал жене в 1940 году, за три недели до смерти. Булгаков строго относился к тому, что писал. На одной из рукописей сделал пометку: «Не умереть, пока не закончу». Более десяти лет работал он над романом, много исправлял, обдумывал. Читал друзьям.
Елена Сергеевна поклялась напечатать роман. Пробовала сделать это шесть или семь раз – безуспешно. Но сила её верности преодолела все препятствия. В 1967-1968 годах журнал «Москва» напечатал роман «Мастер и Маргарита».
Слайд 6Жанр романа
М. А. Булгаков назвал «Мастера и Маргариту» романом, но
жанровая уникальность этого «последнего, закатного» произведения до сих пор вызывает
у литературоведов споры. Его определяют как роман-миф, философский роман, мениппея, роман-мистерия и т.д. Это происходит потому, что, как отмечает автор «Булгаковской энциклопедии» Б. В. Соколов, в «Мастере и Маргарите» «соединились весьма органично едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления»
Слайд 7Библейская
легенда
о Пилате
и Иисусе
.
Н. Ге. «Что есть истина?»
Слайд 8 «…Утром первосвященники привели Иисуса Христа в преторию к римскому правителю
Понтию Пилату. Пилат вышел к ним и спросил: «В чём
вы обвиняете этого Человека?»» Они сказали в ответ: «Если бы Он не был злодей, Мы не предали бы его тебе». Пилат сказал им: «Возьмите Его вы и по закону вашему судите Его». Они же сказали: «Нам не позволено предавать смерти никого». Тогда Пилат опять вышел в преторию, призвал Иисуса и спросил: «Ты Царь Иудейский?» Иисус отвечал: «Царство Моё не от мира сего, если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои заступились бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям, но ныне Царство Моё не отсюда».
Пилат сказал Ему: «Итак, Ты Царь?» Иисус сказал Ему: «Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине. Всякий, кто от истины, слушает гласа Моего».
После этого Пилат опять вышел к иудеям и сказал им: «Я никакой вины не нахожу в нём. Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вас на Пасху. Хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?»
Но весь народ стал кричать, чтобы Пилат отпустил разбойника Варавву, а Иисуса распял. Пилат удивился и спросил: «Какое же зло сделал Он?» Но иудеи ещё сильнее стали кричать: «Распни, распни Его!»
Видя, что никто не помогает, но смятение увеличивается, Пилат взял воды, умыл руки перед всем народом и сказал: «Невиновен я в крови Праведника Этого». Народ же сказал ему: «Кровь его на нас и на детях наших».
Тогда Пилат предал Иисуса на распятие. Римские воины раздели Иисуса, возложили на Его голову терновый венец, затем одели в багряницу, дали ему в правую руку трость и насмехались над ним, говоря: «Радуйся, Царь Иудейский!» Воины плевали на Иисуса и били Его тростью по голове.
Евангелие от Матфея, глава 27
Слайд 9Сюжет романа
Три сюжетные линии «Мастера и Маргариты» (философская – Иешуа
и Понтий Пилат, любовная – Мастер и Маргарита, мистическая и
сатирическая – Воланд, его свита и москвичи), облечённые в свободную, яркую, порой причудливую форму повествования, тесно связаны между собой образом Воланда.
Сюжетные линии двух романов завершаются, пересекаясь в одной пространственно-временной точке – в Вечности, где Мастер и его герой Понтий Пилат встречаются и обретают «прощение и вечный приют». Ситуации и персонажи библейских глав, зеркально отражаясь в московских главах, содействуют такому сюжетному завершению и помогают раскрытию философского смысла романа.
Назад
Слайд 10Москва
Один из «прототипов» жилища Мастера.
Дом Топлениковых. Москва, Мансуровский переулок, 9
«Прототип» особняка Маргариты.
Москва, улица Остоженка, 21
Слайд 11Маргарита
В этой горнице колдунья
До меня жила одна:
Тень её еще видна
Накануне
новолунья.
Тень её ещё стоит
У высокого порога,
И уклончиво и строго
На
меня она глядит.
Я сама не из таких,
Кто чужим подвластен чарам,
Я сама… Но, впрочем, даром
Тайн не выдаю своих.
А. Ахматова
Слайд 12Вспомни и ответь!
Назовите причину травли Булгакова.
Почему Елену Булгакову можно назвать
прообразом Маргариты?
В каком году впервые был опубликован роман «Мастер и
Маргарита»?
Какая историческая личность стала героем романа Мастера?
Сколько сюжетных линий содержит роман «Мастер и Маргарита»?
Охарактеризуйте жанр романа «Мастер и Маргарита».
Слайд 13Вперёд, читатель!
За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на
свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный
язык!
За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!