Разделы презентаций


Михаил Васильевич Нестеров

Содержание

М. Нестеров. Свв. Кирилл и Мефодий. Владимирский собор в Киеве.В образах свв. Кирилла и Мефодия еще чувствуется влияние Васнецова, от которого он постепенно отходит.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Михаил Васильевич Нестеров
Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) был известен своими картинами,

обращенными к истории духовной жизни. Увидев на выставке картину Нестерова

“Видение отроку Варфоломею”, Прахов пригласил художника выполнять росписи в Киеве.
В конце 1890 г Нестеров приступил к работе. Ему было всего 23 года. Это был самый молодой художник среди «соборян».
Нестеров был поражен тем, что делал Васнецов во Владимирском соборе. На первых порах он испытывал его сильное влияние и не мог избежать подражания. К тому же было необходимо сохранить стилевое единство ансамбля. Но постепенно он выработал свой стиль.
Михаил Васильевич НестеровМихаил Васильевич Нестеров (1862-1942) был известен своими картинами, обращенными к истории духовной жизни. Увидев на

Слайд 2М. Нестеров. Свв. Кирилл и Мефодий. Владимирский собор в Киеве.
В

образах свв. Кирилла и Мефодия еще чувствуется влияние Васнецова, от

которого он постепенно отходит.
М. Нестеров. Свв. Кирилл и Мефодий. Владимирский собор в Киеве.В образах свв. Кирилла и Мефодия еще чувствуется

Слайд 3М. Нестеров. Княгиня Ольга. Росписи Владимирского собора в Киеве.
В основу

своих образов Нестеров подобно мастерам Возрождения кладет душевные переживания своих

персонажей. Именно они являются отражением религиозных переживаний. “Поэтическая трогательность” и “кроткое умиление”, присущие многим образам, являются выражением основного содержания и понимания события. Под действием Божьей благодати святые умягчаются сердцем, их образы наполнены проникновенностью, лиричностью, умилением и состраданием.
Если Васнецов изобразил веру активную, святую силу, то Нестерову удалось с удивительной правдивостью передать веру кроткую, пассивную, бессознательную, подобную теплящейся лампадке.
М. Нестеров. Княгиня Ольга.  Росписи Владимирского собора в Киеве.В основу своих образов Нестеров подобно мастерам Возрождения

Слайд 4М.Нестеров. Свв .князья Борис и Глеб. Росписи Владимирского собора в

Киеве.
Кроткая готовность к страданию за веру – особенность, которую внес

в образы Нестеров в отличие от мужественных подвижников Васнецова, готовых утверждать свою веру также и силой меча.

М.Нестеров. Свв .князья Борис и Глеб.  Росписи Владимирского собора в Киеве.Кроткая готовность к страданию за веру

Слайд 5М.Нестеров. Св.Варвара. Росписи Владимирского собора в Киеве.
Образы Нестерова передают молитву,

но не самоуглубленную “умную” молитву, не состояние боговидения, а, как

писал В.Розанов, “молитву в особых обстоятельствах”, молитву, с которой припадают к Богу русские люди в дни потерь и горя.
М.Нестеров. Св.Варвара. Росписи Владимирского собора в Киеве.Образы Нестерова передают молитву, но не самоуглубленную “умную” молитву, не состояние

Слайд 6Чтобы избежать холодности, Нестеров стал писать некоторые образы с живых

людей. Например, его невеста Е.А.Прахова (брак позже не состоялся) стала

прообразом св. Варвары.
О. Павел Флоренский : «Искание современными художниками модели при писании священных изображений уже само по себе есть доказательство, что они не видят явственно изображаемого или неземного образа, а если бы видели ясно, то всякий посторонний образ, да и к тому же образ иного порядка, иного мира был бы помехой, а не подспорьем тому духовному созерцанию. Но если они не могут удостоверить праведности своего изображения и даже в себе в том не уверены, то разве это не значит, что они притязают свидетельствовать о сомнительном, берут на себя ответственнейшее дело святых отцов и, не будучи таковыми, самозванствуют и даже лжесвидетельствуют?».
Чтобы избежать холодности, Нестеров стал писать некоторые образы с живых людей. Например, его невеста Е.А.Прахова (брак позже

Слайд 7М. Нестеров. Рождество. Росписи Владимирского собора в Киеве.
В сцене “Рождества”

Нестеров, по его собственному признанию, “пытался совместить торжественность сцены с

поэтической трогательностью ее”
М. Нестеров. Рождество.  Росписи Владимирского собора в Киеве.В сцене “Рождества” Нестеров, по его собственному признанию, “пытался

Слайд 8М.Нестеров. Св. князь Глеб. Владимирский собор в Киеве.
Стремясь сделать образы

иконными, Нестеров дал им большие широко раскрытые глаза, молитвенно сложенные

руки, нарочитое религиозное умиление. Отсюда манерность и слащавость многих образов. Выражение некоторых лиц святых А.Бенуа определил как сахарно-миловидные и пересоленно-экстатические. В ряде образов присутствует болезненность и нервная заостренность.
М.Нестеров.  Св. князь Глеб. Владимирский собор в Киеве.Стремясь сделать образы иконными, Нестеров дал им большие широко

Слайд 9М. Нестеров. Крещение. Роспись Владимирского собора в Киеве.
М.Нестеров. Воскресение. Эскиз росписи

алтарной стены северного придела на хорах Владимирского собора

М. Нестеров. Крещение. Роспись Владимирского собора в Киеве.М.Нестеров. Воскресение. Эскиз росписи алтарной стены северного придела на хорах

Слайд 10М. Нестеров. Христос. Владимирский собор в Киеве.
Добиваясь неземного отблеска на

лике Христа в сочетании с его идеальностью, Нестеров пришел к

кукольности. В женских образах присутствует лирическая мечтательность, которая, видимо, являлась способом передачи внутреннего созерцания.
М. Нестеров. Христос. Владимирский собор в Киеве.Добиваясь неземного отблеска на лике Христа в сочетании с его идеальностью,

Слайд 11М.Нестеров. Богородица. Владимирский собор в Киеве.

М.Нестеров. Богородица. Владимирский собор в Киеве.

Слайд 12Храм св. Александра Невского в Абастумане
Нестерову было тяжело работать в

рамках канона, его тяготил стоящий над ним авторитет Церкви, не

хватало свободы творчества, не хватало большего привнесения своего самостоятельного понимания, что отражено в его письмах. Но такая возможность представилась Нестерову в работе над росписями храма св. Александра Невского в Абастумане . Храм был построен в 1899-1904 год на средства наследника престола, младшего брата Государя Николая II великого князя Георгия Александровича, который, будучи больным туберкулезом, подолгу жил в Абастумане по рекомендации врачей, там и умер в 1899 году. Художнику предоставлялась полная свобода в росписи храма. Не было ни комиссий, ни духовных цензоров. Не назначалось никаких сроков, всё дело отдавалось на творческую волю художника. Впервые в истории церковного искусства только один художник расписывал храм целиком, никто из художников, приглашённых Нестеровым, не смог поехать в Грузию.
Храм св. Александра Невского в АбастуманеНестерову было тяжело работать в рамках канона, его тяготил стоящий над ним

Слайд 13М.Нестеров. Богоматерь Знамения. Храм Александра Невского в Абастумани.
В конхе апсиды

располагается фреска «Знамение». В отличие от традиционной иконографии Иисус Христос

изображен не младенцем, а отроком с благословляющим жестом.
М.Нестеров. Богоматерь Знамения. Храм Александра Невского в Абастумани.В конхе апсиды располагается фреска «Знамение». В отличие от традиционной

Слайд 14Нестеров Михаил. Христос во славе. Эскиз росписи церкви Александра Невского

в Абастумане. 1902-1904 гг.
В Абастумане Нестеров дальше отходит от древнерусского

искусства, чем во Владимирском соборе, и приближается к исканиям английских прерафаэлитов, Пюфис де Шаванна и немецких неоидеалистов. Храм производил впечатление не композиционным решением, не найденными новыми образами, а общим своим колористическим решением.
Нестеров Михаил.  Христос во славе. Эскиз росписи церкви Александра Невского в Абастумане. 1902-1904 гг.В Абастумане Нестеров

Слайд 15М.Нестеров. Успение Александра Невского. Эскиз. Храм Александра Невского в Абастумани.
Художник

развивает тему коллективного предстояния, “когда все участники вымышленного действия сердцами,

телами, мыслями своими обращены к единому ... Центру” (П.Ю.Климов "Росписи М.В.Нестерова в церкви св. Александра Невского в Абастумане " ). В сцене присутствует фольклерное начало, и она напоминает работы художников абрамцевского кружка.
М.Нестеров. Успение Александра Невского. Эскиз. Храм Александра Невского в Абастумани.Художник развивает тему коллективного предстояния, “когда все участники

Слайд 16Храм Воскресения (Спаса на крови) в Санкт-Петербурге
Храм Воскресения (1883-1907) был

сооружен на месте убийства императора Александра II
1 марта 1881

года.
Внутри храм украшен мозаикой. Васнецов и Нестеров принимали участие в создании эскизов для мозаичных композиций. Главная тема храма - надежда и спасение - нашла отражение в мозаике М.В.Нестерова "Воскресение Христа" на северном фасаде храма. На золотом фоне проема гробницы возвышается воздушная фигура Спасителя в белой погребальной плащанице, с тонким красным крестом в левой руке. Он - воплощение торжества жизни над смертью.
Храм Воскресения (Спаса на крови) в Санкт-ПетербургеХрам Воскресения (1883-1907) был сооружен на месте убийства императора Александра II

Слайд 17М.Нестеров. Троица. Храм Воскресение (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге.

М.Нестеров. Троица. Храм Воскресение (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге.

Слайд 18М. Нестеров. Александр Невский. Мозаичная икона. Храм Воскресения (Спаса на

крови)» в Санкт-Петербурге. 1894-1895 гг.
Благоверный князь представлен молящимся в домовой

церкви, во власти своих дум, отрешенным от всего земного. Слева в окне виден северный пейзаж: золотой закат, главка церкви. Колорит придает образу национально-лирический настрой.
М. Нестеров. Александр Невский. Мозаичная икона. Храм Воскресения (Спаса на крови)» в Санкт-Петербурге. 1894-1895 гг.Благоверный князь представлен

Слайд 19Покровский собор. Марфо-Мариинская обитель.
Последнюю попытку выработать в церковной живописи современный

стиль Нестеров сделал в Покровском храме (1908-1912), построенном архитектором Щусевым

в обители, основанной великой княгиней Елизаветой Федоровной в Москве. В Марфо-Мариинской обители над Нестеровым не стояли никакие комиссии, ему были созданы, как никогда прежде, самые благоприятные условия для работы и творческого самовыражения.
Покровский собор. Марфо-Мариинская обитель.Последнюю попытку выработать в церковной живописи современный стиль Нестеров сделал в Покровском храме (1908-1912),

Слайд 20М.Нестеров. Росписи Марфо-Мариинской обители.
Нестеров был доволен росписью: “Владимирский собор –

это молодость, это куда ни шло. Но Абастуман, храм Воскресения,

Частория – все это было не нужно. Только в Марфо-Мариинской обители я сам и у меня свое, - да в Сумах”.
М.Нестеров. Росписи Марфо-Мариинской обители.Нестеров был доволен росписью: “Владимирский собор – это молодость, это куда ни шло. Но

Слайд 21М.Нестеров. «Путь ко Христу». Марфо-Мариинская обитель
В трапезной Нестеров поместил огромную

композицию “Путь ко Христу” длиной десять метров.

М.Нестеров. «Путь ко Христу». Марфо-Мариинская обительВ трапезной Нестеров поместил огромную композицию “Путь ко Христу” длиной десять метров.

Слайд 22М. Нестеров. Путь ко Христу. Покровский храм Марфо-Мариинской обители.
Он писал:

“Сестры общины Марии и Марфы (в их белых костюмах) ведут,

указывают людям Христа, являющегося этим людям в их печалях и болезнях душевных и телесных, среди светлой весенней природы. Люди эти не есть только “люди русские”, ни по образу, ни по костюмам”. Художник стремился выразить идею, являющуюся общечеловеческой. Христос в “Пути ко Христу” прозрачен, почти нереален.
М. Нестеров. Путь ко Христу.  Покровский храм Марфо-Мариинской обители.Он писал: “Сестры общины Марии и Марфы (в

Слайд 23Купол храма Покрова.

Купол храма Покрова.

Слайд 24Покров Богоматери. Роспись алтаря Покровского храма Марфо-Мариинской обители.

Покров Богоматери. Роспись алтаря Покровского храма Марфо-Мариинской обители.

Слайд 25М. Нестеров. Евхаристия. Роспись алтаря Покровского храма Марфо-Мариинской обители.

М. Нестеров. Евхаристия. Роспись алтаря Покровского храма Марфо-Мариинской обители.

Слайд 26М.Нестеров. Евхаристия.

М.Нестеров. Евхаристия.

Слайд 27М.Нестеров. Евхаристия. Ангелы.

М.Нестеров. Евхаристия. Ангелы.

Слайд 28Христос у Марфы и Марии.
В росписи Нестеров стремился “очеловечить” канонические

образы, сделать их более реальными. Пейзаж в сцене с Марфой

и Марией написан под впечатлением от Италии, где перед этим побывал Нестеров.
Христос у Марфы и Марии.В росписи Нестеров стремился “очеловечить” канонические образы, сделать их более реальными. Пейзаж в

Слайд 29М. Нестеров. Воскресение Христов. Роспись Покровского храма

М. Нестеров. Воскресение Христов. Роспись Покровского храма

Слайд 30М.Нестеров. Роспись Покровского храма Марфо-Мариинскогой обители.
Искусство Нестерова сближается с искусством

модерна. Он использует растительные орнаменты; в них входят мотивы русской

природы: березки, рябинки, елочки, полевые цветы.
М.Нестеров. Роспись Покровского храма Марфо-Мариинскогой обители.Искусство Нестерова сближается с искусством модерна. Он использует растительные орнаменты; в них

Слайд 31Благовещение. Роспись алтарных столбов Покровского храма.
Фигуры приобретают изящные, гнущиеся формы,

возрастает декоративность.

Благовещение. Роспись алтарных столбов Покровского храма.Фигуры приобретают изящные, гнущиеся формы, возрастает декоративность.

Слайд 32М. Нестеров. Богоматерь «Умиление».1909 г. Медь, масло. Из иконостаса церкви Покрова

Богородицы Марфо-Мариинской обители.
Архитектор Щусев предлагал стилизовать в храме росписи по

образцам псковских и новгородских церквей. Но Нестеров отказался: “Я думал сохранить в росписи свой, так сказать, “нестеровский” стиль своих картин”. Только в иконостасе Нестеров выполнил иконы в новгородском стиле: “На образах этого иконостаса я хотел испытать себя, как стилизатора, и увидел, что при желании тот или иной стиль я мог бы усвоить, довести до значительной степени художественного совершенства. Но не это меня тогда занимало в храмовой живописи. ... Не о том мечтал я тогда”.
М. Нестеров. Богоматерь «Умиление».1909 г. Медь, масло. Из иконостаса церкви Покрова Богородицы  Марфо-Мариинской обители.Архитектор Щусев предлагал

Слайд 33 Подлинного возрождения русского религиозного искусства в конце XIX века не

произошло. Для этого были и объективные, и субъективные причины. Религиозное

искусство непосредственно связано с состоянием духовной жизни всего общества. И только лишь возрождение стремления в обществе к религиозным идеалам, осознания их абсолютной ценности по сравнению со всеми иными и глубокое покаяние могут создать условия для появления художников, способных в красках запечатлеть образы святости, постигнутые не путем теоретических рассуждений, а путем открытия духовного зрения как дара, данного всей Церкви целиком, и молитвенного приобщения к нему.

 Подлинного возрождения русского религиозного искусства в конце XIX века не произошло. Для этого были и объективные, и

Слайд 34Васнецов и Нестеров искренне пытались воссоздать великое искусство Древней Руси.

Но им не хватало цельности церковного сознания, подчинения всех своих

творческих сил авторитету Церкви, осознания глубокого литургического значения образа.
Православное искусство проделало длительный путь, ища способы передачи духовного. Оно шло путем отказа от реалистического искусства и введения условного и символического. Художники конца XIX века пытались проделать обратный путь, они хотели найти способы выражения духовности в реальных формах, показать присутствие духа в том мире, в котором мы живем, считая невозможным после великого искусства Ренессанса обратиться вновь к чисто средневековым формам. В результате их искусство оказалось неспособным целиком выйти за сферу психологизма, эмоций и душевных переживаний. Но, являясь абсолютно искренним поиском верующих душ, живопись Васнецова и Нестерова явилась ярким всплеском в православной русской живописи.
Многие современники восприняли ее как призыв подняться над материалистической действительностью: "«Быт» до того одолел, что начал затягивать все «Православие» какой-то паутиною и сонливостью: и до такой степени, что встревоженным, тоскующим душам … стало просто некуда прибегать со своими молитвами. … Тележка все скатывалась, скатывалась … Показались топи, сырь, … Потянуло болотом; заела мушкара … Тут, как звонкая песня жаворонка из голубого жаркого неба, - раздалась музыка и музыкальность Васнецова, Нестерова. "К небу! к небу!". … Все оглянулись к небу. Вот отчего мы их любим!» (В.В. Розанов “Среди художников”).

Васнецов и Нестеров искренне пытались воссоздать великое искусство Древней Руси. Но им не хватало цельности церковного сознания,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика