Разделы презентаций


Работаем с текстом публицистического стиля Д.С. Лихачев Человек должен быть

Содержание

(1)Человек должен быть интеллигентен! (2)А если у него профессия не требует интеллигентности? (3)А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? (4)А если окружающая среда не позволяет? (5)А если интеллигентность

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Работаем с текстом
публицистического стиля

Д.С. Лихачев
«Человек должен быть интеллигентен»


Работаем с текстом публицистического стиляД.С. Лихачев«Человек должен быть интеллигентен»

Слайд 2(1)Человек должен быть интеллигентен! (2)А если у него профессия не

требует интеллигентности? (3)А если он не смог получить образования: так

сложились обстоятельства? (4)А если окружающая среда не позволяет? (5)А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

(6)Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (7)Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

(9)Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго, ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье — не только физическое, но и умственное – нужно, чтобы жить долго.
(11)В народе говорят: «Чти отца своего и матерь свою, и тогда долголетен будешь на земле». (12)Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. (13)Это мудро.

(14)Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом — почему она связана с заповедью долголетия.

(15)Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

(16)А между тем, можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.
(17)Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это внимательное отношение к миру и людям.

(18)Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. (19)А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

(1)Человек должен быть интеллигентен! (2)А если у него профессия не требует интеллигентности? (3)А если он не смог

Слайд 3(20)Что тренировка физических сил способствует долголетию — это понятно. (21)Гораздо меньше

понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных

сил.

(22)Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить... (23)Толкается в переполненном автобусе — слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. (24)Ссорится с соседями — тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. (25)Эстетически невосприимчивый — тоже человек несчастный. (26)Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других — это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. (27)Душевная слабость ведет к физической слабости. (28)Я не врач, но я в этом убежден. (29)Долголетний опыт меня в этом убедил.

(30)Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. (31)Да, именно красивым.

(32)Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества — не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

(33)Социальный долг человека — быть интеллигентным. (34)Это долг и перед самим собой. (35)Это залог его личного счастья и ауры доброжелательности вокруг него и к нему.

(36)Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге — призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью. (37)Будем долголетни! (38) Как люди и как народ! (39)А почитание отца и матери следует понимать широко — как почитание всех прекрасных сторон нашего прошлого. (40)Прошлое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к кторой великое счастье.
(По Д.С. Лихачеву)

(20)Что тренировка физических сил способствует долголетию — это понятно. (21)Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка

Слайд 4Слова-помощники в формулировке проблемы

Слова-помощники в формулировке проблемы

Слайд 6Формулировка проблемы в виде вопросительного предложения

Формулировка проблемы в виде вопросительного предложения

Слайд 7Если проблема сформулирована в виде вопроса…

Если проблема сформулирована в виде вопроса…

Слайд 8Внимание! Ошибки!

Внимание! Ошибки!

Слайд 9Пишем комментарий: что делает автор текста?

Пишем комментарий: что делает автор текста?

Слайд 11Смысловые связи в тексте

Смысловые связи в тексте

Слайд 15Смысловая связь между примерами-иллюстрациями может быть обозначена
в начале комментария:

Автор иллюстрирует эту мысль следующими примерами:…
при переходе от одного примера

к другому: Следствием этого поступка (события) стало….;
в финале комментария: Таким образом, сравнивая (сопоставляя, противопоставляя) эти события (факты, точки зрения и т.п.).
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями может быть обозначена в начале комментария: Автор иллюстрирует эту мысль следующими примерами:…при переходе

Слайд 16Смысловые связи



Пояснение, уточнение, иллюстрация
Сопоставление (противопоставление)

(22)Дело в том, что злобная

и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других — это

признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить.


(23)Толкается в переполненном автобусе — слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. (24)Ссорится с соседями — тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. (25)Эстетически невосприимчивый — тоже человек несчастный. (26)Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других — это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. (27)Душевная слабость ведет к физической слабости.

30)Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. (31)Да, именно красивым.

Смысловые связи Пояснение, уточнение, иллюстрацияСопоставление (противопоставление)(22)Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и

Слайд 17Сформулированная проблема: что такое интеллигентность и как она связана с

долголетием?
Он толкается в переполненном автобусе, нервный, раздраженный, измотанный;
Ссорится с соседями,

не умея жить и ладить с людьми;
Не воспринимает жизнь и не понимает ее ценности, ибо эстетически глух и душевно пуст, оттого и обедняет свою жизнь и не даёт счастливо жить другим (предл. 22-27).
Неприятие и агрессия, «искаженные злобой лица», «грубость и непонимание»,– признак душевной и физической болезни. Такой человек несчастен.


ЧТО делает автор исходного текста, раскрывая ПОСТАВЛЕННУЮ проблему?

В поисках ответа на свой вопрос, размышляя о природе интеллигентности, Д.С. Лихачев выстраивает цепь собственных рассуждений и умозаключений о сущности этого понятия, влиянии интеллигентности человека на его нравственное долголетие, задумывается над важным вопросом: в любых ли обстоятельствах надо быть интеллигентным? В своих рассуждениях автор убедителен: с одной стороны, он приводит примеры, иллюстрирующие модель поведения человека «душевно и физически слабого», с другой, - по-настоящему интеллигентного.


Напротив, поведение приветливых и добрых людей свидетельствует об их физическом и душевном здоровье. Эти люди красивы как внешне, так и внутренне (предл. 30-31, 35)
Интеллигентность – «залог личного счастья и ауры доброжелательности вокруг него и обращенной к нему», залог долголетия.

Сопоставляя эти примеры, можно увидеть, как внешнее поведение человека раскрывает его внутреннюю суть, определяет его интеллигентность.

Примеры-иллюстрации

Сформулированная проблема: что такое интеллигентность и как она связана с долголетием?Он толкается в переполненном автобусе, нервный, раздраженный,

Слайд 18Автор убежден: интеллигентность – не что иное, как способность к

пониманию, к восприятию мира и внимательное отношение к людям. Кроме

того, Д.С. Лихачев считает, что интеллигентность напрямую связана с физическим и духовным здоровьем человека, а значит, является основой его нравственного долголетия.

С автором трудно не согласиться: в самом деле, только внутренне зрелый, воспитанный человек, уважающий себя и окружающих, почитающий традиции и прошлое своего народа, способный слышать и понимать другого, может называться интеллигентным.

Таков, например, автор этого текста, ученый-филолог, искусствовед, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Его знаменитая книга «Письма о добром и прекрасном», обращенная к молодежи, - настоящая энциклопедия жизненной науки. В ней – мысли мудрого Человека о смысле жизни, чести и достоинстве, совести и воспитанности, памяти и культуре. И советы Учителя, главный из которых – следовать путем добра, самым приемлемым и единственным для интеллигентного человека, испытанным и верным, потому что этот путь ведет к нравственному долголетию.

Автор убежден: интеллигентность – не что иное, как способность к пониманию, к восприятию мира и внимательное отношение

Слайд 19Осторожно с местоимениями!
Автор нам повествует…
Публицист нам говорит о…
И вот наш

герой…
Когда я прочитал этот текст. Эта проблема показалась мне совершенно

ясной.
Рассуждение автор начинает именно с этих слов. Многие считают это признаком хорошего тона. Высказывая своё мнение по этому поводу, автор приводит свои размышления…
Большую, страстную любовь она проявляла к своему сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над своими крепостными, а как мать она заботилась о его воспитании и образовании.
В этом тексте использован хороший пример – пьеса Грибоедова «Горе от ума». Главная проблема этого текста в том, что люди не могут разобраться в своих чувствах. В этом тексте показывается, что даже умным людям не подвластны чувства любви. Во многих произведениях и статьях эта проблема и этот текст не стали исключением.



ЛИЧНЫЕ УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ

Осторожно с местоимениями!Автор нам повествует…Публицист нам говорит о…И вот наш герой…Когда я прочитал этот текст. Эта проблема

Слайд 20Удачи на экзамене!

Удачи на экзамене!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика