Слайд 1Михаил Васильевич Нестеров
Портрет работы Виктора Васнецова
Слайд 2Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш
тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью.
Михаил Нестеров
Весна. Абрамцево
Слайд 3Детство
Михаил Нестеров родился 19 (31) мая 1862 г. в Уфе
в интеллигентной купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом.
Мать, Мария Михайловна
(1823—1894), отличающаяся богатой натурой и властным характером, происходила из Ельца, из старинного, почётного купеческого сословия Ростовцевых.
Отец, Василий Иванович Нестеров (1818 −1904), человек прямого и независимого характера, очень почитаемый в своём городе, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами.
К художественному таланту своего сына проявлял живой тёплое, пристальное внимание и ободряющее участие, за что Нестеров был ему глубоко признателен до конца своей жизни.
До 12 лет Нестеров жил в Уфе, учился в гимназии. Его воспоминания о детстве всегда проникнуты были проникнуты тёплой благодарностью и сердечной любовью ко всему тому, что его тогда окружало — родному дому с традиционным русским укладом жизни, родителям, родственникам, среднерусской природе.
Слайд 4Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и
зодчества (1877–1881 и 1884–1886), где его наставниками были В.Г.Перов, А.К.Саврасов,
И.М.Прянишников, а также в Академии художеств (1881–1884), где учился у П.П.Чистякова. Жил преимущественно в Москве, а в 1890–1910 – в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности). Был членом «Товарищества передвижников».
Слайд 5Начало серьёзного творчества
В мае 1886 г. у художника родилась дочь
Ольга, при этом его жена М. И. Мартыновская умерла. Образ любимой жены
прослеживался во многих последующих работах художника. В 1887 г. им были созданы три варианта «Царевны», а потом картина «Христова невеста» — на всех этих работах запечатлены черты лица покойной.
Христова невеста, 1904
Слайд 6М.В. Нестеров. Этюд к картине ''Невеста Христова'‘, ныне прославленная Церковью
преподобномученица Великая Княгиня Елизавета
В начале 1898 года Великий Князь
Сергий приобрел «Христову невесту» на периодической выставке в Москве. Картина поразила его глубиной и искренностью переживаемого религиозного чувства. Бывают в жизни необыкновенные, мистические совпадения. Этот эпизод жизни Великого Князя оказался явно промыслительным. После смерти Великого Князя в феврале 1905 года Елизавета Федоровна посвятила свою жизнь обустройству Марфо-Мариинской обители милосердия. Покровский храм и трапезную был призван Великой княгиней расписывать художник Нестеров (1907). Замечательное сотрудничество закончилось написанием картины «Невеста Христова», на которой запечатлен уже облик настоятельницы Марфо-Мариинской обители Великой Княгини Елизаветы Федоровны.
Слайд 7Росписи Покровского храма Марфо-Мариинской обители на Ордынке в Москве
Благовещение. Архангел
Гавриил. Дева Мария.
Воскресение Христа
Отечество
Слайд 8Душевную красоту и глубокую безысходную скорбь русской женщины раскрывает картина
«За приворотным зельем»(1888). В основе тема неразделенной любви. На полотне
изображена молодая девушка, пришедшая к старому колдуну-мельнику в надежде приворожить «зельем» любимого и нелюбящего или разлюбившего её человека.
Слайд 9Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустнынник»,
написанный художником в 1888-89 гг. Выставленная на XVII Передвижной выставке,
картина стала событием и поставила молодого Нестерова в ряд самых выдающихся живописцев того времени. «Настроение» — это слово неизменно повторялось почти во всех отзывах зрителей, критиков и художников. На картине изображён старец-монах, ушедший от мирской суеты и нашедший счастье в уединении и светлой тишине угасающей осенней природы. Еще до открытия выставки «Пустынник» был приобретен П. М. Третьяковым.
Слайд 10На полученные за картину «Пустынник» деньги в 1889 г. Нестеров отправился
в первое заграничное путешествие — посетил Австрию, Италию, Францию, Германию.
За
границу
Терраса на Капри
Слайд 11Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) стала сенсацией XVIII Передвижной выставки
и была приобретена П. М. Третьяковым в галерею. До конца
своих дней художник был убежден в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение.
Слайд 12Преподобный Сергий Радонежский
Днесь, доколе Русь под мутью тленной
И покуда вы
в ленивых снах,
Аз, убогий Сергий, раб смиренный,
Паки есмь в дозоре
и трудах .
(Н.Рерих)
За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою – Сергию Радонежскому.
Труды Сергия Радонежского
Слайд 13В 1890 г. «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского
собора в Киеве. Церковным росписям и иконам Нестеров отдал свыше
22 лет своей жизни. Чтобы изучить приёмы новой монументальной живописи, он отправился в путешествие в Рим, Палермо, Константинополь и Равенну — те места, где мог ознакомиться с традициями византийского искусства.
«Святая Варвара» (позировала дочь Прахова), Киев
Слайд 14В 1898 г. младший брат Николая II цесаревич Георгий пригласил его
расписывать дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии. Здесь
Нестеров в течение 5- 6 лет оформил лично более 50 композиций на стенах и иконостасе. По объему работ с Нестеровым не мог сравниться ни один из самостоятельно расписывавших храмы художников XVII—XIX. Абастуманский храм произвел большое впечатление на современников.
Путь ко Христу. Храм Александра Невского. Абастумани, Грузия
Слайд 16Под благовест, 1895
В 1895 г. была создана картина «Под благовест» («Монахи»).
Два монаха: первый - молодой и высокий, будущий книжник и догматик
в плохом смысле этого слова, заботящийся не о спасении своей души, а о монастырской карьере, и второй — сгорбленный старец, чуждый всякого честолюбия, всецело углублённый в Священную книгу, полный детского восторга и радости бытия. На Передвижной выставке Нестерова приняли в члены Товарищества передвижников.
Слайд 17Всадники
1898–1899. Выставляет «Чудо», «Под благовест» на художественной выставке в Мюнхене.
Избран академиком живописи (по представлению Репина, Поленова и Васнецова).
Слайд 18В 1901 г., желая углубить свое знакомство с духовным миром русских
монастырей, художник отправился в путешествие в Соловецкий монастырь на Белом
море. Под впечатлением русского Севера, суровой природы и соловецких монахов были написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки».
Соловки
Слайд 20«Лисичка», 1914
1900–1901 - Встреча с Горьким (в Ялте), начало их
дружбы. Работа над этюдами к «Святой Руси». Поездка на Белое
море, в Соловецкий монастырь. Портретный этюд Горького. Знакомство с Художественным театром, сближение с Шаляпиным.
Слайд 21 «Святая Русь», 1901-06
«Приидите ко Мне все труждающиеся и
обремененные и Аз успокою вы»
С Киевским показом законченной «Святой
Руси» было связано знакомство, которое оказалось переломным в жизни Нестерова. Пришедшая посмотреть его картину Екатерина Петровна Васильева спустя несколько месяцев стала его женой. В 1905 году Нестеров вступил в Союз русского народа.
Слайд 22Старообрядчество
На Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В
лесах», «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. С
этим увлечением творчеством мастера-бытописателя связан цикл картин, главной темой которых является горестная судьба русской женщины.
«На горах» (1896)
«На Волге» (1905)
«Думы» (1901)
Слайд 23Зимой в скиту. 1904. Холст, масло. 62×75,8
Слайд 25«Великий постриг»,(1897 −1898)
«Две сестры»
Ты песню грустную затянешь –
Плач
без начала и конца –
В тоске своей прекрасной станешь
И тень
отступит от лица.
Тогда прольется свет небесный
С недостижимой высоты...
И вновь художник неизвестный
Достанет краски и холсты.
Он назовет тебя Марией,
Восторгом творческим дыша,
Ведь в этом имени – Россия –
Молитва, счастье и душа. (С.Дубровская)
Слайд 26В 1907 г. в Петербурге и Москве были организованы большие персональные
выставки Нестерова, имевшие исключительный успех. В целом экспонировалось 85 произведений
(картины, церковные работы и портреты), из них для художника особенно дорогими были два: «Святая Русь» и «Дмитрий Царевич убиенный»(1899).
«По народному поверью, души усопших десять дней пребывают на земле, не покидая близких своих».
Дмитрий на полотне изображён мёртвым, не касаясь ногами луга, он посещает те места, где протекала его короткая жизнь. Картина насквозь пронизана мистицизмом и православным молитвенным духом. Нестеров использовал в ней элементы иконы — композиционное расположение фигуры Дмитрия (он весь изображён как предстоящий перед Христом), нимб над его головой и Спас в небе, благословящий Царевича.
«Дмитрий Царевич убиенный»(1899)
Слайд 27Два лада. Большая персональная выставка в Петербурге и Москве, 1907
Слайд 281909 -Участвует в Международной художественной выставке в Мюнхене. Дарит свою
коллекцию картин русских художников Уфе (она составила основу музея, открытого
в 1920 г.).
Моление о чаше
Музей Нестерова М.В. В Уфе
Слайд 29Последней церковной работой Нестерова стала роспись собора в Сумах, которую
художник впоследствии считал весьма удачной. Шесть великолепных образов – Христос,
Богоматерь, Троица, Никола, архангелы Гавриил и Михаил, - над которыми работал художник в течение 1913-1914 годов, принадлежат к лучшему, что было сделано Нестеровым в области церковной живописи.
Слайд 30После 1917 года
Революция 1917 г. стала своего рода рубежом для
художника, которому к этому времени исполнилось 55 лет. После начала
гражданской войны семья Нестеровых была вынуждена уехать на Кавказ. В 1918 г. художник переехал в Армавир, там заболел и в течение долгого времени не был в состоянии работать. В Москву вернулся только в 1920 г. Одной из последних важнейших предреволюционных работ Нестерова было полотно «Душа народа» (1915—1916)
Страстная седмица. 1933 г
Старец – раб Божий
Слайд 31После 1917 года
Крестьянский мальчик лет двенадцати, написанный Нестеровым с
сына Алеши — по замыслу автора совершеннейшее выражение души народа: «Если
не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3). Эта цитата после долгих колебаний художника и была наведена рукой П. Д. Корина в 1927 г. внизу с левой стороны картины.
«У каждого свои «пути» к Богу, свое понимание его, свой «подход» к нему, но все идут к тому же самому, одни только спеша, другие мешкая, одни впереди, другие позади, одни радостно, не сомневаясь, другие серьезные, умствуя…»
На Руси. Душа народа. 1914—1916, холст, масло, 206х484 см
Слайд 32В послереволюционное время Нестеров все чаще обращается в своем творчестве
к портрету. В девяностые годы и в начале XX века
портрет почти не встречается как отдельный жанр среди его работ, он существовал для него исключительно как этюд будущей картины.
Портрет Н. М. Нестеровой «Девушка у пруда» (1923)
Портрет дочери Ольги «Амазонка» (1906)
Слайд 33Как портретиста Нестерова привлекали также выдающиеся люди его века: ученый
Алексей Северцев, художник, учитель и друг Нестерова Виктор Васнецов, архиепископ
Антоний Волынский («Архиерей» 1917), художники браться Корины (1930), скульпторы Шадр (1934) и Мухина, мыслители П. Флоренский и С. Булгаков («Философы» 1917), И. Ильин («Мыслитель» 1921—1922), писатели М. Горький и Лев Толстой (1907), хирург Юдин (1935), физиолог Иван Павлов (1935), архитектор Иван Щусев, польский пейзажист Ян Станиславский (который был близким другом Нестерова и которого Нестеров очень ценил как художника, называя его «польским Левитаном») и другие.
Портрет Виктора Васнецова
Портрет академика физиолога И.П. Павлова
Слайд 34Портрет скульптора Веры Мухиной
Портрет хирурга С. С. Юдина
Портрет жены Е.П.Нестеровой
Портрет
И. Ильина, «Мыслитель»
Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский)
Нестеров М.В., 90-е
годы
Слайд 35В 1938 году М.В. Нестеров был арестован и провел две
недели в бутырской тюрьме. Его зять, видный юрист В.Н. Шретер
был обвинен в шпионаже, а затем расстрелян. Дочь художника, О.М. Нестерова была отправлена в ссылку в Джамбул.
Жены-мироносицы
Слайд 361926 - Празднование 40-летия творческой деятельности Нестерова в Государственной академии
художественных наук. Начинает писать воспоминания («Давние дни»).
1936 -Празднование 50-летия творческой
деятельности.
1941 — Получает Государственную премию первой степени за портрет И.П. Павлова (1935).
1942 — Выходит из печати книга Нестерова «Давние дни». Чествование Нестерова в связи с его 80-летием. Награждение его орденом Трудового Красного Знамени и присвоение ему звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Последняя картина — пейзаж «Осень в деревне».
Осень в деревне. 1942 г. Холст, масло. 76 × 79. Государственная Третьяковская галерея
Слайд 37Нестеров скончался на 81-ом году жизни в Москве 18 октября
1942 г. Местом его последнего упокоения стало Новодевичье кладбище.