Слайд 1Михаил Васильевич Остроградский:
жизнь, творчество, роль в
развитии математики в России
Слайд 2М. В. Остроградский
Родился 12 (25) сентября 1801 г. в семье
помещика Полтавской губернии Кобелякского уезда.
В 8 лет был определён в
пансион при Полтавской гимназии, называвшейся домом для воспитания бедных детей.
Гимназического курса не закончил и вышел из 3-го класса гимназии, так как его отец хотел видеть сына военным, и это совпадало с желанием самого мальчика
Слайд 3М. В. Остроградский
В 1816 г. Остроградского повезли в Петербург для
определения в гвардейский полк,
Но круто изменили решение по совету одного
из родственников, горячо настаивавшего на определении юноши в университет.
Это случайное обстоятельство определило дальнейшую судьбу Остроградского: в 1817 г. его отдали учиться в Харьковский университет.
Слайд 4М. В. Остроградский
Остроградский ещё долго мечтал о военной службе, его
отнюдь не привлекала гражданская карьера, поэтому учился он плохо.
Он даже
готов был расстаться с мыслью о блестящем мундире гвардейца и помириться с положением провинциального пехотного или артиллерийского офицера.
И лишь в конце второго года университетской жизни образ его мыслей резко изменился: он стал работать и сразу же ощутил в себе призвание к математике.
Поводом для этого послужило то обстоятельство, что он тогда перешёл жить на квартиру университетского преподавателя математика Павловского. Последний своими беседами сумел пробудить сначала интерес, а затем и страстную любовь Остроградского к науке.
Математический талант давал Остроградскому возможность налету схватывать прочитанное и подмечать промахи и ошибки изложения.
К концу года он сдал экзамены за курс университета.
Слайд 5М. В. Остроградский
В 1820 г. Остроградский захотел оформить окончание университета.
Для этого следовало сдать экзамены. Он их блестяще сдал. Ректор
университета Осиповский, просвещённый и деятельный профессор, предложил присудить Остроградскому первую учёную степень – кандидата наук.
Однако в Совете университета произошли резкие столкновения. Один из реакционных профессоров, А.И.Дудрович, письменно донёс попечителю округа З.Я.Корнееву, что по вине Остроградского студенты-математики не занимаются богословием, а Остроградского обвинил в том, что он, несмотря на предписание начальства, не слушал богопознания и христианского учения.
Дело дошло до министра «духовных дел и народного просвещения» А.Н.Голицина, по указанию которого Остроградский был уволен из университета. Остроградскому отказали в присуждении степени кандидата, издевательски предложив заново сдать экзамены, якобы сданные им раньше в неправильном порядке.
Слайд 6М. В. Остроградский
Остроградский мужественно перенёс эти испытания и решил, несмотря
ни на что, посвятить свою жизнь науке. Ещё в Харьковском
университете его особенно увлекали вопросы прикладной математики и в 1822 г. он отправился в Париж, где работали Ампер, Коши, Лаплас, Пуассон, Фурье и другие первоклассные учёные, пролагавшие новые пути в математике, физике и механике.
Остроградский слушал их лекции и вскоре начал пробовать свои силы и на пути самостоятельного творчества. В 1824-1827 гг. он представил Академии наук в Париже несколько замечательных мемуаров на французском языке:
В «Замечаниях об определённых интегралах» (1824) он дал вывод незадолго перед тем опубликованной Коши формулы для вычета функции относительно полюса n-го порядка, вывод, по сути дела совпадающий с принятым ныне.
Слайд 7М. В. Остроградский
В «Доказательстве одной теоремы интегрального исчисления» (1826) он
разработал весьма важную составную часть общего метода разделения переменных для
интегрирования уравнений математической физики.
В том же году Остроградский подготовил «Мемуар о распространении волн в цилиндрическом бассейне», где развил исследования Коши и Пуассона, изучивших движение малых волн в бассейне бесконечной глубины и не ограниченном стенками,
а год спустя «Мемуар о распространении тепла внутри твёрдых тел», содержавшее новое сжатое изложение метода разделения и решение новой задачи о распространении тепла в некоторой треугольной призме.
Из них только работа по гидродинамике была издана, но и неопубликованные тогда его открытия оказали существенное влияние на развитие математики.
Слайд 8М. В. Остроградский
Перечисленные работы показывают, что Остроградский в первые же
годы парижской жизни не только полностью овладел новейшим аппаратом анализа
и механики, но существенно развил его и мастерски применил к решению как весьма общих актуальных проблем, так и частных трудных задач.
Коши с высокой похвалой отзывался о работах своего молодого ученика и сотрудника.
Однако при этом научном успехе Остроградский испытывал денежные затруднения, которые заставили его заняться педагогической работой в колледже Генриха IV, куда он поступил по рекомендации своих учителей.
Слайд 9М. В. Остроградский
В 1828 г. Остроградский вернулся в Россию (и
тотчас же был взят под надзор полиции).
Репутация талантливого учёного, приобретённая
Остроградским в Париже, раньше его донеслась до России и доставила ему немедленно по приезде в Петербург звание адъюнкта Академии наук, а через два года и звание академика по прикладной математике.
В Петербурге Остроградский продолжил свои научные изыскания и со страстью отдался педагогической работе. Он преподавал в Главном педагогическом институте, в Институте путей сообщения, в Морском корпусе, в Михайловской артиллерийской академии; долгое время был главным наблюдателем за преподаванием математики в кадетских корпусах.
Ему принадлежат несколько руководств по элементарной и высшей математике, превосходный курс алгебры.
Слайд 10М. В. Остроградский
Педагогические взгляды Остроградского были весьма прогрессивными. Он считал,
что в гимназиях и кадетских корпусах нужны лаборатории и мастерские,
где учащиеся приобретали бы трудовые навыки, производили опыты и наблюдения.
Он выступал за наглядность обучения математике, особенно в раннем возрасте, и критиковал сухое и формальное изложение этого предмета в современной ему школе.
Он был сторонником введения в специальных старших классах средних военных учебных заведений идеи функции и начал анализа; курс математики, с его точки зрения, должен быть связан с другими предметами, такими как физика,в которых применяются математические методы.
Как видно, в ряде пунктов Остроградский предвосхитил идеи движения за реформу преподавания, возникшего в начале XX века.
Слайд 11М. В. Остроградский
Своё общее педагогическое кредо Остроградский изложил в написанной
совместно с парижским математиком и инженером И.-О.Блюмом брошюре «Размышления о
преподавании»:
Слайд 12М. В. Остроградский
Работы Остроградского относятся к аналитической механике, гидромеханике, теории
упругости, небесной механике, мат. физике, мат. анализу, теории дифференциальных уравнений,
а так же к теории чисел, алгебре, геометрии, теории вероятностей.
Важные работы относятся к вопросам методики преподавания в высшей и средней школах.
Слайд 13М. В. Остроградский
Многие достижения Остроградского были открыты заново в Европе
→
Формула Грина-Остроградского,
Принцип Гамильтона-Остроградского.
Остроградский не понял идей неевклидовой геометрии, развитых
Н.И.Лобачевским, и резко выступил против них.