Слайд 1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный
университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева»
Институт электронно-дистанционного обучения
Кафедра:
Социальной работы и социологии
Контрольная работа
Организация и задачи различных видов экспертизы: временной нетрудоспособности, медико-социальной, психиатрической, судебно-медицинской, военно-врачебной.
Выполнила: студентка
заочного отделения, «Социальная работа»,
группа БСРЗ16-01
Шмыглевская Елизавета Александровна
№ зачетной книжки 1639036
Проверила:
Алла Викторовна Жарова, доцент
Красноярск ,2019
Слайд 2Организация и задачи различных видов экспертизы: временной нетрудоспособности, медико-социальной, психиатрической,
судебно-медицинской, военно-врачебной.
Слайд 3Содержание
Введение
Глава 1. Экспертиза временной нетрудоспособности:цель и порядок определения
Глава 2. Медико-социальная
экспертиза (МСЭ)
Глава 3. Военно-врачебная экспертиза
Глава 4. Судебно-медицинские экспертизы
Глава5.Судебно-психиатрическая экспертиза
Глава 6.
Организация медицинской экспертизы
Список использованных источников
Слайд 4Введение
Экспертиза - это исследование специалистом объектов с целью разрешения каких-либо
вопросов, требующих специальных знаний в этой области, с вынесением заключения.
Медицинской
экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина (ч. 1 ст. 58 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»)
Слайд 5Глава 1. Экспертиза временной нетрудоспособности: цель и порядок определения
Слайд 6
Это вид медицинской экспертизы, основной целью которой является оценка состояния
здоровья пациента, качества и эффективности проводимого обследования и лечения, установление
возможности осуществлять профессиональную деятельность, а также определение степени и сроков временной утраты трудоспособности.
Понятие и основные положения экспертизы временной нетрудоспособности приводятся в ст. 59 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Проводится она в соответствии с Порядком выдачи листков нетрудоспособности, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н.
Слайд 7Временную нетрудоспособность удостоверяют листок нетрудоспособности или справки установленной формы. Это
документы, выдаваемые при заболевании и травмах, при необходимости ухода за
больным членом семьи, а также при отпуске по беременности и родам, протезировании в условиях стационара, подтверждают временное освобождение от работы и позволяют назначить денежное пособие. Листок нетрудоспособности выдается:
- гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам (в том числе в соответствии с Соглашением государств - участников СНГ об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников СНГ от 27 марта 1997 г.), лицам без гражданства, беженцам и вынужденным переселенцам, работающим на предприятиях, в учреждениях или организациях РФ;
- гражданам, признанным безработными и состоящим на учете в территориальных органах занятости населения;
- лицам, у которых заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности;
- другим лицам, перечисленным в п. 1 Порядка выдачи листков нетрудоспособности.
Слайд 8Право на выдачу листка нетрудоспособности имеют врачи государственной, муниципальной и
частной систем здравоохранения на основании лицензии на проведение экспертизы временной
нетрудоспособности. Врачи, занимающиеся частной практикой, могут выдавать листок нетрудоспособности при получении свидетельства об окончании курса повышения квалификации по экспертизе временной нетрудоспособности.
Слайд 9
Глава 2 Медико-социальная экспертиза (МСЭ)
Как указано в Федеральном законе «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации», медико-социальная экспертиза — это
признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Слайд 10Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, входящими в систему
(структуру) органов социальной защиты населения РФ (Минтруд России). Порядок организации
и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы утвержден приказом Минтруда России от 11.10.2012 № 310н. К федеральным государственным учреждениям МСЭ относятся Федеральное бюро МСЭ, главные бюро МСЭ по соответствующему субъекту РФ, находящиеся в ведении Минтруда России, главные бюро МСЭ, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы — бюро МСЭ в городах и районах.
Слайд 11На государственную службу МСЭ возлагаются:
1) установление инвалидности, ее причин, сроков,
времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
2)
разработка индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов;
3) изучение уровня и причин инвалидности населения;
4) участие в разработке комплексных программ реабилитации, абилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего;
7) выдача заключения о нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) в случаях, предусмотренных подп. «б» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (для предоставления лицу, осуществляющему постоянный уход за нуждающимися в нем лицами, отсрочки от призыва на военную службу).
Слайд 12
Глава 3. Военно-врачебная экспертиза.
Слайд 13
В соответствии со ст. 61 Федерального закона «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» этот вид медицинской экспертизы предназначен:
1)
для определения годности по состоянию здоровья к военной службе граждан:
а) подлежащих призыву;
б) поступающих на военную службу по контракту;
2) установления у военнослужащих, лиц, призванных на сборы, а также уволенных с военной службы причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний с прохождением военной службы или военными сборами;
3) определения видов, объемов, сроков осуществления медико-социальной помощи военнослужащим и их реабилитации.
Слайд 14По результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет
и призыве на военную службу дается заключение о годности к
военной службе по следующим категориям:
А — годен к военной службе;
Б — годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В — ограниченно годен к военной службе;
Г — временно не годен к военной службе;
Д — не годен к военной службе.
Заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами па территории РФ.
Слайд 15При несогласии граждан с заключением военно-врачебной экспертизы по их заявлению
проводится независимая военно-врачебная экспертиза. Положение о независимой военно-врачебной экспертизе утверждено
постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 № 574. Заключение учреждения, производившего военно-врачебную экспертизу, может быть также обжаловано в суде.
Слайд 16Глава 4 Судебно-медицинские экспертизы
Слайд 17Правовой основой судебной экспертизы являются Конституция РФ, ГК, ГПК, УК,
УПК РФ и некоторые другие кодексы, а также Федеральный закон
«О государственной судебно- экспертной деятельности в Российской Федерации».
Данная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека, гражданина и юридического лица, объективности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники, независимости эксперта при производстве экспертизы.
Объектами исследований экспертизы могут являться вещественные доказательства, документы, предметы, животные, образцы для сравнительного исследования, материалы дела, по которому проводится экспертиза, трупы и их части, а также живые лица.
Слайд 18Производство судебно-медицинской экспертизы регламентируется :
ст. 62 Федерального закона «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
постановлением Правительства РФ от
17.08.2007 № 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека»
приказом Минздравсоцразвития России от 24.04.2008 № 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека»
приказом Минздравсоцразвития России от 12.05.2010 № 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации»
Слайд 19
В соответствии со ст. 196 УПК РФ назначение и производство
судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить:
1) причины смерти;
2) характер и
степень вреда, причиненного здоровью;
3) психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;
3.1) психическое состояние подозреваемого, обвиняемого в совершении в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего возраста 14 лет, для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии);
3.2) психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией;
4) психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;
5) возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение.
Слайд 20
Глава5.Судебно-психиатрическая экспертиза
Это научно-практическое исследование, производимое по постановлению органов следствия или
определению суда с целью оценки и дачи заключения о психическом
состоянии подэкспертных лиц во время совершения тех или иных действий, при проведении экспертного обследования и обострении психического заболевания. Проводится такая экспертиза врачами-психиатрами в государственных или муниципальных психиатрических лечебных учреждениях.
Слайд 21Кроме прав и обязанностей, общих для судебных экспертов, изложенных в
Федеральном законе «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», у
судебно-психиатрического эксперта имеются права и обязанности, предусмотренные Инструкцией об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 30.05.2005 № 370.
Слайд 22Права гражданина при назначении судебно-психиатрической экспертизы.
Гражданин или его законный представитель
имеет право ходатайствовать перед органом, назначившим экспертизу, о включении в
ее состав специалиста соответствующего профиля с его согласия.
Одним из важных и частых вопросов, решаемых судебно-психиатрической экспертизой, является вопрос о вменяемости, т.е. возможности лица нести правовую ответственность за совершенное преступление, или невменяемости — состоянии психики, при котором человек не может отдавать отчет в своих действиях в связи с психическим заболеванием, слабоумием или временным расстройством психики.
Невменяемость имеет юридические и медицинские критерии. Врач определяет только медицинский аспект, т.е. наличие или отсутствие болезненных состояний. Для признания человека невменяемым нужны оба критерия.
Слайд 23
В соответствии с действующим законодательством законным является помещение в психиатрический
стационар:
лица, страдающего психическим расстройством, при наличии условий, определенных ст.
29 Федерального закона «О психиатрической помощи и правах граждан при ее оказании»;
при назначении стационарной судебно-психиатрической экспертизы на основании норм УПК и ГПК РФ;
применении назначенного судом принудительного лечения в психиатрическом стационаре в соответствии с УК, УПК, УИК РФ;
необходимости стационарного обследования в рамках военно-врачебной экспертизы в соответствии с законодательством РФ о военной службе;
необходимости обследования по направлению медико-социальной экспертизы в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Правилами признания лица инвалидом.
Слайд 24
Глава 6. Организация медицинской экспертизы
Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, созданные
для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы.
Слайд 25Организация и производство судебной экспертизы могут осуществлять также экспертные подразделения,
созданные федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов
РФ.
Слайд 26
Система организации судебно-медицинской экспертизы:
1. Центр судебной-медицинской экспертизы РФ;
2. Бюро
главной судебно-медицинской экспертизы, в котором имеются следующие структурные подразделения:
• судебно-медицинская
экспертиза трупов (судебно-медицинский морг, морг медицинского учреждения),
• экспертизы живых лиц,
• экспертизы вещественных доказательств,
• сложных экспертиз,
• иные экспертные подразделения, в которых производятся соответствующие лабораторные и инструментальные экспертные исследования;
3. Научный исследовательский институт судебно-медицинской экспертизы, республиканские, краевые, областные и городские бюро судебно-медицинских экспертиз. Эти бюро находятся в ведении республиканских, областных министерств и отделов здравоохранения и социального развития. Они могут производить все виды судебно-медицинских экспертиз.
Слайд 27Экспертизы проводит государственный судебный эксперт, который является аттестованным работником государственного
судебно-экспертного учреждения, производящим судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных
обязанностей.
Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин РФ, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с определенным для них профилем. Организация и порядок производства экспертиз осуществляются по административно-территориальному принципу.
Слайд 28Заключение
Подводя итоги изложенному, можно сделать следующие выводы.
1) Порядок проведения медицинской
экспертизы устанавливается следующими законодательными актами РФ:
- Федеральным законом РФ «Основы
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»;
- нормативными актами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
- нормативными актами субъектов Федерации и органов здравоохранения органов исполнительной власти.
2) Законодательством определены следующие виды медицинской экспертизы:
- экспертиза временной нетрудоспособности;
- медико-социальная экспертиза;
- военно-врачебная экспертиза;
- судебно-медицинская
-судебно-психиатрическая экспертизы;
Слайд 29
Список использованных источников
1.Конвенция о правах инвалидов" (Принята в г. Нью-Йорке
13.12.2006 Резолюцией 61/106 на 76-ом пленарном заседании 61-ой сессии Генеральной
Ассамблеи ООН)//СПС «КонсультантПлюс»
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012)// «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301
3.Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // СЗ РФ. 2010. N 50. Ст. 6601.
4.Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"// «Российская газета», N 263, 23.11.2011
5.Постановление Правительства Р Ф от 17.03.2011 N 175 (ред. от 26.12.2011) «О государственной программе Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011 — 2015 годы"//"Собрание законодательства РФ», 28.03.2011, N 13, ст. 1765
6.Постановление Правительства Р Ф от 28.07.2008 N 574 «Об утверждении Положения о независимой военно-врачебной экспертизе и о внесении изменений в положение о военно-врачебной экспертизе"//"Собрание законодательства РФ», 04.08.2008, N 31, ст. 3744
7.Распоряжение Правительства Р Ф от 17.11.2008 N 1663-р (ред. от 14.12.2009) <Об утверждении основных направлений деятельности Правительства Р Ф на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации>//"Собрание законодательства РФ", 01.12.2008, N 48, ст. 5639