Слайд 1МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего
образования
«КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра педагогики и методики обучения гуманитарным дисциплинам
Презентация
Тема: «Механизмы
социализации»
Выполнила студентка:
Чабан Анна
108 группа
Слайд 2Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих
на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом
возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.
К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:
Слайд 3Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения,
обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
Подражание – следование какому-либо примеру,
образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
Слайд 4Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой,
образцом.
Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или
отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
Слайд 5Традиционный механизм социализации - усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны
для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит, как правило, на
неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.
К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:
Слайд 6Институциональный механизм социализации проявляется при взаимодействии человека с различными институтами и организациями. В
результате этого взаимодействия происходит накопление опыта и знаний, поведения одобряемого
социумом. Стилизованный механизм действует в рамках определенной субкультуры и создает определенный стиль жизни и мышления какой-либо возрастной или социальной группы.
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.
Слайд 7Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми
для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного
переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.
Слайд 8Если в обществе – культура свободы, творчества и позитива, то
такая социализация помогает ребенку стать свободным, творческим и позитивным, хотя
бы ребенок к этому и не был изначально склонен. Если же общество (или конкретная семья) другие, с установками например «не думай», «будь как все», «не высовывайся», «думай только о себе», «жизнь трудна», то это подталкивает ребенка к таким, малотворческим установкам.
С другой стороны, дети рождаются очень разными. Если ребенок родился лидером, творческой личностью, он в любом обществе будет личностью, просто в разной степени и за разную цену (иногда за это приходится платить счастьем или жизнью). Если же ребенок родился ведомым, конформистом, склонным к шаблону и полениться (в том числе лениться думать), то трудно от него ожидать свободы творчества, если уж только сильно поднажать и заставить.