Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«ВЛАДИМИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Доклад
По
предмету: «Методика преподавания математики в начальных классах»
На тему:
«Особенности и логика построения курса
«Математика и конструирование» Волковой С.И. и др.»
Выполнила:
ст. гр. ЗНОу-117
заочной формы обучения
Овчинникова К. В.
Научный руководитель:
Болотова Т. В.
Владимир 2020 г.
Слайд 2Содержание
Программа «Математика и конструирование»……………………………3
Содержание курса в 1 классе……………………………………………..10
Содержание курса во
2 классе…………………………………………....17
Содержание курса в 3 классе……………………………………………..21
Содержание курса в 4 классе…………………………………………......27
Список
использованной литературы…………………………………......32
Слайд 3Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).
Курс рассчитан на 1
час в неделю: по 32 ч в 1-2 классах, по
34 ч в 3-4 классах. Всего 132 часа.
Слайд 4Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта
решения геометрических и проектных задач. Результат выражается в понимании детьми
основных геометрических понятий, сути проектной деятельности, умении поэтапно решать поставленные задачи.
Второй уровень результатов (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. На этом уровне достигается отвлечение от
конкретной природы объекта и конкретного смысла отношений, связывающих эти объекты.
Геометрия приобретает общий характер и более широкие применения.
Слайд 5Основная цель курса «Математика и конструирование»
состоит в том, чтобы заложить
начальные геометрические представления, развивать логическое мышление и пространственные представления детей,
сформировать начальные элементы конструкторского мышления
Слайд 6Основные задачи курса:
Привлечение интереса к изучению геометрии.
Изучение основных понятий, формирующих
базу знаний геометрического материала с целью обобщить и систематизировать ранее
полученные навыки и облегчить изучение курса геометрии в дальнейшем.
При ведущей и направляющей роли учителям организовать самостоятельную работу уч-ся по изучению материала, развивая творческие способности и повышая познавательный уровень учащихся.
Слайд 7Особенностью данной программы
является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников
умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания –
через включение проектной деятельности. Особенность курса является его геометрическая направленность, реализуемая в ходе практической деятельности учащихся, направленная на расширение, обогащение и углубление геометрических представлений и знаний детей и на создание прочной основы для развития графической грамотности, конструкторского мышления и конструкторских умений и навыков.
Актуальность программы
также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
• Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
• Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• Системность организации учебно-воспитательного процесса;
• Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Слайд 8Основные содержательные линии:
Формирование геометрических представлений.
Развитие мышления.
Формирование пространственных представлений
и воображения.
Формирование навыков.
Слайд 9Применяются следующие методы обучения:
1) деятельностный,
2) поисковый,
3) эвристический,
4) исследовательский,
5) практический,
6) наглядный,
7) самостоятельный,
8) метод моделирования и конструирования,
9) метод создания игровых ситуаций,
10) метод
проектов,
11) метод программированного обучения,
12) проблемное обучение,
13) разноуровневое обучение,
14) индивидуальное обучение,
15) обучение в сотрудничестве:
а) совместное обучение
в малых группах;
б) обучение в командах на основе игры, турнира;
в) индивидуальное обучение в командах.
Слайд 10Педагогические техники:
1. Привлекательная цель.
2. Удивляй!
3. Отсроченная отгадка.
4. Фантастическая добавка.
5. Лови ошибку!
6. Практичность теории.
7. Пресс-конференция.
8. Повторяем с
контролем.
9. Повторяем с расширением.
10. Свои примеры.
11. Опрос-итог.
12. Обсуждаем домашнее задание.
13. Три уровня домашнего задания.
14. Задание массивом.
15. Творчество
работает на будущее.
16. Необычная обычность.
17. Идеальное задание.
18. Организация работы в группах.
19. Учебно-мозговой штурм.
20. Игры-тренинги.
21. Театрализация.
22. «Да» и «Нет».
Слайд 11Содержание курса в 1 классе.
Вводный урок.
Геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник.
Отрезок, точка.
Измерение
длины отрезка. Сантиметр.
Вычерчивание отрезка заданной длины.
Единица длины – дециметр.
Проект «Что
меряют, чем меряют».
Многоугольник.
Плоские геометрические фигуры в игре «Танграм».
Элементы графического диктанта.
Геометрические тела: цилиндр, конус, шар, пирамида.
Проект «Макеты зданий из простых геометрических тел».
Симметрия.
Проект «Моя головоломка».
Слайд 12К концу букварного периода все дети научатся:
группировать, описывать и сравнивать
пространственные геометрические фигуры по размерам и форме;
исследовать и описывать реальные
объекты, отмечая их схожесть/ различие с пространственными геометрическими фигурами – многогранниками и телами вращения;
устанавливать, моделировать и описывать расположение объектов и зданий, находящихся в непосредственном окружении относительно заданного тела отсчета, используя общеупотребительную лексику
Слайд 13К концу 1 года обучения учащиеся получат возможность научиться:
различать плоские
геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, пятиугольник)
выполнять простейшие чертежи с помощью линейки,
сравнивать
длины отрезков и предметов,
классифицировать объекты, сравнивать,
планировать свою деятельность,
развивать геометрическую наблюдательность и пространственное мышление.
Слайд 14Точка, (показываем на левый глазик)
Точка, (показываем на правый глазик)
Два крючочка,
(проводим по бровкам)
Носик, (показываем на носик)
Ротик, (показываем на ротик)
Оборотик, (обводим
личико)
Палки, (проводим по ручкам)
Палки, (проводим по ножкам)
Огуречик, (показываем туловище)
Вот и вышел человечек.(щекочем ребёнка)
Слайд 26Содержание курса во 2 классе.
1. Замкнутые и незамкнутые кривые линии.
2.
Ломаная линия. Длина ломаной.
3. Проект «Создание узоров в графическом редакторе».
4.
Луч и его обозначение.
5. Числовой луч.
6. Метр. Соотношение между единицами длины.
7. Проект «Единицы измерения в Древней Руси».
8. Многоугольник и его элементы.
9. Периметр многоугольника.
10. Окружность и круг.
11. Окружность, её центр и радиус. Циркуль-помощник.
12. Взаимное расположение фигур на плоскости.
13. Площадь фигуры. Единицы площади. Палетка.
14. Угол. Вершина угла, его стороны.
15. Прямой угол.
16. Четырехугольник. Прямоугольник. Квадрат.
17. Свойства прямоугольника.
18. Площадь прямоугольника.
19. Проект «Коллекция самодельных измерительных приборов».
Слайд 27К концу 2 класса ученики научатся:
оценивать "на глаз" длины предметов,
временные интервалы с последующей проверкой измерением;
группировать, описывать и сравнивать пространственные
геометрические фигуры по размерам и форме;
распознавать, находить на чертежах, рисунках, схемах прямые и ломаные линии, лучи и отрезки;
с помощью линейки и от руки строить и обозначать отрезки заданной длины, отмечая концы отрезка; измерять длину отрезка на глаз и с помощью линейки;
с помощью линейки и/или клетчатой бумаги (от руки) проводить прямые линии и лучи, обозначать их, использовать их для изображения числовой оси, линий симметрии, сетки, таблиц;
проводить с помощью клетчатой бумаги и/или угольника прямые линии, направленные вдоль и под углом (прямым, тупым и острым) к числовому лучу;
выявлять углы в реальных предметах; распознавать на чертежах.
Слайд 32Содержание курса в 3 классе.
1. Решение топологических задач. Лабиринты.
2. Километр.
3.
Миллиметр.
4. Проект «Логические игры».
5. Чемпионат класса по шахматам (или другой
логической игре).
6. Симметрия на клетчатой бумаге.
7. Проект «Симметрия в природе».
8. Деление окружности на равные части. Вычерчивание «розеток».
9. Построение вписанных многоугольников.
10. Прямая. Параллельные и непараллельные прямые.
11. Перпендикулярность прямых.
12. Построение симметричных фигур с помощью угольника, линейки и циркуля.
13. Параллельность прямых.
14. Построение прямоугольников.
15. Измерение времени.
16. Проект «Как измеряли время в древности».
17. Решение логических задач. Шифрование текста.
18. Проект «Шифрование местонахождения» (или «Передача тайных сообщений»).
Слайд 33Ученики научатся:
оценивать "на глаз" массы, объемы, с последующей проверкой измерением;
измерять
с помощью измерительных приборов, фиксировать результаты измерений (в т.ч. в
форме таблиц и диаграмм), сравнивать величины с использованием произвольных и стандартных способов и единиц измерений;
выбирать меры, шкалы и измерительные приборы, адекватные измеряемой величине и задаче измерения (включая нужную точность); правильно пользоваться измерительными приборами с простыми шкалами для измерения:
находить примеры симметрии в непосредственном окружении и пояснять их; создавать и пояснять простые симметричные образцы, устанавливать с помощью зеркала, при помощи поворота или сгиба фигуры линии симметрии и проводить их;
с помощью ИКТ-технологий создавать и использовать простейшие электронные таблицы и базы данных с двумя – тремя полями; при работе с таблицами и базой данных пользоваться возможностями сортировки и группировки данных, подсчета промежуточных итогов и построения диаграмм.
Слайд 41Содержание курса в 4 классе.
1. Десятичная система счисления.
2. Проект «Системы
счисления».
3. Координатный угол.
4. Графики. Диаграммы. Таблицы. Построения диаграмм, графиков, таблиц
с помощью MS Office.
5. Проект «Стратегии».
6. Многогранник.
7 . Прямоугольный параллелепипед.
8. Куб. Развертка куба.
9. Каркасная модель параллелепипеда.
10. Игральный кубик. Игры с кубиком.
11. Объем прямоугольного параллелепипеда.
12. Сетки. Игра «Морской бой», «Крестики-нолики» (в том числе на бесконечной доске).
13. Деление отрезка на 2, 4, 8,… равных частей с помощью циркуля и линейки.
14. Угол и его величина. Транспортир. Сравнение углов.
15. Виды углов.
16. Классификация треугольников.
17. Построение прямоугольника с помощью линейки и транспортира.
18. План и масштаб.
19. Карта. Игра «Поиск сокровищ».
20. Проект «Топонимика моего края».
21. Построение отрезка и угла, равных данным.
22. Построение треугольников.
23. Геометрические тела: параллепипед, цилиндр, конус, пирамида, шар. Обобщение изученного материала.
24. Итоговая работа. Защита проекта «Математика вокруг нас» (или «Профессии, требующие хорошей математической подготовки»).
Слайд 42Знать:
Таблицы единиц измерения величин;
Геометрические термины, используемые в трудовом обучении:
точка, линия, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, технологическая карта, чертеж,
развертка и др.
Конструировать модели плоских и объемных геом. фигур;
Делить фигуры на части и составлять фигуры из частей;
Чертить фигуру симметричной данной, относительно заданной оси симметрии;
Контролировать правильность изготовления деталей конструкции по чертежам;
Вычислять площадь и периметр фигур.
Иметь представления:
О параллелограмме, кубе;
Развертках этих фигур и чертеже прямоугольного параллелепипеда в трех проекциях и о таких телах, как цилиндр, шар;
Об осевой симметрии.