Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Уральский государственный университет»
Дисциплина: экономическая теория
Тема: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИКИ
Направление: «Государственное и муниципальное управление»
Профиль: «Государственная и муниципальная служба»
Студент: Смирнова В. А.
Группа: ОЗГМС-19-1-у
Руководитель: Махинова Н. В.
Екатеринбург
2019
Слайд 2Вместе они образуют понятие экономика, т.е хозяйство, которое надлежит вести
в соответствии с принятым порядком, по определенным нормам и законам.
Экономика связана прежде всего с производством материальных благ.
Без материального производства невозможно поддерживать даже крайне низкий уровень потребления материальных благ.
Экономика означает совместно организованное производство, как процесс, удовлетворяющий потребности людей в разнообразных благах, и составляет материальную основу общества.
Термин «экономика» ( его авторство принадлежит древнегреческому философу Ксенофонту ) представляет собой соединение двух начал:
okos (ойкос) – дом, хозяйство
nomos (номос) – закон, порядок
Слайд 3 Первые научные экономические школы формировались в XVI- XVIII вв.
Основными условиями, способствовавшими превращению экономического знания в зарождающуюся экономическую науку,
были:
усугубление общественного разделения труда и эволюция частной собственности, что привело к динамичному развитию товарно-денежных, т.е. рыночных отношений;
2) формирование национальных государств, приведшее к качественным изменениям в развитии экономической жизни общества: государство стало одним из главных субъектов экономики;
3) осознание взаимовыгодной торговли между государствами; широкие масштабы приобрела внешняя торговля;
4) формирование новой социальной структуры общества с ха- рактерными для нее экономическими интересами.
Слайд 4Термин получил свое название от итал. mercante («мерканте» — торговец,
купец).
Представители меркантилизма — Антуан Мокретьен, Томас Ман, Джеймс
Стюарт.
Теория возникла в период зарождающегося капитализма, раннего этапа первоначального накопления капитала. Отсюда и представления меркантилистов, которые главенствующей в экономике считали сферу торговли (сферу обращения). Здесь, по их мнению, и создавалось воплощенное в прибыли купечества богатство страны, которое укрепляло мощь государства..
Первый этап развития экономики
Меркантилизм
Слайд 5Физиократы
Второй этап развития экономики
Школа физиократов (от греч. «физиократия» – власть
природы) предвестник классического направления.
Представители этой школы, в отличие от
меркантилистов, источником богатства считают производство, а не обмен. Но в качестве производительной сферы физиократы рассматривают лишь сельское хозяйство. Даровая сила природы и труд свободного крестьянина являются создателями богатства.
Слайд 6Третий этап развития экономики
Классическая школа
Вершина экономической мысли XVIII —
начала ХІХ в., когда были заложены основы многих фундаментальных положений
современной экономической теории. В трудах ярчайших представителей классической школы — Уильяма Пети, Адама Смита, Давида Рикардо - сформулированы и обоснованы многие положения, сохраняющие свою актуальность спустя столетия.
Слайд 7Рассмотрим некоторые из них.
1. Развитие теории обмена и
рыночного саморегулирования(смитовская «невидимая рука» рынка направляет рыночного субъекта к цели,
которая совсем не входила в его намерения).
2. Создание основ идеологии экономического либерализма, базирующегося на принципе «laisse faire, laisser passer" — «пусть идет, как идет».
3. Определяющая роль производства в приращении богатства. Производителен труд, создающий новый материальный продукт не только в сельском, но и в промышленном производстве.
4. Теория разделения и производительности труда в обществе и на предприятии.
5. Теории стоимости, цен и денег.
6. Теория капитала и распределения дохода.
7. Теория земельной ренты.
8. Теория сравнительного преимущества и многие другие теоретические положения.
Слайд 8Четвертый этап развития экономики
Марксизм
Марксизм возник на основе критической переработки
классической школы и течения, получившего название утопического социализма. Представители последнего
(Т. Мор, Т. Кампанелла, Ш. Фурье, К. Сен-Симон, Р. Оуэн) выступали с критикой капитализма, частной собственности, эксплуатации, конструировали гармоничные модели справедливого социального устройства. Эти идеи были углублены К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Основываясь на фундаментальных положениях классической школы, теории трудовой стоимости, К. Маркс разработал теорию прибавочной стоимости, которой посвящен главный труд его жизни - «Капитал». К. Маркс доказывал неизбежное крушение капитализма как системы, раздираемой внутренними антагонистическими противоречиями, которые неизбежно ведут к революционной замене эксплуататорской системы социализмом, а затем коммунизмом.
Слайд 9Современные экономические школы
К современным экономическим школам можно отнести неоклассическое направление
в экономической мысли, кейнсианство, монетаризм, институционализм, некоторые другие.
Неоклассическое направление
Один
из наиболее выдающихся экономистов конца XIX— начала ХХ в. - Альфред Маршалл. Главный его труд «Принципы экономической науки», изданный в 1890 г., актуален и сегодня. Исследования А. Маршалла (а также ряда экономистов — К. Менгера, Ф. Визера, Е. Бем-Баверка и др.) опирались на теорию маржинализма (предельной полезности).
Слайд 10Кейнсианство
Эта теоретическая школа названа в честь ее основателя, выдающегося
английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Принято считать, что он является
создателем нового, современного направления макроэкономической теории, вызванного к жизни углублением противоречий капитализма в условиях рыночной экономики конца XIX — первой трети ХХ в.
Участившиеся экономические кризисы рыночной системы поставили перед наукой и хозяйственной практикой новые задачи. Потребовались новые подходы к осмыслению роли государства в поддержании макроэкономических пропорций. Поэтому теория Джона Мейнарда Кейнса, работа которого «Общая теория занятости, процента и денег» совершила настоящую революцию во взглядах на экономическую роль государства, была очень своевременной.
Слайд 11Монетаризм
Отцом современного монетаризма считается Милтон Фридмен, возглавляющий Чикагскую экономическую школу.
В соответствии с представлениями этой теории рынок сам справляется с
проблемой неравновесия, время от времени возникающей в экономике. Вмешательство государства в процесс воспроизводства лишь усиливает нестабильность. Монетаризм меняет направление вектора стимулирования со спроса на предложение. В основу этой теории положена концепция о тесной связи объема денежной массы и скорости денежного обращение, с одной стороны, и объема внутреннего национального продукта и уровня цен - с другой. Речь идет об уравнении Фишера
MV = PQ; M = PQ:V,
где М - объем денежной массы;
V - скорость обращения денежных единиц;
Q - объем ВНП;
Р - общий уровень цен.
Слайд 12Институционализм
В 90-х годах ХХ в. широкую популярность институционализм. Самые
видные представители этой школы — Тор- стейн Веблен, Джон Гэлбрейт,
Рональд Коуз, Дуглас Норт - исходят в своих трудах из тесной взаимосвязи динамично меняющихся в процессе эволюции экономических и неэкономических факторов. Основное внимание теория уделяет роли, которую выполняют различные институты в принятии экономических решений. Под общественными институтами понимаются самые различные структуры и отношения - от собственности и рынка до семьи и профсоюза.
Слайд 14МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Уральский государственный университет»
Дисциплина: экономическая теория
Тема: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИКИ
Направление: «Государственное и муниципальное управление»
Профиль: «Государственная и муниципальная служба»
Студент: Смирнова В. А.
Группа: ОЗГМС-19-1-у
Руководитель: Махинова Н. В.
Екатеринбург
2019