Слайд 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный
университет»
Психолого-педагогический институт
кафедра специальной педагогики и специальной психологии
Особые образовательные потребности и
специальные образовательные условия
Афонькина Юлия Александровна, канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой специальной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО «МАГУ»
Слайд 2Ребенок с особыми образовательными потребностями
В современном понимании ребенок с особыми
образовательными потребностями – это ребенок, нуждающийся в специальных условиях обучения
и воспитания для его максимально возможного развития, образования, введения в культуру сообщества и семьи
Фиксируя отказ законодателя и общества разделять людей на полноправное большинство и ограниченное в правах меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике названных детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы к фиксации их особых социальных и образовательных потребностей
Слайд 3Особые образовательные потребности
общие для всех детей с ограниченными возможностями здоровья
специфичные
для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья
индивидуальные образовательные потребности,
определяемые уникальной историей жизни, воспитания и образования конкретного ребенка
Слайд 4ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ ДЕТЕЙ С ОВЗ
ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
(О.И. Кукушкина,
Е.Л. Гончарова, О.С. Никольская
Время начала обучения
Содержание обучения
Методы и средства
обучения
Организация обучения
Границы образовательного пространства
Продолжительность образования
Круг лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие
Слайд 5Специфичные для детей с речевыми нарушениями особые образовательные потребности (Г.В.Чиркина)
•раннее
выявление детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и
назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;
• организация обязательного этапа логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, которые должны быть ориентированы на нормализацию или возможно полное преодоление отклонений речевого и личностного развития
• получение начального образования в условиях учреждения массового или специального типа, адекватного образовательным потребностям учащегося и степени тяжести его речевого недоразвития
• создание условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе обеспечения комплексного подхода при изучении детей с речевыми нарушениями и коррекции их нарушений: координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве логопеда, учителя, психолога и врачей разных специальностей
Слайд 6Продолжение
получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта,
нормализации общей и речевой моторики, состояния высшей нервной деятельности, соматического
здоровья
• возможность адаптации учебной программы при изучении филологического блока с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся
• гибкое варьирование двух компонентов – академического и жизненной компетенции в процессе обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных тематических разделов, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий
• индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий детей с нарушениями речи;
постоянный (пошаговый) мониторинг результативности академического компонента образования и сформированности жизненной компетенции учащихся, уровня и динамики и развития речевых процессов исходя из особенностей первичного речевого нарушения
Слайд 7Продолжение
применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе
специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных
путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью
• возможность обучаться на дому и/или дистанционно в случае тяжелых форм речевой патологии, а также при сочетанных нарушениях психофизического развития
• профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов, обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики
• психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного вовлечения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.
Слайд 8Индивидуальные особые образовательные потребности ребенка с речевыми нарушениями
моторная незрелость
особенности межанализаторных
связей, слабость пространственных представлений нарушения зрительного и слухового восприятия, памяти,
меньший объем запоминания и воспроизведения
нарушение связей мышления и речи, несформированность обобщающей функции слова. пассивность мышления, медленный темп оречевления: затруднения во всех формах связной речи, с трудом понимают логико-грамматические конструкции.не знают, как закончить смысловую программу предложения, словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, не знают обобщающих понятий, родственных слов
низкая умственная работоспособность, отчасти связанная с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий, в результате чего снижена способность к запоминанию и концентрации внимания.
особенности речевого поведения – незаинтересованность в вербальном контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, а в случае выраженных расстройств речи – негативизм и выраженные трудности речевой коммуникации.
социальное развитие большинства детей с нарушениями речи полноценно не формируется в связи с недостаточным освоением способов речевого поведения, неумением выбирать коммуникативные стратегии и тактики решения проблемных ситуаций
несформированность саморегуляции, эмоционально-волевые нарушения, дезадаптируующая тревожность
Слайд 9Представления о нормальном речевом развитии - это система координат, в
которой логопед анализирует речевое развитие ребенка (Е.Е. Китик)
Слайд 10Критерии анализа речевого развития ребенка
Психофизиологические предпосылки
Условия речевого развития
Средства
общения
Коммуникативное поведение
Актуальный уровень речевого развития
Слайд 11Оценка коммуникативного поведения
Собеседники ребенка
Содержание общения
Инициатива в общении
Отклик в общении
Отношение ребенка
к собственной речи
Слайд 12Оценка освоения средств коммуникации
невербальные средства общения
понимание речи
вербальные средства общения: фонетико-фонематический
и компонент, лексико-грамматический компонент
Слайд 13Гендерные различия
Речь девочек предметна, слабо комплексирована, в ней преобладает аффективный
компонент. В речи мальчиков больше выражены когнитивный и мыслительный компоненты,
она динамична и носит объяснительный характер, однако в меньшей степени соответствует нормам использования лексических единиц. Указанные особенности проявляются на разных уровнях высказывания: лексическом, морфологическом, синтаксическом и смысловом, определяя качественное своеобразие речи девочек и мальчиков.
Гендерные особенности речи в значительной степени детерминируют различные траектории речевого развития мальчиков и девочек. У девочек активнее развиваются базовые языковые структуры, отвечающие за использование лексических единиц, что можно назвать «горизонтальной» траекторией развития. У мальчиков же наиболее развитыми являются сложные грамматические операции, что можно определить как «вертикальную» траекторию развития.