Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный
университет»
Психолого-педагогический институт
кафедра специальной педагогики и специальной психологии
Нормативно-правовая основа проектирования коррекционно-развивающей
среды
Афонькина Юлия Александровна, канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой специальной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО «МАГУ»
Слайд 2Национальный проект «ОБРАЗОВАНИЕ»
https://edu.gov.ru/national-project.
Сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024
Это инициатива,
направленная на достижение двух ключевых задач.
Первая – обеспечение глобальной
конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Слайд 3Федеральные проекты, входящие в национальный проект
Современная школа Задача проекта: внедрение в
российских школах новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий,
а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предмету «Технология».
Успех каждого ребенка Задача проекта: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Слайд 4Федеральные проекты, входящие в национальный проект
Поддержка семей, имеющих детей. Задача
проекта: создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех
лет и реализация программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
Цифровая образовательная среда Задача проекта: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Слайд 5Федеральные проекты, входящие в национальный проект
Учитель будущего Задача проекта: внедрение национальной системы
профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных
организаций.
Молодые профессионалы Задача проекта: модернизация профессионального образования, в том числе с помощью внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
Слайд 6Федеральные проекты, входящие в национальный проект
Новые возможности для каждого Задача проекта:
формирование системы, в рамках которой работники смогут непрерывно обновлять свои
профессиональные знания и приобретать новые профессиональные навыки, в том числе компетенции в области цифровой экономики.
Социальная активность Задача проекта: создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере волонтерства.
Слайд 7Федеральные проекты, входящие в национальный проект
Экспорт образования Задача проекта: увеличение в
два раза числа иностранных граждан, обучающихся в вузах и научных
организациях, а также реализация комплекса мер по их трудоустройству.
Социальные лифты для каждого Задача проекта: формирование системы профессиональных конкурсов, дающей гражданам возможности для профессионального и карьерного роста.
Слайд 8ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК
ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ
РАЗДЕЛ "КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАНИЯ«
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97378/.
Слайд 9ПРОДОЛЖЕНИЕ
Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед). Должностные обязанности.
Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию
недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии,
в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья).
Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников.
Слайд 10ПРОДОЛЖЕНИЕ
Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии,
восстановлению нарушенных функций.
Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями
и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Ведет необходимую документацию.
Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.
Реализует образовательные программы.
Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников.
Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям.
Слайд 11ПРОДОЛЖЕНИЕ
Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической
и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также
современных информационных технологий.
Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса.
Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Слайд 12ПРОЕКТ ПРИКАЗА МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РФ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА "ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ (УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД, СУРДОПЕДАГОГ, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГ, ТИФЛОПЕДАГОГ)"
(ПОДГОТОВЛЕН МИНТРУДОМ РОССИИ
15.09.2016)
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=17243#01428841004091368э
Слайд 13Трудовая функция 3.1.1.Организация деятельности лиц с тяжелыми нарушениями речи по
освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также программ логопедической помощи
ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Определение типа образовательной программы и (или) варианта оказания логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи
Планирование уроков, логопедических групповых (подгрупповых) и индивидуальных занятий с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи
Организация специальной образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи и развития компетенции, необходимой для жизни человека в обществе
Организация основных видов деятельности лиц с нарушениями речи в процессе освоения ими образовательных программ, программ логопедической помощи с учетом их возраста, особенностей развития и психофизического состояния
Слайд 14Продолжение
Организация деятельности лиц с нарушениями речи по развитию компетенции, необходимой
для жизни человека в обществе, на основе планомерного введения в
более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов с другими людьми
Обеспечение формирования детского коллектива, активного сотрудничества обучающихся в разных видах деятельности, обогащения их социального опыта, активизации взаимодействия со взрослыми и сверстниками, за счет постепенного расширения образовательного пространства, ознакомления с социокультурной жизнью
Осуществление систематического контроля и оценки достижения лицами с нарушениями речи планируемых результатов обучения и воспитания, коррекции нарушений развития
Корректировка организации, содержания и технологий реализации программ образования и (или) оказания логопедической помощи с учетом результатов текущего и периодического контроля результатов их освоения, мониторинга результатов их реализации
Слайд 15Трудовая функция 3.1.2.Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с
тяжелыми нарушениями речи и программ логопедической помощи
Определение целей, задач, содержания
образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи
Планирование процесса реализации образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи
Планирование уроков, групповых (подгрупповых) и индивидуальных логопедических занятий при реализации образовательных программ для лиц с нарушениями речи и (или) программ логопедической помощи
Слайд 16Продолжение
Разработка системы контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения образовательных
программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или)
программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи
Корректировка содержания программ, планов занятий по результатам анализа их реализации, обновление фондов оценочных средств
Оформление программно-методической документации, определяемой в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными актами и отражающей реализацию образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных потребностей лиц с нарушениями речи
Слайд 17Трудовая функция 3.1.3.Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений
Выявление
факторов риска возникновения нарушений речи у лиц разного возраста
Своевременное выявление
детей с нарушениями речи, испытывающих трудности в обучении для организации их индивидуального психолого-педагогического сопровождения и возможного изменения образовательного маршрута
Анализ документов лиц с нарушениями речи, оформленных организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры, спорта, правоохранительными органами
Выбор методик для диагностики состояния речи у детей и взрослых с учетом их индивидуальных особенностей, методик логопедического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Проведение диагностики нарушений речи, логопедического обследования с учетом возраста, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи
Слайд 18Продолжение
Осуществление анализа и оценки результатов диагностики нарушений речи, логопедического обследования
с учетом данных комплексного обследования лиц с нарушениями речи
Подготовка логопедического
заключения по результатам диагностики, логопедического обследования лиц с нарушениями речи
Выявление особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей, социально-коммуникативных ограничений у лиц с нарушениями речи
Составление психолого-педагогической характеристики обучающегося с нарушениями речи
Разработка рекомендаций к коррекционно-педагогическому сопровождению процессов образования и реабилитации и (или) к реализации логопедической помощи лицам с нарушениями речи, при необходимости, к дополнительному обследованию специалистами организаций здравоохранения, социальной защиты
Слайд 19Продолжение
Консультирование лиц с нарушениями речи по вопросам образования, развития, овладения
средствами коммуникации, профессиональной ориентации, социальной адаптации
Консультирование родителей (законных представителей) и
членов семей лиц с нарушениями речи по вопросам семейного воспитания, выбора образовательного маршрута и его изменения на разных этапах образования, социальной адаптации, профориентации, проведения коррекционно-развивающей работы в условиях семьи
Консультирование педагогических работников и специалистов, участвующих в реализации процессов образования, социальной адаптации, реабилитации лиц с нарушениями речи
Реализация мер по профилактике нарушений речи, а также заболеваний, трудностей в развитии и социальной адаптации лиц с нарушениями речи
Слайд 20 ПИСЬМО от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 О СОЗДАНИИ
УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И
ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=433853#007490882974572699. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 7 июня 2013 г. N ИР-535/07 О КОРРЕКЦИОННОМ И ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-07062013-n-ir-53507/.
ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ (Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении " (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2013 N 30242) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153650/.
О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ (Письмо МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РФ (от 8 февраля 2019 г., № ТС-421/07) https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-08.02.2019-N-TS-421_07/.
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации") https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72641204/.
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 г. N Р-75) https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-06082020-n-r-75-ob-utverzhdenii/.
Слайд 21ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПОСВЕЩЕНИЯ РФ
от 31 июля 2020 г. N 373
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=369553
Слайд 23
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ:
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Н.Н. Малофеев ФГБНУ «Институт
коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва
https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-concept-of-development-of-education-of-children-with-disabilities.
Цель разработки – создание
Концепции развития образования детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), позволяющей использовать результаты современных междисциплинарных исследований как основу для принятия решений.
Концепция определяет пути достижения качественно более высоких результатов в развитии, воспитании, образовании, социализации и профессионализации детей с ОВЗ, развитие социального статуса ребенка, сохранение и развитие социального статуса и жизненной перспективы семьи, его воспитывающей.
Созданная Концепция впервые адресована в равной мере специалистам и родителям – так сможет реализоваться на деле представление о семье ребенка с ОВЗ как о полноправном субъекте образования.
Концепция включает целевые ориентиры и стратегические направления развития образования детей с ОВЗ на всех его уровнях на ближайшее десятилетие.
Концепция представляет развитие жизненной компетенции, социальной состоятельности ребенка с ОВЗ как одну из основных задач его образования на всех уровнях
Слайд 24
Стратегические направления развития дошкольного образования детей с ОВЗ
(О.С. Никольская, О.И.
Кукушкина, Е.Л. Гончарова, О.А. Карабанова)
выделить в каждой нозологической группе спектр
основных вариантов развития, чтобы обоснованно и дифференцированно ставить психолого-педагогические задачи, определять содержание образования, объем и характер коррекционной помощи, дифференцированно оценивать ожидаемые результаты, обоснованно выбирать вариант образовательного маршрута в дошкольном возрасте и при поступлении в школу.
обязательная дифференциация особых образовательных потребностей (ООП) каждой категории детей по вариантам их развития.
подразумевается введение понятия «особые образовательные потребности семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с определенным ограничением здоровья и вариантом психического развития».
признать ценностью достижение максимально возможной эмоциональной стабильности дошкольника с ОВЗ как обязательного условия его продуктивного социально-эмоционального и когнитивного развития.
требуется уточнить правила введения ребенка с ОВЗ в более сложную социальную жизнь в детском саду.
Слайд 25
Продолжение
Требуется дифференциация содержания программ дошкольного образования детей с ОВЗ не
только по нозологическим группам, но и по вариантам психического развития.
В
содержании дошкольного образования и логопедической работы требуется выделить и усилить линию развития коммуникации ребенка с ОВЗ, понимая, что именно она является движущей силой развития лексического, грамматического и фонетического строя детской речи.
В дошкольном образовании требуется обеспечить переход от принципа отработки отдельных, пусть даже важных, умений и навыков, к принципу специальной организации жизни ребенка с ОВЗ в детском саду, обеспечивающей накопление значимого опыта наблюдений, впечатлений, действий, благодаря чему только и может происходить продуктивное и максимально возможное для детей с ОВЗ развитие высших психических функций, полноценное формирование необходимых понятий, умений и навыков.
Делом специалистов дошкольного образования должно стать выявление индивидуальных способностей и избирательных одаренностей ребенка с ОВЗ, накопление им в учреждении опыта успешной продуктивной деятельности, что необходимо для развития положительного отношения к ребенку с ОВЗ и его самоотношения, самооценки.
Слайд 26Продолжение
Дальнейшей задачей является обеспечение в любой из форм дошкольного образования
дифференцированного содержания обучения и воспитания, соответствующего варианту развития и особым
образовательным потребностям дошкольника с ОВЗ и его семьи.
Требуется разработать и внедрить мониторинг дошкольного образования детей с ОВЗ, включающий два взаимосвязанных компонента: динамику психического и социального развития ребенка.
Важно сохранить традиционный для специальной психологии и коррекционной педагогики гуманистический принцип оценки динамики развития ребенка и его взаимодействия с окружением - не только относительно траектории нормативного психического развития по возрасту, но и «по отношению к самому себе».
Требуется укоренить представление специалистов ПМПК о том, что для обоснованного выбора образовательного маршрута, программы и условий обучения, рекомендуемых семье, необходимо определение варианта развития ребенка и обоснованная оценка актуального уровня и перспектив его психического и социального развития в разных условиях обучения и воспитания.
Требуется определение правил и форм обсуждения с семьей рекомендаций специалистов по выбору образовательного маршрута ребенка.
психолго-педагогическое сопровождение новой и растущей группы детей с измененным функциональным статусом вследствие применения медико-биологических цифровых технологий имплантации
Слайд 27Стратегические направления развития образования младших школьников с ОВЗ
(О.С. Никольская,О.И. Кукушкина,Е.Л.
Гончарова,О.А. Карабанова)
отношения ребенка с ОВЗ со сверстниками в начальной школе
должны стать предметом внимания и работы учителя, так как они определяют развитие социального поведения и коммуникации
ученик начальной школы должен понимать, зачем он учится писать, читать и считать, что хорошего в том, что он научится этому. Ребенка должны радовать новые умения, которые он сразу может применять в жизни. Он должен понимать, зачем он учится, и радоваться тому, что научился.
у семьи и специалистов сохраняется необходимость помогать ребенку в получении интересной ему и нужной информации, выставляя при этом рамки и обеспечивая его безопасность в сети.
психолого-педагогическая поддержка накопления опыта реальных дружеских отношений младшего школьника со сверстниками, необходимого для дальнейшего развития баланса между опытом реального и сетевого взаимодействия – обязательная в этом возрасте профилактика возникновения компьютерной и сетевой зависимости.
Слайд 28Продолжение
семья ребенка с ОВЗ должна иметь возможность удовлетворять свои особые
образовательные потребности – консультировать ребенка и быть проконсультированной в отношении
динамики его развития в выбранных условиях обучения, любых других волнующих семью аспектах воспитания и обучения в школьной психологической службе, а при необходимости - в условиях независимой консультации
важно, чтобы в этих новых деловых отношениях в школе у ребенка формировались новая положительная самооценка и более высокий уровень притязаний, что невозможно без поддержки учителя
требуется обеспечить явное представление компонента жизненной компетенции в программах для детей с ОВЗ, задач формирования конкретных представлений, умений и навыков в каждой области жизненной компетенции в соответствии с особыми образовательными потребностями каждого ребенка.
признать, что необходимая в начальной школе объективная оценка учебных достижений помогает развитию ребенка с ОВЗ только при условии его полного эмоционального приятия.
Слайд 29Продолжение
оценка должна пониматься как инструмент, не разрушающий отношения ребенка с
окружающими и с самим собой, а как инструмент помощи ребенку
и семье в определении точки приложения взаимных усилий ребенка, семьи и специалистов для достижения желаемого результата обучения.
требуется переосмыслить реализующиеся на практике ценностные ориентиры, условия и процедуры экзаменации каждой категории учащихся с ОВЗ по завершении цикла начального школьного обучения.
необходимо формировать у детей, семьи и специалистов отношение к предстоящим итоговым испытаниям в начальной школе как к празднику, завершающему большой этап труда, заложившего основы и траекторию будущего образования.
требуется уточнение ФГОС НОО в отношении новой и растущей группы детей с измененным функциональным статусом вследствие применения медико-биологических цифровых технологий имплантации
Слайд 31Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования"
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74485010/.