Слайд 1Какими средствами
воздействует искусство?
Урок №2
Слайд 2Средства художественной выразительности
композиция
форма
ритм
пропорции
фактура
цвет
тон
интонация
Слайд 3Форма
Форма представляет собой сумму приемов, выразительных и изобразительных средств для
создания художественного образа в любом виде искусства.
Благодаря форме рождается
внешнее выражение определенного содержания, например, изобразительная форма, музыкальная форма, стихотворная форма. В разных видах искусства внешнее выражение имеет свои особенности.
Слайд 4Форма
В изобразительном искусстве
форма — это очертание, наружный вид, контур
предмета. Самые простые формы
приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, «амебе».
Каждая форма
имеет свой характер.
Слайд 5Форма
Квадрат — законченная, устойчивая форма — выражает утверждающие образы, ей
не свойственно движение, полет.
Треугольник — активная, развивающаяся на плоскости
и в пространстве форма — несет в себе возможность движения, выражает борьбу противоположностей, может быть агрессивной.
Круг — наиболее яркое выражение идеи природы (Земли, Солнца, мироздания), поэтому ассоциируется с понятиями «добро», «счастье», «жизнь».
Текучая форма амебы придает образам неустойчивый характер, ассоциируется с романтичностью, меланхолией, пессимизмом.
Слайд 6Форма
И. ВИШНЯКОВ.
Портрет Ксении Тишининой
Слайд 7Форма
П. РУБЕНС. Снятие с креста
Слайд 8Форма
Н. ПУССЕН. Аркадские пастухи
Слайд 9Рафаэль Санти
«Мадонна с гвоздикой»
Слайд 10Рафаэль Санти
«Мадонна с гвоздикой»
Слайд 13Стилизованные и трансформированные формы
Для усиления художественного образа формы могут быть
стилизованными или трансформированными.
В них подчеркиваются или изменяются характерные черты
предмета, а ненужные детали отбрасываются. Особенно часто эти приемы используются в плакатной и книжной графике и в мультипликации, а также в современной скульптуре.
Слайд 14А. Джакометти. Паук
А. Джакометти. Кошка
Слайд 15Кадр из мультфильма «Винни Пух»
И. Билибин. Пир
Слайд 16Альберто Джакометти
(1901-1966)
Швейцарский скульптор, живописец и график.
Его скульптура «Собака» 1951
года передает одиночество и потерянность.
Слайд 17Рука 1947 г.
Альберто Джакометти
Бронза
Слайд 18 Находясь в постоянном поиске, мастер в феврале 1946 года обратил
внимание на дорожный знак с изображением человека. Это впечатление подвигло
его на разработку собственного стиля с характерными, очень тонкими, вытянутыми фигурами. Он "упраздняет объем", уплощает свои фигуры до тонкости лезвий. Его сквозные конструкции появляются как протест против традиционного языка скульптуры, с его подчеркнутой осязаемостью и весомостью.
Колесница
1950 г.
Слайд 19Форма в музыке
В музыке под формой подразумеваются организация музыкального целого,
способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы
дают своим произведениям, например: песня, романс, баллада, прелюдия и др.
Формы композиции в музыке основаны на известных вам принципах — повтор и контраст. Различают двух-
частные и трехчастные музыкальные формы, вариации, рондо, сонатная форма и др.
Слайд 20Ритм
Ритм отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием.
Слово ритм означает «мерность».
Ритм сложился под влиянием деятельности человека: шага,
танца, заклинания, плача-причета, укачивания ребенка, бытовой речи, этапов работы. Ритм подсказывает и природа: сердцебиение и пульс живого организма, пение птиц, движение морских волн и т. п. Такие ритмы понятны всем людям. С помощью ритма можно выразить состояния покоя и безмятежности, величия и стабильности, суетливости и испуга.
Слайд 21
Фактура от лат. factura —
обработка, строение.
В изобразительном искусстве фактура
— это характер обработки поверхности изделия декоративно-прикладного искусства, скульптуры или
живописной плоскости, способ передачи особенностей реальных предметов (бархат, шелк, бронза и др.) изобразительными средствами. Это и совокупность технических приемов художника: ведение кисти, наложение красочных слоев, удары резца, полировка.
В музыке под фактурой понимают характер, совокупность средств музыкального изложения, склад, тип взаимоотношений различных голосов музыкальной ткани: гармоническая (аккордовая), в которой голоса движутся «стройными рядами»; полифоническая, в которой каждый голос самостоятелен.
Слайд 22Руины древнегреческого храма
Реймский собор. Франция
Слайд 23Новодевичий монастырь в Москве
Какие ассоциации вызывают у
вас пропорции этих архитектурных сооружений?
Слайд 24Фра Филиппо Липпи. Портрет женщины и мужчины, 1460-е
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Слайд 25Домашнее задание
Художественно-творческие задания
Создайте в технике аппликации (или на компьютере) несколько
уравновешенных или неуравновешенных композиций, используя разные по характеру элементы.
Слайд 26Источники
Сергеева Г. П., Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений
/ Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.
— М.: Просвещение, 2011
Сокольникова Н.М. Основы композиции/
http://www.tinlib.ru/kulturologija/osnovy_kompozicii_uchebnik_dlja_uch_5_8_kl/p1.php